Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение - поведение.
Вложение | Размер |
---|---|
n-i_rabota_vliyanie_muzyki.docx | 69.75 КБ |
Оглавление
Значение музыки в нашей жизни.
Механизм воздействия музыки на человека.
Влияние музыки на человека в давние времена
Применение целебных свойств музыки
Применение музыкотерапии в современной медицине
Анкета (для учащихся 7- 8 классов)
Результаты социологического исследования
Полезные советы для прослушания музыки
«Наполним музыкой сердца…»
Ю. Визбор.
Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение - поведение.
Музыка имеет свой язык, слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далёкое прошлое, заглянуть в будущее. Музыка может потрясти, растревожить, успокоить, заставить радоваться и горевать, и всегда побуждает переживать и думать. Недаром во все времена люди стремились приблизиться к музыке – этому неиссякаемому источнику мудрости, красоты и познания.
Гипотеза: музыка – внешний раздражитель, имеющий влияние на человека. Насколько различна музыка, которую мы слушаем, настолько различны степень и качество ее влияния на человека.
Цель: выявить положительное и отрицательное воздействие музыки на человека и природу.
Задачи:
Значение музыки в нашей жизни.
Музыка. Что значит она в нашей жизни? Что чувствуем мы, слушая различную музыку?
Мною было проведено социологическое исследование «Значение музыки в жизни» В исследовании приняли участие ученики 7-8 классов нашей школы.
В результате опроса я выяснила, где слушают музыку учащиеся? Ребята отметили, что по радио, телевидению, в кино, на мобильных телефонах, а так же на MP3 плеере.
Как часто мы слушаем музыку? 51% опрошенных слушают музыку постоянно, а 49% - в свободное время. Помогает ли музыка или мешает нам заниматься делами? 51% опрошенных не реагирует на звучание музыки, 46% - помогает музыка, 3% - музыка мешает. Как реагирует наш организм в процессе восприятия музыки? 47% считают, что музыка успокаивает и расслабляет, 25% - регулирует наше настроение, 20% - возбуждает и придает силы,8%учащихся думают, что музыка пробуждает светлые чувства. На вопрос: Влияет ли музыка на умственные способности - учащиеся затруднились ответить.
Ребята выбирают такие музыкальные произведения, которые им нравятся, соответствуют их чувствам, порывам души. Многие ребята, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение.
Я выяснила, что, по мнению учащихся, музыка или музыкальный стиль имеет какое-то воздействие на учащихся: особенно - Hiphop(34%), Rap (33%), Metal&Rock(5%) и разнообразная музыка зависит от настроения (28%).
Учащиеся осознают роль влияния музыки на человека. Но, как воздействует, они не могут объяснить. Поэтому в своей работе я решила раскрыть и объяснить особенности воздействия музыки на человека.
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
М. Ивесен.
Что такое звук?
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Уже с незапамятных времён человека окружали они. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц…
Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.
Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества.
Но звуки сами по себе - еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка.
Сегодня появилась очень серьёзная проблема: резкое увеличение звукового фона. Количество машин, поездов и самолетов в нашем техногенном обществе зашкаливает. Постоянные телефонные разговоры, круглосуточный радио и телеэфир: шум стал бедствием современного мира и самым нежелательным продуктом технической цивилизации. Как утверждают ученые, по воздействию на организм он вреднее химического загрязнения.
Восприятие звука человеком.
Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.
Орган слуха человека состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. В месте соединения наружного слухового прохода и среднего уха находится барабанная перепонка, вибрирующая под действием звуковых волн.
Среднее ухо содержит три крошечные, последовательно соединенные косточки: молоточек, наковальню и стремечко, которые передают звуковые волны через полость среднего уха. Молоточек соприкасается с барабанной перепонкой, а стремечко - с перепонкой овального окна, ведущего во внутреннее ухо.
Внутреннее ухо находится в пирамиде височной кости и состоит из костного лабиринта, представляющего собой спирально закрученную трубку. Эта трубка образует два с половиной витка и называется улиткой. Внутри улитки находятся 3 разделенных тонкими перепонками канала. Два из них соединяются между собой у верхушки улитки, а другими концами обращены в полость среднего уха и отделяются от нее перепонками овального и круглого окна. Оба канала заполнены жидкостью. Между ними лежит третий канал, также наполненный жидкостью и содержащий истинный рецептор слуха - кортиев орган.
