На сегодняшний день открываемые синтезатором возможности цифровых технологий и высокое качество звучания при относительно несложной технике игры на нем, делают этот инструмент особенно привлекательным для музыканта-любителя. Чтобы ярко озвучить музыкальную композицию на синтезаторе, совсем не обязательно обладать виртуозной беглостью пальцев и другими узкопрофессиональными навыками, необходимыми пианисту. Широкий простор для творчества видится в создании оригинального репертуара и аранжировок, которые можно сохранять на компьютере, редактировать в музыкальном редакторе, или использовать синтезатор для создания эллектронной музыки. Данная работа имеет цель не только изучить функции синтезатора но и проявить себя как аранжировщика, применяя творчество в создании музыкальных композиций.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_galiaskarova_anzhella.doc | 479 КБ |
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 13 г. Нижневартовска
2010-2011 учебный год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 13
«Изучение функциональных возможностей синтезатора
для развития моего творчества»
Авторы:
Галиаскарова Анжелика – 4 Б класс
Руководитель: Сизова А.Л.,
учитель музыки
Нижневартовск
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 |
Глава 1. Литературный обзор | |
1.1 Творчество. Творческие способности. | 5 |
1.2. История появления электроинструментов | 7 |
1.3. Функциональные возможности синтезатора | 9 |
1.4. Музыкальный стиль | 12 |
Глава 2. Методика проведения исследования | 14 |
Глава 3. Результаты исследования | 17 |
Выводы | 25 |
Список использованной литературы | 27 |
Приложение № 1 Фотографии первых электроинструментов: телармониум, терменвокс | 28 |
Приложение № 2 Опросный лист | 29 |
Приложение № 3 Карта оценки достижений участника эксперимента вводная | 30 |
Приложение № 4 Карта оценки достижений участника эксперимента итоговая | 31 |
Приложение № 5 Запись на CD музыкальных произведений, используемых при исследовании | |
Приложение № 6 Рекомендации по творческому воплощению музыкального произведения в разных стилях, используя функции синтезатора для младшего школьника. |
Актуальность. На сегодняшний день открываемые синтезатором возможности цифровых технологий и высокое качество звучания при относительно несложной технике игры на нем, делают этот инструмент особенно привлекательным для музыканта-любителя. Чтобы ярко озвучить музыкальную композицию на синтезаторе, совсем не обязательно обладать виртуозной беглостью пальцев и другими узкопрофессиональными навыками, необходимыми пианисту. Вместе с тем, управление всеми богатыми звуковыми возможностями синтезатора оказывается гораздо проще и доступнее чем игра на традиционных музыкальных инструментах. Если, скажем, качественное звучание скрипки достигается лишь спустя несколько лет кропотливой, а порой скучной и тяжелой работы, то определенный характер тембра или стиля заложен в память синтезатора уже фабрикой-изготовителем. Широкий простор для творчества видится в создании оригинального репертуара и аранжировок самой разнообразной музыки, которую можно сохранять на компьютере, или редактировать её в музыкальном редакторе, или использовать синтезатор для создания электронной музыки, но это тема моей будущей работы. Данная работа имеет целью не только изучить функции синтезатора, это можно сделать и в системе дополнительного образования (например, классы изучения игры на синтезаторе в системе ДДТ), но и проявить себя как аранжировщика применяя творчество в создании музыкальных композиций.
Цель: Определить, как влияют занятия цифровой аранжировкой на творческие способности музыканта
Задачи:
-определить сущность понятий «творчество», «творческие способности»;
- разработать «Карту оценки достижений участника эксперимента»
- организовать и провести внутреннюю и внешнюю экспертизу результатов эксперимента.
Объектом исследования является развитие творческих способностей исполнителя.
Предмет исследования: развитие общих творческих способностей (интуиции, инициативности, фантазии) и чувства стиля как специально – музыкальной способности.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ теоретических источников, изучение функций синтезатора, практическое экспериментирование, тестирование, статистическая обработка результатов.
Новизна: Новизна работы заключается в раскрытии прямой взаимосвязи обучения инструментальному музицированию с применением современных технологий и развития детского творчества.
Гипотеза: Освоение функциональных возможностей синтезатора позволяет развить умение прогнозировать, фантазию, инициативность, чувство стиля.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по творческому воплощению музыкального произведения, в разных стилях используя функции синтезатора для младшего школьника.
