Проект посвящается нашим землякам, прошедшим дорогами войны, прославившим своим творчеством Кубанскую землю.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kompozitory_kubani_-_veterany_vov.doc | 68.5 КБ |
Кубанские композиторы -
ветераны и участники Великой Отечественной войны -
наша гордость, школа мужества.
Заседко Алексей
Россия, Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Введение
Сурово гремели раскаты
Над русской тревожной землёй,
И насмерть стояли солдаты,
Повзводно входили ребята
В легенду, где каждый герой.
К.Обойщиков
У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг – беречь память о прошлом, как главное звено между настоящим и будущим. В этом году мы отмечаем великую дату - 65 лет Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Проект «Кубанские композиторы, ветераны и участники Великой отечественной войны - наша гордость, школа мужества» посвящается нашим землякам – композиторам и музыкантам, которые пережили войну, знали её лицо и рассказали об этом в своём творчестве.
Виктор Дмитриевич Пономарёв, Григорий Максимович Плотниченко, Григорий Фёдорович Пономаренко… Творчество этих композиторов хорошо известно не только на Кубани, но и по всей стране.
Цель проекта - рассмотреть малоизученные страницы фронтовой биографии композиторов, отметить преемственность поколений в музыкальном искусстве Кубани, раскрыть многоцветный и неповторимый букет творческого наследия наших земляков путём создания военно-патриотического буклета «Песенный венок памяти героям», в котором воспевается Великая Победа и великий подвиг защитников нашей Родины.
1. «Наша гордость»: биографические сведения
о кубанских композиторах – ветеранах
Великой Отечественной войны
1.1. Первыми композиторами на Кубани стали люди, которые прошли испытания войной. Первым профессиональным композитором, создавшим новую музыкальную культуру Кубани, стал Григорий Максимович Плотниченко (1918 - 1975). (Приложение I)
Доброволец, пехотинец, воевал на Крымском фронте, освобождал Феодосию, ранен, потерял кисть правой руки. «Уже будучи раненым, в госпитале он продолжал сочинять музыку. Появляются «Севастопольская песня» и «По Дону гуляет». Они-то и стали первыми ласточками. Песни были размножены, распространены и пелись во многих воинских частях» [7, с. 51]. Вот его произведения на военную тематику: «Севастопольская песня», «Кубань моя», «Кубанская станица»…
Уходил товарищ на войну,
Уносил он песенку одну -
Тихую, лучистую, милую и чистую,
Песню про родную сторону.
Мелодия песни привлекает мягкостью лирического звучания.
В «песне о братьях Игнатовых (сл. И. Белова) рассказывается о подвиге молодых партизан, которые взрывали вражеские эшелоны с оружием и боеприпасами.
В победе нашей, в каждом новом деле
Их боевая молодость жива.
Трагическим событиям Великой Отечественной войны посвящены две хорошие поэмы «Протекал ручеек под откосом» и «Вечной славы обелиски». Музыка легко воспринимается, обращена к сердцу и поэтому всегда встречает эмоциональный отклик в душе слушателя.
Лирическая песня «Чаечка» повествует о страданиях людей в период гитлеровской оккупации:
Коршун деток побил,
Враг гнездо разорил,
«Бессмертному подвигу малоземельцев посвящена песня «Маки на Малой земле». Это - поэма - реквием. Она позднее станет первой частью одноимённой оратории, затем будут звучать: «Морячка умеет ждать», «Огни новороссийские», грустная баллада «В седых морях» (боль вдовы моряка, погибшего в море при освобождении Новороссийска), оратория «Вечной славы обелиски» (повествование о двух памятниках войны - старый морской катер в Цемесской бухте и изрешеченный пулями железнодорожный вагон):
Он изранен, он изранен,
Искорёжен в кровь и вкось,
Если так пришлось железу,
Как же людям здесь пришлось?
Песню «У старого кургана» (сл. С Хохлова) можно отнести к жанру баллады. Это песни - монолог для баса. От лица воина ведется рассказ (скорбит) о старом друге, который спит у кургана, где был страшный бой:
Ой, ты, сокол, ой, степная птица,
Перестань над нивами кружить,
Где у камня клонится пшеница,
Мой товарищ боевой лежит» [4, с. 31].
