Автор работы рассматривает тему "Юмор в музыке". Оказывается, даже таким серьёзным музыкантам. как Бах, Гайдн, Шостакович, не чуждо было это чувство.
Вложение | Размер |
---|---|
yumor_v_muzyke.pptx | 2.76 МБ |
Слайд 1
ЮМОР В МУЗЫКЕ Выполнила: у ченица 7-Б класса МБОУ гимназии№53 г.Нижнего Новгорода Темнова ВалерияСлайд 2
То, что мы сегодня слушаем классическую музыку с серьезными лицами — одна из самых удачных шуток природы. Ведь когда-то слова музыкант и шут значили одно и то же. Музыканты — несерьезные люди. И всегда такими были. Еще в средние века их задачей было веселить публику. Этим занимались не все, конечно, музыканты поголовно — были еще церковные певцы, которые посвящали себя таким несмешным темам, как спасение душ. Но «игрецы» из народа, от которых и пошла большей частью классика, были еще теми весельчаками. Что, кстати, отражалось в названии их профессии. В средневековой Европе бродячих музыкантов звали жонглерами, в России музыканты были одновременно шутами и скоморохами. При дворе Анны Иоанновны, например, служил шутом один знаменитый в то время итальянский скрипач с несусветным прозвищем Педрилло . Примечательно, какое у него было звание — он был не какой-нибудь народный артист, а звался гордо: «русский первый дурак…известный скрипач…и славный трус ордена св. Бенедикта».
Слайд 3
Со временем музыканты перестали подрабатывать шутами, но это не значит, что им изменило чувство юмора. Почти про каждого великого музыканта до сих пор рассказывают смешные байки. Большими шутниками были композиторы Пуччини , Россини и скрипач Паганини, и даже автор мрачных симфоний Шостакович в жизни любил повеселиться .
Слайд 4
После всего сказанного ясно, что когда музыканты берутся за перо и начинают писать музыку, у них далеко не всегда выходят реквиемы. Юмор в музыке отпечатался даже в названиях. Происхождение таких жанров, как шутка, юмореска или скерцо ( scherzo — «шутка» по-итальянски), вполне прозрачно. Причем никто не брезговал смехом в музыке — даже Иоганн Себастьян Бах, были не прочь породить в перерывах между глубокомысленными опусами какую-нибудь безобидную «Шутку », хотя никто и не мог догадаться об этом…
Слайд 5
Да и в произведениях композитор вовсе не обязан предупреждать слушателя и сообщать прямо в названии произведения, что вот сейчас он начнет острить. Он может пошутить и без предупреждения — и эффект может получиться более впечатляющим. Даже беглого взгляда в историю музыки достаточно, чтобы понять: самые разные музыкальные произведения проникнуты самыми разными оттенками смеха — от добродушной улыбки до иронии, сарказма или какого-нибудь жутковатого черного юмора. Веселые проделки позволял себе Гайдн . Однажды он проучил публику, имевшую привычку спать на концертах. Гайдн написал тишайшую, сладчайшую симфонию, специально устроенную таким образом, что как только убаюканные слушатели погружались в объятья морфея, зал потрясало фортиссимо и фанфары всеми духовыми . И все это со спокойными лицами…
Слайд 6
Но не все композиторы смеялись в музыке так добродушно. Композитор Гектор Берлиоз, измучавшись от несчастной любви, жестоко высмеял в своей «Фантастической симфонии» возлюбленную. Римский-Корсаков и вовсе отважился на политическую сатиру: насмеялся над героем своей оперы «Золотой петушок» царем Додоном , заставив того спеть, среди прочего, любовную арию на мотив «Чижика-пыжика». Кстати, в этой опере смех присутствует еще в «концентрированном» виде: один из важных мотивов — хохот Шемаханской царицы, переданный музыкальными средствами.
Слайд 7
Не знаю, ссылался ли Кейдж когда-нибудь на фразу барона Мюнхаузена : «Все самые большие глупости в мире делаются в мире с серьезным выражением лица — а потому улыбайтесь, господа, улыбайтесь…» Но в любом случае эта фраза могла бы стать хорошим эпиграфом к его творчеству. Да и почти ко всей истории музыки тоже. В новейшей истории музыки есть один занятный персонаж — американский композитор Джон Кейдж. Ему принадлежит произведение «4:33″, целиком состоящее из тишины — в трех частях. Это произведение создано для фортепиано или любого другого инструмента или нескольких инструментов, и тишина в нем длится 4 минуты 33 секунды или любое другое количество времени. Однажды Московская консерватория исполняла произведения Кейджа. На сцене малого зала консерватории засел молодой пианист с убийственно серьезным лицом и стал настукивать некий текст одним пальцем на пишущей машинке. Время от времени он вынимал бумажку из машинки, делал из нее самолетик и пускал его в зал. Разворачивая пойманные самолетики, публика читала: «Артист не имеет права злоупотреблять временем зрителя».
Слайд 8
В симфонический оркестр приходит новый альтист. Начинается репетиция. Альтист смотрит в незнакомые ноты, играет. Вдруг видит — в нотах пометка «пригнуться». Альтист машинально пригибается. На следующей странице — то же самое. Альтист осознает комичность ситуации, считает это чьей-то злой шуткой и решает больше не пригибаться. Наступает следующая пометка, альтист сидит, держит осанку… и вдруг получает резкий удар по шее кулисой сидящего сзади тромбона.
Сказка "12 месяцев". История и современность
Три орешка для Золушки
Как нарисовать черёмуху
Твёрдое - мягкое
Лепесток и цветок