Этот орган состоит из пяти рядов клеток с волосками. Ряды клеток тянутся вдоль спирали улитки по всей ее длине. В каждом кортиевом органе около 24000 таких клеток. Над волосковыми клетками нависает покровная мембрана. В волосковых клетках возникают импульсы, распространяющиеся по волокнам слухового нерва.
Для того чтобы звук можно было услышать, звуковые волны должны сначала пройти через слуховой проход и вызвать колебания барабанной перепонки. Эти колебания передаются по цепи слуховых косточек, которые уменьшают амплитуду колебаний, но увеличивают их силу. Колебания через перепонку овального окна передаются жидкости, заполняющие каналы улитки. В результате колеблется и перепонка, на которой лежат волосковые клетки, что приводит к трению их о покровную мембрану. При этом клетки раздражаются и порождают нервные импульсы в отростках слухового нерва, лежащих у основания каждой волосковой клетки.
Орган слуха позволяет различать все основные свойства звука: высоту, силу (интенсивность, громкость), тембр.
Человеческое ухо способно воспринимать звуки с частотой 20 – 20.000 колебаний в секунду. Ухо человека наиболее чувствительно к звукам с частотой 1000 - 2000 колебаний в секунду. В этом диапазоне ухо чрезвычайно чувствительно. Сравнение энергии звуковых и световых волн, необходимой для возникновения ощущения, показывает, что ухо в 10 раз чувствительнее глаза. В музыке используются не все звуки, которые человек может слышать. В музыке всего 8 полных октав, а число простых музыкальных звуков равно 57 (8*7+1). Все эти звуки могут быть полностью воспроизведены только на одном инструменте - органе. Фортепиано и пианино имеет до 7 октав.
Нельзя себе представить более эффективного слухового прибора, чем ухо человека. Подобно глазу, оно дошло в своем развитии до такого уровня, что всякое дальнейшее увеличение чувствительности было бы бесполезным. Если бы чувствительность уха была еще выше, то оно улавливало бы беспорядочное движение молекул воздуха, и мы непрерывно слышали бы шипение или жужжание.
Возможно с такой высокой чувствительностью слухового аппарата, способного различать оттенки звука, и связано то, огромное воздействие, которое оказывает на человека музыкальное искусство.
Ухо почти не утомляется. Несмотря на непрерывные шумовые воздействия, оно сохраняет остроту слуха, и утомление его исчезает через несколько минут. Когда на одно ухо некоторое время действует сильный шум, другое тоже утомляется - теряет остроту слуха. Это указывает на то, что утомление частично связано не с самим ухом, а с головным мозгом.
Центр слуха в коре больших полушарий мозга, куда приходит вся звуковая информация, находится в височной доле, над ухом. Раздражение его при ударе вызывает ощущение звука. Поражение центра слуха с одной стороны приводит к снижению остроты слуха на оба уха.
«Слуховой путь».
«Уши - это ворота мира». На наше эмоциональное состояние влияет то, что мы слышим. Интересно, что воспринимаем звуки мы не только ушами, но и всеми внутренними органами. Поэтому так важно какой «пищей» питается наш слух!
Ученые пришли к неожиданному выводу: в головном мозге человека нет специализированного центра музыки.В обработке музыки участвуют области, рассредоточенные по всему мозгу. Когда играет музыка, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга возрастает.
В психологии существует такой термин как «СЛУХОВОЙ ПУТЬ» («Царственный путь»). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути.
Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук. При звуках симфонического оркестрового крещендо на глаза слушателей наворачиваются слезы и по спина бегут мурашки.
Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечнососудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз), и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.
Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг, звук раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о ранее пережитых днях, действует на клетки мозга, отвечающие за выделение слез, человек может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль…
Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бортнянский, Бах, Бетховен, Моцарт. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какова цель создания произведения, что вдохновило композитора на этот труд - все это имеет большое значение на результаты влияния музыки на человека.
Интересные опыты и их результаты.
