Исследовательская работа студентки на педагогической практике по оганизации музицирования с дошкольниками представленная на XI Областной студенческой НПК "Молодежь в решении проблем современности", занявшая II место.
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
С. Ю. Ефименко
ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования», отделение «Музыкальное образование»
Научный руководитель – Л. Г. Бердникова, преподаватель методик музыкального образования.
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Перед дошкольными учреждениями ставится достаточно ответственная задача – выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. В Конвенции о правах ребенка говорится, что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в атмосфере счастья, любви, и понимания. Он должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов Организации, провозглашенных в Уставе Объединения Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Содержание Конвенции раскрывает необходимость в развитии у детей социальных умений и навыков, как воспитательной задачи в образовании.
«Образованный человек - это человек, в котором доминирует образ человеческий» (А. Луначарский), т.е. человек, который способен к сопереживанию, обладающий способностью и в любви, и в ненависти сохранить человеческое лицо.
Только человек обладает уникальной способностью соблюдать дистанцию в отношении самого себя, оценивать собственные поступки, руководствоваться в своём поведении нравственными ценностями социальной, общественной жизни.
Современные педагоги-музыканты ищут, пытаются разработать свою методику, на которую удобнее опереться. Пытаются подобрать способы и приемы, чтобы этот сложный процесс социального развития у дошкольников проходил естественным, а не механическим и надуманным путем. Чтобы ненавязчиво, легко и просто рассказать детям о самом главном – о том, как прекрасен этот мир, как интересно, дружно и весело можно жить в нем. Научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни. Чтобы воспитать самостоятельность, коммуникабельность, любознательность. Развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать, живя в коллективе, тем самым обеспечив успешность своих воспитанников в учебной деятельности.
Ведь, в современном образовательном процессе начальной школы нередко стала возникать проблема в том, что хорошо, казалось бы, подготовленные к школе дети (считающие до ста, имеющие широкий кругозор, справляющиеся с логическими задачами, предназначенными для детей более старшего возраста) становятся неуспешными. При поступлении в школу в сложном положении оказываются те дети, которые не умеют справляться со своими эмоциями: неудачи в делах надолго приводят к ощущению своей неполноценности, а успехи, наоборот, вызывают бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего (в том числе учебного материала) резко снижается. Поглощенные своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, и исчезает способность к рассуждению, логическому мышлению. Иногда ребёнок может показаться глупым, неспособным, особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, экзамене, а в дальнейшем при ответе у доски. Многолетние наблюдения современных педагогов и психологов показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе, - это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе, и причины их кроются в раннем детстве. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению норм и правил поведения, доказывают ученые Н.Н. Поддьяков, А.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Р.Б. Стеркина. Мы полностью согласны с позицией ученых в том, что предназначение дошкольного возраста должно заключаться не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, а также социально-психологических особенностей в системе отношения с другими людьми.
Социальное развитие дошкольников – одна из ключевых проблем, стоящих перед современной дошкольной педагогикой. Поэтому большинство педагогов-новаторов, ясно осознавая новые общественные тенденции, проявляют живой интерес к современным образовательным программам и технологиям. Так, в течение ряда лет осуществлялись профессиональные контакты российских специалистов-учёных и педагогов с их коллегами из Голландии в рамках проекта «Развитие ребёнка», который был включен в план сотрудничества между министерствами образования обеих стран. Накопленный в результате этой многолетней работы опыт, послужил основой для создания российской программы. «Я, Ты, Мы» Ольги Львовны Князевой и Рины Борисовны Стеркиной - часть учебно-методического комплекса по социально-эмоциональному развитию детей от 3-х до 6-ти лет.
К сожалению, учебно-методический комплекс по социально-эмоциональному развитию дошкольников не включает работу музыкального руководителя, хотя эмоции, переживаемые детьми в процессе музыкальной деятельности, относятся к типу художественных эмоций, которые Лев Семёнович Выготский назвал «умными эмоциями». Именно с восприятия музыки и в процессе её активной совместной деятельности начинается воспитание чувств и культуры общения. Эмоциональная же культура в свою очередь стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев.[3: 425].
Все положения социальной психологии стали заметными при наблюдении за тем, как маленький музыкант включается в коллективную музыкальную деятельность. Ребенок начинает осознавать себя особенно остро, когда он чувствует себя зависимым от других, которые оценивают его действия, и когда от этих действий зависит общее дело.
Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор, осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать как свою уникальность и неповторимость, так и окружающих. Для того чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми, ребёнок должен понять: несмотря на то, что его возможности ещё ограничены, с каждым днём они совершенствуются и развиваются все больше и больше, и завтра у него обязательно получится сделать то, чего он не смог сделать сегодня.
В России проблему обучения детей игре на ДМИ, как фактор развития личности ребёнка, а так же его социальной компетентности в последнее десятилетие рассматривали следующие учёные: А. Н. Зимина, К. В. Тарасова, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, И. Г. Лаптев, Т. Э. Тютюнникова, и др. В исследованиях отмечается, что процесс обучения детей игре на ДМИ, становление и развитие личности тесно взаимосвязаны. [2;4;6].
Коллективная игра на детских музыкальных инструментах требует от детей совместной деятельности, внимания и уважения друг к другу. Ребёнок оценивает важность своей роли в коллективе оркестра и значимость руководителя оркестра. В процессе музицирования снимаются детские непростые взаимоотношения, ведь словом невозможно заставить любить друг друга, а в творческой атмосфере всё значительно проще, т.к. можно не только представить переживания ребёнка, но и эмоционально откликнуться на них. Именно тесное позитивное общение друг с другом является стержнем творческого музицирования, в процессе которого дети познают социальный мир, приобретают практику взаимоотношений, взаимодействий, взаимопереживаний, присваивают социальный опыт.
Хочется подчеркнуть уникальность музицирования на детских музыкальных инструментах в универсальности воспитания, обучения и развития ребенка.
Во-первых, музицирование самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. /Потребность в игре на детских музыкальных инструментах заложена в ребенке самой природой. Музицирование вовлекает дошколят в посильную для их возраста деятельность./
Во вторых, дети получают удовольствие от процесса игры на детских музыкальных инструментах. Несмотря на то, что игра на детских музыкальных инструментах часто требует напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых содержанием творческого задания, дети утверждают, что играть на детских музыкальных инструментах вовсе не трудно, а очень весело и интересно. Именно поэтому ребенок приступает к играм на детских музыкальных инструментах без опасений и боязни; увлекаемый музыкальными звуками и образами, он играет, не обращая внимания на время и возможную усталость, одновременно постигая азы социальных отношений.
В-третьих, музицирование – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. /Оно дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка. Музицирование содержит минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому оно идеально подходит для свободного проявления индивидуального «я». Простая фабула, большой потенциал развития, импровизации творческого замысла позволяют ребенку выстраивать свой вариант сюжетного развития модели, что поддерживает на высоком уровне интерес к деятельности и высокую активность всех участников. Свобода проявления своего автономного и неповторимого «я» доставляет малышу особую радость и обретает адекватную форму.
В-четвертых, музицирование – самый демократичный из всех видов деятельности. Равенство здесь гарантируется правилами. Музицирование – общение равных и на равных независимо от возраста.
Отмеченные особенности музицирования придают ему особое педагогическое значение.
Музицирование с детьми старшего дошкольного возраста – это специально организованная среда целесообразная и адаптированная к современным детям, в которой формируется механизм социального развития каждого ребенка.
Библиографический список
Рисуем осенние листья
Мастер-класс "Корзиночка"
Император Акбар и Бирбал
Госпожа Метелица
Северное сияние