Глава 1. Литературный обзор.
1.1 Творчество. Творческие способности.
Творчество - это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью.
Следует отличать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным научным продуктом научным открытием, изобретением. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной.
На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Творческая способность - это способность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверять ее и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи и т.п.
Чтобы формировать и развивать творческие способности, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что развитие творчества главным образом осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы, решения которых уже известны. Однако отсутствие общественной новизны в результатах творчества учащегося не приводит к изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности.
Интуиция (лат. intuitio — созерцание) - чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении и предшествующем опыте.
Одна из составляющей интуиции основана на жизненном опыте, поэтому единственный способ развить её — накопление опыта в определенной области знаний. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также определение формулы бензола, разработанное Кекуле, сделанные ими во сне, подтверждают ценность жизненного опыта и багажа знаний для развития интуиции, для получения интуитивного знания.
Инициатива ( от лат. initium - начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности. И. представляет собой разновидность обществ, активности, социального творчества, предпринимаемого человеком[1]. А. Н. Корабельников.
Инициативность, способность личности к самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости. Как личностное качество инициатива проявляется в способности к свободному мышлению и самостоятельным действиям, а творческая деятельность становится реальной личностной потребностью. Развитие инициативы возможно только при условии свободного личностного самовыражения[2].
Воображение – психический познавательный процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека.
Наряду с термином «воображение» широко употребляется в нашей речи термин «фантазия». Со словом «воображение» обычно ассоциируется мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как за словом «фантазия» закрепилось значение несбыточного, нереального. Некоторые ученые используют термин «фантазия» для обозначения одного из видов воображения – творческого. Они применяют понятие фантазия для описания художественно-творческой деятельности. Обычно в психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» считаются равнозначными.
Фантазия является важнейшим элементом процесса познания и деятельности человека[3].
Наряду с общими творческими способностями, развивающими личность в целом, существуют и специальные узкопрофессиональные творческие способности (например математические, спортивные, художественные, гуманитарные, актерские и др.). Чувство стиля является специально – музыкальной способностью, и выражается в умении осознать, различать, создавать стилистические особенности музыкального произведения.
1.2. Музыкальный стиль
Музыкальный стиль - термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания. В музыке это - музыкально-эстетическая и музыкально-историческая категория. Понятие стиля в музыке, отражающее диалектическую взаимосвязь содержания и формы, является сложным и многозначным. При безусловной зависимости от содержания оно все же относится к области формы, под которой понимается вся совокупность музыкально-выразительных средств, включающая элементы муз. языка, принципы формообразования, композиционные приемы. Понятие стиля подразумевает общность стилевых признаков в музыкальном произведении, коренящуюся в социально-исторических условиях, в мировоззрении и мироощущении художников, в их творческом методе, в общих закономерностях музыкально-исторического процесса.
Понятие стиля в музыке возникло в конце эпохи Возрождения (кон. 16 в.), т.е. в период становления и развития закономерностей собственно музыкальной композиции, получивших отражение в эстетике и теории. Оно прошло длительную эволюцию, показавшую как многозначность, так и некоторую расплывчатость понимания термина. В современном музыкознании оно является предметом дискуссий, что объясняется разнообразием вкладываемых в него смыслов. Его относят и к индивидуальным особенностям композиторского письма (в этом значении он приближается к понятию творческого почерка, манеры), и к особенностям произведения, входящих в жанровую группу (стиль жанра), и к общим особенностям письма группы композиторов, объединенных общей платформой (стиль школы), и к особенностям творчества композиторов одной страны (национальный стиль) или исторического периода в развитии муз. искусства (стиль направления, стиль эпохи). Все эти аспекты понятия "стиль" вполне закономерны, но в каждом из них существуют те или иные ограничения. Они возникают из-за различия в уровне и степени общности, из-за многообразия стилевых черт и индивидуального характера, их претворения в творчестве отдельных композиторов. Поэтому во многих случаях правильнее говорить не об определённом стиле, а отмечать стилистические тенденции (ведущие, сопутствующие) в музыке эпохи или в творчестве композитора, стилистические связи или общность отдельных стилевых черт и т.д. Выражение "произведение написано в таком-то стиле" является скорее обиходным, чем научным. Таковы, например, названия, которые композиторы иногда дают своим произведениям: фортепианная пьеса Мясковского "В старинном стиле", т.е. в старинном духе.