1.2. Виктор Дмитриевич Пономарев родился 24 сентября 1922 года в городе Краснодаре. Истинный солдат, участник тяжелых боев в Великой Отечественной войне. Поэтому так сильна в его творчестве тема подвига и Победы в годы Отечественной. (Приложение II)
В 18 лет ушел добровольцем на фронт, награждён орденом Отечественной войны II степени (1985) и семью медалями. «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1991). Профессор (1992). Лауреат премии имени просветителя Кубани К.Россинского (1997)» [5, с. 70].
«Песенный путь композитора Пономарева долог. «Я люблю песню», - говорит Виктор Дмитриевич. Его песни стали «частицей поющей Кубани», они о войне и о любви к родному краю. 27 произведений вошли в сборник «Майская радуга», среди них песня «Белые ромашки» (стихи В. Борисова), написанная в считанные часы:
Белые ромашки в поле из рябин
Растоптал солдатский кованый сапог
И хороший парень девушке любимой
Белые ромашки подарить не смог.
Искренние интонации мелодии покоряли сердце» [2, с. 48].
Песня «Аленушка» на стихи 16-летней школьницы Тани Ребровой, рассказывает о подвиге девушки - подростка.
А ветры были злыми и прогорклыми,
А ветры голубели и мели.
Но только раз за черными пригорками
Не поднялась та девочка с земли.
Передаются чувства и переживания непосредственных участников сражений в «Песне о первых» (сл. В. Карпенко).
«До сих пор потрясает драматический накал песни «Сопка героев» (слова К. Обойщикова).
Солдат вспоминает
последний свой яростный бой,
Когда эти степи
Навеки прикрыл он собой.
Сдержанная мелодия песни подчеркивает величие солдатского подвига: Сопка героев - частица родимой земли» [4, с. 34].
Всем известен дом Павлова в Волгограде, дом - ветеран, напоминание об ужасах войны и призыв хранить мир.
Есть самый мирный на земле обыкновенный дом,
Который крепостью стоял в году сорок втором!
Песня В.Д. Пономарева «Дом Павлова» (это, скорее, баллада) звучит грустно, торжественно, динамично раскрывая картину подвига.
«Страницами фронтового дневника звучит вокально-хоровой цикл «Огненные ветры». Пономарев использовал стихи Р. Рождественского, В. Семернина, С. Островского.
В трудных днях оживая, бьет медаль фронтовая,
Вся в рубцах и ожогах наша память живая.
Пронзительно звучит мелодия!
В песне «В небе - Покрышкин!» (сл. школьницы Марии Марченко).
Глубина чувства преклонения перед подвигом.
Герою Советского союза В.В. Козлову посвящена песня «Герои, ни шагу назад!» на слова К. Обойщикова.
Распевная мелодия медленного вальса подчеркивает торжественный характер стиха:
Друзья, давайте наполним чашу.
Героев вспомним, живых и павших» [3, с. 10].
Композитор не мог остаться равнодушным к судьбе тех, кто погиб или пропал без вести на полях сражений, такова песня «Без вести пропавшие солдаты» на стихи В. Чуприна:
В дни, когда побед встречали даты,
Эхом, доносившимся с войны,
Без вести пропавшие солдаты
По ночам тревожат наши сны.
Последней творческой работой В.Д. Пономарева стала песня на слова К. Обойщикова «Там, где иволга плачет». Эта песня о молодых, которые стремятся сохранить память о героях, отдавших свою жизнь за Родину.
1.3. Григорий Фёдорович Пономаренко (1921-1996) с военным ансамблем прошёл всю войну. Выступал с концертами на западных фронтах страны. За время войны награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За оборону Москвы», «За победу над Германией». (Приложение III)
В 1940-1950 годах он служил баянистом в армейских ансамблях, для которых писал песни. Названия песен говорят сами за себя:
«Кровь за кровь, смерть за смерть»,
«Бей фашистов»,
«Снег седины»,
«Мы о вас не забыли»,
«Не будите, журавли, вдов России»,
«Песни о Новороссийске»,
«Звезды России».
