Исследовательская работа с приложением
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 154.5 КБ |
prilozhenie_k_issledovatelskoy.rar | 1.84 МБ |
Российская Федерация
Министерство образования РМ
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Межрайонная научно-практическая конференция
исследовательских работ «Первые шаги в науку»
Исследовательская работа
История возникновения Инсарского народного театра
Автор работы: Зорин Кирилл,
ученик 11 класса
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1».
Руководитель : Бажанова Татьяна Петровна
учитель музыки
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1».
Инсар 2011
Содержание
стр. Введение…………………………………………………………………. …3 - 5
Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследованием.
1.3 Актерская игра ………………………………………………………….6-7
Глава 2. История возникновения Инсарского народного театра
2.1 Возникновение любительского театра в уезде.........................................7-11
2.2 Театр после революции……………………………………………. …....11-15
2.3 Советский самодеятельный театр……………………………………….15-19
2.4 Присвоение звания инсарскому драмкружку «Народный театр»
2.5 «Народный театр» в настоящее время .. ………………………………..19-21
2.6 Театральная деятельность актерской семьи Ширшиковых....................21-22
2.7 Интервью зрителей города о работе театра… ………………………….22
2.8 Информация из газеты «Инсарский вестник»…………… ….................22
2.9 Общественное признание деятельности коллектива...……………........22 Заключение……………………………………………………………….........23-24
Литература………………………………………………………………….......25
Приложения……………………………………………………………….........26
Введение
Тема: «История возникновения Инсарского народного театра»
Цель: воссоздать историю возникновения Инсарского народного театра.
Объект исследования: Инсарский народный театр.
Предмет исследования: театральная деятельность народного театра
Актуальность: если подрастающему поколению прививать интерес к народному театру, то, как будет развиваться театр в нашем городе, в известной мере, будет зависеть будущее нашего общества в целом.
В России само понятие театр, на мой взгляд не утратило своей актуальности, потому я и выбрал эту тему для своей исследовательской работы. Но сегодня театр переживает труднейший момент в своей истории.
В новых условиях современной жизни изменились и театр, и зритель. Сегодня культурные потребности отошли на второй план, большинство населения озабочено проблемой выживания, преобладают домашние или пассивные формы проведения свободного времени.
Существует множество мнений, что сегодня мы наблюдаем закат русского психологического театра, рождённого в конце позапрошлого века. Я с этим не согласен.
Безусловно, что телевидение, кино, шоу-бизнес, которые рентабельнее и более популярны у массового зрителя сегодня серьёзно потеснили театр, а может и вовсе вытолкнули его на обочину дороги. И для того, чтобы театр снова встал на ноги, выполняя все свои социальные функции, он нуждается как в государственной, так и в общественной поддержке. Вопрос только в том, когда театр дождётся этой поддержки? Когда государство и современное общество обратит внимание на «праздник всех искусств» (И. Гете)? Театр, выполняющий ряд важных социальных функций нуждается в общественной и государственной поддержке. Театры уже учатся самостоятельно жить в рынке, с трудом, но они выживают. А раз театр существует, то он влияет на сегодняшнее общество, потому что только театр, а не телевидение, кинематограф или шоу-бизнес остаётся хранителем ценностей. Я имею в виду настоящий театр, театр, который несёт ответственность за своё искусство.
Посещая спектакль, зритель получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно поступать в той или иной ситуации. Так с помощью отождествления себя с героем, зритель ставит себя в сравнение с носителем социальных норм, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Через чувство свободного выбора, эстетическое наслаждение и творческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения.
В итоге зритель осознаёт то, что не всегда может осознать в реальной жизни. Таким образом, театр моделирует общественное поведение зрителя и выступает в качестве нормативного образца общения.
Я заинтересовался историей возникновения театра в нашем городе, так как мои прабабушка и прадедушка по линии мамы, были в молодости актерами в этом театре, им приходилось играть главные роли. Моя мама тоже была активной участницей театральных премьер. Ее с раннего детства приобщали к искусству бабушка и дедушка. На примере спектаклей показывали ей , что театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Вызывает раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души. Неслучайно моя мама выбрала профессию режиссера, окончив Казанский институт культуры.