Часто слово "стиль" заменяет другие понятия, например метода или направления (романтический стиль), жанра (оперный стиль), музыкального склада (гомофонный стиль), типа содержания. Последнее понятие (например, героический стиль) следует признать неправильным, т.к. при этом не учитываются ни исторический, ни национальный факторы, а подразумеваемые общие признаки, например интонационный состав тематизма (фанфарные интонации в героических темах), явно недостаточны для фиксации стилевой общности. В прочих случаях необходимо учитывать как возможность сближения и взаимодействия понятий стиля и метода, стиля и жанра и т.п., так и их различие и ошибочность полного отождествления, фактически уничтожающего саму категорию стиля.
Понятие стиль жанра возникло в музыкальной практике при становлении индивидуальных стилистических особенностей в жанрах мотета, мессы, мадригала и других (в связи с применением в них различных композиционно-технических приёмов, средств музыкального языка). Использование этого понятия наиболее правомерно по отношению к тем жанрам, которые по условиям своего возникновения и бытования не несут на себе яркого отпечатка личности творца или в которых отчётливо выраженные общие свойства явно преобладают над индивидуально-авторскими. Термин применим к бытовой музыке определённых исторических периодов (стиль русского бытового романса 1-й пол. 19 в., различают стили современной эстрадной, джазовой, рок музыки и др.).
Средства выразительности, ставшие стилевыми чертами, приобретают в историческом процессе и самостоятельное значение, являясь "опознавательными признаками" того или иного типа содержания: чем ярче выявлены эти признаки, тем яснее и отчётливее раскрывается содержание.
1.3. История появления электроинструментов
В своей конструкции музыкальные инструменты всегда опирались на передовые достижения научно-технической мысли, поэтому здесь не могли остаться незамеченными и явления, связанные с электричеством. Первый электроклавесин, где для звукоизвлечения использовалось статическое электричество, был построен во Франции еще в 1759-м году.
Успешные опыты по генерированию звука с помощью электричества 19-м веке дали толчок активным поискам в конструировании электромузыкальных инструментов. Среди многочисленных и самых разнообразных предшественников их современных видов назовем такие экзотические как телармониум С. Кэхилла (1910 г.) – огромный в 200 тонн электроорган, предназначавшийся для распространения музыки по сети абонентов телефонной станции Чикаго, терменвокс Л. Термена (1920 г.) – первый электроинструмент, выпущенный серийно, игра на котором напоминает пассы экстрасенсов, и оптический синтезатор Е. Мурзина (1964 г.), где звук можно было нарисовать на стекле.
Чем шире в звукообразовании использовалось электроника, тем более интересные и неожиданные перспективы открывались в звуковом материале. И если тембровый спектр электрифицированных инструментов оказывался значительно разнообразнее их акустических прототипов, то звуковой потенциал электронных инструментов поистине безграничен. «Скудная палитра примитивных шумов, которыми мы некогда пользовались в кино и на радио, обогатилась многими совершенно новыми и очень интересными возможностями – писал Д.Б. Кабалевский. – Сейчас можно пропеть «тембром ветра» или «тембром гудящих телеграфных проводов» двух-трехголосную хоровую песню, даже фугу, шум набегающих на берег морских волн может быть интонационно «уточнен» и включен в партитуру наряду с любым инструментом оркестра. Неслыханные ранее тембры уводят наше воображение в причудливые миры фантастики, в космическое пространство».
В том, что электронные тембры заняли сегодня столь заметное место в музыке, немалая заслуга принадлежит композиторам-авангардистам, расширившим наши представления о ее звуковом материале. Здесь следует назвать П. Шеффера, своим концертом по французскому радио в 1948-м году давшего начало конкретной (шумовой) музыке. Э. Вареза, создавшего первую композицию электронной музыки в 1947-м году. А также – К. Штокхаузена, П. Булеза, Я. Ксенакиса, Д. Кейджа, В. Усачевского, внесших заметный вклад в электронную музыку и способствовавших распространению электронных студий во всем мире.
Нельзя не упомянуть здесь также и имена инженеров Р. Муга, Т. Оберхайма, Д. Чоунинга и Р. Курцвэя – создателей современных синтезаторов, тембры которых стали для нас столь привычными.