В песне «Звезды России нам светят звезды – небесные светила, звезды нашего детства, звезды первой любви, звезды на обелисках неизвестных солдат:
Звезды о наших рябинах,
Звезды о наших березах,
Звезды в наших глазах.
Воспоминания о потерянных на войне сыновьях породили великую и неутешную материнскую скорбь:
Не забывшая сына, потерявшая сына,
Пережившая сына плачет мать по ночам.
Общий характер песни - нежный и печальный.
А какой тонкой лирикой и широкой певучестью наполнена пьеса «Стоит в Волгограде березка» на слова М.Агапшиной!
«Вместе с Маргаритой Константиновной композитор бывал на Мамаевом Кургане, видел деревца с табличками о погибших. Листочки молоденьких берёз вели взволнованный рассказ о том, как на фронтах войны оборвалась жизнь четырех братьев рабочей семьи Рыкуновых - Ивана, Степана, Сергея и Василия.
Лежат под березкой ребята…» [4, с. 14].
Задушевностью и строгой сдержанностью наполнена песня «Снег седины» (сл. В. Бокова).
Снег на ромашке, снег на рябине,
Снег на черемухе, снег на калине…
Снег на висках ветеранов войны,
Снег пережитого, снег седины…
«В ряде песен Григория Пономаренко выведен образ русской женщины, сумевшей вынести на своих плечах тяготы военного времени. К ним относится песня «Не будите, журавли, вдов России», написанная на основе письма из Славянска-на-Кубани. В письме говорилось о нелегкой судьбе Татьяны Голуб, прикованной к постели и находившей силы писать стихи. В одном из стихотворений были строчки: «Разлилась заря вдали алым светом,
Крик роняют журавли в бабье лето,
Ах, журавки, в сентябре не кричите,
Вдов солдатских на заре не будите.
Покорили стихи Григория Федоровича - и появилась песня, протяжная, простая, удобная в исполнении в любой обстановке.
Иной характер приобрела «Песня о Новороссийске» (слова К. Обойщикова), посвященная героическому прошлому города. Это - песня - плакат, строгая, стройная, душевная. Лиризм песен Пономаренко разнообразен: от тонкой и нежной задушевности до юмора и высокого гражданского патриотизма» [8, с. 44].
В музее - квартире Г.Ф. Пономаренко можем найти и другие песни о ВОВ:
«Песня о моем солдате» (сл. М. Агашиной)
«Солдаты земли» (сл. А. Поперечного)
«Пусть о войне не знают дети» (сл. Б. Пака)
«Не быть нашей Волге чужою рекой» (сл. П. Рублёва)
«Русские матери» (сл. В.Чурсова).
1.4. Николай Михайлович Хлопков - участник Великой Отечественной войны, дважды был ранен, имеет правительственные награды. Интересен его вокальный цикл «Я твой солдат, Родина» (сл. В. Калинина). В песнях «Орлиное племя, «Дороги комсомольские» воспеваются подвиги Кубанской молодежи в годы войны.
«Выразительна и «Баллада о неизвестном солдате» (сл. С. Орлова). Великое множество безвестных солдат погибло в прошедшей войне. Во множестве рассыпаны их могилы на просторах России. Отношение к ним - это отношение к памяти народа. Суровый ритм ведет рассказ о гибели безвестного солдата.
Его зарыли в шар земной,
А был он только лишь солдатом.
Музыка в скупых интонациях характеризует образ неизвестного солдата, над могилой которого вечная тишина, не нарушаемая ни кипучей жизнью, ни шумом мощных ветров, ни громом:
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
Динамика, ритмика, тембровый колорит, полифонические средства, словесные исполнительскиее указания создают целостный образ защитника – героя
Подвиг женщины необычной судьбы Епистинии Федоровны Степановой, кубанской колхозницы из хутора Первомайского Тимашевского района, вырастившей 9 сыновей, ушедших на фронт, воспет в оратории «Слово о матери». Девять воинов, девять богатырей воспитала она для родины. Девять незаживающих ран легли на ее материнское сердце.
