В работе рассказывается о музыкальных жанрах.
Вложение | Размер |
---|---|
zhanry_muzyki.doc | 94.5 КБ |
Жанры
Музыка, она существовала всегда с появления человека. С появлением всевозможных человеческих орудий.
Музыка сопровождает нас везде, всюду наяву и даже во сне. Музыка рождается во всем, что нас окружает. Даже собственное дыхание можно, услышав, рассматривать как напевы.
Без музыки невозможно представить никакое мероприятие. Музыка расслабляет, поднимает настроение, отвлекает от грусти и скуки. Музыка дарит новую жизнь, она излечивает от болезней. Прослушивание музыки часто превращается в целое искусство. Музыка объединяет и соединяет воедино.
Музыка – это развлечение, которое всегда под рукой. Ее можно слушать везде, в машине, в автобусе, в поезде, на улице, дома, по телевизору, по радио, даже в магазине, покупая игрушки для детей. Можно просто сидеть на одном месте и слушать музыку, которая играет у тебя в ушах. Современные технологии позволяют слушать музыку, идя по улице или проезжая в общественном транспорте на занятия, работу или встречу.
Музыка для кого-то образ жизни, жизнь в целом. Они живут и дышат музыкой, ложатся и просыпаются с ней. Люди музыки, музыканты так сильно отличаются от обычных людей, что можно сразу указать пальцем на таких людей и безошибочно произнести: «это музыкант». Музыканты отличаются своей неординарностью во внешнем виде, поведению и взглядами на все. С ними очень интересно, но в то же время довольно сложно общаться, ведь они не от мира сего. Как любой творческий человек, музыкант очень раним, он не может простить того, что кто-то не считает так же, как он.
Музыкант видит мир и окружающих под другими углами, нежели обычный человек. У музыкантов разных направлений музыки взгляды на окружающий мир очень различаются. Например, рокер видит мир в темных тонах, а поп-исполнитель в розовых. Для хип-хопа свойственно видеть все и всех вокруг в бедных тонах. И так далее.
Музыка так разнообразна, что порой очень сложно дать правильное направление той или иной композиции.
Все люди любых возрастов слушают и любят музыку, но не всю. Одни слушают только попсу, а все остальные направления на дух не переносят. А люди, слушающие рок или рэп, не переносят попсу и шансон. А есть люди, которые не понимают современных музыкальных направлений, и поэтому слушают ретро, народные песни либо классическую музыку.
Сколько людей, столько музыкальных предпочтений.
Только в случае, когда разные люди слушают разные музыкальные направления, они никогда не смогут понять друг друга. Невозможно рокеру объяснить смысл попсовых песен и положений поп-культуры. И наоборот, очень сложно объяснить любителю клубной музыки или попсы крики и оры, используемые в рок-музыке, особенно если это хард-рок. Здесь уже речь идет о разных культурах. Как в религии в разных музыкальных культурах свои правила, положения и нормы, не похожие друг на друга. Представителям разных музыкальных направлений, а значит и культур не понять представителей других направлений, так же как и представителям других религий.
Так какие же направления (стили) музыки существуют? И какие у них особенности?
Традиционная поп-музыка — эстрадная музыка 1940-х, 1950-х и 1960-х (Бинг Кросби, Фрэнк Синатра, Барбара Стрейзанд, Том Джонс). Этот жанр построен на актёрском исполнении широко известных шлягеров (так называемые «поп-стандарты», традиционный поп-репертуар) и рассчитан на возрастную публику. Британская эстрада называлась «мюзик-холл». Несмотря на падение популярности жанра, до сих пор ежегодно вручается премия «Грэмми» за новые записи в этой стилистике.
Ритм-энд-блюз — различные направления афроамериканской музыки, в частности, соул и фанк, а также гибриды между ними. У истоков стояли Рэй Чарльз, Сэм Кук, Джеймс Браун. Лёгкую коммерческую разновидность ритм-энд-блюза в 1960-е культивировали Motown Records и продюсер Фил Спектор. В 1970-е гг. произошла серьёзная стилистическая трансформация этого направления (Стиви Уандер, Марвин Гей, Кёртис Мэйфилд); она привела к рождению танцевальной музыки диско.