История компании Yamaha
YAMAHA основана в 1887 году Torakuzu Yamaha, мастером по изготовлению язычковых органов.
С тех пор торговая марка YAMAHA получила всемирную известность и уважение музыкантов планеты мира благодаря высочайшему качеству звука, полученному в результате синтеза традиционных методов конструирования и производства с самыми современными технологиями, последними достижениями области электронной техники. В настоящее время YAMAHA является единственной компанией в мире, производящей практически все виды музыкальных инструментов - рояли и пианино, духовые, ударные и перкуссионные инструменты, гитары и электрогитары, клавишные синтезаторы, сэмплеры и тон-генераторы, а также оборудование для обработки и усиления звука, отличающиеся безупречным звучанием, удобством использования, высокой надежностью и разумной ценой. Деятельность YAMAHA не ограничивается производством музыкальных инструментов и оборудования. Очень важным направлением деятельности является поиск и поддержка молодых одаренных музыкантов путем проведения конкурсов и фестивалей, учреждения фондов. YAMAHA разработала уникальную методику обучения музыке, реализованную во всемирной сети авторизованных музыкальных школ.
1.4. Функциональные возможности синтезатора
Какие преимущества синтезатора можно выделить как отличные от классического пианино? Прежде всего, – это многотембровость. Не менее сотни (!) тембров даже в самой простой его современной модели способны ответить самым разнообразным запросам пользователя. Дополнительные цифровые эффекты: двойной голос, гармония, эхо, сустейн, эффект реверберации, эффект DSP, стимулируют фантазию музыканта в построении богатой насыщенной оригинальными звучаниями фактуры.
Автоаккомпанемент, возможность использования которого предусматривает конструкция синтезатора, приближает его звучание к ансамблю или даже к оркестру, исполняющих музыку самых разных бытовых жанров и стилей, а ритмические сбивки, также заложенные в его памяти, оживляют это звучание, придают ему блеск и импровизационную непосредственность.
Секвенсер дает возможность исполнителю заранее записать свою композицию или отдельные ее фрагменты, например, трудные, эффектно звучащие места, и в результате он чувствует себя намного увереннее на сцене или в студии звукозаписи.
Наконец, компьютер, с которым синтезатор коммутируется, позволяет озвучить любую самую сложную партитуру, отредактировать сочинение, достигая при этом идеального качества его звучания, и получить при наличии принтера нужное количество экземпляров его нотной распечатки.
Таким образом, задачи музыканта здесь далеко выходят за рамки воспроизведения готового нотного текста и включают в себя помимо чисто исполнительской функции еще функции инструментовщика (выбор тембра), аранжировщика (уточнение фактуры, выбор автоаккомпанемента и определение мест ритмических отыгрышей), звукорежиссера (установка правильного баланса голосов фактуры, подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка вносимого в память инструмента или компьютера звучания и уточнение нотной записи музыки).
Эскизность изложения нотного текста может послужить отличным стимулом для творческих поисков ученика. Ему можно предложить самостоятельно подобрать и отредактировать тембры, при необходимости – автоаккомпанемент и ритмические сбивки, а, может быть, также подобрать гармонию или присочинить подголосок. Но здесь важно, чтобы такая «темброфактурная открытость» нотного изложения дополнялась объяснениями учителя – какие варианты решений предпочтительнее и почему.
Глава 2. Методика проведения исследования
Эксперимент проводился в лабораторных условиях кабинета музыки на оборудовании - синтезатор YAMAHA PSR 520
Теоретическую базу эксперимента составляли различные литературные источники, как печатные издания, так и информационные ресурсы интернета (см. список литературы)
Для практического экспериментирования была выбрана русская народная песня «Пчелочка златая»
Исследование проводилась по следующему плану:
На подготовительном этапе исследования нами была выбрана для исполнения русская народная мелодия песни «Пчёлочка златая». Ее характеризует бодрый жизнерадостный характер и шутливое содержание. А так же определены 3 стиля в которых будет воплощена мелодия песни: №1 -народный, №2 - классический (жанр польки), и №3 - рок (жанр hard rock). Музыкальные стили нами были выбраны не случайно. После знакомства и прослушивания музыкальных стилей, заложенных заводом изготовителем мы определили, что аранжирование инструментальной версии русской народной песни отражается в Русском народном стиле.
