Презентация с текстовым сопровождением, освещающая материалы о том, как в жизни великого русского композитора зарождался, развивался и расцветал русский музыкальный стиль – основа русской классической музыки. При этом большое внимание уделяется тому, что говорили о Глинке его современники, исследователи его творчества и просто ценители его музыки.
Ссылка на презентацию: https://yadi.sk/d/_renfemha8e9F
Вложение | Размер |
---|---|
2_kurs_glinka.doc | 78 КБ |
Лекция-творческий портрет
«Михаил Иванович Глинка и его «подлинно русская» музыка»
Сценарий мероприятия
Цели мероприятия:
Задачи мероприятия:
Тема мероприятия: «Михаил Иванович Глинка и его «подлинно русская» музыка».
Дата проведения: 25.02.2014
Время проведения: 16:00
Место проведения: Актовый зал ДМШ №2
Оборудование: Проектор, экран для презентации, ноутбук, презентация с материалами.
Участники:
Предварительная подготовка к мероприятию:
Ведущие – ученики ДМШ №2 Шалабай Артём, Гусева Полина.
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Слайд 1 - Заголовок. Здравствуйте! Мы – ученики II курса Детской музыкальной школе №2 города Подольска – представляем вам проект «Михаил Иванович Глинка и его «подлинно русская» музыка», который мы реализуем под руководством нашего преподавателя по музыкальной литературе Мамушкиной Ольги Ивановны. В этом проекте мы провели анализ, как в жизни великого русского композитора зарождался, развивался и расцветал русский музыкальный стиль – основа русской классической музыки. И сегодня рады представить вам творческий портрет композитора.
Ведущий 2: При этом мы постарались уделить большое внимание тому, что говорили о Глинке его современники, исследователи его творчества и просто ценители его музыки.
Музыка: Хор и песня Бояна «Дела давно минувших дней» из интродукции к 1 действию оперы «Руслан и Людмила» (звук постепенно тише)
Ведущий 1: Слайд 2 – вводные слова о Глинке. Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор XIX века. Именно его мы считаем основоположником русской классической музыки Его оперы, симфонические произведения, романсы дали начало расцвету этих жанров в творчестве последующих русских композиторов. В своих произведениях он раскрыл такие важные особенности, как патриотизм русского народа, красота и величие сказочного эпоса, многообразие национального характера, глубина и чистота чувства.
Ведущий 2:
Музыковед Борис Владимирович Асафьев писал о Глинке: «Глинка — наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших основных произведений».
Ведущий 1: Слайд 3 – обращение к истории жизни. Писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил о творчестве Глинки: «Новаторство и мощь музыки Глинки заключается в том, что она подлинно народная, подлинно русская, и пришла к нам из просторов страны».
Ведущий 2: Чтобы понять, как Глинка стал великим композитором, в котором патриотическое чувство, русский дух, национальный колорит музыки вышли на передний план и стали основой его творчества, конечно же, мы обращаемся к истории…
Истории его жизни, его становления, расцвета и величия… Истории композитора-гения, на творчество которого с тех пор и по сей день равняется вся русская классическая музыка…
Ведущий 1: Слайд 4 - Детство. Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасское Смоленской губернии. Его отец Иван Михайлович был состоятельным дворянином. До шести лет мальчик воспитывался бабушкой Фёклой Александровной. Он рос нервным, болезненным ребёнком, но с детства был очень музыкальным. С четырех лет Миша заслушивался колокольным звоном, подражал ему на медных тазах, любил пение крепостных крестьян.
Ведущий 2: Позже он писал: «Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».
Ведущий 1: У дяди Глинки был оркестр крепостных музыкантов и мальчик с удовольствием учился игре на скрипке у одного из дворовых музыкантов. Первой учительницей Глинки по фортепиано стала гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.
Ведущий 2: Занятия музыкой так увлекли мальчика, что когда однажды учитель рисования упрекнул его в том, что он думает только об одной музыке, Миша ответил: «… Что ж делать?... Музыка – душа моя!»
Ведущий 1: В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург в Благородный пансион при Главном педагогическом институте.
Ведущий 2: Слайд 5 – Годы учебы. В пансионе учителями Глинки стали Арсеньев, Галич, Куницын, а воспитателем - гувернёром был поэт - декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Глинка успешно изучал языки. Был на вечерах у поэта Дельвига, познакомился с В.А.Жуковским, А.С. Грибоедовым. Часто бывал в театре, увлекался оперой и балетом. Начал брать уроки у музыкальных педагогов, в том числе у Джона Филда, Карла Цейнера, Шарля Майера, занимался теорией композиции.
В 1822 году Михаил Иванович успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе.
Ведущий 1: Слайд 6 – Глинка и Пушкин.
