Музыка, которая затрагивает самое сокровенное - душу человека, заставляет думать и размышлять – вот такая музыка должна сопровождать нашу жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnost_i_sovremennost_v_muzyke.doc | 96 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей№62 Октябрьского района города Саратова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему
«ВЕЧНОЕ» И «СОВРЕМЕННОЕ» В МУЗЫКЕ
Работу выполнила
ученица 8 «В» класса
Загорнова Анна
Научный руководитель
Ласточкина М.М.
САРАТОВ,2012
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
В наше время, когда НЛО, «космические пришельцы» и нецензурная брань поп-звезды занимают умы людей больше, чем музыка высокой профессиональной традиции, трудно обратить внимание людей на музыку, которая заставляет думать, которая может перевернуть мировоззрение – классическую музыку.
Мы привыкли жить набегу, нас может привлечь только что-то яркое, броское, поверхностное. Мы боимся услышать себя, свои мысли, свою сущность, индивидуальность. Пришло время обратить свой взор на что-то вечное и всеобъемлющее.
Что такое музыка- наука или искусство? Пифагор, Аристотель возвели музыку в науку, но в тоже время считали, что в музыке заключена гармония Вселенной. Выясним, может ли классическая музыка быть современной, а современная – духовной?
ТЕЗИСЫ
Музыка- это Вселенная, она звучит во всем. Ею наполнен весь мир. Музыка является одной из множества естественных оболочек, защищающих жизнь на Земле. Она есть главное средство воспитания гармонической мысли. Аристотель – «Музыка способна оказывать воздействие на разные стороны души, воспитывать человека».
Музыка И.С.Баха - вне времени, вне моды.
Музыка, которая затрагивает самое сокровенное - душу человека, заставляет думать и размышлять – вот такая музыка должна сопровождать нашу жизнь.
ЦЕЛЬ
Выяснить-может ли современная музыка быть духовной, а духовная музыка современной. Определить роль музыки в жизни человека.
ВВЕДЕНИЕ
Музыка и ныне жива и творит чудеса, полностью меняя настрой людей, позиции, эмоции, чувства... одним лишь звучанием, которое так близко к сердцу, так въедается в душу.
Древнейшее предназначение музыки – транслировать энергетику, «подзаряжать» человеческое тело поступающими извне жизненными импульсами, но сохранилось ли оно по сей день? Думаю, да.
Современные европейские этнографы и просто путешественники не раз с удивлением рассказывали о том, как при помощи песен и плясок, с их неистовым ритмом, подчеркиваемым грохотом ударных инструментов, первобытные племена возвращают к жизни людей, находящихся в состоянии клинической смерти – без всякого электрошока! Музыкальная энергетика ничуть не менее сильна и действенна, чем импульс электроэнергии высокого напряжения.
Каждый может назвать композицию автора, который транслирует, как бы заряжает Вас энергетикой.
Музыка – самое божественное и духовное из всех искусств. Музыка такая земная и неземная. Она словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопадов, и в шелесте листьев, и в пении птиц.
Музыкой наполнен весь мир. Только надо ее услышать.
В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство во всем существующем, в природе. «Музыка, ее первый звук, родились одновременно с сотворением мира» - так утверждали древние мудрецы.
Во вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и
беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает
особое положение: музыка – наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них, не существует без науки музыки. В известном смысле, музыка стала одной из множества естественных оболочек, защищающих жизнь на Земле,- тем покровом, который поддерживает энергетический баланс человека и окружающей среды, задает тон человеческому существованию, препятствуя рассеиванию человеческого духа во Вселенной. Все это складывалось веками и тысячелетиями, проходя проверку временем; и все неудачное и ненужное здесь попросту отмирало.
Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку, как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий ученый древности и последователь Пифагора считал музыку главным средством воспитания гармонической мысли.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на разные стороны души.
История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула. А в 3 веке до н.э. в Парфянском царстве был построении специальный музыкально – медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психологически устойчивым, творчески активным. В каком-то смысле, вся история человечества – это поиск реальных путей к здоровой, полноценной жизни.
Давно заметив неоспоримое и многостороннее влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая жизнь достойной человека.