Рок-н-ролл — первоначально утяжелённая, динамичная разновидность ритм-энд-блюза (Чак Берри, Литл Ричард), которая была со временем адаптирована под вкусы белой публики под названием «рокабилли» (Элвис Пресли, Рой Орбисон). На протяжении 1960-х годов формировался жанр поп-рока — облегчённый, мелодичный рок (Beach Boys, Элтон Джон). С другой стороны, происходило сращение рока с фолк-музыкой, получившее название фолк-рока.
Изобретение и начало развития электронной музыки (к которому причастны Kraftwerk, Брайан Ино, Depeche Mode) существенно повлияло на поп-культуру 1970-х, открыв по сути новую музыкальную Вселенную. Позже появившиеся поджанры электронной музыки (техно, хаус) снова стали пересекаться с рок-музыкой (Happy Mondays, Prodigy).
Электронная музыка. Эта музыка представляет собой синтез звуков и мелодий, выполненных на синтезаторе, компьютере и других электронных инструментов, в том числе электронной гитаре. Композиции, созданные в данном направлении, рождены из электронного мира, часто представляют только отдельную мелодию, а если присутствует словесное звучание, то оно так же выполнено искусственно. Это направление музыки направлено на танцевальную составляющую своих слушателей, чаще остальных направлений музыки используется на дискотеках и различных вечеринках. Распространенное выражение композиций данного направления – это всевозможные ремиксы на известные песни. Электронная музыка полностью создана с помощью музыкальной аппаратуры и не несет в себе живое звучание ни привычных всем музыкальных инструментов, ни голосов исполнителей.
Эта музыка создана для танцев и тусовок. Как правило, электронная музыка не проводит концертов, зато обязательным атрибутом имеет музыкальные шоу и весьма многолюдные и яркие. В таком виде, как все мы привыкли видеть данное направление музыки, существует сравнительно недолго. Но истоки лежат с начала 19 конца 20 веков. Именно в эти века были изобретены фоноавтограф, дисковой фонограф, аудион и так далее. Эти изобретения стали первыми приборами электронной музыки. Конечно, они не сравнятся со всеми сегодняшними усовершенствованиями в музыкальном мире, но именно эти изобретения положили начало целому направлению музыки, без которой современный мир не обходится.
В середине 1970-х годов возникает особый поджанр поп-музыки — диско, развившее на основе фанка, ритм-энд-блюза, традиционной поп-музыки особый саунд и ритм. С этим направлением связаны одни из лучших поп-групп в истории музыки — ABBA и Bee Gees.
В начале 70-х гг. ямайский звукорежиссёр Кинг Табби создал особую форму микширования, ставшую крупным поджанром регги — даб. Даб основывался на мощной басовой линии и сильном эффекте эха. Даб стал фактически первым в истории примером ремикса. Крупнейшим представителем даба стал Ли «Скрэтч» Перри, также жанр представляли Mad Professor, Augustus Pablo, Кейт Хадсон. Даб оказал исключительное влияние на последующее развитие поп-музыки.
Классическая музыка. Музыка из прошлого, это всемирно известные произведения музыкального искусства от талантливых авторов от Бога. Культурное наследие мира, успокаивающее звучание которых признано шедеврами мира и живы даже спустя десятки и сотни лет. Самые яркие представители: Бах, Шуберт, Чайковский, Шмидт и многие другие, имена которых при упоминании все узнают и уважают за их музыкальный талант. Это направление можно не расшифровывать, что такое классическая музыка правильно знает и представляет каждый. Поэтому долго на этом направлении останавливаться не будем.
Рок-музыка. Пожалуй, самое обширное и разнообразное направление музыки. От легкого до очень тяжелого. Порой от невозможно звучащего до мелодичного.
