Научно-исследовательская работа учащейся 7 класса
Вложение | Размер |
---|---|
"Духовная музыка М.А.Балакирева" | 105.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Павлово
606107, Россия, Нижегородская обл., Павловский р-н, г. Павлово, ул. Трудовая, д. 73-б,
тел./факс (883171)3-71-89
Учебно-исследовательская работа
«Духовная музыка М.А.Балакирева»
Гуманитарное отделение РНПК
Искусствоведческая секция
Работу выполнила
Козлова Мария,
ученица 7б класса, 13 лет.
Научный руководитель
учитель музыки и МХК
МБОУ СОШ№11г. Павлово
Герасимова Елена Львовна
Павлово 2015
Рецензия
на учебно-исследовательскую работу
ученицы 7 «б» класса
МБОУ СОШ№11 г. Павлово
Козловой Марии Андреевны
на тему: «Духовная музыка М.А.Балакирева»
Учебно-исследовательская работа Козловой Марии посвящена изучению духовной музыки М.А.Балакирева, мало изученной в творческом наследии композитора-нижегородца.
Объектом исследования стали духовные сочинения- «Херувимские песни»: Д.С.Бортнянского, из церковно-певческого обихода и М.А.Балакирева.
Своё исследование учащаяся основывает на литературно-биграфических источниках композитора, на нотно-музыкальных примерах «Херувимских песен» и собственных выводах.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, приложения, списка литературы.
Основная часть работы делится на два компонента: теоретической и практической.
В теоретической части работы рассмотрена деятельность М.А.Балакирева В Придворной певческой капелле и её значение для отечественной духовной музыки.
В практической части описан исследовательский музыкально-теоретический анализ «Херувимских песен».
В ходе исследования учащаяся пришла к вполне обоснованным выводам,
основываясь на мелодический и гармонический язык произведений.
На мой взгляд, учебно-исследовательская работа заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована к представлению на конкурс учебно-исследовательских работ.
Учитель музыки и МХК Герасимова Е.Л.
Тезисы
Духовная музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века, когда человек относился к музыке как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром Духовная музыка - прародительница всего русского музыкального творчества. Во все времена она являлась сферой приложения творческих сил выдающихся русских композиторов. Мотивы, по которым они обращались к духовным жанрам, были различны – от внутренних религиозных установок, до эстетических предпочтений. Музыка русской православной церкви является истоком музыкальной классики вплоть до наших дней.
Объектом моего исследования стали духовно-музыкальные произведения Милия Алексеевича Балакирева, которые не так широко представлены в биографии и творчестве композитора. М.А. Балакирев представлен биографами как новатор в области симфонического и фортепианного творчества.
Гипотеза: допустим, что М.А. Балакирев опирался в своих духовно-музыкальных произведениях на церковно-певческие и древние распевы с принципами народного голосоведения.
Цель исследования состоит в том,чтобы изучить малоизученные духовные произведения композитора М.А. Балакирева, определить сходства и различия с другими духовными произведениями, тем самым отследить черты музыкального стиля М.А. Балакирева в этой музыкальной области.
Актуальность этой темы однозначно велика. Мы раскрываем еще одну грань творчества М.А. Балакирева, мало изученную- духовную музыку, так как через духовную музыку формируется духовная культура человека, расширяется музыкальный кругозор. А от того, насколько сформировано духовная культура у молодого поколения будет зависеть состояние нашего общества.
Тема моей работы, неоспорима, нова. Мы даже не знали о духовной музыке М.А. Балакирева. В биогафических источниках широко представлена светская музыка М.А. Балакирева , а духовная музыка даже не упоминается.
В ходе моей работы использовался комплекс методов исследования: изучение теоретических источников, сравнительный музыкально-теоретический метод, обобщение полученных знаний.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что её содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках музыки, МХК при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.
Я предполагаю ,что продолжу свои исследования, предметом которых станут духовные произведения русских композиторов «Могучей кучки»,которые обращались в своём творчестве к духовной музыке.
Содержание
1.Введение -------------------------------------------стр.1
2.Основная часть-------------------------------------стр.4
3.Исследование и музыкально теоретический
анализ------------------------------------------------------стр.6
4.Заключение--------------------------------------------стр.9
5.Литература---------------------------------------------стр.10
6. Приложение------------------------------------------стр.10
1.ВВЕДЕНИЕ
С давних времён культура свидетельствует о духовном состоянии и сознании человека и общества. Нестабильность жизни, разрушение нравственных ориентиров, социальные и экологические катаклизмы создают кризис человечества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема духовности, пути её формирования и развития. Духовность – дыхание жизни, это необходимая и тонкая энергия жизни.