Очень часто и мне приходилось бывать на репетициях и на премьерах спектаклей с раннего детства у меня сложилось впечатление об актере. что актёр – прежде всего творец, художник, что в отношении зрителей к нему должно проявляться и отношение к искусству в целом, и наоборот, его влияние на зрителей всегда есть их приобщение к искусству, в этом – его главная задача .
Я понимал, что это трудно, но у меня тоже появилось желание попробовать себя в роли актера. Я обратился к режиссеру театра В.В. Москвитину и он без всяких проб пригласил меня поучаствовать в премьере спектакля «Наследство»в роли Сашки,которая состоялась в 2007году. И вот когда передо мной встал выбор будущей профессии, я твердо решил стать профессиональным актером, чтобы продолжить актерскую династию нашей семьи. В этом году буду поступать в институт национальной культуры на отделение актерское мастерство. Хочу быть полезным для общества.
Гипотеза: если мы не будем воссоздавать историю народного театра, то наши потомки никогда не узнают о культурной жизни нашего города.
Задачи исследования:
1.Воссоздать историю возникновения Инсарского народного театра.
2.Изучить краеведческую литературу об Инсарском народном театре.
3.Рассказать об истории становления Инсарского народного театра.
4.Рассказать об актерской династии семьи Ширшиковых- Зориных.
5.Показать творчество актеров Инсарского народного театра.
Методы исследования:
А)Теоретические
1.Анализ краеведческой литературы по теме исследования
2. анализ и обобщение деятельности народного театра
Б)Эмпирические
1.Устная беседа с участниками театра и зрителями
2.Изучение материалов краеведческого музея
3.статистическая обработка результатов исследования о народном театре
База исследования: Республика Мордовия, г.Инсар
Сроки исследования: 4.09.2009-10.03.2011
Практическая значимость: воссоздать историю Инсарского народного
театра. В ходе работы использовались следующие материалы:
Мордовия энциклопедия, Мордовское книжное издательство, Саранск,
2003.,
Сыгонин Н.И. Инсар. Документально-исторический очерк о городе и
Районе.Саранск:Мордов.кн.изд.,1975,
Инсар, Мордовское книжное издательство.,Саранск.,1999г.,
Канаева В.И. Очерки истории народного любительского театра в
Мордовии «Высокое служенье малой сцене»Саранск.,Мордов.кн.изд..
2002 г.,
Мемуары Москвитина В.В..написанные собственноручно;
Материалы из личного архива семьи Ширшиковых- Зориных .
Также в работе использованы материалы газеты «Инсарский вестник»
Материалы Инсарского краеведческого музея.
Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследуемой проблемой
Народный театр- самодеятельный театр с постоянной труппой и полноценным репертуаром. Звание «Народный театр» присваивается лучшим постоянно действующим непрофессиональным коллективам, располагающим необходимыми условиями для подготовки спектаклей и выступлений. Возникновение Народных театров на территории Мордовии относится к концу 19 началу 20 века. В этот период значительный вклад в культуру своих городов и сёл внесли драматические коллективы города Ардатова, Инсара, Краснослободска, села Ичалки.
1.2 Театральная деятельность
Театральная деятельность подразумевает грамотно организованную работу множества людей в различных ролях, и соответствует полному технологическому циклу (desingh circle). Причем, технологические циклы отдельных составляющих театральной деятельности (сценирование, декоррирование и изготовление котюмов и так далее) должны быть жестко увязаны друг с другом, в противном случае результат может оказаться вовсе непредсказуемым. Именно работа в рамках своей роли и организация взаимоствязи между отдельными составляющими определяет результат этой деятельности, а не качество получившегося продукта (хотя, безусловно, качество спектакля в сильной степени зависит от грамотного построения процесса подготовки .
