Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Саратовский вальс Е.Бикташева | 354 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Яковлевка Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Исследовательская работа
«Саратовский вальс»Евгения Бикташева
секция «Краеведение»(музыка)
Выполнила: Кудашева Гюзалия, обучающаяся
9б класса
Руководитель: Кудашева Зульфия Габдулхаевна,
учитель музыки
2012г
Содержание работы
I Введение.
II Основная часть.
1 Песенная направленность.
2 Национальный характер – «татарский компонент».
3 Лирика в песенном творчестве.
4 Веселье, шутки, озорство.
5 Композитор в детских сочинениях.
III Заключение.
IV Список используемой литературы.
V Приложения.
I Введение.
В 2008 году на встречу с обучающимися нашей школы приезжал известный композитор Е.Бикташев. Я заинтересовалась его творчеством, особенно мне понравилась песня «Карабулакская лирическая», которая прозвучала в исполнении автора. Мне посчастливилось услышать эту песню в исполнении учителей нашей школы в конкурсе смотра художественной самодеятельности. Я также узнала о том, что «Карабулакская лирическая» была в репертуаре многих художественных коллективов, принимавших участие в различных песенных фестивалях. Красота природы Базарно – Карабулакского района понравилась композитору и вдохновила на создание этого прекрасного музыкального произведения.
Проведенный мною социологический опрос среди обучающихся показал, что мы мало знаем о композиторе, его творчестве, поэтому я решила посвятить свою научную работу творчеству композитора Е.Бикташева.
II Основная часть.
Песенная направленность.
Ещё совсем недавно о композиторской песне и композиторах-песенниках писали хотя и не часто, но регулярно. Ныне это направление и его представители едва ли не исчезли с горизонта профессиональных интересов. Причина ясна: композиторскую песню почти начисто вытеснил поток того, что производится бесчисленными исполнителями рок - , поп - и маскультуры. И все же существует ряд профессионалов, с честью выдерживающих «осаду» нынешнего бума продукции подобного рода.
К числу таких профессионалов принадлежит и саратовский композитор Евгений Бикташев. Один из секретов его песенного «долгожительства» состоит в том, что он не только создает музыку, но и стихи, а самое главное - умело, эффективно и с неизменным успехом организует весь процесс жизни песни. За прошедшие годы Е. Бикташев создал несколько художественных коллективов, осуществляет режиссуру песенного репертуара, насыщая её светом, цветом, танцевальной пластикой (и, само собой, превосходным звуком), выступил одним из инициаторов и участников проведения крупных межрегиональных песенных фестивалей (приложение).
Но что, же представляют собой собственно его песни - то наиболее важное, ради чего существует композитор.
Жанр песни, в котором Бикташев работает много и успешно, отличается, как известно, весьма жесткими условиями продуцирования. Здесь практически невозможно своевольно заявить «я так хочу»: приходится выдерживать массу требований, определяемых самой природой песни, чутко прислушиваться к потребностям огромного круга людей, к пожеланиям наличных исполнителей – «индивидуалов», групп, а также больших коллективов. И, разумеется, огромное значение имеет внутренняя настроенность на волну времени: ведь в отличие, скажем от симфонии или оперы – если сегодня твоя песня не нужна, то она, вероятнее всего, не понадобится больше никогда.
Отчетливо осознавая все сказанное, превосходно зная непреложные законы избранного жанра, Е. Бикташев сумел добиться в своих лучших
песнях безусловной оригинальности и самобытности, А начинается это «свое» с тех жизненных «магистральных» тем, которые он облюбовал в творчестве.
Первой из них стала тема России. Ключ к ней композитор нашел уже в одном из своих ранних опусов: «Снега России» (сл. В. Гришина). Исконно русское передано здесь через мягкую распевность, неспешность и плавность развёртывания широких линий. Их пространность – и в больших восходящих «замахах» мелодии (не только на столь характерную для русских напевов малую сексту V – III ступени минора, но и на большую септиму), и в неуклонном расширении её диапазона.
Безусловная органика глубоко почвенного русского распева в «российских песнях» складывается из целого комплекса различных компонентов, начиная с настроя на душевное, теплое музыкальное общение со слушателем, «ситцевой» красоты, столь естественно воплощаемой в «говорящих» интонациях, и заканчивая использованием чистой диатоники.