В этом пункте в основном я рассказываю об экспериментах и их результатах влияния музыки на все живое, что также побуждает задуматься о том, какую музыку мы слушаем. Музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино, и т.д. В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема. А также доказано учеными, что музыка влияет на воду
Я решила повторить опыт японского ученого и целителя Эмото Масару. Его исследования показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над этой водой исполняют музыку. А теперь, если подумать и вспомнить известный факт о том, что человек состоит на 80% из воды, то можно представить, что же твориться с теми, кто регулярно посещают ночные клубы, длительно слушает музыку на mp3 плеере, где постоянный грохот музыки доводит человека до трансового состояния и снижает чувство самоконтроля. В большей степени музыка, конечно, воздействует на мозг, состоящий из воды на 85%.
Описание эксперимента.
Между динамиками музыкального центра я ставила колбу с водой и включала различную музыку. Затем замораживала воду и фотографировала структуру льда. Результаты показали (правда, не очень отчетливо), что после музыки Чайковского П.И. структура льда была красива. А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные кривые осколки. Если у меня был бы сильный микроскоп, то я увидела бы другую картину: в первом стакане структура воды соединились в красивый рисунок, а вот во втором стаканебыла полностью разрушена, превращена в хаотично разбросанные молекулы.
Многие исследования ученых показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, длительного прослушивания музыки полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к «гипнабельному». Джимми Хендрикс (создатель и лидер британской рок-группы) когда-то сказал: «С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их самое слабое место, ты можешь им вбить в голову все, что угодно» (из интервью журналу «Лайф»).
Вывод:лучше не увлекаться постоянным прослушиванием тяжелой, ритмичной и громкой музыки одного и того же направления. Лучше давать себе перерыв и почаще выезжать на природу, где естественные звуки пения птиц и шелеста листьев приведут вас в состояние гармонии.
О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Более того, сам феномен намного старше человеческого рода. Многократные наблюдения биологов - этологов и зоопсихологов подтверждают, что обезьяны, медведи и некоторые другие животные могут вполне сознательно успокаивать или, наоборот, возбуждать себя с помощью ритмичного стука палкой по какому-нибудь гулкому предмету (например, пустотелому стволу) или «игры» на расщепленной древесине (особенно часто это используют бурые мишки). Достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок.
Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента.
Известно, что группы молодых собакоголовых обезьян (павианы, гамадрилы и пр.) любят постучать палками все вместе. Очень их это «заводит»... А потом, между прочим, идут к старшим обезьянам задираться или к самкам приставать...
В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему. Музыка влияет на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию. Но, как выяснилось, мы с вами еще не все о музыке знаем. Оказывается, с помощью музыки можно вылечить довольно много различных заболеваний.
Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами. Дальнейшие исследования в этой области, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека вцелом.
Раньше у армии не было ни сигнальных ракет, ни радио, ни других подобных средств связи. В шуме битвы мог быть услышан только призывный голос трубы. Всего несколько коротких звуков - и участники битвы знали, что им нужно перестроиться, перейти в наступление или отступить.
Во время долгих переходов солдатам на марше помогала строевая песня или ритмичный барабанный бой. В древности, когда еще не было военных маршей, музыканты сопровождали воинов в походах, играя на разных инструментах: греки - на флейте, карфагеняне - на цитре, римляне - на трубе и роге. Под музыку бойцы шагали легче и уверенней.
Музыка способна сплотить людей в едином эмоциональном порыве, внушить уверенность в победе. Она выражает радость победы и помогает пережить скорбь о погибших в бою.
В российской армии в XVIII - XIX веках музыке придавалось большое значение. В это время Россия участвовала в многочисленных войнах. Знаменитый русский полководец А.В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Сейчас, конечно, музыканты в боевых действиях не участвуют, но музыка продолжает играть большую роль во время строевых занятий, торжественных военных церемоний и парадов.
Особое влияние на человека могут оказывать звуки государственного гимна. Звучание гимна торжественное. Он часто начинается с интервала в 2,5 тона - с кварты. Гимн вызывает чувство гордости, сплачивает людей.
Вернёмся к более ранним временам. Многие научные трактаты содержат в себе различные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.