Русский Народный стиль. Чтобы придать достоверность звучанию должны звучать р.н.инстр. Однако чаще всего на вооружении современных школ находятся синтезаторы, выпускаемые за рубежом, следовательно в них нет тембров русских народных инструментов. Единственный тембр голоса похожий на звучание гармони называется musette. Поэтому для исполнения в русском народном стиле нами было выбрано звучание одного инструмента, без функции автоаккомпанемента. Исполнение было в ансамбле с учителем.
Классический стиль на синтезаторе марки YAMAHA PSR 520. Представлен несколькими жанрами это Вальс (3 разновидности), Марш (4 разновидности), Тарантелла, Полька (2 разновидности). Для исполнения русской народной песни «Пчелочка златая» мы выбрали жанр Польки, т.к. размер песни 2/4, быстрый и задорный характер ее исполнения близок звучанию жанра. Полька – это народный чешский танец, быстрого темпа. Чаще всего на праздниках исполнялась под аккомпанемент скрипки. Соответственно и в нашем исполнении мы решили основным тембром использовать голос под названием violin, а так же функцию автоаккомпанемента со стилем polka1. Для исполнения гармонической линии применялась функция игры «одним пальцем» - single, и функции вступления (intro) и окончания (ending).
Стиль Рок музыки так же представлен несколькими жанрами (8) среди них Folk Rock, Rock POP (2 разновидности ), Rock Ballad, Hard Rock, Slow Rock. Для создания композиции ярко отражающей характерные черты рока а это и ревущий звук электрогитар, и жесткий четкий ритм барабанов, мы выбрали жанр Hard Rock с солирующим тембром – ovrdrv gtr, одноголосного звучания. Так же как и в предыдущем стиле применялась функция игры «одним пальцем» - single, и функции вступления (intro) и окончания (ending).
На протяжении всей работы проводился мониторинг развития творческих способностей, результаты которого внесены в «Карту оценки достижений участника эксперимента». В работе представлены входящая карта и карта итоговой диагностики (Приложение №3)
Личностное приращение участника эксперимента отражено в прилагаемой таблице (см. главу результаты исследования).
Для проведения внутренней экспертизы была выбрана тестовая методика, при которой учащимся разных возрастных групп предлагалось определить музыкальный стиль исполненной темы. Детям были предложены бланки тестового задания, в котором перечислены 5 музыкальных стилей. Респондентам предлагалось послушать поочередно звучание 3 музыкальных фрагментов и цифрами определить стиль каждого из них. В связи с тем, что младший школьник на уроках музыки в школе еще не проходил все стилевые особенности жанров музыки, что пропечатаны в опросном листе, а жизненный опыт и собственные музыкальные знания могут оказаться не настолько велики, чтобы самостоятельно дать классификацию, для чистоты эксперимента исследования проводились на двух возрастных категориях: 3 и 6 классах.
Глава 3. Результаты исследования
Результатом практического эксперимента по развитию общих творческих способностей (интуиции, инициативности, фантазии) и чувства стиля как специально – музыкальной способности при изучении функциональных возможностей синтезатора может стать таблица, отражающая развитие творческих способностей участника эксперимента.
Таблица №1
Сравнительная таблица развития творческих способностей участника эксперимента
Выводы из сравнительной таблицы № 1 развития творческих способностей участника эксперимента мы видим
Во внутренней экспертизе творческого продукта принимало участие 84 учащихся 3 классов и 42 учащихся 6 классов, всего 126 человек.
Результаты исследования представлены на диаграммах и в таблицах, что позволяет наглядно увидеть и сравнить количество ответов и их процентное соотношение.
Диаграмма 1
Результаты определения стиля музыкального произведения № 1 учащимися 3 класса
Таблица № 2
Соотношение правильных ответов на произведение № 1
учащихся 3 класса
Стиль | Кол-во человек | Процентное соотношение |
Рок | 0 | 0 % |
Джаз | 0 | 0 % |
Классика | 9 | 11 % |
Народный | 73 | 87 % |
Популярная эстрада | 2 | 2 % |
Вывод: из диаграммы № 1 и таблицы №2 видно, что стиль первого музыкального фрагмента как народный, определили верно 73 (87%) учащихся 3 класса.