При этом в общерусском, традиционном почти всегда без труда улавливаешь и нечто индивидуальное. Так в песне «Куст калины» (сл. Н. Палькина) композитор отталкивается от поэтической пейзажной метафоры. Переживания от встречи с родными краями после долгой разлуки раскрываются «напевно, тепло» (авторская ремарка) и очень по своему, запоминаясь и ритмом основной фразы с её мягкой, но неожиданной синкопой, широкими ходами на септиму, и разложенным квартаккордом завершающего каданса, и подголоском сопровождения, который мягко, подобно полевой тропинке, «вьется» вокруг мелодии …
Тема России в творчестве композитора
Тема России получает в песнях Евгения Бикташева множество воплощений, Одно из них связано с Волгой.
И вновь начало здесь было положено еще на раннем этапе творчества, в песне «Спасибо, Волга! » (сл. Н. Палькина). В жанровом сплаве песня совместилась и серьёзная, вдумчивая лироэпика и явственно «эстрадная подкладка», отголоски известных песен о великой русской реке и чувственная нота, идущая от эмоционального тонуса нынешних песен Закавказья, акцентированная яркой, насыщенной гармонической краской – нон аккордом на VI ступени. В мерном раскачивании фактуры аккомпанемента ощутимы и черты баркаролы, вызывающие ассоциации с колыханием и плеском волн. Всё это многообразие спаяно в единое целое, пронизанное собой, «внутренней» гимничностью.
Значительная группа песен посвящена родному городу. Пожалуй, самые известные из них: «Песня льется над Саратовом», «Здесь на горе Соколовой», «Саратовский вальс» - объединённые светлым или даже открыто – радостным тоном.
Мечтой Евгения Бикташева было и остается рассказать в своих песнях обо всех местностях Саратовской области. К нынешним дням многое в этом отношении уже удалось. Есть у него пенсии о малых городах и их жителях, - скажем, «Песня балаковских строителей», молодежная по характеру, бодрая и стремительная, основанная на динамично – импульсивных ритмах, с подчеркнуто «урбанистической» аранжировкой и «модерновым» тембрами ( в качестве ведущего тембра выделено жестковатое, ритмизированное звучание клавесина и его электронной метаморфозе).
Есть песни о сельских зонах губернии. Их склад совсем иной. В основу здесь кладётся вальсовый размер в различных его вариантах – то более привычный («Ровенская земля»), то завуалированный («Степи краснокутские»), то взлётный, как бы парящий над земным простором («Карабулакская лирическая») и т. п. Но в любом случае опора на вальсовость сообщает напеву мягкость, плавность, свободное дыхание и сердечную доверительность.
Здесь же стоит упомянуть о своего рода «кантри» Бикташева. Родившийся в одной из деревень Саратовской области, композитор хорошо усвоил уроки крестьянского быта и сохранил в своей душе привязанность ко всему, что касается сельской жизни. Он поэтизирует сельские просторы, ему близки открытые, отзывчивые души сельчан, и он воплощает характеры своих героев как в веселых плясовых напевах, так и, чаще,- в широком разливе мелоса в духе современных русских песен, исполняющихся разного рода фольклорными коллективами («Перелюбская сторонка», «Где поют соловьи»).
Национальный характер – «татарский компонент».
Еще один весьма важный поворот темы России связан с тем, что Бикташев охотно пишет песни на татарские тексты. В них национально – характерно выявлено и особого рода ладовой диатоники, с широким введением кадансового оборота II-VII-I в натуральном миноре, и в дробной ритмике, и в прихотливых синкопах, и в типичной мелизматике с «цветистыми»орнаментальными фигурами, типа форшлага, и даже в аккордике ( к примеру, использование параллелизма квартовых созвучий). Чтобы составить себе представление обо всем этом, достаточно услышать песню «Гюзаль», посвященную дочери, которая носит это имя.
Татарское начало песен Бикташева бывает подчас заявлено настолько сильно, что его характерные элементы проникают и в разработку чисто русской поэтической канвы («Дурман-трава», «Птицы»).