Это направление музыки получило свое появление из такого направления музыки, как блюз. Если обратиться к истории возникновения рока, то можно четко отследить его развитие из самых легких мелодичных и вовсе не свойственных современному пониманию рок-музыки направлений. Первые исполнители рок-музыки очень отличаются от современных рокеров. Их вообще сложно было бы назвать рокерами, будь они исполнителями рока сейчас. Рок-музыка появилась как направление в 60-х годах 20 века, тогда не было тяжелых ударных, тяжелых рифов и криков, не было дерганья на сцене и длинных волос у музыкантов. Не было и крушения инструментов в выступлениях. Это стало появляться позже. Песни содержали смысл любви двух людей, а позже любви ко всему. Также смысл песен того рока мог иметь отвлеченные темы. В общем, рок-музыка, как направление музыки не выделялась особенно, как это происходит сейчас. Ведь сейчас рок-музыка и ее участники являются представителями отдельной субкультуры. Культуры противостояния против всего привычного, навязывающего стандартное мышление, отношение к миру и к отдельным его частям. Такие субгруппы как хиппи, готы, эмо и другие — это представители данного направления музыки, только отдельных его поднаправлений. Ведь в рок-музыке бесконечное количество направлений. Начиная от самых легких, таких как, например, поп-рок или блюз-рок и заканчивая, например, хард-роком, металлом и готической рок-музыкой.
У представителей рок-музыки есть своя особенность, отличающая ее от всех остальных направлений. А именно. Обязательное наличие ансамбля (группы музыкантов) во главе с солистом (вокалистом, фронтменом), один, два или три (но чаще два) гитариста, музыкант на ударных, плюс музыкант на клавишах, но не обязательно. Исполнение песен, написанных собственноручно и только. Обязательные живые выступления на публике, чаще всего в виде шумных, эмоциональных и ярких. Гитарные рифы, рев толпы, голос вокалиста с хрипотцой – вот описание классического рок-ансамбля. Главный упор в рок-музыке сделан на исполнении инструментов, а именно гитар и ударных, а затем уже звучание голоса.
Смысл песен рок-музыки очень часто колеблется от заунывных, где-то трагичных до философских, с глубоким смыслом, от хулиганских, бессмысленных до морально тяжелых, с размышлениями о жизни и смерти (чаще о последнем).
Рок-музыкант всегда в свободной одежде, от хулиганской: кеды, джинсы, футболка, бейсболка, до абсолютно черной, с металлическими украшениями, украшениями черепов, крестов и тому подобного. Бывает и такое, что музыканты полностью либо частично в кожаных одеждах. Все зависит от направления рока, в котором работает музыкант.
Рок-музыка недаром целая культура, ведь именно рок-музыка имеет самую большую аудиторию, молодежь и часть людей зрелого возраста. Именно здесь человек может отключиться от всех привычных стереотипов, от скучных правил жизни. Он просто противостоит всему этому и живет своей полной свободы жизнью. И никто ему не скажет ничего против, только похвалит.
Однако у данного направления есть и злейшие враги, ненавидящие все, что связано с рок-образом. Это так называемая «попса». На протяжении многих лет поп-музыка и рок-музыка противостоят и терпеть не могут друг друга.
С каждым годом направлений рок-музыки становится все больше. Все новое направление бывает уже сложно отнести к кому-то одному, именно поэтому на рок-сцене колоссально огромное количество музыкантов, и оно не собирается снижаться.
Рок-музыкантом может стать любой, кто имеет музыкальных слух, умеет играть на гитаре и мыслит иначе, а также может писать стихи, ложа их на музыку. Этим и привлекает все больше молодежи рок-музыка и жизнь в стиле рок.
Есть еще одна особенность данного направления. Рок-музыка может идеально сочетаться с любым другим направлением, и тогда в сочетании она будет относиться все равно к роковому направлению музыки.
Отсюда и великое разнообразие этого уникального и очень популярного музыкального направления.
Джаз и Блюз. Истоки этих двух направлений имеют одинаковый источник – эмоциональная окраска афроамериканской народности, ее обычаев и образа жизни. Оба направления музыки являются результатом трудовых напевов и песен афроамериканских рабов, трудящихся на плантациях и занятых на тяжелых работах. Разница состоит в исполнении, используемых инструментах и наличии или отсутствии импровизации.