Солдатская мать выдержала это испытание с честью, мужественно.
Камерно-лирическое направление оратории раскрыло внутренний мир героини»
[8, с. 66].
1.5. Павел Ефремович Черноиваненко - (1913 - 1995) - участник Великой Отечественной войны, имеет правительственные награды. Страшным военным страницам истории Кубани посвящена Третья симфония композитора памяти погибшим воинам - кубанцам посвящен траурный монолог «Бессмертники», отдельные пьесы цикла фортепианных «Прелюдий».
1.6. «Валентин Александрович Лаптев (1921-1987) - участники Великой Отечественной войны. В 1941г. написал патриотическую поэму «На фронт», которая исполнялась для бойцов, воевавших на передовой. После войны - увертюра «Наша Победа», «Кантата о Сталинграде» (слова Л. Сорокина), песня «Вспомни о дуге»…
В мягких, нежных, лучистых тонах звучат песни о воинской дружбе, верности, боевом товариществе» [5, с. 34].
2. «Школа мужества»: преемственность поколений
2.1. Музыканты, педагоги и просветители.
Композиторы – ветераны не только прославили нашу Кубань своим музыкальным творчеством. Педагоги и просветители, они воспитали не одно поколение молодых композиторов и музыкантов, вели активную концертную и музыкально-просветительскую деятельность.
«Переломным в музыкальном пути Плотниченко оказался период, охватывающий последние месяцы 1943 и начало 1944 года. Он снова в Краснодаре, в родном музучилище. Сдав государственные экзамены, начал свою педагогическую деятельность.
В дальнейшем, не отрываясь от преподавательской работы в течение четверти века, Плотниченко с большой энергией ведёт разностороннюю организаторскую и музыкально-общественную деятельность» [7, с. 142].
Г.М.Плотниченко был активным членом Союза композиторов РСФСР, членом художественного совета крайисполкома, театра оперетты, членом президиума Кубанского отделения Всероссийского Хорового Общества.
«В поисках тем и фольклорных источников Плотниченко участвует во многих экспедициях, посещает глубинные пункты края, встречаясь с сотнями людей – хранителей драгоценных зёрен песенного фольклора» [7, с. 142].
В 1960 году Г.М.Плотниченко было присвоено почётное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
«В 1955 – 1963 годы В.Д.Пономарёв работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Краснодарском музыкальном училище им. Римского-Корсакова. С 1963 года преподаватель музыкально-педагогического факультета Краснодарского государственного педагогического института. С 1967 года – старший преподаватель, доцент (1982), профессор (1992) Краснодарского государственного института культуры (Краснодарской государственной академии культуры), заведующий кафедрой инструментовки (1973 – 1985), кафедрой теории и истории музыки (1985 – 1089), кафедрой композиции и инструментовки (1089 – 1994).
В 1975 – 1977 и 1981 – 1984 годы – председатель правления Краснодарской организации Союза композиторов России» [5, с. 70].
«Имя Григория Пономаренко было очень популярно в 60-70-е годы, когда его песни звучали практически ежедневно по телевидению и радио. Их исполняли такие звезды, как: Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Екатерина Шаврина.
Творческие вечера Г.Пономаренко постоянно собирали полные залы. Г.Ф. Пономаренко лауреат премии им. К.В. Россинского администрации Краснодарского края (1995), почетный гражданин города Краснодара (1993), почетный член Краснодарской государственной академии культуры (1994).
В 1985 году Г.Ф. Пономаренко было присвоено звание народного артиста РСФСР, в 1990 - народного артиста СССР.
Краснодарская краевая филармония имени Г.Ф.Пономаренко является одним из ведущих культурных учреждений Кубани. В 2009 году филармония отметила свой 75-ти летний юбилей.