Однако «татарский компонент», при всём его своеобразии, - не единственный в музыке Бикташева. Ибо в деревне, где родился будущий композитор, помимо русских, украинских, татарских песен звучали и песни мордовские, чувашские – таким уж многонациональным было село Галахово. Впитан традицию сопряжения разно национальных музыкальных стилей с детских лет, наш автор часто обращается к жанру обработки народных песен. Так появились циклы: «Шесть русских народных песен», «Три башкирские песни», «Три чувашские народные песни», «Пять мордовских песен народности эрзя», «Пять мордовских песен народности мошка».
Не отсюда ли совершенно осознанное устремление Бикташева к приложению усилий для единения всех народных музыкальных традиций Поволжья? Он создал и возглавил концертную организацию «Поволжье», в программах которой, при главенстве русского репертуара, широко представлена «восточная» песня – фольклорная и авторская.
Примечательна в этом контексте история песни «Татарская улица» (в новом варианте «Венец Поволжья»). В тексте пёстрой чередой мелькают названия волжских городов, национальных обрядов, кушаний. Эта круговерть скрепляется интонационным симбиозом русского и поволжского песенно-танцевального материала. Кроме того,
в качестве инструментальных отыгрышей вводится коллаж известнейших мелодий – русской, европейский, татарской и чувашской. Так целое вырастает в музыкально-поэтический символ братства людей, живущих на одной земле.
Композитора интересуют и другие регионы необъятной России. В этом смысле «песенная география» необычайно обширна – от Северо-запада («Приезжайте в Новгород») до Дальнего Востока («Сахалин»).
Лирика в песенном творчестве.
Не менее важна в песенном творчестве Е. Бикташева лирика. И здесь он проявил себя превосходным стилистом, умеющим найти верную интонацию и огранить её соответствующей оправой. Это может быть поданная в смягчённо-эстрадной манере повесть о романтике жизни («Колёса, куда вы спешите?»), тихой, ровный, спокойный вальсовый пульс согласия двух сердец, бьющихся в унисон («Вот и дожди отзвенели») или внешне легкомысленная песенка молодой радости, где сквозь стремительный и горячий ритмический напор пробивается нежность, и тонкость чуткой девичьей души («Лесная тропка»).
Вообще вальсовые формулы в лирических песнях Е. Бикташев использует чрезвычайно многообразно. Особое значение здесь принадлежит вальсу бравурному, с пышной фактурой (в опору симфонический инструментарий) – Праздничному, светлому, яркому. В числе наиболее показательных песне подобного рода стали получившие прочную известность «Саратовский вальс» и «Хоперский вальс» (оба на собственные тексты).
Первый из них по достоинству стал своего рода визитной карточкой города. Второй же явился музыкальной эмблемой межрегионального песенного фестиваля «Хоперский вальс».
Вместе с тем за внешней стороной кружащегося в водовороте танца проглядывает и ностальгия по высоким чувствам, изяществу. Красоте, благородству, - тому, чем так отличались «старые добрые времена» романтического века. Отсюда элегический тон и дух лирической меланхолии, и грустной мечтательности в таких бикташевских песнях, как «Пушкинский бал», «Вальс при свеча»…
Третья магистральная тема творчества Е. Бикташева – веселье, шутка, игра, озорство. В песнях такого рода композитор активно использует атрибуты эстрадного искусства: острые, насыщенные упругими синкопами танцевальные ритмы, пикантные, густо приправленные «перцем» диссонансов гармонии, специфические тембровые эффекты – всё это искрится бликами шутливости, неугомонной радости.
Спектр подобных настроений весьма широк: от доброй улыбки простодушной весёлости («Не ходи, Фарид за мною») до ироничного, в чём то даже «чёрного юмора, с насмешливым прогнозами на нелёгкую долю женщины в семейной жизни («Давай поженимся»).
Композитор в детских сочинениях.