Основными видами театральной деятельности являются:
а) создание и показ спектаклей , организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия;
б) подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео - и иные материальные носители;
1.3Актерская игра
Актерская игра - это способ познания мира. Тот, кто играет роль, - пропускает через себя этот образ, открывает в себе новые качества. Знания, которые человек получает в процессе подготовки к роли, навсегда остаются в его собственном «багаже знаний», усваиваются намного глубже того, что просто услышано или прочитано. Театр способен развить в человеке чуткость и внимательность по отношения к другим людям, наблюдательность и креативность.
Глава 2. История возникновения Инсарского народного театра
2.1 Возникновение любительского театра в уезде.
Развитие театрального искусства всегда было связано с народным образованием Но к середине 19 в. Народного образования в г. Инсаре и уезде почти не было. Несколько примитивных сельских школ в уезде и одно самое низшее приходское училище для мальчиков в Инсаре- вот и вся сеть.
Наконец в 1879 г. городской голова Гаврила Дмитриевич Салищев добился от думы и земского собрания выделения средств на ежегодное содержания городского училища в сумме 4250 рублей и также необходимой суммы для постройки здания и рядом дома смотрителя училища. Здание училища строилось 3 года.10 октября 1882 г. город собрался, чтобы разделить радость детей. В город прибыли молодые талантливые педагоги, с отличием окончившие Белгородский учительский институт. Молодые учителя 4-классного училища почти с первых дней ставить благотворительные спектакли, чтобы помочь учащимся из бедных семей. В декабре 1882 г. В «Губернские ведомости» уже летит информация об устройстве в училище благотворительного спектакля «в пользу беднейших учеников, заявивших о том, что они не в состоянии внести плату за обучение и потому оставивших учение». Было собрано за спектакль 150 рублей, 64 рубля чистой прибыли были передано училищу. Так А. М. Мошков помог учащимся вернуться на учебу. Сборы от спектаклей шли не только 4-классному училищу, в рекреационном зале которого ставились спектакли, но и мужскому, и женскому приходским училищам и являлись существенным дополнением к средствам учебных заведений. В своей театральной деятельности А. М. Мошков имел поддержку и администрации, и интеллигенции города, особенно инсарского врача Григория Павловича Петерсона. Он был одновременно и писатель-краевед, большой любитель старины, активный участник многих культурных начинаний в Инсаре, Краснослободске, особенно в Саранске. В 1883 году появляются обстоятельные информации из Инсара о любительских спектаклях от инспектора 4-классного городского мужского училища Алексея Михайловича Мошкова. «Не велик кружок инсарских любителей сценического искусства , сообщает он в «Губернские ведомости» 25 февраля 1844 года. №44,-имеющий во главе супругу уездного полицейского исправника Е.П. Николаевскую, но энергия и добрая воля, и готовность его членов жертвовать своим временем, претерпеть личные неудобства, поступиться личными интересами ради пользы благого дела, делают его устойчивым и крепким, способным при ничтожных средствах достичь сравнительно блестящих результатов».Начиная с этого времени А.М. Мошков в течении 11 лет сообщает в газету «Губернские новости»о состоявшихся спектаклях в Инсаре. Он называет многих участников. Среди них учителя Федор Федорович Орлов, Николай Александрович Чернышов , Иван Захарович Карачаровский, земский начальник Василий Дмитриевич Литвинов, гласные земской управы –помещики Александр Николаевич и Михаил Николаевич Сатины, кашаевский помещик, гласный управы Алексей Ардалионович Вонлярский , купец, член училищного совета Василий Михайлович Коробков, земской начальник, врач, член уездного училищного совета Зиновий Иванович Черневский , чиновник земской управы Ф.Ф. Дроздов и другие. Активным помощником в подготовке спектаклей был талантливый художник Прибылов . его деятельность в театре прослеживается до 1905 г., в последствии у постановщиков Колпашникова и Крамского. В голодное время 1891-1893 гг. была особенно необходима помощь нуждающимся и благотворительность в Инсаре медленно начинает оживаться.