Музыка: Роман «Я помню чудное мгновенье» (включить ТИХО, в конце слайда УБРАТЬ ЗВУК).
Еще в пансионе Глинка познакомился с А.С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.
Ведущий 2: Позже критик Стасов писал: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества… оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».
Ведущий 1: Слайд 7 – Начало творческого пути. В 1923 году слабый здоровьем Глинка съездил на лечение на Кавказские минеральные воды, потом в Новоспасском «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке». С 1824 по 1828 годы в Петербурге служил помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Он всё больше понимал, что его главное призвание – музыка, и ушёл в отставку.
Глинка начал сочинять оркестровую и романсовую музыку. Появились его вариации, увертюры, романсы «Бедный певец» (на слова В.А.Жуковского), «Не пой, красавица, при мне» (на слова А.С.Пушкина), «Не искушай меня без нужды» (на слова Е.А.Баратынского).
Ведущий 2: Весной 1830 года Глинка отправился в путешествие в Италию и Германию для лечения и «усовершенствования в искусстве».
В Милане он занимался пением, знакомился с лучшими певцами и композиторами (Винченцо Беллини, Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз), сочинял арии. Появились такие яркие романсы, «Венецианская ночь» (на слова И.Козлова), «Победитель» (на слова В. Жуковского). Было написано Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. Появилась идея создания отечественной оперы.
В Берлине Глинка познакомился с музыкальным теоретиком Зигфридом Деном и брал у него уроки. Под его руководством композитор сочинил «Русскую симфонию» (1834 г.), различные вариации, попурри на русские темы, наброски. Всё это время Глинка очень тосковал по родине.
Музыка: «Патриотическая песня» (ПОСТЕПЕННО ТИШЕ)
Ведущий 1: В 1833 году Глинка написал «Патриотическую песню», которая гораздо позже, с 27 ноября 1990 и до 2000 года, была государственным гимном Российской Федерации.
Ведущий 2: Михаил Иванович сделал вывод: «Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски» - «мысль о национальной музыке более и более прояснялась».
Ведущий 1: Слайд 8 – Новаторские оперы. В Петербурге В.Жуковский предложил Глинке для оперы сюжет об историческом событии - подвиге крестьянина Ивана Сусанина. Первоначально Глинка назвал оперу «Иван Сусанин», но затем переименовал ее в «Жизнь за царя».
Музыка: Хор «Родина моя» из оперы «Иван Сусанин» (ПОСТЕПЕННО ТИШЕ)
В опере композитор подчеркнул народное начало, прославил крестьянина-патриота, величие, мужество и несгибаемую стойкость русского народа.
Это произведение по праву считают первой народной музыкальной драмой.
Опера была закончена в 1836 году и поставлена с большим успехом 27 ноября в Большом театре.
Ведущий 2: Князь В.Ф.Одоевский отозвался о «Жизни за царя» как об опере, «открывающей в истории искусства новый период – русской музыки».
Царь Николай I назначил Глинку капельмейстером придворной певческой капеллы.
В честь Глинки его друзья – Виельгорский, Вяземский, Жуковский, Пушкин, сочинили текст «Канона» на музыку Одоевского:
«Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, а фарфор!»
Ведущий 1: Слайд 9 – Новаторские оперы. По совету князя Шаховского Глинка начал работать над новой оперой – «Руслан и Людмила» на сюжет А.С. Пушкина.
Музыка: Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (ПОСТЕПЕННО ТИШЕ)
В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские народные черты – с восточными мотивами. На первый план вышли величавые образы Древней Руси, богатырский дух, многогранная лирика. Опера была закончена в 1842 году и с успехом поставлена 27 ноября.
Ведущий 2: В.Ф.Одоевский написал об этом произведении так: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок – он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его – черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».
Ведущий 1: Слайд 10 – Творчество 1840-ых годов. В это время Глинка часто посещал дом братьев Кукольников, где собирался кружок любителей искусства. Здесь бывали художники К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский. В это время появилась музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом» на слова Н.Кукольника.
Среди романсов этого цикла – знаменитый «Жаворонок».
Музыка: Романс «Жаворонок» (ПОСТЕПЕННО ТИШЕ)
Ведущий 2: Романс "Жаворонок" - одно из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Сам Глинка превосходно исполнял его. Критик Серов писал: «В "Жаворонке" слышна русская заунывность и простодушие народных напевов».
В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей вдохновенные творения: «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье».
Ведущий 1: Слайд 11 - Творчество 1840-ых годов. В 1843 году Глинка снова отправился за границу. Во Франции он общался с композитором Г.Берлиозом, литератором П.Мериме, организовал благотворительный концерт в Париже. В Испании написал замечательную «Арагонскую хоту». В Варшаве закончил испанскую увертюру «Ночь в Мадриде», написал ряд романсов, сочинил яркое симфоническое произведение - «Камаринскую».