В древности выделяли тринаправления влияния музыки на человеческий организм:
Считается, что музыка может усиливать любую радость, успокаивать любую печаль, смягчать любую боль и даже изгонять болезни. Всем наукам и изощрениям, которые придумало человечество, древние мудрецы предпочиталипростыезвуки мелодии, которые они ставили превыше всего.
Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику. Пифагор, которого, помимо прочих лестных титулов, называют «первым музыкотерапевтом», создал целую методику такой терапии и успешно применял её.Древнегреческий врач Гиппократ лечил музыкой бессонницу и эпилепсию.
Платон, Аристотель считали музыкальную терапию лекарством, исцеляющим не только тело, но и душу.
В Средние Века музыка выступала не только как лечебное воздействие, но и разрушительной силой. Музыка – есть оружие, способное как созидать, так и уничтожать всё живое. Одной из самых страшных считалась казнь «под колоколом», когда приговоренного помещали под большой колокол и ударяли в него. Ещё одним пугающим примером использования звуковых, точнее, ритмических колебаний была широко известная казнь с использованием капающей на голову или рядом воды.
Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.
Эксперименты велись в нескольких направлениях:
Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних мудрецов о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека.
Еще в XIX веке ученый– фармаколог Иван Михайлович Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращенийсердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека.
Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыкиорганизм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, yстpаняет pастyщyю усталость и придает физическyю бодрость.
Музыка и, в особенности, ритм широко использовались при проведении обрядов и иных культовых действий. Достаточно ярким примером этому может служить шаманская практика, известная у разных народов мира. Специально подобранные и отшлифованные опытом поколений ритмичные удары шаманского бубна способствовали вхождению в особые состояния сознания, как самого шамана, так и зрителей-участников.
Музыкотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины.
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:
1.) Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии:
2.) Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
3.) Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
4.) Повышение эстетических потребностей.
Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. Музыка давно используется в психотерапевтических целях. Ее применяют при лечении нервных расстройств. Спокойная мелодичная музыка благоприятно воздействует на человека. Она не мешает выполнению работы, способствует концентрации внимания. Исследования показали, что водители, слушавшие в пути спокойную музыку, реагировали на опасность на 10% быстрее, чем водители, в кабине которых звучала громкая ритмичная музыка.
Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета, установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное yльтpазвyковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и виpyсы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки yскоpяет свое движение протоплазма клеток растений и многое дpyгое.
Современные ученые из гетингемского Университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и магнитофонные записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был y испытуемых крепким и глубоким.
Исследования разных направлений в музыке показали, что лидером в избавлении от депрессий является музыка знаменитого Рави Шанкаpа (индийский композитор). Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Например, создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увеpтюpы Моцарта, а также «Лесного царя» Шyбеpта.
Ученые из Самарканда пришли к выводy, что звуки флейты-пиккало и кларнета yлyчшают кpовообpащение, а медленная и не громкая мелодия стpyнных инстpyментов снижает кровяное давление.
Исследования детского центра восстановительного лечения под руководством Михаила Лазарева (врач – педиатр) показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь живой организм. Благотворно влияет на костною cтpyктypy, щитовиднyю железy, массиpyет внyтpенние оpганы, достигая глубоко лежащих тканей, стимyлиpyет в них кpовообpащение. Слушая отдельные классические пpоизведения, беpеменные женщины излечиваются от сеpдечно-сосyдистых заболеваний, pазличных неpвных pасстpойств, то же самое пpоисходит и с плодом. Под звуки гармонической музыки ребенок еще в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться. Особенно рекомендуется слушать бyдyщим мамам пpоизведения Моцарта. Кстати, специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы.
В нашем сложном земном мире любое явление можно напpавить и в положительнyю и в отpицательнyю стоpоны. Музыка - не исключение. Действительно, множество мyзыкальных напpавлений действyют pазpyшительно на живые оpганизмы. Если классическая мyзыка yскоpяет pост пшеницы, то pок-мyзыка - наобоpот. Если под воздействием классической мyзыки yвеличивается количество молока y коpмящих матеpей и млекопитающих животных, то под воздействием pок-мyзыки оно pезко снижается.