Духовная музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века, когда человек относился к музыке как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. Духовная музыка составляет наилучшее средство к удалению дурных мыслей и преступных желаний. Она приводит душу в гармонию и настраивает её к высоким побуждениям, располагает к взаимной любви и единомыслию. Другим, не менее важным импульсом к возрождению традиций духовной музыки стала, по моему мнению, потребность в обретении некой духовной опоры, позволяющей человеку выстоять в условиях все более возрастающего драматизма современной жизни, сохранить высшие ее ценность от поглощения сию минутными, нередко низменными потребностями. Духовная музыка продолжает оставаться одним из важнейших источников формирования профессиональной музыки .Русская духовная музыка – это отечественная культура в истории России. Это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой критикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров – знаменитых и безымянных. Сущность духовной музыки с самого начала была разумность, благодатная осмысленность и назидательность. Духовная
1
музыка ценна как общечеловеческая культура, несущая через века свой опыт.
Духовная музыка - прародительница всего русского музыкального творчества. Во все времена она являлась сферой приложения творческих сил выдающихся русских композиторов. Мотивы, по которым они обращались к духовным жанрам, были различны – от внутренних религиозных установок, до эстетических предпочтений. Музыка русской православной церкви является истоком музыкальной классики вплоть до наших дней. Она находит свое естественное преломление в творчестве композиторов, работающих в жанрах духовно-музыкальных сочинений. Русские композиторы принесли в духовную музыку оригинальные, присущие лишь России приемы музыкального письма. В основу их художественного метода положены древние церковные жанры, обагащенные интонациями русского фольклора и достижения профессионального композиторского творчества. Эти традиции продолжены современными отечественными композиторами.
Объектом моего исследования стали духовно-музыкальные произведения Милия Алексеевича Балакирева, которые не так широко представлены в биографии и творчестве композитора. М.А. Балакирев представлен биографами как новатор в области симфонического и фортепианного творчества.
Гипотеза: допустим, что М.А. Балакирев опирался в своих духовно-музыкальных произведениях на церковно-певческие и древние распевы с принципами народного голосоведения.
Цель исследования состоит в том,чтобы изучить малоизученные духовные произведения композитора М.А.Балакирева, определить сходства и различия с другими духовными произведениями, тем самым отследить черты музыкального стиля М.А. Балакирева в этой музыкальной области.
2
Актуальность этой темы однозначно велика. Мы раскрываем еще одну грань творчества М.А.Балакирева, мало изученную- духовную музыку, так как через духовную музыку формируется духовная культура человека, расширяется музыкальный кругозор. А от того, насколько сформировано духовная культура у молодого поколения будет зависеть состояние нашего общества.
В теоретической части работы я рассмотрела деятельность и значение многогранной музыкальной и реформаторской деятельности композитора М.А. Балакирева в перод с 1883 по 1894 г-это годы работы в Придворной певческой капелле.
В практической части описан исследовательский музыкально- теоретический анализ духовного авторского произведения М.А. Балакирева «Херувимская» и чем отличается от церковно-певческого обиходного распева «Херувимской» и «Херувимской»№5 Д.С.Бортнянского.
В ходе моей работы использовался комплекс методов исследования: изучение теоретических источников, сравнительный музыкально-теоретический метод, обобщение полученных знаний.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что её содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках музыки, МХК при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.
Тема моей работы, неоспорима, нова. Мы даже не знали о духовной музыке М.А.Балакирева. В биогафических источниках широко представлена светская музыка М.А.Балакирева -симфоническая и фортепианная, а духовная музыка даже не упоминается. Изучение русской духовной музыки после событий 1917 года оказалось под запретом. Необходимо раскрыть широко духовно-музыкальное творчество М.А. Балакирева- нашего земляка-нижегородца, воспитывать чувство уважения к духовному наследию М.А. Балакирева.
3
2.Основная часть
Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) русский композитор , родился в Нижнем Новгороде, глава Новой русской музыкальной школы («Могучая кучка»), педагог, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, учредитель Бесплатной музыкальной школы.