В январе 1893 ода А.М. Мошков заболел воспалением легких и скончался. Это потрясло жителей города. В этом же году ушел из жизни председатель Инсарской земской управы Михаил Николаевич Сатин-участник спектаклей, сын поэта и публициста Николая Михайловича Сатина, друга А.И.Герцена и Н.П. Огарева.После длительного перерыва в 1893 году был дан большой благотворительный концерт в зале городского училища. Это произошло вскоре после похорон Мошкова и Сатина как память о них. С 1893 года в Инсарской земской управе стал работать бухгалтером Владимир Степанович Колпашников, брат талантливого артиста кружка любителей драматического искусства Пензенского народного театра им. В.Г. Белинского.
В Инсаре наблюдалась тяжелая политическая ситуация. Культурная деятельность интеллигенции почти прекратилась. Только в конце 1896 года зашевелились деятели кружка любителей драматического искусства, и это оживление продолжалось вплоть до 1905 года. В этот период собрались «Звезды» инсарского театрального искусства. прежде всего-это самый старый член кружка уездный врач и земской начальник Зиновий Иванович Черневский. Он вместе с женой был постоянным помощником у Алексея Михайловича Мошкова. Активным деятелем культуры в Инсаре был Дмитрий Петрович Литвинов, талантливый музыкант и артист, организатор любительских спектаклей и хоров, прибывший в Инсар из Иссы в 1895 году.
Вопрос об организации спектаклей в сельской местности широко обсуждался на 1 Всероссийском съезде русских сценических деятелей, состоявшемся в марте 1897 года. На съезде отмечалось, что при повальной безграмотности народа драматическое искусство всего более доступно их пониманию. Решено ходатайствовать о том, чтобы органы административной власти оказывали содействие артистам, устраивающим в селах и деревнях спектакли, не тормозили полезного дела устройства разумного развлечения для народа. С такой просьбой Русское театральное общество обратилось к пензенскому губернатору.7 января 1898 года губернатор разослал уездным исправникам соответствующее распоряжение, однако, несмотря на это, уездные исправники под всякими предлогами препятствовали деятельности артистов-любителей.
С 1898 г.врач городского училища Николай Ефимович Крамольский развернул активную деятельность по организации спектаклей и концертов. К этому его вынуждала бедность многих учащихся всех инсарских училищ, а может любовь к искусству и беспросветная скука. Здоровый, энергичный, талантливый молодой человек не мог быть пассивным наблюдателем рутинной жизни уездного городка. Четвертая «звезда» -Анна Федоровна Ешевская, приехавшая в Инсар с семьей в 1900 году. Кроме них в этот же период талантливыми и активными артистами были Борис Иванович Беликов-чиновник уездного суда, приехавший в Инсар из Краснослободска, Лидия Федоровна Рихтер. Ее амплуа-роли молоденьких героинь. Начинал свою театральную деятельность Сергей Иванович Щепотин, землемер земской управы ,сын протоирея Иоанна Осиповича Щепотина .Это был замечательный комик, до слез смешивший зрителей. В расцвете таланта находилась незабвенная Мария Гавриловна Войденова. Ее амплуа-комические роли молодых и старух, участвовала и в спектаклях, полных тяжелого драматизма.
Талантливы артистом на роли любовников и молодых мужей считался обедневший князь Александр Сергеевич Чурмантеев, служащий канцерялии предводителя уездного дворянства Василия Николаевича Глебова. Соратником этой замечательной когорты артистов стал Сергей Иванович Сцепуржинский, нотариус, его дом был на улице Коммунистической, его деятельность продолжалась вплоть до Октябрьской революции.
Расцвет драматического искусства в Инсаре наблюдался с конца 90-х годов 19 века, до 1906 года, а потом и до самого Октября. Еще более активизировалась деятельность инсарских кружков любителей драматического искусства 1903 и в 1904 годах. За 18 лет с 1886 по 1904 гг. были поставлены такие шедевры драматургии, как пьесы А.Н.Островского «Старый друг лучше новых двух», «На бойком месте», «Лес», «Поздняя любовь», «Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза», «В чужом пиру похмелье», «Грех да беда на кого не живет», «Светит да не греет», пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор», «Женитьба», «Записки сумасшедшего», остросюжетные спектакли других авторов, такие, как «темная сила». и «грех попутал» И.В. Шпажинского, «Сиротка» П.Г.Васильева, «Соколы и вороны» Сумбратова - Южина и В.И. Немировича-Данченко, «Роковой шаг» Ф.Д.Кареева, «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина. а также одноактные популярные пьесы и водевили «Медведь» и « Предложение»А.П. Чехова, «Ночное»М.А.Стаховича, «простушка и воспитанная» Д.Т.Ленского. «Медведь сосватал» В.А.Крылова, «Жена напрокат»С.Ф. Разсохина, «Тещу выкуривают», « Жена» И.И. Мясницкого, «По памятной книжке» Э. Матерна и десятки других.
