Учащиеся доказывают с помощью исследования, что песня во все времена являлась мощным средством агитации.
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие военно - патриотической песни в России | 116.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8 г. Тынды
Развитие военно - патриотической песни в России
и ее влияние на человека
Выполнили: Дзиневская Алина,
Хозеева Александра,
ученицы 6А класса
Руководитель: Плеханова М.В.,
учитель музыки
Тында, 2011
Содержание
1.Что значит быть патриотом в России 5
2. Изучение исторических фактов возникновения патриотической
песни и ее силы влияния на человека, на его настроение
и на его отношение к разным событиям 6
2.1.История создания солдатской песни в Русской Армии 6
2.2. Роль военно - патриотических песен во времена ВОВ 9
2.3.Военно – патриотические песни в современном мире 11
III. Практическая часть 14
IV. Заключение 16
Не пойте песни без чувств и без сердца,
Не пойте песни, чтоб просто петь,
Пусть в душу льется вам смысл словесный,
Заставив струны ее звенеть.
Анна Вельк
Актуальность темы:
Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, а сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.
Цель исследования:
Доказать с помощью исследования, что песня во все времена являлась мощным средством агитации.
Гипотеза: Если музыка обладает энергетикой, то можно предположить, что патриотическая песня может оказывать такое сильное влияние на человека
Задачи:
Предмет исследования:
Методы исследования:
Значимость: Мы считаем, что наша работа поможет осознать многим людям важность и необходимость патриотического воспитания подростающего поколения.
Так почему же песня оказывает такое влияние на человека?
Наша любовь к музыке имеет давние исторические корни: люди слушают и сочиняют её с тех времён, когда культура и искусство только зарождались. Уже более 30 000 - 35 000 тыс. лет назад люди жившие до нас играли на костяных арфах и каменных флейтах. Видимо, это влечение содержится в наших генах и заложено в нас природой. Малыши, едва услышав приятную мелодию, поворачиваются к источнику звука, а от неприятных звуков начинают рыдать. А когда люди испытывают благоговейный трепет во время финальных звуков симфонии, у многих в головном мозге начинают активизироваться те же центры удовольствия, которые задействуются и во время курения или после вкусного обеда.
Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки.
У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами,
Песня является таким же оружием, как и гранаты, как и сухие портянки. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.
Человек не может жить без песни. Песня вдохновляет, дает силы, объединяет нас с нашими предками и славными традициями.
II.Основная часть.
1. Что значит быть патриотом в России?
Свою работу нам бы хотелось начать с определения «Патриотизм»
Патриотизм – основа мужества и героизма. Наша страна Великая Россия всегда славилась, и всегда будет славиться своими героями. Но прежде, чем говорить о патриотической песне, подумаем о патриотизме вообще. Насколько сейчас уместно такое понятие?
Жить в сегодняшней России и быть патриотом – это в своём роде нонсенс. Нежные чувства к родине у людей обычно просыпаются в общей опасности предчувствии каких-то благостных перемен. У нас нет ни того, ни другого.
Понятие «общей» опасности самоликвидировалось примерно с тех пор, когда после перестройки каждый стал сам за себя. Вот, скажем, наступил финансовый кризис. Встречали вы человека, который искренне переживал бы за экономическую судьбу и престиж отечества? Мы не встречали. Зато тех, кто боится потерять личное рабочее место или сбережения – очень много.
О грядущих же благостных переменах даже говорить неловко. У 90% пятнадцати-семнадцатилетних ребят любовь к РФ категорически отсутствует. Скажи им словосочетание «светлое будущее» - засмеют. Патриотизм проявляется разве что в том, что ребята активно, до драк, болеют за российских футболистов, да носят футболки со стильной советской символикой. Ну, некоторые ещё идейно идут в «нашисты» или «нацболы», а то и вовсе, в скинхеды. И их нельзя осуждать. Скажем честно, они ничего не получили от родины, даже обещаний. А как же обеспеченность и сытая жизнь, образование, жильё? Во-первых, перечисленные блага перепали далеко не всем. Сколько малообеспеченных, сколько сирот? Во-вторых, уж если молодому человеку что и перепало, то не от России, а от конкретных мамы и папы.