Джаз – классическое его звучание и существование представляет собой наличие джаз-банды (музыкального коллектива, играющих на различных музыкальных инструментах), исключительно ориентированных на звучании духовых инструментов, таких как саксофон, труба и так далее, а также пианино барабанов и гитар. Главная отличительная черта этого направления – импровизация. Если слышится легкая даже шуточная игра со звучанием саксофона, можно сразу говорить о джазе.
Блюз – направление музыки очень сильно схожее с блюзом, но все же имеющее свои отличительные особенности. Это направление музыки может похвастаться тем, что именно с него произошли почти все направления музыки. В первую очередь это касается джаза. Именно блюз стал родителем джаза, именно по этой причине эти два направления имеют схожие черты и порой довольно сложно различимые композиции. Музыку этого направления можно описать как диалог инструментов между собой в структуре «вопрос-ответ». Основу представляет собой основной один инструмент, а все остальные уже обыгрывают его, переходя в единое живое звучание, имея импровизационный характер. В целом, если обратиться к истории возникновения данного направления, то с уверенностью можно сказать, что направление этой музыки представляет собой воплощение наболевшего афроамериканских рабов и трудящихся.
Российская поп-музыка — собирательное название популярной музыкальной продукции российской и русскоязычной эстрады из стран СНГ, Прибалтики, а также дальнего зарубежья, в которой песни исполняются в первую очередь на русском языке, языках стран СНГ, а также (реже) на других языках мира. Иностранцы из дальнего зарубежья, малознакомые с Россией и СССР, часто не делают различий между советской поп-музыкой, российской поп-музыкой, русской поп-музыкой, русскоязычной поп-музыкой, хотя эти понятия нетождественны.
Важными составляющими частями не только российской поп-музыки являются реклама по радио и телевидению отдельных песен, входящих в музыкальные диски.
Так все-таки, что же такое популярная музыка и каковы ее характерные признаки? Популярной называется музыка, которую с легкостью воспринимают широкие массы. Основными характеристиками ее являются доступность и эмоциональность, лиричность.
Если обратиться к истории популярной музыки, то можно утверждать, что она изначально опиралась на народные песни и танцы. Это развлекательная музыка. В Средневековье популярной была музыка, которую исполняли бродячие музыканты на площадях и ярмарках. Это были куплеты на любовную тематику и танцевальные мелодии.
Исполняли также баллады, в которых повествовали о подвигах средневековых воинов, о любви. Эти музыкальные произведения и составили основы современной поп-музыки.
В Европе 16-17 веков были популярны баллады-листовки. Это стихотворения развлечения публики. Распространена была также и народная музыка. Вот вам зачатки шоу-бизнеса. В 17 веке стало модным музицировать на фортепиано. Появилось большое количество непрофессиональных музыкантов, которые использовали музыкальные приемы, легшие впоследствии в основу современной поп-музыки. Нельзя забывать и о старой доброй шарманке, которая появилась в 18 веке в Швейцарии. Шарманщики ходили по улицам европейских городов и развлекали почтенную публику куплетами и балладами.
В 19 веке начала формироваться индустрия популярной музыки. Это связано с изданием в больших количествах листовок с нотами и нотных сборников. Ноты стали общедоступны. В европейских городах появляется множество парковых оркестров, которые исполняли популярную музыку. Это были так называемые комические куплеты и баллады. Артисты развлекали отдыхающих.
На другом континенте – в США – с конца 18 века были распространены сатирические представления менестрелей, которые отличались от подобных мероприятий в Европе. Дело в том, что менестрели высмеивали чернокожее население США, представители которого были рабами. В 19 веке темнокожие менестрели стали высмеивать белых рабовладельцев. В конце 19 века в США стал популярен регтайм, который исполняли практически повсеместно.
В Европе 19 века стала популярна оперетта и мюзик-холл. Оперетты в основном писали композиторы, создававшие произведения классической музыки. Оперетта – это театрализованное музыкальное представление, которое было рангом ниже оперы. Это был, по сути, низкий жанр музыкального искусства: в оперетте было много комического и нелепого, здесь не было эпического пафоса, как в опере, появились речитативы между ариями. Оперетта – это жанр легкой развлекательной музыки, которая и стала очень популярна.