Диаграмма № 2
Результаты определения стиля музыкального произведения № 2
учащимися 3 класса
Таблица № 3
Соотношение правильных ответов на произведение № 2
учащихся 3 класса
Стиль | Кол-во человек | Процентное соотношение |
Рок | 0 | 0 % |
Джаз | 21 | 25 % |
Классика | 36 | 43 % |
Народный | 4 | 5 % |
Популярная эстрада | 23 | 27 % |
Вывод: результаты тестирования выявили сложность в определении стиля 2 фрагмента (классика, полька). Ответы учащихся 3 класса разделились почти в равной степени на три стиля – это Джаз 21 (25%), Классика 36 (43%) и Популярная эстрада 23 (27%). Возможно, что предлагаемый на синтезаторе жанр Польки звучит в «осовремененном» варианте, т.е. его звучание похоже на звуки быстрого современного танца. Соотношение же звучания Польки с Джазом ошибочно, скорее всего здесь сыграл роль фактор отсутствия знаний особенностей данного стиля у младших школьников.
Диаграмма № 3
Результаты определения стиля музыкального произведения № 3
учащимися 3 класса
Таблица № 4
Соотношение правильных ответов на произведение № 3
учащихся 3 класса
Стиль | Кол-во человек | Процентное соотношение |
Рок | 73 | 87 % |
Джаз | 5 | 6 % |
Классика | 1 | 1 % |
Народный | 0 | 0 % |
Популярная эстрада | 5 | 6 % |
Вывод: из диаграммы № 3 и таблицы №4 видно, что стиль третьего музыкального фрагмента как рок, определили верно 73 (87%) учащихся.
Выводы: Из проведенного исследования стало очевидным, что с определением стиля 1 и 3 фрагментов у учащихся 3 класса не возникло больших сомнений, в связи, с чем можно сделать вывод о правильности подобранных функциях синтезатора применимых к этим стилям. 2 фрагмент стал наиболее сложным в определении стиля, т.к. жанр Польки, предлагаемый на синтезаторе звучит в «осовремененном» варианте, т.е. его звучание похоже на звуки быстрого современного танца. Соотношение же звучания Польки с Джазом ошибочно, скорее всего здесь сыграл роль фактор отсутствия знаний особенностей данного стиля у младших школьников.
Диаграмма 4
Результаты определения стиля музыкального произведения № 1 учащихся 6 класса
Таблица № 5
Соотношение правильных ответов на произведение № 1
учащихся 6 класса
Стиль | Кол-во человек | Процентное соотношение |
Рок | 0 | 0 % |
Джаз | 2 | 5 % |
Классика | 0 | 0 % |
Народный | 40 | 95 % |
Популярная эстрада | 0 | 6 % |
Вывод: из диаграммы № 4 и таблицы №5 видно, что стиль первого музыкального фрагмента как народный, определили верно 40 (95 %) учащихся 6 класса.
Диаграмма 5
Результаты определения стиля музыкального произведения № 2 учащихся 6 класса
Таблица № 6
Соотношение правильных ответов на произведение № 2
учащихся 6 класса
Стиль | Кол-во человек | Процентное соотношение |
Рок | 0 | 0 % |
Джаз | 2 | 5 % |
Классика | 33 | 78 % |
Народный | 2 | 5 % |
Популярная эстрада | 5 | 12 % |
Вывод: из диаграммы № 5 и таблицы №6 видно, что стиль второго музыкального фрагмента как классику, определили верно 33 (78 %) учащихся 6 класса.
Диаграмма 6
Результаты определения стиля музыкального произведения № 3 учащихся 6 класса
Таблица № 7
Соотношение правильных ответов на произведение № 3
учащихся 6 класса
Стиль | Кол-во человек | Процентное соотношение |
Рок | 37 | 88 % |
Джаз | 0 | 0 % |
Классика | 0 | 0 % |
Народный | 0 | 0 % |
Популярная эстрада | 5 | 12 % |
Вывод: из диаграммы № 6 и таблицы №7 видно, что стиль третьего музыкального фрагмента как рок, определили верно 37 (88 %) учащихся 6 класса.
Выводы: Учащиеся 6 классов справились с заданием правильно, чем подтвердили гипотезу. А значит, творческая работа по анализу и применению функций синтезатора, созданию произведения в разных стилях оказалась удачной.
Гистограмма №1
Сравнительная гистограмма результатов исследования 3 и 6 классов
Вывод: на сравнительной гистограмме результатов исследования видно соотношение правильных ответов учащихся 3 и 6 классов. Они почти совпадают при ответах на №1 и №3 произведения. Разницу в ответах мы наглядно видим на № 2 произведении.
