Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым. Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Знания о том, как музыка Моцарта воздействует на здоровье человека, помогут школьникам сделать свой выбор в музыкальных предпочтениях, а учителям использовать музыку Моцарта в учебном процессе. Это и обусловило актуальность темы данного проекта.
Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки Моцарта. Результаты исследования и рекомендации будут интересны учителям родителям, а так же тем, кто заботится о своем здоровье и любит музыку.
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovlenie_organizma_sredstvami_muykalnogo_iskusstva.rar | 1.1 МБ |
Введение.
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. В нашей школе действует программа «Здоровье. Здоровый образ жизни», направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья школьников. Мы считаем, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним их способов улучшении психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.
Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимо всем. Это и обусловлено актуальностью темы нашего проекта.
Цель нашей работы:
- узнать и исследовать методы оздоровления организма человека, через музыку В.А.Моцарта
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
Глава I.
Музыка и здоровье.
«Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.
В древности выделяли три направления влияния музыки на человека:
1)на духовную сущность человека;
2)на интеллект;
3)на физическое тело.
«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому мудрецы древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни».
Известный учёный Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III веке до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Начиная с 19 века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия.
Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
1)влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
2)влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
3)воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.
Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергий, влияющих на человека.
Ещё в 19 веке учёный И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость.
С 1969г. В Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, рокота океанских волн, пения птиц, шума дождя.
Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человеческий организм воспринимает звуки даже в эмбриональном состоянии.
Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.
Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка (музыка религиозных культов) восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.
Исследования центра под руководством профессора Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Например, не так давно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер, о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта»
"Эффект Моцарта".
“Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга”. (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США)
Mузыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов. Это доказывают многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира
Каковы же “секретные механизмы” общепризнанного уникального лечебного эффекта именно этой музыки?
Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анжелесского отделения Калифорнийского университета нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена (“К Элизе”) и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). М. Боднер отметил, что у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает “светиться” буквально вся кора головного мозга.
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память). Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг “перенапрягаться”, распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют “солнечным” композитором.
Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием “Эффект Моцарта”, ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира. Среди людей, отупевших от рок- и поп-музыки, начался настоящий бум! Все хотели слушать Моцарта! Причем не с целью просвещения, а чтобы лечиться и умнеть. Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека.
Воздействие музыки Моцарта на детей.
Моцарт – “самый подходящий” композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и это привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества – в т.ч. и самые маленькие слушатели.
Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями (“цепями”), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. У детей, получавших уроки музыки в течение 2 лет подряд, значительно улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем. На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула “революционную” гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге. Из этого предположения следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), – стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов.
Музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит) - доказали европейские ученые. Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).
В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук.
В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.
По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многие проблемы с пищеварением.
Глава II
Исследование.
Изучив и проанализировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его психического и физического здоровья.
Мы провели тестирование среди учащихся 6-х классов по оценке их самочувствия, активности и настроения до и после прослушивания музыки Моцарта. В своём исследовании мы использовали методику «Градусник». Способ проведения тестирования, тесты опросов, инструкция и оценка результатов представлены в книге Т.А.Барышевой и В.А.Шекаловой «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей» (см. Приложение №1).
Программа прослушивания длилась 10 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки:
1. В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» - 2 минуты;
2. В.А.Моцарт «»Турецкий марш»» - 2 минуты;
3. В.А. Моцарт Симфония №40 I часть- 3 минуты;
4. В.А. Моцарт Фантазия до-минор - 3 минуты.
В результате проведённого тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблице (см.Приложение №2).
Проанализировав полученные оценки учащихся 6-х классов, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки Моцарта дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 5 учащихся, повысилась степень активности у 9 учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось у 6 учащихся (тестировалось 25 человек).
В целях продолжения эксперимента, на уроках математики, во время проведения самостоятельных и контрольных работ, было предложено включать музыку Моцарта. Результат этого эксперимента в таблице (см.Приложение №3). Вывод: у учащихся снизился уровень тревожности, а активизация внимания повысилась.
Таким образом, мы убедились сами и доказали, что музыка Моцарта благотворно влияет на здоровье человека и на процессы мозговой деятельности. Ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности. Полученные результаты тестирования и диагностики подтвердили наше предположение.
Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии. (см.Приложения№4).
На основании результатов исследовательской работы предлагаем:
-ввести на всех уроках музыкальные «пятиминутки», которые могут способствовать эффективности умственного труда или, наоборот, успокоить, снять состояние стресса;
-использовать музыку Моцарта в медицинских кабинетах школ для преодоления чувства страха, успокоиться, улучшить сердечнососудистую деятельность;
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
Используемая литература:
1.Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 – Ростов-на Дону, 2004.
2. «Большая советская энциклопедия», 2003г.
3.Лобанова Е.А. «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»(Образование в современной школе. 2005г. №9).
4.Райгородский Б.Д. «Что может музыка?» (Музыка в школе, 2004г. №4)
5.Фролова Т.А. «Влияние музыки на здоровье человека» (Музыка в школе 2008г., №1)
6. http://do.gendocs.ru/docs/index-265340.html
7. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/202/МУЗЫКОТЕРАПИЯ
8. http://www.fondpr.ru/news/561/Yeffekt_Mocarta.html
Приложение№1.
Методика «Градусник»
(экспресс-вариант методики САН)
Цель применения: оперативная оценка функционального состояния(Самочувствия, активности и настроения).
Функциональное состояние. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С (самочувствие) | |||||
А (активность) | |||||
Н (настроение) |
Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.
Инструкция:
Сначала оцените своё самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке.
Аналогично оцените степень активности (А) и настроения (Н).
Оценка результатов.
Интегральный коэффициент высчитывается по формуле: САН= (С=А=Н) : 3.
Использовать экспресс-диагностику САН можно начиная с младшего школьного возраста (9-10 лет) при соответствующей подготовке детей и объяснении им основных понятий.
Приложение №2
Таблица «Результаты исследования»
Приложение№3.
Таблица «Результаты исследования»
Приложение№4
Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии.
Желаемое действие. | Рекомендуемое музыкальное произведение. |
Снятие нервного напряжения | П.И.Чайковский «Июнь Баркорола» из цикла «времена года»; «Сентиментальный вальс». Д.Шостакович «Романс» из к\ф «Овод»; К.Дебюсси «Лунный свет»; К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; Л.Бетховен «соната№14». |
Снятие депрессивного состояния. | Ф.Шуберт «Аве Мария»; В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»; Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида». |
Снятие головной боли и мигрени. | М.Огиньский «Полонез»; Ф Мендельсон «Весенняя песня». |
Повышение общего тонуса. | П.И.Чайковский «Вальс» из «Серенады для струнного оркестра»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Ж.Бизе Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро». |
Расслабление, успокоение. | Н.А.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». |
Улучшение пищеварения. | П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»; В.А.Моцарт «Мелодичная музыка»; Ф.Лист «Фортепианные концерты». |
Стимулирование творческого мышления. | Фортепианная музыка А.Скрябина и Ф.Шопена; Симфоническая и фортепианная музыка С.С.Прокофьева; Музыка И.С..Баха. |
Пятёрки
Рисуем домики зимой
А теперь — мультфильм
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Рождественские подарки от Метелицы
Комментарии
Голосую за вашу работу.Буду
Интересно. Голосую за вашу работу.
голосую, мою работу можно
голосую, мою работу можно посмотреть по ссылке http://nsportal.ru/node/651941
Голосую за вашу работу!
Голосую за вашу работу! Посмотрите мою работу! http://nsportal.ru/node/667020