В 1903г.было открыто 3-классное женское училище, преобразованное потом в гимназию. В 1912 г. для гимназии построили двухэтажное кирпичное здание (ныне средняя школа) и преобразовали в 8-классную женскую гимназию, первый выпуск состоялся в 1914 году. С увеличением в Инсаре женских учебных заведений было создано второе благотворительное Общество для бедных учениц. Следствием этих преобразований явилось увеличение числа интеллигенции в городе, что в новом здании было два зала.
Общественная деятельность кружка драматического искусства дала ощутимую помощь нуждающимся учащимся и бедным жителям города и на проведение различных культурных мероприятий. Чистая прибыль от концертов и спектаклей за 1897-1904 гг., исключая 1899-1901гг.,сведений о которых нет, составила около 2000 рублей. Небольшая сумма от благотворительности падает на 1902-1904 гг.-1283 рубля. За 1906 г. на спецсчет Общества вспомоществования недостающим учащимся 4-класного училища поступило 583 рубля, от спектаклей 445 рублей. В 1911 году от концертов и спектаклей поступило 434 рубля. в 1912 г.капитал в банке составил 673 рубля, в 1913 году 133 рубля. К 1914 году средства Общества выросли до 2000 рублей, Это говорит о том, что ставилось большое количество спектаклей и концертов. В итоге подвижнической деятельности артисты-любители были занесены в списки пожизненных и почетных членов Общества вспомоществования недостающим ученикам 4-классного городского училища.
Таким образом, 4-классное городское мужское училище в течение почти 40 лет, с 1882г., было центром культурной жизни города. В актовом зале училища проводились детские праздники, елки, спектакли, концерты, городские балы и маскарады. В 1919 г. мальчиков перевели в женскую гимназию и обучение стало совместным, а в здании училища открыли Дом соцкультуры, функционировавший вплоть до 1977 г .,когда было построено новое здание районного Дома культуры.
Вывод к главе: Кроме деятельности энтузиастов сцены, были еще и другие причины, способствующие развитию театрального искусства. К концу 19 века в Пензенской губернии, и в частности в Инсарском уезде, выросло число народных училищ, стали появляться библиотеки, народные университеты, различные просветительные общества, которые не получали от правительственных органов никаких субсидий. Деятелям народного просвещения приходилось изыскивать средства с помощью благотворительности.
Благотворительную помощь получали не только инсарские училища, но и отделение Лермонтовской библиотеки. Фонд её рос из года в год, и к 1619 году роль библиотеки в культурной жизни города значительно выросла. При ней был создан отдел драматических произведений, он ежегодно пополнялся новыми пьесами.
2.2 Театр после революции.
Что представлял собой Инсар перед буржуазно-демократической революцией, прошедшей в феврале 1917 года?
В Инсаре было несколько учебных заведений: женская 8-классная гимназия, открытая в 1912 г.учительская семинария, учрежденная в 1916 году., в разгар империалистической войны, 4-классное высшеначальное училище мальчиков, три приходских училища- мужское, женское и смешанное. Затяжная империалистическая война вызывала недовольство армии и народа. По стране проходили крестьянские выступления против помещиков, за быстрейшее окончание ненавистной войны. Но в Инсаре царило благодушное спокойствие. Ставились любительские спектакли, заезжали провинциальные артистические труппы, проводились различные вечера, гулянья, в домах богатых купцов и промышленников молодежь танцевала с офицерами.