Бардов, поющих патриотическую песню, сравнительно немного. Характерно, что большая их часть рассказывает не о той России, которая есть здесь и теперь, а ещё о царских временах. Главные герои авторских патриотических песен – декабристы, офицеры-белогвардейцы и – гораздо реже – современные военнослужащие. Видно, чем дальше от нас прошлое, тем оно идеальнее. Патриотическая песня тяготеет к сюжетности. Из одной лирики её не сложишь. Некоторые авторы ухитряются представить в пяти-шести куплетах авторской песни целые романы. Подобные эксперименты на редкость увлекательны. Менее симпатична другая черта патриотической песни – обличительство. Когда певец начинает костерить всех и вся, создавать нарицательных заведомо продажных и подлых персонажей – судей, чиновников, безнравственную молодёжь, высшее руководство, бога и соседа-алкоголика дядю Васю, - становится досадно. Не то что правда глаза колет, нет. Просто на дворе не 19 век, время Салтыкова-Щедрина и Некрасова прошло. И так родину никто не любит, а если её ещё разругать на всех уровнях, так и вовсе слово из словаря выпадет в небытие.
Ничто так не вдохновляет нас, как хорошие стихи и приятная музыка. А если эти две вещи соединяются вместе и появляется песня - мы способны на многое. А что же сейчас происходит с военной песней? Как часто мы можем услышать знаменитые аккорды? Чаще всего это происходит в барах-караоке, когда подвыпившие компании не попадая в такт запевают "На поле танки грохотали..." и организовывают шутовские пляски под "Катюшу". Что происходит с нашей культурой и наследием? Обычную оклейку квартиры обоями сейчас принято называть "дизайном интерьера", продавцов заменили "манагеры" и "промоутеры", а на станциях современных радиостанций постоянно звучит иностранная музыка. Нынешнее поколение "колбасится" и "тащится" от современной музыки, значение слов и смысл песен никто даже не пытается понять, главное это круто. А теперь представьте себе, что не дай Бог в нашей стране разразиться новая война. Какой хит наших дней способен поднять боевой дух населения? Или мы будем слушать и петь музыку на вражеском языке?
Своей работой мы хотим оградить наших одноклассников от вредного влияния так называемых ущербных произведений современного искусства (кино, литературы, музыки), доказать что патриотическая песня несет ребятам не только культуру, но и искусство наших предков и современников.
2. Изучение исторических фактов возникновения патриотической песни и ее силы влияния на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.
2.1.История создания солдатской песни в Русской Армии.
Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии - вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными.
Хотя народных песен в привычном понимании не существует - у каждой песни есть автор: человек, под воздействием вдохновения рождает строки, напевает их, их слышат другие, поют так, как запомнили, добавляя от себя забывшиеся строки.
Так и появляются "народные" песни (так случилось, например, с рядом песен Федора Глинки и Дениса Давыдова). Другой вариант - когда просто забывают автора. Сейчас это весьма распространенное явление - покупаешь порой книгу или сборник песен и читаешь что-то вроде "вальс "На сопках Маньчжурии", автор Агапкин" (хотя истинный автор вальса капельмейстер Мокшанского пехотного полка И. Шатров).
Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.
В дальнейшем, с развитием уровня и культуры устного народного творчества жанр и форма стихосложения усложнялись. В результате возникло большое разнообразие песенных жанров.
С точки зрения "песенной теории" песни делятся на:
- хвалебные (восхваляющие подвиги конкретных героев и полководцев);
- поминальные - походные (строевые);
- корильные (хулительные) - о врагах;
- баллады (сатирические и трагические, повествовательные).
Самыми распространенными в Русской Армии были хвалебные, походные песни и песни-баллады.
Учреждение Петром I регулярной армии с пожизненным, а позднее - 25-и летним сроком службы создало особую социальную общность - солдатскую среду со своим кругом культурных запросов, - среду, сохранявшую его почти неизменным (несмотря на последовательное сокращение сроков военной службы) более двух веков - до 1917 г. Солдаты не утрачивали свою связь с деревенской культурой: юношами они приносили в армию крестьянские песни, а возвращаясь со службы в деревню передавали односельчанам солдатский фольклор. Поэтому и относятся солдатские песни вполне резонно к народному фольклору.
О значении солдатских песен как источников традиций и исторических сведений говорили и писали русские поэты Пушкин, Лермонтов, Жуковский.
Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений. С ростом числа грамотных солдат в Русской Армии со второй половины XIX века, а также с переходом к всеобщей и всесословной воинской повинности, когда в армию стали призывать и образованных людей, поэтическая ценность солдатских песен значительно возросла.
Например, сравним:
" В великом Новгороде
Стоят мужи новгородские
У Святыя Софеи на площади,
Бьют вече великое,
Говорят мужи таково слово:
"Уже нам не поспеть на пособь
К великому князю Дмитрию.
Он Оку реку перевозится…"
Песня дошла до нас в летописи от конца XIV века. В современном понимании это не песня - нет рифмы, и напеть ее при всем старании будет очень сложно. (Однако эта песня примечательна тем, что это единственный источник, подтверждающий, что новгородцы участвовали в Куликовской битве, хотя Новгородская республика не подчинялась Москве).
"Ночи темны, тучи грозны
По поднебесью плывут –
Наши стройные казаки
Под Измаил-город идут.
Идут, идут казаченьки
Своим тихим маршем,
Идут, идут, маршируют…"
Песня относится к 1790 г., когда был взят Измаил. Здесь мы видим уже некое подобие рифмы. Песня казачья (казаки сыграли очень большую роль при взятии Измаила).
Как ни странно, самыми популярными в народе и в регулярной армии в XVIII- нач. XX в.в. были именно казачьи песни (вспомними, хотя бы "Донцы-удальцы"). Например, знаменитый "Марш сибирских стрелков" (вариант 1914 г., на музыку которого в годы Гражданской войны красные сочинили песню "По долинам и по взгорьям…") имеет своей основу песню кубанских казаков.
С 1857 г. каждому полку было предписано иметь свой гимн (марш), написание которого полки часто заказывали профессиональным поэтам и музыкантам, либо талантливым людям из армейской среды. В 1910-х г.г. , с созданием ряда новых частей, это вызвало новый подъем в русской военной музыке. Вот так и появились в военных песнях не только лихость и задор, но и красота сложения, яркая палитра метафор.
Вот несколько примеров песен, имеющих поэтическую ценность даже по меркам нашего времени:
"Кто не знал, не видал
Подвигов заветных
Кто не знал, не слыхал
Про гусар бессмертных
Марш вперед, труба зовет
Черные гусары!
Марш вперед, смерть нас ждет,
Наливайте чары!
Начинай, запевай
Песню полковую
Наливай, выпивай
Чару круговую!
Ты не плачь, не горюй
Моя дорогая
Коль убьют, позабудь
Знать судьба такая»
(~ 1908-1913)
Строевые песни - отдельный жанр. Именно они зачастую придавали сил при многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей престиж военной службы - ну разве мог кто остаться равнодушным, когда по городу под удалую песню шли бравые русские стрелки?
Ритм полковых строевых песен закладывался с учетом строевого шага пехоты - так называемого "русского шага" - 100 шагов в минуту.
Самые известные из дошедших до нас песен - разумеется, строевые: "Песнь о Вещем Олеге" (переделка стихотворения А.С. Пушкина), "Соловей-пташечка", "Солдатушки бравы ребятушки". А на самом деле их сотни.
Сколько лихости, удали и одновременно скрытой печали в этих песнях, повествующих о нелегкой солдатской доле:
Классический пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско-японской войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел 25-летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов - трубачей и флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение и вышли к своим.
За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду - Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров - орден Станислава 3-й степени с мечами и бантами.
Чем еще интересны песни Русской Армии? В них запечатлена вера простых русских солдат (наших дедов и прадедов, читатель) в несокрушимость Отечества и Русской Армии, в будущее русского народа. Не смотря ни на что.
"…Верь и надейся - Русь безопасна!
Русского войска сила крепка!.."
2.2. Роль военно - патриотических песен во времена ВОВ.
Военные годы это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно поэзия, творчество помогало выжить. Военная песня, шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент, когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но стихи о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал не легкий бой. Они стали победителями и их песни вместе сними . У каждой песни, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Такие песни, как «Прощай, любимый город», «В землянке», «Священная война». Эти щемящие душу песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и шли к победе. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернуться в свои семьи победителями, и они не ошиблись так это и случилось. Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты вдохновленные шли сражаться за свою Родину не думая и не жалея себя. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу! А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!