Жанр мюзик-холла – это развлекательные музыкальные программы, которые демонстрировались публике, сидящей за столиками смачно жующей и выпивающей. Особенно такие представления были популярны во Франции. Там они назывались «варьете», что переводится как «всякая всячина». Подобные представления приносили владельцам мюзик-холлов огромную прибыль. В мюзик-холлах появились свои звезды. Именно в это время становится популярным музыкальный жанр водевиль.
Что же происходило в это время с популярной музыкой в России? В России в 19 веке на первый план выходит романс. Романсы исполняли повсеместно под гитару или под фортепиано. Романс можно было услышать как в дворянском доме, так и в крестьянской избе. К романсу обращаются великие русские поэты и композиторы. На основе цыганского романса в сочетании с фольклором возник новый жанр городского романса. Известным примером подобного жанра является известный городской романс, созданный на стихи Аполлона Григорьева «Две гитары за стеной…». Гениальными исполнителями городского романса в 20 веке были Изабелла Юрьева и Петр Лещенко.
В 20 веке в СССР ведется война с буржуазными проявлениями в музыке. В СССР популярная музыка создается под лозунгом «Нам песня строить и жить помогает!». Мастерами советской популярной песни были Исаак Дунаевский, Оскар Фельцман, Василий Соловьев-Седой имногие другие композиторы. В качестве исполнителей советской популярной песни следует назвать Клавдию Шульженко, Марка Бернеса, Нину Дорда. Советский джаз исполнял Леонид Утесов, а также Олег Лундстрем, которые создали целые джазовые оркестры. В 50-60 годы исполнителями советской песни стали Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Муслим Магамаев, Валерий Ободзинский, Лев Лещенко, Майя Кристалинская, Лидия Клемент, Анна Герман, Эдита Пьеха, Маргарита Суворова.
В 70-е годы на советской эстраде появляются многочисленные вокально-инструментальные ансамбли – ВИА: «Песняры», «Сябры», «Верасы», «Ариэль», «Ялла», «Гюнеш», «Самоцветы», «Цветы», «Пламя», «Синяя птица» и многие другие.
Популярной певицей становится Алла Пугачева, которая работает в тандеме с композитором Раймондом Паусом.
В 80-е – 90-е годы на советской эстраде появляется Валерий Леонтьев, Анне Вески, Яака Йоллы, Евгений Мартынов, Валентина Легкоступова, Александр Малинин, Александр Серов, Владимир Кузьмин, Лайма Вайкуле, Ирина Панаровская, Лариса Долина. Отдельно следует сказать о самой популярной песне 80-х «Трава у дома», которую исполнил ВИА «Земляне». В конце 80-х в начале 90-х годов становятся популярными песни Игоря Талькова, Олега Газманова, команд «Любэ» и «Кар-мэн». В 90-е годы на вершину поп-музыки взлетает группа Барри Алибасова «На-На», группа «Мальчишник» и Богдан Титомир. После 1995 года на отечественной поп-сцене появляются «Иванушки International» и «Руки вверх». Миллионы поклонников и поклонниц завоевал Филипп Киркоров.
На отечественной поп-сцене складывается уникальная ситуация. Всю шоу-индустрию контролируют несколько крупных продюсерских центров. Самыми известными продюсерами становятся Максим Фадеев и Игорь Матвиенко. Продюсеры делают несколько проектов «Фабрика звезд», которые приносят небывалый коммерческий успех. Россия выходит на европейский уровень. После провала на «Евровидении» Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова второе место на европейском конкурсе поп-музыки занимает молодая российская певица Алсу. Качественную поп-музыку исполняет певица Валерия. Российский проект «Та-Ту» колесит по миру. Дима Билан на конкурсе «Евровидение» занимает призовое место. Отечественная поп-музыка оказывается на подъеме и начинает постепенно нравиться европейской публике. Коммерческий успех отечественной «попсы» обеспечен во многом благодаря деятельности продюсеров.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Рисуем подснежники гуашью
Глупый мальчишка
Одна беседа. Лев Кассиль
Рисуем акварельное мороженое