Цель проекта: познакомиться с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.
Задачи проекта:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_muzykalnye_instrumenty.pptx | 2.88 МБ |
narodnye_muzykalnye_instrumenty_rusi.doc | 54.5 КБ |
Слайд 1
Народные музыкальные инструменты Руси Проект выполнила ученица 6 «г» класса Б ушкова Дарья Научный руководитель Щербак Эллина Юрьевна © МОУ СОШ № 32 г. Рыбинск, 2013 г.Слайд 2
Цель проекта : Познакомиться с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов. Задачи проекта : Описать виды русских народных музыкальных инструментов. Познакомиться с историей создания оркестра русских народных инструментов. Выяснить какие русские народные музыкальные инструменты нашли отражение в изобразительном искусстве.
Слайд 3
По источнику звука принято разделять народные инструменты на следующие группы: Духовые Ударные Пневматические язычковые Струнные
Слайд 4
Струнные инструменты Смычковые Щипковые гудок балалайка гусли домра
Слайд 5
В. Васнецов « Гусляры» Н. Богданов-Бельский «Дети. Игра на балалайке»
Слайд 6
Духовые инструменты пастушеский рожок жалейка свирель кувиклы варган
Слайд 7
К. Коровин «Северная идиллия» Г. Семирадский «Пастушок, играющий на свирели»
Слайд 8
Ударные инструменты ложки трещотки бубен рубель
Слайд 9
Пневматический язычковый инструмент баян Федот Сычков . «У околицы»
Слайд 10
Выводы: Появление разнохарактерных музыкальных инструментов объясняется связью творчества русского человека с различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление о миропонимании народа. Прошли многие годы, в течение которых появлялись новые инструменты. Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет.
Слайд 11
Источники: Коненко Ю. Русские инструменты [Электронный ресурс] // http://folkinst.narod.ru/vargan.html Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учебное пособие по музыкальной литературе. – М.; Музыка, 1999. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.; Педагогика, 1985. Васильев Ю. Рассказы о русских народных инструментах [Электронный ресурс] // http://esoserver.narod.ru/Pagan/Muz_ins
Проект «Народные музыкальные инструменты Руси»
выполнила
ученица 6«г» класса
СОШ № 32 г. Рыбинск
Бушкова Дарья
Научный руководитель
Щербак Эллина Юрьевна
В летописях и преданиях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Карамзин в «Истории Российского государства» пишет: «Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли ими выдуманные».
Есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие, как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех их роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность.
Цель проекта: Познакомиться с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.
Задачи проекта:
«Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит от старославянского «гудеть». Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн. В старину под именем гуслей подразумевали струнные инструменты в отличии от духовых и ударных.
Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яворчатые» или чаще «яровчатые». Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. На струнах играли исключительно пальцами. «Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали» («Слове о полку Игореве»). Звучали гусли и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры – сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции игры и пения под гусли.
Домра – древнерусский старинный музыкальный инструмент. Учёные предполагают, что предком нашей русской домры явился египетский инструмент «пандура», бывший в употреблении за несколько тысячелетий до нашего времени. Главными исполнителями на домрах были скоморохи. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому при царствовании Алексея Михайловича начались гонения на певцов и скоморохов. В Москве собрали все инструменты, нагрузив ими 5 возов, свезли за Москву-реку и там сожгли. Сейчас домры в оркестре составляют основную мелодическую группу.
Базвание «балалайка» – народное. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Некоторые приписывают слову татарское происхождение. Слово «бала» означает «дитя». Быть может оно и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить», заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.
Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. Cначала балалайка аккомпанировала народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века на ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты. К середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку. Второе рождение балалайка получила в конце XIX веке благодаря стараниям Василия Андреева, которого называли «молодым отцом балалайки». Он усовершенствовал народный инструмент и сконструировал семейство балалаек разных размеров. Итогом этой работы стало создание Великорусского оркестра, первое выступление которого состоялось в 1897 году. С этих пор оркестры народных инструментов стали распространяться с необычайной быстротой по всей России. Теперь на балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и произведений русской и западной классики.
Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно. Рожок имеет разные названия – «пастушеский», «русский», «песенный». Во второй половине XIX – начале ХХ в. ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение. В наше время рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «жалениями» – поминальным обрядом, который включает в себя игру на жалейке. Тембр жалейки печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Сейчас её можно увидеть только в оркестрах русских народных инструментов.
Свирель на Руси инструмент изготавливали либо из куска пустотелого тростника, либо из цилиндрического куска дерева. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. На раскопках Древнего Новгорода обнаружены две свирели. Одна из них сделана в конце XI в., вторая относится к началу XV в. Свирель представляет собой простую деревянную дудку. На одном конце её есть свистковое устройство, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.
Кувиклы – русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием «флейта Пана». Кувиклы представляют собой набор 3-5 пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Трубки инструмента не скрепляются между собой. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги камыша или тростника. В наше время используются пластмассовые и даже металлические кувиклы.
Варган – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Родоначальником варгана был лук, появившийся приблизительно IX-XII тысяч лет назад. Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его. Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом ХХI века.
С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для сопровождения пения или пляски. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы. В наше время ложки узаконили свое место не только в оркестрах, но и на профессиональной сцене.
Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.
Трещотки – ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.
Рубель, так же как и ложки, – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. Пустотелый, естественно, звучит более громко, гулко.
Толчком в распространении гармони явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник и гармошек в год. К середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний. Саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру - конструктору Петру Стерлигову. В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов.
Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен, а также произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов – серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.
Таким образом, появление разнохарактерных музыкальных инструментов объясняется связью творчества русского человека с различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление о миропонимании народа.
Прошли многие годы, в течение которых появлялись новые инструменты. Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Сказка на ночь про Снеговика
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году