Дни и годы Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти нашего народа, народа-победителя. Советский народ в тяжелых боях и в не менее тяжелом труде защитил независимость своей Родины, а также помог народам Европы и Азии освободиться от оккупантов их стран — фашистских полчищ Германии и империалистов Японии.
Можно ли представить совместимость войны и искусства? Есть старинное изречение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но эти слова, оказалось, несовместимы с обликом советского народа, с его моралью, его мировоззрением, его жизнелюбием и мужеством.
В едином порыве советский народ поднялся на борьбу с врагом. Пошли в бой войсковые соединения и части, не считаясь с трудностями, в тылу начали свой героический труд труженики заводов, фабрик, совхозов и колхозов, учреждений. Не могли оставаться в бездействии и люди искусства. Они тоже вступили в бой со своим оружием, разящим врагов, ибо их произведения вдохновляли бойцов на ратные подвиги на фронтах, на трудовые подвиги в тылу — бесценно искусство времен Великой Отечественной войны. В годы войны рождались произведения всех видов искусства: литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. И надо признать, что искусство в годы войны вспыхнуло с такой силой, какой у него не было в мирное время.
Хочется особо отметить музыку — искусство, обладающее мощной силой непосредственного эмоционального воздействия на чувства людей, вызывая у них яркие художественные образы, впечатления, которые во многих случаях вдохновляют на соответствующие поступки, действия, вплоть до героических.
Советские композиторы вместе с поэтами в годы войны создали многие сотни музыкальных произведений самого широкого народного жанра — песни. И именно об этом жанре музыки хочется рассказать в данной статье. Свойство песни — оперативность. Она живо откликается на все события жизни. Ей присуща душевная пылкость, а у советской песни и гражданственность, теснейшая связь с жизнью страны, ее народа. Еще в предвоенные годы советскими композиторами и поэтами были созданы массовые песни, которые пела вся страна. Эта традиция сохранилась и в годы войны.
В одной замечательной песне поется: « Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.
Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 день войны.
История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:
- Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.
Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….
Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.
На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…С того памятного дня и началась ее большая жизнь.
А вот, что рассказывает Н. Лященко, генерал армии, Герой Советского Союза о песне «Два друга»:
«Вспоминаю такой эпизод в начале войны. Полк находился в тяжелом окружении северо-западнее Днепропетровска. Мы жадно ловили по радио информацию, поймали какую- то немецкую станцию. Фашисты на русском языке трубили, что находятся уже под самой Москвой, видят ее в бинокли, готовят тяжелые пушки, чтобы вести обстрел столицы, а потом начнут генеральную атаку. Люди, услышав это как- то приуныли. Но потом мы поймали передачу из Москвы. Сообщали о том, что идут тяжелые бои, что город отражает атаки врага. Затем услышали песню Леонида Утесова «Два друга» из какого- то концертного зала. Это сразу оживило людей, все заулыбались. Раз поет Утесов, говорили мы, значит столица стоит, будем скорее отбиваться из окружения к своим. И так решительно действовали мои боевые друзья, что мы вырвались из кольца окружения».
Вот так песня «Два друга» в исполнении Леонида Утесова помогла полку выбраться из окружения.
Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...
2.3.Военно – патриотические песни в современной России.
Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно – патриотической песни также важна.
В местах локальных конфликтов, там где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни , возникло много новых ансамблей военной песни, например «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.
Сейчас в группу входят пять человек: автор музыки и слов большинства песен "Голубых беретов" Юрий Слатов; звукорежиссер и барабанщик Егор Сердечный; клавишник, скрипач и аранжировщик Денис Платонов; гитарист Дмитрий Вахрушин, ну и, наконец, отец-основоположник и художественный руководитель ансамбля Сергей Яровой. Впервые зрители увидели и сразу полюбили "Голубые береты", когда они приняли участие в популярных телевизионных фестивалях "Когда поют солдаты" и "Виктория". А что было до этого?
- Сергей Яровой: Во время службы в Афганистане наш коллектив существовал на уровне обыкновенной полковой художественной самодеятельности. Мы что-то придумывали, записывали свои мысли на бумаге, пытались выступать. Бывало, вернувшись из боя - ночью порепетируем, а следующим вечером - концерт. Но самое главное, что тогда существенно пополнялся наш песенный багаж. А уже профессионально играть мы стали позже. Ведь во время службы в Афганистане никто не думал, что через несколько лет мы будет ездить со своими выступлениями по стране. Мы были офицерами, воевали, мы просто делали свое дело, а когда вернулись на Родину, так получилось, что нашлись умные люди, которые сказали, что ансамблю - быть!