Таблица №8
Итоговая таблица результатов исследования
Вывод: из итоговой таблицы №7 мы видим, что в исследовании всего принимало участие – 126 ч. Из них 90 % определили стиль 1 фрагмента правильно (народный); 55 % определили стиль 2 фрагмента верно (классический); 88 % определили стиль 3 фрагмента верно, как рок музыку.
Выводы
В ходе исследования теоретического материала выяснили, что
- творчество - это вид деятельности человека, результатом которой является продукт, обладающий новизной и общественной значимостью.
- с субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной.
- творческая способность - это способность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверять ее и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи и т.п.
- применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на развитие важных для формирования личности качеств.
- интуиция, как творческая способность, есть непосредственное постижение истины основанное на воображении и предшествующем опыте.
- инициативность, как творческая способность, проявляется в способности к свободному мышлению и самостоятельным действиям
- фантазия, как творческая способность, вид творческого воображения - это специфическое преобразование прошлого опыта человека.
- чувство стиля является специально – музыкальной способностью, и выражается в умении осознать, различать, создавать стилистические особенности музыкального произведения.
- музыкальный стиль - термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания.
- понятие стиля в музыке возникло в конце эпохи Возрождения
- средства выразительности, ставшие стилевыми чертами, приобретают самостоятельное значение, являясь "опознавательными признаками" содержания.
- Первый электроклавесин, где для звукоизвлечения использовалось статическое электричество, был построен во Франции в 1759-м году.
- В том, что электронные тембры заняли сегодня столь заметное место в музыке, немалая заслуга принадлежит композиторам-авангардистам П. Шеффера, Э. Вареза, В. Усачевского и др. внесших заметный вклад в электронную музыку и способствовавших распространению электронных студий во всем мире.
- компания YAMAHA основана в 1887 году Torakuzu Yamaha, мастером по изготовлению язычковых органов. В настоящее время YAMAHA является единственной компанией в мире, производящей практически все виды музыкальных инструментов, в том числе клавишные синтезаторы, сэмплеры и тон-генераторы, а также оборудование для обработки и усиления звука.
- к функциональным возможностям синтезатора относятся многотембровость, автоаккомпанемент, секвенсер.
- задачи музыканта играющего на синтезаторе, включают в себя исполнительскую функции, функции инструментовщика, аранжировщика, звукорежиссера и редактора.
При практическом эксперименте по развитию общих творческих способностей (интуиции, инициативности, фантазии) и чувства стиля как специально – музыкальной способности при изучении функциональных возможностей синтезатора мы увидели, что
При внутренней экспертизе творческого продукта были сделаны следующие выводы:
- из проведенного тестирования стало очевидным, что с определением стиля 1 и 3 произведений у учащихся 3 классов не возникло больших сомнений, в связи, с чем можно сделать вывод о правильности подобранных функциях синтезатора применимых к этим стилям.
- для третьеклассников 2 произведение стало наиболее сложным в определении стиля.
- учащиеся 6 классов справились с заданием правильно
- творческая работа по аранжированию русской народной песни «Пчелочка златая» используя функций синтезатора оказалась удачной.
Результатом исследовательской работы является разработка рекомендаций по творческому воплощению музыкального произведения в разных стилях используя функции синтезатора для младшего школьника.
С результатами нашего исследования были ознакомлены учащиеся МОСШ № 13 на уроках музыки. Материалы исследования помещены на школьном сайте для информирования общественности.
Список использованной литературы
http://www.otrok.ru
Приложение № 1
Фотографии первых электроинструментов: телармониум, терменвокс
Приложение № 2
Опросный лист
Рок Джаз Классика Народный Популярная эстрада |
Приложение № 3
Карта оценки достижений участника эксперимента
вводная
Приложение № 4
Карта оценки достижений участника эксперимента
итоговая
[1] А. Н. Корабельников статья Инициатива информационный ресурс http://www.otrok.ru
[2] Р. Г. Апресян статья Инициативность информационный ресурс http://www.otrok.ru
[3] статья Определение воображения информационный ресурс http://www.pcih.ru
Нора Аргунова. Щенята
Учимся ткать миленький коврик
Почему Уран и Нептун разного цвета
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?