Такие возможности искусства не случайны – они лежат в самой его природе. Вполне возможно, искусство и было создано для того, чтобы не только приносить человеку эстетические радости, но и помогать ему, защищать его от всего того, что мешает нормально существовать.
На чем же основано такое могущество искусства? Помимо общеизвестных свойств, следует упомянуть его способность порождать особое психоэнергетическое поле, транслирующее положительную энергетику творцов слушателям и зрителям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе. Музыка влияет на системы дыхания и кровообращения человека, может устранять усталость и бодрить. Ведь не случайно у людей сложилась традиция петь колыбельные детям, без них полноценное развитие ребенка вообще невозможно.
А вот интересный пример, подтверждающий эти слова. Школьники одной из подмосковных музыкальных школ, где используются возможности музыкальной терапии, в своих сочинениях о том, какую музыку и при каких обстоятельствах хотели бы слушать, все как один написали, что на уроках хотелось бы слушать Баха. Причем мнение ребят подкрепляются и исследованиями, свидетельствующими, что произведения Баха проясняют мозг и развивают умственные способности.
О МУЗЫКЕ И.С.БАХА
В его музыке есть что-то всеобщее, всеобъемлющее. Его музыка вне всяких границ, принадлежит всей вселенной и каждому человеку. Каждый найдет в ней что-то «свое».
«В каждой музыке - Бах, в каждом из нас - Бог»
Как и всякий пророк, в своем отечестве и в свое время Бах не был по-настоящему оценен. Его, конечно, знали как великолепного органиста, но никто не осознавал его как гения. Даже после смерти Бах был почти сразу забыт.
Каждое поколение, каждая эпоха находит в музыке Баха что-то свое. Например, Ян Экер назвал Баха «романтиком». Почему? В музыке Баха явно звучит проникновенная нота личных переживаний.
Баха можно назвать православным композитором в том смысле, что в течение всей своей жизни он славил Бога в своей музыке: свои партитуры он украшал надписями «одному Богу слава», «Иисус, помоги».
Как-то раз, Моцарт оказался в церкви св. Фомы во время исполнения мотетов Баха. Услышав лишь несколько тактов баховской музыки, он вскричал: «Что это?»- и весь обратился в слух. По окончании исполнения он потребовал, чтобы ему показали все имевшиеся в наличии партитуры Баха. Партитур не было, но нашлись голоса. И вот Моцарт сел, разложив голоса на руках, на коленях, на стульях, начал просматривать их и не встал, пока не закончил чтение. Влияние Баха, безусловно, сказалось на самом великом и самом глубоком произведении В.А.Моцарта – «Реквием».
Возрождение интереса к Баху в 19 веке связано с именем Мендельсона.
Когда 20-летний Мендельсон в 1829 году исполнил в Лейпциге «Страсти по
Матфею», это стало настоящим триумфом, полным возрождением к жизни музыки Баха. С тех пор о И.С.Бахе больше уже не забывали, а слава его с годами только росла. Все великие композиторы после Мендельсона, включая Бетховена и Брамса, Шостаковича и Шнитке обращались к Баху, как к источнику музыкального и духовного вдохновения. И если в 18 веке музыка Баха просто вышла из моды, то в 19, 20 и ныне, в 21 музыка Баха как никогда современна.
Бах с его глубиной и трагизмом особенно близок человеку нашего времени, прошедшему через весь ужас и все потрясения 20 века и окончательно потерявшему веру во все гуманистические попытки преобразовать мир без Бога. Человечеству понадобилось несколько веков, чтобы осознать то, что Бах осознавал всем своем существом: нет, и не может быть на земле истинного счастья, кроме одного – служить Богу и воспевать славу Божию.
Бах жил в эпоху «барокко». Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между1600 и 1750 годами. Но музыка его не обусловлена особенностями данной эпохи. Более того, Бах как композитор развивался в сторону, обратную той, в какую развивалось искусство его времени. Эпоха И.С.Баха характерна стремительными движениями искусства в сторону обмирщения, гуманизации : на первое место все более воздвигается человек с его страстями и пороками, все меньше места в искусстве остается Богу. С годами в музыке Баха становится все меньше человеческого, все больше божественного.