В наше время также появляются новые песни. Без рекламы и шумихи эта патриотическая песня «Спецназ» стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами. Эта песня практически ежегодно исполняется известным певцом Александром Буйновым в Кремлёвском дворце и в других концертных залах Москвы в дни торжественных мероприятий: 9 мая, 20 декабря, а также непосредственно в боевых частях в горячих точках России. Патриотическая песня «Спецназ» в своё время представлялась на конкурс ФСБ РФ как лучшее произведение о деятельности органов ФСБ в номинации «Музыкальное искусство».
Создатели песни: Буйнов Александр Николаевич, певец и композитор, Скопин Сергей Валентинович, композитор, исполнительный директор продюсерского центра «Евразия», Ставицкий Василий Алексеевич, автор слов, Почётный сотрудник ФСБ, президент «Академии проблем мира и противодействия войне», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации России.
Песня «Спецназ» издана массовым тиражом на аудиокассетах и компакт-дисках в составе тематических, патриотических сборников. И однажды услышав слова песни: «Всегда как на фронте, всегда на посту, Россию не троньте, «Спецназ» начеку!», невольно запоминаешь их на всю жизнь.
Неслучайно эта песня стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД, Министерства обороны. Кстати, в своё время приказом Директора ФСБ песня была включена в число музыкальных, художественных произведений, рекомендованных для патриотического воспитания молодых сотрудников органов безопасности. И сегодня, в День профессионального праздника сотрудников органов госбезопасности России, мы публикуем слова этой песни для широкой аудитории.
«Спецназ»
Любая вершина нам всем по плечу.
Приказ командира - и в небе лечу:
В далёкие дали, в леса, за моря,
Где нас и не ждали, бесчестье творя.
Припев: Всегда как на фронте,
Всегда на посту,
Россию не троньте,
«Спецназ» начеку!
Звезда на погонах
Для жён и невест,
А пули в патронах,
Как жизненный крест.
Невидимым фронтом проходит война,
Где враг наш под маской – двулик сатана.
Мы можем взлетать и под волнами плыть,
Мы можем смеяться и крепко любить.
Припев: Всегда как на фронте…
В приметы не верим, а верим в друзей,
Они нас спасали от смерти верней.
Никто не заметит печаль на лице,
А наши потери все спишут в конце.
Припев: Всегда как на фронте…
Нам в мире привычном так хочется жить,
Быть рядом с любимой и счастье дарить.
Но смерть выбирает всех лучших из нас:
В бой первым вступает российский «Спецназ»
Хочется привести замечательный пример того, как старинная песня продолжает жить и сегодня, оставаясь актуальной спустя века.
"НЕ ДЛЯ МЕНЯ ПРИДЁТ ВЕСНА..."
(история песни)
Весной 1838 года в журнале «Библиотека для чтения» появилось стихотворение никому не известного морского офицера. Он служил на флагманском корабле Черноморского флота «Силистрия» (который водил капитан первого ранга Павел Нахимов, в будущем – великий контрадмирал). А.Молчанов – так был подписан стих, начинавшийся словами «Не для меня придёт весна…»
Это стихотворение переписывали в свои дневники и тетради сотни офицеров и солдат первой кавказской войны – каждый в этих строчках узнавал свои переживания, отправляясь, возможно, на верную гибель.
Стих положил на музыку поэт и композитор Николай Девитте. Так в 1838 году появился новый офицерский романс.
О судьбе автора стихотворения ничего не известно. Предположительно, весной 1838-го он с десантом русских моряков высадился в устье реки Сочи. Здесь возводились форты для защиты Черноморской береговой линии от англичан и турок. До сих пор они обозначены на карте, как посёлки Черноморского побережья. Один из них – Лазаревское (в честь адмирала Михаила Лазарева – командующего тогда Черноморским флотом).
Окончилась война в 1864 году, когда царские войска заняли последний очаг сопротивления немирных горцев – урочище Кбааде (известное теперь, как город Красная Поляна). Кавказ был присоединён к России, а кавказские народы были спасены от истребления со стороны восточных деспотий – шахской Персии и султанской Турции.
