Выступление на научно-практической конференции"Выдумывай,пробуй,твори".В данной работе исследовано как музыка влияет на здоровье человека, даны практический советы какую музыку надо слушать,чтобы улучшить свое самочувствие. В музыке можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.Борьба с серьезными заболеваниями –это все же дело врача. но во многих ситуациях музыкальное самолечение может принести пользу.
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya.doc | 663.5 КБ |
МОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»
Научно-практическая конференция
«Твори, выдумывай, пробуй»
Тема: «Музыкотерапия»
Выполнил: ученик 1 класса «Б»
Голзицкий Николай
Руководитель: Коротенко Галина Анатольевна
2007г.
План.
1 | Введение | стр.1 |
2 | Основная часть |
|
2.1 Музыка и здоровье человека. | стр.2 | |
2.2 Музыкотерапия | стр.2 | |
2.3 Из глубины веков. | стр. 3 | |
2.4 “День сегодняшний | стр.4 | |
2.5 Факты | стр.7 | |
2.6. «На заметку» | стр.8 | |
3. | Практическая часть | |
3.1Главное- не навредить. | стр.9 | |
3.2 Примеры лечебного воздействия музыки на организм. | стр.11 | |
4 | Мои рекомендации | стр 12. |
5 | Список литературы. | стр.13 |
Тема : Музыкотерапия.
Цель: доказать, что музыку можно не только слушать,
музыкой можно и лечиться.
Задачи:
I. Узнать что такое музыкотерапия.
2.Познакомиться с музыкой, которая лечит.
3. Найти мелодии, влияющие на здоровье членов моей семьи;
4 . Объяснить почему нельзя слушать музыку в наушниках.
5. Привести примеры лечения некоторых болезней.
6.Выработать рекомендации по использованию музыкотерапии..
Актуальность темы:
Еще в древности люди заметили влияние музыки на здоровье людей. Средством, способным помочь больным детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является музыкотерапия. Проведенный мониторинг по здоровью в классе показал, что 50% детей имеют хронические заболевания. Проведенные исследования показали, что из 20 детей любят слушать музыку и петь 18 человек. 80% любят слушать и петь детские и современные эстрадные песни и лишь 20% слушают классическую музыку. А ведь многие и не знают что она может лечить разные болезни, поднимать настроение, помогает в учении. Считаю, что если все люди научатся слушать музыку, петь, знать какая музыка может им помочь в лечении их болезней, то больных будет меньше.
Без музыки не проживу и дня
Она во мне.
Она вокруг меня.
И в пенье птиц,
И в шуме городов.
В молчанье трав
И в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй...
Она везде и вечно спутник мой.
О. Гаджикасимов
Музыка и здоровье человека
Музыка... Такая земная и неземная. Музыка – словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце – сама музыка.
Музыкотерапия- это лечение музыкой.
Что лечит мелодия?
Музыкотерапию применяют почти при всех заболеваниях, но успешнее всего этот метод помогает при нервных и психических заболеваниях, помогает бороться со страхами, сердечно- сосудистыми заболеваниями, опорно-двигательными. Врачи её рекомендуют при гастрите, астме, используют как обезболивание при лечении зубов.
1. “Из глубины веков”
– "Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", – так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.
В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека:
1)на духовную сущность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.
"Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни".
Именно "Единой силе Души, Мелодии и Песни" поклонялись друиды – кельтские жрецы древней Британии. Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – Барды – которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять; о том, как создать инструменты способные исцелять или причинять вред. Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий Учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Древние трактаты утверждают: Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.
2. “День сегодняшний”
Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия.
Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
1) влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
2) влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
3) воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.
Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека.
Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.
С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В московском центре "Эйдос" музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.
Недавно ученые из геттингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность различных средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.
Особое внимание уделяется воздействию классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пикколо и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.
Михаил Лазарев, врач педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, описывает, какое влияние оказывает музыка на беременных женщин: классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода.
Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Например, не так давно старейший в мире британский научный журнал "Nature" опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер, о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" у студентов - участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента - как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости, основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.
Не всегда музыка бывает полезной. История знает случаи, когда на концертах Паганини и Листа люди падали в обморок.
Отрицательно на организм действует и музыка, которую люди слушают в наушниках с мини- магнитофонов. Звуковая волна действует на мозг и приводит к перегрузке кровяных сосудов. Не нужно слушать песни, состоящие из одной- двух фраз, повторяющихся многократно. Это может вызвать истерику.
Древний Мыслитель говорил: “слушать Прекрасное, видеть Прекрасное – значит улучшаться”
3. “Факты”
В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение. Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение". Действительно, в последние время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
* Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот.
* Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.
* Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья.
* Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
.
*В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы - пластинки или кассеты – с названиями "Пищеварение", "Бессонница", "Печень", "Почки"... Ну, и так далее. Примерно тоже самое существует в Японии, в Индии.
* В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и "побочный" эффект: в результате снизилось потребление наркотиков..
* Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
* Музыка - лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
*Музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.
4. “На заметку”.
Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.
Например, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации.
Джаз, блюз, поднимают настроение, избавляют от депрессий.
Рок-музыка в стиле "Роллинг Стоунз" в небольших количествах способна снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать воздействие других громких, неприятных звуков.
Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль
Но самый большой эффект, по мнению специалистов, на пациентов оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – "эффект Моцарта"...
2. В музыкотерапии важна не только музыка, но и инструмент Так на печень лучше влияет КЛАРНЕТ , а струнные инструменты полезны для сердца
Здесь не все струнные, их очень много. К ним относятся и гитара, и балалайка, и арфа, и гусли, и даже фортепиано.
Практическая часть
1. Главное – не навредить!
Я часто вожусь со своей сестрёнкой и замечаю, что когда она плачет - включишь ей детские песенки, и она успокаивается, улыбается и у неё поднимается настроение.
А ещё я замечал - плохое настроение сестры меняется, когда я играю на баяне песни: «Пойду ль я — выйду ль я»,
« Во саду ли во городе». Она бежит
из другой комнаты ко мне и
начинает танцевать, берёт за руки
маму и просит, чтобы с ней
потанцевали.
Моя семья | Состояние здоровья | Музыка | Положительное влияние |
Мама | Вегетососудистая дистония | Свадебный марш Мендельсона | Нормализует давление |
Папа | здоров, но иногда бывает нервный после работы | Е. Дога «Мой ласковый нежный зверь» Эннио Морриконэ «Одинокий пастух» | успокаивает нервную систему
|
Саша | переутомление | «Утро» Григ Мусоргский « Рассвет над Москвой –рекой»
|
успокаивает нервную систему
|
Ксюша | астма | «Пойду ль я — выйду ль я», « Во саду ли в огороде». | на органы дыхания |
Я | Невроз | Е. Дога «Мой ласковый нежный зверь» Эннио Морриконэ «Одинокий пастух», Музыка Моцарта | успокаивает нервную систему повышает умственную работоспособность |
2. Примеры лечебного воздействия музыки на организм:
АСТМА- это заболевание можно лечить танцевальной
музыкой, при этом, каждый вдох и выдох
должен совпадать с ритмом танца.
ЗУБНАЯ БОЛЬ - здесь поможет весёлая, беззаботная, шутливая музыка. Уже через несколько минут, после того, как вы прижались к динамику, почувствуете облегчение.
ГАСТРИТ - излечивает «Соната №7» Бетховена
Умственные способности у детей развивает музыка Моцарта.
А вот ГРИПП- это заболевание, которое требует полной тишины.
А чтобы не нервничать нужно:
-отдыхать
-отказываться от громкой музыки и сотового телефона
-нельзя долго смотреть телевизор
-нужно правильно и регулярно питаться и вдобавок ко всему полезно слушать музыку Чайковского, Пахмутовой.
А теперь поконкретнее приведу несколько примеров:
1 .Уменьшение раздражительности
Шопен «МАЗУРКА»
Штраус «ВАЛЬСЫ»
2 .Для общего успокоения
Бетховен «Симфония 6», часть2
Брамс «Колыбельная»
З.Для поднятия настроения
Моцарт» ДОН ЖУАН»
В музыке можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.Борьба с серьезными заболеваниями –это все же дело врача. но во многих ситуациях музыкальное самолечение может принести пользу.у нас в стране разработаны специальные наборы аудиокассет лечебно-профилактической музыки.конечно не следует самовольно заменять музыкой привычное лечение, но избежать обострение , снизить дозы препаратов вполне возможно.надеюсь что со временем в каждой семье помимо традиционной появится и домашняя музыкальная аптечка. В заключение вышесказанного хочу сказать, что музыку любят вся моя семья !!! И я от всей души желаю, чтобы музыка стала вашим близким другом, вашим доктором и никогда, никогда вас не покидала!!!
Мои рекомендации:
1. Чтобы ощутить результат на себе нужно слушать музыку от 30-45 минут. Общее их число может колебаться от 10-12 до 15-20.
2.B каждом доме завести свою музыкальную аптечку.
3. Очень полезно не только слушать, но и самому петь, т. к среди
певцов много долгожителей.
Список используемой литературы:
1 | Введение в музыкотерапию Г.Г. Декер- Фойгт. Изд., «Питер», Спб.,М., Н.Новгород, Л Воронеж, Ростов- на -дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Л Минск., 2003. |
2 | Весёлые уроки музыки в школе и дома. 3.H. Бугаева |
3 | Музыка от А до Я. Э. Финкельштейн. «Советский композитор», 1991 |
4 | Музыкотерапия и резервы человеческого организма, Изд., «АОЗТ» «АНТИДОР», М.,1998 |
5 | Первая встреча с музыкой. А. Артболевская. Москва, «Советский композитор», 1986 |
6 | Петер в стране музыкальных инструментов. К. Хитц. Москва, «Музыка», 1990 |
7 | Рабочая книга практического психолога Ростов - на - Дону, «Феникс»,2005 |
8 | Рождение музыкальных инструментов Т. Отюгова, А.Галембо, И. Гурков Изд., «Музыка», 1986 |
9 | Русские композиторы Б.Евсеев. Москва, «Белый город», 2002 |
10 | Музыкотерапия и резервы человеческого организма, Изд., АОЗТ»АНТИДОР», М.,1998 |
11 | Музыка и здоровье человека. Яковенко Т.В.Интернет. E-mailto:festival@1september.ru |
12 |
.
Композитор Алексей Рыбников
Если хочется пить...
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
У меня в портфеле
«Течет река Волга»