И здесь мы подходим к ключевому моменту: искусство Баха не было «искусством» в современном понимании, оно не было ради искусства. Кардинальное отличие между искусством древности и средневековья, с одной стороны, и искусством нового времени, с другой – в его направленности: древнее и средневековое искусство было направленно к Богу, новое ориентируется на человека.
Главный критерий истинности в древнем искусстве – верность традиции, укорененность в опыте крепких поколений. В новое же время главным критерием подлинного искусства становится его оригинальность, новизна, непокорность на что-либо из созданного прежде. Бах стоял на стыке этих двух культур, двух мировоззрений, двух противоположных взглядов на искусство. И он, безусловно, оставался частью той культуры, которая была укоренена в традиции, в культе, в богослужении, в религии.
Всякий раз, садясь за новое сочинение, он, прежде всего, проигрывал для себя сочинения других композиторов, из которых черпал вдохновение. Он не боялся заимствовать у других темы. Бах ощущал себя неизолированным гением, возвышающимся над своими современниками, но, прежде всего неотъемлемой частью великой музыкальной традиции, к которой принадлежал. И секрет потрясающей оригинальности, неповторимости, новизны его музыки – именно в том, что он не отказывался от прошлого, но опирался на опыт своих предшественников, к которым относится с благоговением.
Во время Баха мир уже начал двигаться к той пропасти революционного хаоса, который в период с конца 18 века до начала 20 охватит всю Европу. Младшим современником Баха был Вольтер, гуманист и провозвестник идей «просвещения». 40 лет спустя, после смерти Баха грянула французская революция, ставшая первой в ряду кровавых переворотов, совершенных во имя «прав человека» и унесших миллионы человеческих жизней. И все это делалось ради человека вновь, как и в дохристианские, языческие времена провозглашенного «мерой всех вещей». А о Боге стали забывать. В век революций люди повторили ошибки своих древних предков и начали возводить «вавилонские башни» - одну за другой. А они – одна за другой – падали и погребали своих строителей под своими обломками.
На пороге 21 века мы ясно видим - искание потрясения не смогли поколебать любовь человека к Богу, как не смогут они поколебать любви души человеческой к Богу.
Музыка Баха продолжает оставаться той скалой, о которую разбиваются все волны «житейского моря».
«Классика» и духовность. А что же с классикой? «классика» - от латинского «образцовый». Если говорить о музыке, то это музыка, которая выдержала испытание временем. То есть искусство вне времени все границ вне национальности. Это музыка, что вызывает слезы или высекает искры из души, утешает, потрясает, обновляет, поддерживает. Эта музыка всегда звучит как-то свежо, современно, словно только что написанная вчера. Наиболее популярные произведения классической музыки большинству из нас хорошо известны. Классическая музыка существует для того, чтобы не дать человеку засохнуть, чтобы напомнить ему о богатстве и тонкости его душевной жизни. Любовь к искусству развивает в человеке творческие способности, предохраняет человеческое существо от стандартизации и примитивизма. Классическая музыка диалогична и постоянно подразумевает не только мое великое «Я», но и незримое присутствие моего Творца. Так же голос человека является самым доступным инструментом, способным выразить весь спектр человеческих чувств от самых возвышенных до самых низменных. Возможно, вы замечали, что мы даже говорим на разные «мелодии», которые и отражают наши чувства. Самое искреннее и красивое духовно может быть несовершенным с точки зрения музыкальной формы и красоты внешней. Вспомните колыбельную матери, песню любимого человека и многое другое. Следовательно, ценится не форма, какой бы красивой она ни была сама по себе, но содержание, а точнее то, что вызвало это содержание к жизни. Всегда ли было так и можно ли что-то в этом изменить?
Выйдя из храмового богослужения и наполняясь национальными особенностями церквей по всему свету, пение в Византии и Древней Руси выросло из смеси незамысловатых народных напевов и монашеского обихода и прошло долгий и сложный путь развития, постепенно освобождаясь от оттенков светской музыки и становясь звуковой иконой, заняв достойное место в богослужении. В этом и состоит загадка знаменного и византийского распевов, по справедливости, считающихся верхом развития церковного пения. Их трудно слушать на концертах, потому что они не услаждают слух, не развлекают. Под это пение трудно поить гостей чаем, его не пустишь фоном к разговору с другом.