Вообще, pастения и животные пpедпочитают гаpмоничнyю мyзыкy. Напpимеp, дельфины с yдовольствием слyшают классическyю мyзыкy, а pастения и цветы под классическyю мyзыкy быстpее pаспpавляют свои листья и лепестки. Под звyки совpеменной мyзыки коpовы ложатся и отказываются есть, pастения быстpее вянyт, а человек загpомождает свое жизненное пpостpанство хаотическими вибpациями.
Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека.
Практика показала, что регулярные курсы музыкотерапии позитивно воздействуют на стабилизацию человеческой психики.
Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.
Процесс отбора основополагающих музыкальных ценностей включает в себя оценочное познание, в ходе которого сопоставляются и выбираются ценности, особо значимые для личности. Понять - это значит почувствовать, пережить эмоционально, а не пойти на поводу у моды сегодняшнего дня. Любое общество нуждается в сохранении и овладении опытом культурного наследия прошлого. В общении с классическими музыкальными произведениями высокого искусства внутренний мир каждого человека меняется в лучшую сторону, обогащается.
В результате работы над работой я пришла к следующим выводам:
Многие выдающиеся люди по – разному высказывались о влиянии музыки на человека: «Музыкальный слух, понимаемый как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, неразрывно связан с образами памяти и воображения» (С.Л. Рубинштейн, психолог).
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать; но она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». (В.Г. Белинский, русский писатель).
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этническую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». (Аристотель, древнегреческий философ).
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». (В.А. Сухомлинский, педагог).
Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить, что каждый человек волен выбиpать, что ему ближе. И, все же, чтобы yбеpечь себя и нашy Землю от pазpyшения, нужно наполнять окpyжающий миp пpекpасным с помощью живописи, музыки и дpyгих видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, пpоникающие всюду способны сделать миp пpекpасней, а человека - совершенней. Мыслитель Говоpил: «Слyшать Пpекpасное, видеть Пpекpасное - значит yлyчшаться.»
Интернет-ресурсы:
Социологическое исследование
Цель - выяснить музыкальные пристрастия и знание учащихся о способах воздействия музыки на человека.
Перед вами поставлены вопросы. Прочитай и ответь на вопросы.
-постоянно; |
-в свободное время; |
-хотя бы раз в день, но слушаю; |
-диско |
-Metal & Rock |
-Hip-hop |
-Pop |
- Rap |
-Зависит от настроения |
- Все |
-Да |
-Нет |
-Помогает |
-Мешает |
-Не реагирую |
- успокаивает и расслабляет |
- возбуждает и придает силы |
- регулирует наше настроение |
- влияет на умственные способности |
- пробуждает светлые чувства |
Таблица 1.
1. Как часто ты слушаешь музыку? | ||
-постоянно; | 20 ч | 51% |
-в свободное время; | 19 ч | 49% |
-хотя бы раз в день, но слушаю; | 0ч | 0% |
2. Какой музыкальный стиль ты предпочитаешь? | ||
-диско | 0ч | 0% |
-Metal & Rock | 3 | 5% |
-Hiphop, | 14 | 34% |
-Rap | 13 | 33% |
-Pop | 0ч | 0% |
-все | 0ч | 0% |
-зависит от настроения | 9 | 28% |
3. Есть ли у тебя любимое музыкальное произведение? | ||
-Да | 32 ч | 80% |
-Нет | 7 ч | 20% |
4. Музыка помогает или мешает тебе заниматься делами? | ||
-помогает | 18 ч | 46% |
-мешает | 1 ч | 3% |
-не реагирую | 20ч | 51% |
5. Как ты считаешь, как наш организм реагирует на музыку? | ||
-успокаивает и расслабляет | 18 ч | 47% |
-возбуждает и придает силы | 8ч | 20% |
-регулирует наше настроение | 10ч | 25% |
-влияет на умственные способности | 0ч | 0% |
-пробуждает светлые чувства | 3ч | 8% |
1. Не напрягайтесь! Музыка помогает тогда, когда ее слушают, а не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение. Музыка должна как бы проходить сквозь вас, всецело заполняя сознание и мысли.
2. Не переборщите! Часовое слушание, скажем, симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут.
3. Регулируйте громкость! Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку — это опять-таки раздражает и напрягает организм.