Основа творчества Балакирева - инструментальная музыка ( симфоническая и фортепианная) преимущественно программная и романсы. Продолжатель традиций Глинки. М.А.Балакирев-новатор в жанре русского эпического симфонизма и народного жанрового симфонизма.(1 и 2 симфония). Важнейшая черта его творчества- яркая национальная характерность (народные образы, картины русской народной жизни). М.А.Балакирев-создатель оригинального русского фортепианного стиля.(Восточная фортепианная фантазия «Исламей»)
Балакирев воспитывался в христианской семье. Он был очень религиозен в детстве, и родные даже звали его «будущий архиерей» . Его всегда интересовала духовная музыка, церковные жанры.
Духовное начало стало основой в его системе музыкального образования, что нашло отражение в уставе Бесплатной музыкальной школы (1862 год). Балакирев считал, что «исполнение православных церковных песнопений должно быть неотъемлемой частью каждой семьи»
В 1883 по 1894 год М.А.Балакирев назначен управляющим Придворной певческой капеллой. За одиннадцать лет службы Балакирева на посту управляющего, он сумел не только реорганизовать учебный процесс, создать
4
новые программы, повысить статус воспитанников и даже перестроить само здание.
Обратившись первым из кучкистов к сочинению духовной музыки, он стал вдохновителем и примером для своих учеников, соратников и последова-телей-петербуржцев – Римского-Корсакова, Лядова, Ляпунова.
Т. А.Зайцева, доктор искусствоведения, исследовавшая не только духовные сочинения Балакирева, но и процесс работы над ними, замечает: «Сочинение духовных песнопений для Балакирева было таким же творческим делом, как и работа над светскими сочинениями. Недаром творческий процесс в обоих случаях протекал сходным образом: композитор работал неспешно, опробовал несколько версий, не торопился с изданием законченных сочинений»
Работая в Придворной певческой капелле Балакирев сочинял духовные произведения и осуществлял переложения киевского, валаамского распева, церковно-певческого обихода,где выступал в роли соавтора, редактора. Но он предпочитал уводить своё участие в тень или вообще не упоминал о нем . Многие автографы на авторских сочинених были утрачены, поэтому духовные сочинения и переложения остались наименее исследованной сферой творчества композитора. Это-отражение общей картины в сфере духовной музыки (1861-1883г.): установленная цензура не поощряло композиторов, сочинявших духовную музыку. Поэтому русские композиторы не надеялись ни издать, ни исполнить свои произведения.
Духовно-музыкальные сочинения Балакирева, как и его деятельность в капелле, были в первую очередь ориентированы на совершенствование профессионального певческого искусства. Предположительно, перу Балакирева принадлежат 11законченных духовно-музыкальных опуса на церковные тексты и напевы для смешанного хора .(«Со святыми упокой», «Свыше пророцы», «Да возрадуется душа твоя», «Достойно есть», «Да
5
молчит всякая плоть», «Херувимская», «Христос Воскресе», «Ангел Вопияше», « Благослови, душе моя, Господи»).
«Центральная натура»- вот определение И.С.Тургенева, ёмко и точно характеризующее роль Милия Алексеевича Балакирева в истории русской музыки, но тем не менее оказался фигурой трагической, недооцененной ни исследователями, ни исполнителями.
Исследование и музыкально-теоретический анализ «Херувимской песни» М.А.Балакирева и сравнение с «Херувимской песнью» церковно-певческого обихода и «Херувимской песни»№5 Д.С. Бортнянского.
Одноиз главных богослужений в православной церкви это- божественная литургия (переводится как общее, совместное действо), где совершается таинство Евхаристии. Евхаристия-освящение хлеба (тела Христа) и вина (крови Христа) с последующим вкушением.
Для исследования духовной музыки М.А.Балакирева я обратилась к творчеству Д.С.Бортнянского, который был управляющим Придворной певческой капеллой( 1796г.) и сочинял для певчих духовную музыку для богослужений, в том числе и «Херувимские песни».Обратилась к «Херувимским песням» из церковно-певческого обихода, так как Балакирев делал переложенияи гармонизацию церковно-певческого обихода.
Херувимская песнь исполняется на литургии после чтения Евангелия. Вэтом песнопении звучит призыв забыть все житейские заботы, чтобы в чистоте сердца, подобно ангелам прославить Христа.