27 февраля 2005 года состоялось торжественное открытие «Мемориального музея-квартиры народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко». В церемонии приняли участие руководители администрации Краснодарского края и города Краснодара, выдающиеся деятели музыкальной культуры творческая общественность России и Кубани». (Приложение IV)
2.2. Тема Великой Отечественной войны
в творчестве композиторов Кубани
Наиболее трагичные, переломные, яркие события истории всегда оставляют самый яркий след в искусстве. О подвиге героев в годы Великой Отечественной написаны книги, картины художников, музыкальные произведения, памятники архитектуры, горят вечные огни. Хранителями великой Победы являются музеи, выставки с воспоминаниями участников событий. Это трогает наши сердца. Но более всего сердце откликается на музыку.
В творчестве кубанских композиторов тема Великой Отечественной войны занимает важное место. Музыкальные произведения самых разных жанров, песни и оратории, хоры и симфонии, оперы и кантаты, напоминают о Севастополе и Малой Земле, о волгоградской берёзке, о подвиге матери, о работе в тылу, а поэтическая эмблема «Священная война» заставляет встать и заплакать о пережитом испытании, выпавшем на долю нашего народа.
Музыка наших земляков, посвящённая подвигу народа в годы Великой Отечественной войны – это животворный родник, это святыня, дающая силы каждому, кто к ней прикоснулся.
Кубанские композиторы – незримые солдаты, способные воодушевить в бою, наполнить музыкой наши сердца.
Никто - не забыт, ничто - не забыто! (Таблица 1, Таблица 2)
Заключение
Голос Кубанских композиторов тихий, как сердцебиение,
В нем чувствуется школа поколения,
Науку мужества прошедших на войне.
Музыка кубанских авторов о Великой Отечественной войне прочно вошла в нашу жизнь. Она ведет по горячему снегу фронтовых дорог, заставляет вспомнить тех девчат и парней, для которых тихие зори стали часом их бессмертия, призывает: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!».
Никто - не забыт, ничто - не забыто. Об этом напоминает не только Вечный огонь в нашей станице, аллея Славы, звон колоколов в православных храмах, но и музыка кубанских композиторов, любимых всеми, ибо в них прославление мира, родной Кубани.
Музыка воплощает память народа о том, что неподвластно времени. В музыке о Великой Отечественной войне - неиссякаемая гордость за подвиг защитников Родины, печаль о погибших, вера в победу над силами зла.
Такая музыка воспитывает у наследников дела дедов и отцов подлинный патриотизм, стремление не жалеть своих сил во имя мира и добра.
Это надо не мертвым,
Это надо живым!
(Приложение V, Приложение VI)
У Земли есть особые дни
И зовут эти дни фронтовыми
У Земли есть великие дни:
Дни свидания с вечно живыми
И стоит над Россией тот звон,
Звон святой - орденов и медалей,
Ныне присно - во веки веков
В день Победы - 9 мая.
Ю.Акимов
Список литературы
1. Бойко И. Песни. - Краснодар: «Отрада» - фольклорно-творческий центр, 2004 г.
2. Друзья святые, фронтовые. Песни кубанских композиторов. – Краснодар: «Эоловы струны», 2000 г.
3. Кеворков В. Люблю тебя, мой Краснодар. Песни. – Краснодар: «Русь - ТВ», 2004 г.
4. Кеворков В. Популярные песни кубанских композиторов. – Краснодар: «Русь – ТВ», 2000 г.
5. Комиссивинский В.Г. Композиторы и музыканты Кубани. Биографический и библиографический справочник. - М., 1958 г.
6. Плотниченко Г. 15 кубанских народных песен. - Краснодарское книжное издательство, 1972 г.
7. Плотниченко Г. Над кубанской степью солнце. - Краснодарское книжное издательство, 1968 г.
8. Покладова Е. Музыка Кубани. – Краснодар: «Эоловы струны», 2006 г.
9. Пономаренко Г. Песни для голоса в сопровождении баяна. – Москва: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1981 г.
10. Ясень В.И. Песни Кубани. – Краснодар: РИА «Сполох» Всекубанского казачьего Войска, 1955 г.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Сказка "12 месяцев". История и современность
Снежный всадник
Марши для детей в классической музыке
Госпожа Метелица