Как противоположность ему можно вспомнить католическое пение. Умилительно, приятно, великолепный фон для нешумного застолья. Даже всплакнуть можно. Особое умиленное настроение, поворачивающее человека внутрь себя.
Подлинное, духовное, классическое искусство всегда существует на грани жизни и смерти. Но свой след в душе современного общества оставит навсегда.
Через искусство можно заглянуть в свою душу и ответить на многие вопросы, которые называют «вечными», не потому, что они неразрешимы, а потому, что человечество вынужденно к ним постоянно возвращаться. Музыка есть особого рода язык - уникальный и быть может самый удивительный в мире , требующий длительного и глубокого изучения. В отличие от всех языков на Земле музыка обращается непосредственно к нашему сердцу, и потому ее речь одновременно очень важна для нас и совсем не проста для понимания. Стремясь постигнуть иное, встретиться с чужой мудростью и жизненным опытом, все мы стремимся изучать, например иностранные языки…но тот, кому чужд язык нашего сердца, язык музыки, - остается варваром в прямом смысле этого слова: человеком, который не понимает языка культуры, речи цивилизованных людей. Встречаются люди, которые считают, что слушать классическую музыку занятие абсолютно бессмысленное. Ведь «классическая» музыка им совсем «неинтересна»- то есть в соответствии со значением этого слова (лат. Inter-ensse – пребывать , присутствовать между чем-то), не вписывается в привычную среду обитания, находится вне «круга интересов».
Настоящее искусство ведет нас по пути прозрения. Мы познаем трагедии человеческого удела и обретаем надежду на спасение. Лишь на этом пути мы становимся людьми во всей полноте этого слова.
В каждом человеке живет творец. Если музыка трогает человека – значит, она современна. Раз она трогает человека, значит она и духовна, потому что заставляет задуматься.
Вообще каждую эпоху в музыке делают наиболее значительные, крупные и великие композиторы. Идеалы предыдущей эпохи не исчезают, но потесняются новыми музыкальными идеями. Например о музыке Прокофьева, Шостаковича говорили, что нет мелодии, а Стравинского называли «молотобойцем русской мелодики». Можно долго продолжать этот ряд, но вдруг обнаруживается, что такая музыка уже однажды была, причем у самого истока – в Древней Греции, когда музыка не имела, ни звука высотности, ни гармонии, ни мелодии:
1)Античная сущность музыки проявлялась в…поэзии, то есть в словесном тексте.
2)Сущность мифологической музыки – космическое стихия, телодвижения, пляски.
3)Ну и как мы знаем учения пифагорейцев – порядок вселенной -музыка.
4)На Руси в допетровские времена слово «музыка» еще не существовало – это называлось«ангелоподобным пением» то есть музыка есть «согласие» = гармония – явление внематериальное , небесное.
Таким образом, современная музыка – это великий синтез идей настоящего и прошлого – создание нового, как природное продолжение мирового творения.
Вывод
«Нет ничего более прекрасного, как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество»- сказал однажды Бетховен.
Во все времена человек дышит, слышит и чувствует одинаково, продолжает мучиться одинаковыми вопросами, задавая их себе из века в век. Если в 21 веке музыка предшествующих эпох заставляет нас заглянуть внутрь себя, значит вопросы поиска истины, добра, любви, веры, красоты остаются открытыми, и распахнуты души для сокровенного.
Библиография
Друскин М, «Очерки, статьи, заметки» 1987 г.
А. Лосев «Эстетика Возрождения» 1978г.
А.Швейцер
«И.С.Бах»1965г.
Игумен Силуан ( Туманов)«Музыка и религия» 2008г.
Р.А. Насонов «Мысли о главном» 2010г.
Б.Д. Райгородский «Что может музыка?» 2010г.
Городецкая роспись
Рисуем тыкву
Воздух - музыкант
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Неньютоновская жидкость