«Херувимская песнь»№ 5 Бортнянского написана для смешанного хора в фа мажоре. В «Херувимской песни» преобладает гомофонно-гармонический склад письма.Мелодия в верхнем голосе. Гармонический язык не отличается
6
сложнлстью. Т-Д-Т- S-Д-Т, терцовое и секстовое движение голосов, отсутствие скачков. (Приложение 1)
Следующая «Херувимская песнь» их церковного обихода . Произведение написан для 4-х голосного смешанного хора 4-х голосного ,тональность ми-минор. склад письма гомофонно-гармонический с ярко развитой главной мелодией у сопрано.Мелодия у голосов развивается поступенно , что придает звучанию «херувимской песни» особую проникновенность. Гармония классическая –Т-S-Д-Т. В четвертом и пятом тактах отклонение в ре мажор –VII ступень с последующим возвращением в основную тональность- ми минор в 7 такте. В 9 такте отклонение (прерванный оборот, разрешение на в тонику ,а в 6 ступень) в 6 ступень-до мажор, что часто встречающийся оборот в русской классике и закрепление в тонике – ми-минор.(Приложение2)
Теперь проанализируем «Херувимскую песнь» М.А.Балакирева написанную в си – миноре для 3-х голосного мужского хора. Это образец стилизации, то есть имитация древнерусского распева. Мелодия словно впитавшая дух древнего распева, развивается в пределах натурального звукоряда си минора .Гармонический рисунок , состоящий из аккордов, вращающихся вокруг-I-VII-III-V натуральных ступеней, а также вариантное развитие мелодических подголосков, соответствует народному голосоведению.(Приложение 3)
Проанализировав три «Херувимские песни»,я прищла к выводу ,что М.А.Балакирев опираясь на музыкальные традиции в сочинении духовных произведений, написал совершенно новое , не похожее на другие произведения духовной музыки. Музыка «Херувимской песни» М,А.Балакирева близка голосоведением с церковно-обиходной «Херувимской песнью» , но в ней присутствуют мелодические и гармонические обороты , заимствованные из древнерусских распевов ,
7
древние традиции церковного распева, а также чувствуется самобытный стиль композитора.
«Херувимская песнь» Балакирева –сочинение, которое можно соотнести к нарождающемуся русскому стилю.
Духовные песнопения М. А. Балакирева, возникшие в преддверии исканий рубежа XIX-XX веков, были лишь осторожным шагом к будущим открытиям нового направления в духовной музыке, они стали ценным
опытом в церковном пении того времени – опытом, вобравшим древние традиции церкви и капельского пения.
Балакирев в духовной музыке не стал радикальным новатором, которым являлся в других сфера творчества. Здесь главное для него – следование канону, освобождение от чужеродных наслоений.
Духовная музыка Балакирева – образец творческого и профессионального отношения выдающегося русского композитора к церковному пению и бесценный вклад в сокровищницу русской музыкальной культуры.
8
Заключение
В ходе написания учебно-исследовательской работы я познакомилась со значением терминов «евхаристия», «стилизация», «прерванный оборот», исследовала и проанализировала духовно-музыкальные произведения: «Херувимскую песнь»№ 5 Д.С.Бортнянского, «Херувимскую песнь» из церковного обихода, «Херувимскую песнь» М.А.Балакирева.
Для этого мной был использован комплекс методов: изучение теоретических источников и духовно-музыкальных произведений, сравнительный метод, обобщение полученных знаний.
Мною определена практическая значимость работы, которая заключается в том, что её содержание, оценки, и выводы могут быть использованы на уроках музыки и МХК при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.
Я предполагаю, что продолжу свои исследования, предметом которых станут духовные произведения русских композиторов «Могучей кучки»,которые обращались в своём творчестве к духовной музыке.
9
Литература
1.Музалевский А.В. М.А.Балакирев. Критико-биографический очерк
Ленинград 1938г.
2.Зайцева Т.А. Страницы творческой биографии М.А.Балакирева
Учебное пособие,СПб, 2006г.
3.Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви,
Сергиев Посад,1998г.
4.О духовной жизни М.А. Балакирева, из материалов газеты «Балакиревское обозрение» 2012г.
5.Вестник российского гуманитарного научного фонда, 2012г.(4)
Приложение
10
Как нарисовать портрет?
Астрономический календарь. Февраль, 2019
У меня в портфеле
Лавовая лампа
Под парусами