27 февраля рухнул царский трон. Солдаты и беднота Инсара вышли на площадь, приветствовали революцию и свободу. Эти крупные политические событие отражала впервые открытая в Инсаре газета «Инсарская жизнь». Газета рассказала о подъеме общественной жизни, о борьбе крестьян за землю, о культурной жизни города и уезда. Общественный подъем подтолкнул и любителей сценического искусства, и газета сообщает об открытии 21 апреля театрального сезона в летнем театре городского сквера. Две первые поставленные пьесы «Вова приспособился» и водевиль «Вова в отпуске» показывают «комизм старого режима». Летом 1917 года общественная жизнь проходила с большим подъемом. Проходят благотворительные спектакли в пользу семей казаков, погибших в Петрограде во время кровавых событий 3-5 июля 1917 года.
26 октября 1917г. в город пришло известие о победе социалистической революции в Петрограде. Несмотря на бурные политические события в Инсаре летом 1918 года и большие хозяйственные трудности, любители театрального искусства на общий подъем общественной жизни отвечали новыми спектаклями, они проходили каждую неделю. Спектакли были очень хорошие, и зрители готовы были не спать всю ночь напролет и ждать когда откроется сцена.
Вся культурно-просветительская и театральная деятельность в Инсаре в первые годы Советской власти проходила под руководством уездного отдела народного образования , созданного 28 января 1918 года., а затем он был разбит на два подотдела: школьный и внешкольный. Нарождающиеся народные театры находили необходимую поддержку внешкольного подотдела УОНО. Завотделом народного образования П.П.Романов считал необходимым помогать организующимся драмкружкам и открывающимся сценам выдачей пособий, решил создать передвижной драмкружок для устройства спектаклей там, где недостаточно сил, в той или иной форме объединить все средства к устройству спектаклей и сформировать театральную библиотеку. С этой целью при библиотеке внешнешкольного подотдела была сконцентрирована вся имеющаяся в городе литература по театру, около 300 книг. В это бурное время наряду с развитием самодеятельности развернулось и театральное образование. Этому способствовало исторические события в России. В этот период Гражданской войны, когда в столицах ощущался острый недостаток продовольствия, многие жители выезжали в губернские и уездные города, чтобы прокормиться и переждать установленный государственный порядок. Так, в 1918-1919 гг. в Инсаре появилось много беженцев, и среди них были деятели культуры и искусства : артисты, режиссеры, художники, литераторы, музыканты, певцы. Они создавали при инсарских учебных заведениях различные студии, стремясь тем самым служить Советской власти и иметь хоть малые средства к жизни. Так, при бывшей женской гимназии были созданы драматическая, музыкальная, танцевальная студии.
В июне 1919 года при внешкольном подотделе образовался драмкружок постоянного характера, в который, вошли большинство бывших артистов-любителей Инсара. Возглавил этот коллектив режиссер Иосиф Иванович Боруцкий, который, несомненно, обладал талантом артиста и художника, играл в любительских спектаклях в Москве. Спасаясь от голода, он семьей приехал в Инсар и прожил здесь до 1925 года. Как режиссер и артист он сыграл большую роль в развитии театра и искусства в городе. Он создал театральный кружок из старых опытных любителей народного театра и ставил спектакли в прежних традициях с яркими декорациями и красивыми костюмами.Такие яркие постановки давали хороший денежный сбор.