4. Главное, чтобы нравилось! Если мелодия будит в вас приятные чувства, это обязательно благотворно отразится на вашем состоянии.
5. Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы ощутите, что стали увереннее и спокойнее.
Рекомендации по использованию средств
музыкального искусства в оздоровлении организма
Если у вас угнетённое депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапу прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбуждённого состояния:
Слушая музыку, вы постепенно войдёте в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
Рекомендации психотерапевтов при прослушивании музыки
Основываясь на знаниях о воздействии музыки на наш организм, можно создать свою домашнюю музыкальную аптеку.
№ | Состояние организма человека | Музыкальный материал |
1 | Переутомление и нервное истощение | Э.Григ «Утро», М.Огинский «Прощание с Родиной» Полонез. |
2 | Угнетённое меланхолическое настроение | Л.Бетховен Ода «К радости», Ф.Шуберт «Аве Мария» |
3 | Раздражимость, гнев | Р.Вагнер «Хор пилигримов» П.И.Чайковский «Сентиментальный вальс» |
4 | Снижение сосредоточенности, внимания | П.И.Чайковский «Времена года», К.Дебюсси «Лунный свет», Р.Шумана «Грёзы» |
5 | Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности | Ф. Шопен; «Мазурка» вальсы Штрауса; мелодии Рубинштейна. |
6 | Для уменьшения раздражительности, разочарования | И.С.Бах «Кантата№2»; Л.Бетховена «Лунная соната» |
7 | Для общего успокоения | Л.Бетховен Симфония№5., Брамс «Колыбельная», Ф. Шуберт «Аве Мария» |
8 | Для уменьшения головной боли | В. А. Моцарт «Дон Жуан» Ф. Лист, «Венгерская рапсодия№1» А.И. Хачатурян «Сюита Маскарад» |
9 | Для поднятия общего жизненного тонуса, активности, настроения | П.И.Чайковский. Шестая симфония. Л. Бетховен. Увертюра к опере «Эгмонт» |
10 | Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности | П.И.Чайковский «Времена года» Мендельсон. Симфония№5. |
11 | Для уменьшения агрессии рекомендуется слушать - драматическую музыку с переходом к медленной успокаивающей. | И.С. Бах - Хроматическая фантазия и фуга. М.П. Мусогорский–«Ночь на Лысой горе» |
12 | Для уменьшения чувства страха | Шенберг.опера «Ожидание» Д.Д. Шостакович фрагменты 6 ,7 ,8-й симфонии. |
13 | Для подъёма энергетики | И.С. Бах - Итальянский концерт ,Токката и фуга Ре - минор. Р. Шуман - Токката. С.С. Прокофьев -Токката |
14 | Для утреннего пробуждения: | М.П. Мусогорский –«Рассвет на Москве-реке» К. Дебюсси - симфоническая поэма «Море», первая часть. Э. Григ - «Утро». |
15 | Для преодоления депрессии , одиночества и усталости | П.И. Чайковский - Первая симфония. «Зимние грёзы» , первая часть. Дж. Гершвин - Песня Клары из оперы «Порги и Бесс». |
16 | Для медитации: | Медленные средние части концертов И.С. Баха, В.А. Моцарта. Ф. Мендельсон - Концерт для скрипки «Анданте» С.В. Рахманинов –«Вокализ», «Элегия» Барбер – «Адажио для струнных» М. Равель – «Павиана» |
17 | Музыкальные произведения для радости и бодрого настроения | Л.Бетховен - Восьмая симфония. Дж. Россини - увертюры к операм «Шелковая лестница» ,«Сорока-воровка». |
18 | Для преодоления нарушений сна и бессонницы | М. Равель –«Лунный свет» , концерт Соль-мажор , 2 часть. Дж.Гершвин - Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс». К. Дебюсси –«Лунный свет» |
19 | Для повышения самооценки | И.С. Бах - Бранденбургские концерты. П.И. Чайковский - Пятая симфония, Марш из Шестой симфонии, увертюра «1812 год» |
Денис-изобретатель (отрывок)
Наводнение
Как нарисовать портрет?
Притча о гвоздях
Рисуем крокусы акварелью