Значительную часть шуточных песен Е. М. Бикташева составили детские песни. По воспоминаниям композитора, в годы учёбы в музыкальном училище приходилось ему вести уроки пения в школе, обязательным пособием к которым служил тогда толстый сборник песен для детей. И такой скукой веяло от этой хрестоматии. Что в последующем, уже став композитором и обращаясь к детской музыке, он дал себе зарок ни в коем случае подобного «занудства». И надо признать, для маленьких он пишет мастерски, учитывая возможности их голосов, разнообразно, изобретательно, без малейшего дидактического налета или оттенка снисходительности. Его секрет состоит в способности подчеркнуть трогательно – забавное в натуре малыша, в умении писать на улыбке и обязательно в игровой форме. А начинается это с тщательного подбора текстов, многие из которых композитор нашел у О. Дриза.
- Радуйся, теленок,
Радуйся, козленок,
Радуйся, собачка,
Прыгай, поросенок.
Радуйтесь, щенята,
Кошка и котята,
Квочка и цыплята!
Нет счастливей дня:
В первый раз за хлебом
Мама шлет меня.
III Заключение
Всё сказанное подводит к пониманию важнейшей черты творческого credo Е. Бикташева. Обращаясь к самым разным темам, находя самые разные способы их воплощения, он в качестве безусловной художественной доминанты, с самого начала определил для себя свет, добро, душевную отзывчивость и сердечную теплоту.
Вот почему так удаются ему песни добрых дел и помыслов. Вот почему так неустанно воспевает он радость существования на земле, «жизненную благодать». Вот почему ему так близки тембры замечательных исполнителей его сочинений – Иосифа Кобзона, Рената Ибрагимова, Леонида Сметанникова, Маргариты Суворовой и Нины Калашниковой – тембры, в которых органично слиты доброта, лирическая задушевность и сдержанная строгость, Разумеется, и другие вокальные «краски» постоянно сопутствуют разным его песням: Александры Стрельченко и Валентины Толкуновой, Зинаиды Кирилловой и Анны Литвиненко, Юрия Богатикова, Евгения Поликанина и ещё многих певцов и певиц…
Ранний Бикташев, Бикташев 60-х годов – это, прежде всего песни молодости окрылённостью, желанием больших свершений, с её устремленностью к далеким горизонтам и романтическим подъемам. Отсюда маршевый шаг, зовущие фанфары труб и господствующий собранно – суровый тон («Наши дороги», «Мечта меня зовет» и др.).
Пройденный с тех пор большой путь в искусстве принёс много иного. Менялась жизнь – менялись песни. Но если говорить о предпочтениях самого автора на нынешний день, то главным своим адресатом он видит народ, людей земли. И, как подсказывает ему интуиция, душа этих людей ждет от музыки того, что идет от сердца к сердцу, что поддерживает веру в жизнь и надежду на лучшее. Вот такую музыку и стремится сегодня писать народный артист России, композитор Евгений Бикташев.
На сегодняшний день Евгений Бикташев - композитор, координатор межрегионального объединения композиторских организаций Приволжского федерального округа, художественный руководитель областной концертной организации "Музыкальный центр "Поволжье", председатель Саратовской организации Союза композиторов России, секретарь Союза композиторов России, член Союза журналистов России, советник Губернатора Саратовской области по культуре, член Ученого совета Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, член коллегии министерства культуры Саратовской области, член комиссии по вопросам помилования на территории Саратовской области, член комиссии по Государственным наградам при Губернаторе Саратовской области; Народный артист России; Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан; лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат Всесоюзного конкурса ЦК комсомола на лучшую песню, лауреат премии Саратовского комсомола; почетный гражданин г. Саратова; награжден нагрудным знаком Министерства культуры РФ "За достижения в культуре", Почетным знаком Губернатора Саратовской области "За любовь к родной земле"; увлечение - обработка песен народов Поволжья.
Написав научно – исследовательскую работу и узнав о жизни и творчестве Е. Бикташева, я пришла к выводу, что эта тема актуальна и необходима в наше время, т.к. сохранение и популяризация творчества Е.Бикташева необходима для передачи будущим поколениям.
VI Список используемой литературы:
1.Евгений Бикташев «Саратовский вальс». Саратов: ОАО «Региональное Приволжское издательство «Детская книга». – 2-е издание. – 2005.
2. Ресурсы сети Интернет: http://www.saratov.gov.ru
V Приложения
Социологический опрос
Количество участников социологического опроса – 26
Два морехода
Под парусами
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Ночная стрельба
Огонь фламенко