Минуло более полувека. В начале ХХ века эта песня вновь ожила – теперь уже с эстрады московского ресторана «Яр» в исполнении Якова Пригожего – известного московского шансонье (скончался в 1920 г.). Он же сделал музыкальную обработку сохранившейся в народе мелодии Н.Девитте.
Существовало несколько «народных» вариантов песни, в том числе «лагерный романс»: «…А для меня народный суд, пойдут вагоны по этапу…» – пели советские ЗэКа в 30-е годы XX века.
В 80-е годы ХХ века песня вновь «всплыла» в народе, уже как «казачий романс». Народная легенда гласила, что сочинил эту лирическую песню безымянный казак перед расстрелом, томясь в большевистском застенке. «Авторскую» правду уже почти никто не помнил. И всё же она есть! Благодаря исследованию А.Сидницкого - ветерана Великой Отечественной войны из г. Петропавловска, она сохранилась и доступна теперь нашему вниманию.
Представляем вам первоначальный текст романса образца 1838 года.
сл. А.Молчанова
Не для меня придёт весна,
не для меня Буг разольётся.
И сердце радостно забьётся
в порыве чувств не для меня!
Не для меня взойдёт заря,
где Маша встретит в поле лето.
Мне не слыхать её привета -
она растёт не для меня!
Не для меня весной родня
в кругу домашнем соберётся,
«Христос воскрес» - из уст польётся
в день Пасхи нет, не для меня!
Не для меня дни бытия
польются светлыми ручьями.
И дева с чёрными очами
живёт-цветёт не для меня!
Не для меня луна, блестя,
родную рощу освещает,
И соловей, что май встречает,
там запоёт не для меня!
Не для меня придёт весна.
Я поплыву к брегам абхазским,
сражусь с народом закавказским.
Давно там пуля ждёт меня...
Не для меня придёт весна,
не для меня Буг разольётся.
И сердце радостно забьётся
в порыве чувств не для меня!
Исследования проводились среди учеников 6 «б» класса лицея №8. Перед слушанием музыки было проведено анкетирование
Анкета.
1.Увлекаетесь ли вы музыкой?
2.Что для вас есть музыка?
3. Для чего нам нужна музыка?
4. Влияет ли музыка на ваши настроения и чувства?
Проведённый нами опрос обучающихся путём анкетирования показал, что 82% опрошенных в той или иной степени увлекаются музыкой.
После этого учащиеся прослушали музыкальные произведения: «Вставайте, люди русские» С.С.Прокофьева и «Марш Победы» В. Соловьего-Седого для того, чтобы проверить какие чувства и эмоции они испытывали слушая музыку. Ребята заполнили таблицы, в которых вписали слова характеризующие эмоции от прослушанных песен. После слушания музыки учащиеся определили, что она звучит:
С.С.Прокофьев «Вставайте , люди русские»
В.Соловьев – Седой «Марш Победы»
По результатам исследования мы пришли к выводу, что ребята чувствуют музыку и каждый по своему определили характер и настроение песен. А также, что в песне мелодия является самой выразительной частью, но и слова играют важную роль. Для того, чтобы рассмотреть роль мелодии в создании настроения, мы решили охарактеризовать мелодию в отрывке «Вставайте, люди русские» по плану.
После этой работы с фрагментом сделали вывод, что песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, и обязательно в ярких, быстро запоминающихся словах есть повторы, мелодия решительного характера, маршевого ритма. Из выше сказанного можно сделать вывод.
Вывод. Результаты нашей работы дали возможность не предполагать,а утверждать, что патриотическая песня во все времена являлась мощным средством агитации.
Таким образом, наша гипотеза о том, что патриотическая песня может оказывать сильное влияние на человека – потвердилась.
Заключение
То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.
Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.
Мы не считаем, что нам надо постоянно жить в прошлом, естественно необходимо развитие и совершенство. Просто хотелось бы, чтобы молодежь больше мыслила, чувствовала, переживала. Чтобы смысл фразы "мы за ценой не постоим" не воспринимался ими в буквальном смысле, как денежная плата за услуги. Культурное наследие нашей страны всегда отличало нас от других государств - так давайте же беречь, чтить и оберегать патриотические песни.
Где спят снеговики?
"Морская болезнь" у космонавтов
10 осенних мастер-классов для детей
Сила слова
Цветение вишни в лунную ночь