Музыка: Симфоническая фантазия «Камаринская» - вторая тема (ПОСТЕПЕННО ТИШЕ)
Симфоническая фантазия «Камаринская» на 2 русские темы - это жизнерадостная картина русского праздника. В ней инструменты симфонического оркестра ассоциируются с русскими народными инструментами и народным хоровым пением; сделана блестящая мастерская оркестровка.
Ведущий 2: П.И. Чайковский отмечал, что в ней, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
В симфонических произведениях Глинки сложились новые принципы симфонического развития, получившие продолжение в творчестве всех видных композиторов русской школы.
Ведущий 1: Слайд 12 – Последнее десятилетие. По возвращении в Петербург Глинка общался с музицирующей у него молодёжью, занимался с русскими певцами – под его влиянием складывалась русская вокальная школа.
В 1855 году он познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым – композитором, который стал позднее главой «Могучей кучки», которая развивала традиции русской классической музыки, заложенные Глинкой.
Ведущий 2: В 1856 году Глинка выехал в Берлин, где занимался строгим стилем композиции с Зигфридом Деном. Но здоровье подвело Михаила Ивановича, и в феврале 1857 года он скончался. Глинку похоронили в Берлине, а затем, по просьбе сестры, прах перезахоронили в Петербурге в Александро-Невской лавре.
В 1886 году в Смоленске был воздвигнут первый памятник Глинке, в 1906 году на Театральной площади в Петербурге появился такой же памятник.
Ведущий 1: Слайд 13 - Выводы.
Музыка – Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» – ПОСТЕПЕННО ТИШЕ
Таким образом, Михаил Иванович Глинка создал русский стиль в музыке, подготовил появление самостоятельной русской школы, показал неразрывную связь классической музыки с народным началом.
В опере «Иван Сусанин» он стал основоположником народной музыкальной драмы, в «Руслане и Людмиле» - русской эпической оперы.
В «Камаринской», Испанских увертюрах и других симфонических произведениях – заложил основу русского симфонического стиля.
В романсах дал высокие образцы художественной песни.
Ведущий 1: Слайд 14 – «Опять утрата!». На смерть Глинки поэт А.Майков написал стихотворение, в котором подчеркнул, что музыка Глинки одновременно понятна, доступна и глубока, наполнена всем существом композитора:
Музыка: Симфоническая фантазия «Камаринская» - начало (ПОСТЕПЕННО ТИШЕ)
Еще печаль! Опять утрата!
Опять вопрос в душе заныл
Над прахом бедного собрата:
Куда ж он шел? Зачем он жил?
Ужель затем, чтоб сердца муки
На песни нам перевести,
Нам дать в забаву эти звуки
И неразгаданным уйти?..
Я эти звуки повторяю -
Но песням, милым с давних дней,
Уже иначе я внимаю...
Они звучат уже полней...
Как будто в них теперь всецело
Вошла, для жизни без конца,
Душа, оставившая тело
Их бездыханного творца.
Ведущий 2: И мы, познакомившись с творчеством Михаила Ивановича Глинки, хотим сказать:
Великий русский композитор Глинка,
Чьё имя с гордостью внимает слух!
Его «Камаринская» - русская картинка,
А в операх – великий русский дух!
В его романсах – звуки русских песен,
Душевная протяжность и тоска…
Мне Глинка очень, очень интересен,
В нём связь с народом крепнет на века!
Ведущий 1: Творчество Глинки стало нам очень близким: мы поняли, насколько важную роль сыграл этот композитор для русской музыки и для всех нас, русских людей. В его музыке мы почувствовали русский колорит, национальную идею, народный дух.
Ведущий 2: Мы гордимся тем, что сделал Глинка для русской культуры!
А наша лекция на этом окончена. Надеемся, что представленный нами творческий портрет великого композитора оставил след в ваших сердцах!
Музыка – Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» (ДОВОЛЬНО ТИХО)
Слайд 15 – Спасибо за внимание.
Аэродинамика и воздушный шарик
"Разделите так, как делили работу..."
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Мороз Иванович
Снегири и коты
Комментарии
Участие презентации в конкурсе
Презентация "Михаил Иванович Глинка и его подлинно русская музыка" была включена в проект "Патриотическое воспитание учащихся на примере творчества Михаила Ивановича Глинки", который участвует в конкурсе проектов "Наше Подмосковье" на премию Губернатора Московской области:
http://наше-подмосковье.рф/projects/92976/
Если Вам понравился этот проект, Вы можете проголосовать за него.