Заметный след в культурной жизни Инсара с 1919по 1920гг. оставила театральная студия, возглавляемая театральным педагогом и режиссером Бирюковым Александром Александровичем. Он был и актер ,и режиссер, и музыкант, и танцор, и лектор- все совмещалось в этом удивительном человеке. Обладал высоким профессионализмом.С первых же дней студия завоевала популярность. На курсы сценической грамотности записались 64 человека, в возрасте от 15 до 30 лет. Все девушки и юноши любили своего требовательного педагога, не терпящего лени, небрежности или поверхностного отношения к искусству, относились к нему с почтением и благоговением, безукаснительно выполняли его требования.Программа краткосрочных курсов включала предметы:
-дикция и декламация;
-сценическое действие и импровизация;
-историческая литература по театру;
-танцы, ритмика, пластика;
-грим;
-теория актерского искусства;
В 1919 году он преобразовал краткосрочные курсы сценической грамоты, в настоящую театральную студию с 2-годичным сроком обучения. Организуя свою студию, Бирюков сплотил вокруг нее всех инсарцев, имеющих какое-либо отношение к искусству, и прежде всего музыкантов, танцоров, художников. Особенно много в Инсаре оказалось женщин-пианисток, и они были зачислены в штат студии на общественных началах. До революции пианистки были домашними учительницами игры на фортепиано, активными участницами благотворительных концертов и спектаклей и пользовались всеобщим уважением инсарцев. Среди них Наумова Мария Владимировна, дочь инспектора народных училищ инсарского уезда Наумова Владимира Павловича; Александровская Нина Анатольевна, дочь священника Инсарского монастыря, была замужем за учителем гимназии Архиповым Александром Семеновичем; Иванова Таисия Васильевна, преподавательница танцев и пластики, дочь священника инсарского женского монастыря. Она была единственным специалистом по пластике и гимнастике, у нее обучалось 800 человек. Для А.А.Бирюковым она была сущим кадром. Сцепуржинская Наталья Владимировна общественная деятельница Инсара. Вместе с мужем они участвовали в благотворительных мероприятиях в пользу бедных. Их имена значатся в списке почетных членов Общества вспомоществования нуждающимся ученикам 4-классного городского мужского училища. Блажовская Софья Георгиевна пианистка. Пуссет Елена Георгиевна, была популярной учительницей музыки и пения, обладала прекрасным голосом. была одним из инициаторов создания в 1910 году Общества вспомоществования нуждающимся ученицам женских учебных заведений. Кавторина Ираида Ивановна принимала активное участие в организации музыкальной школы в Инсаре. Выпускник Московской консерватории Михаил Иванович Никольский, преподаватель музыки и хорового пения в учительской семинарии и женской гимназии, обучал игре на скрипке и создал хоры при учебных заведениях с участием инсарской интеллигенции. Вот какие богатые музыкально-педагогические кадры имела театральная студия. Помимо выполнения программы по теории театрального искусства студия планировала осуществить постановки спектаклей: сцена встречи Ноздрева с Чичиковым из «Мертвых Душ» Н.В.Гоголя; разговор двух дам из «Мертвых душ»
А.А.Бирюков стремился создать для студийцев педагогическую и материальную базу для самостоятельной подготовки к занятиям. Такую базу он видел в создании театральной библиотеки и театрального музея. Работа в студии начиналась с разучивания этюдов. Учили умению держаться на сцене, ставили дикцию, обучали техническим приемам театрального искусства, гриму, сценическому костюму, а так же созданию художественного образа на сцене. К исполнению ролей, естественности, эмоциональности, к гриму, костюму Бирюков относился очень требовательно, и это в значительной мере определяло успех спектаклей. Репертуар для студии А.А.Бирюков составил из следующих пьес: «Свобода» Поштера, «Бедность не порок» , Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского, «На дне» Горького, «Женитьба» и «Игроки» Гоголя. В марте и апреле 1920 года студийцы поставили спектакль по пьесе Германа Гейерманса «Гибель Надежды», прошедший два раза, и литературный вечер, посвященный А.С.Пушкину. В мае для детей школьного возраста состоялось представление двух сказок: Андерсена «Пастушка и трубочист» и Шухшина «Спасенная царевна» В постановке сказок вместе со студией принимали участие дети пятой школы первой ступени под руководством студийки, жены А.А. Бирюкова, В.Ф.Бобковой.
Через некоторое время студия поставила декламационный концерт и одноактный спектакль «Ревнивый старик» по пьесе Сервантаса. Спектакль в непривычной для местной публике насыщенностью с театральным действием музыкой и танцами, был неожиданным и новым для инсарцев. Но членам администрации казалось странной и не ко времени классика Сервантаса, в пьесах которых высмеивались жадность и безнравственность. Бирюков сам дает обстоятельный ответ о чем пишет, что эти пьесы являются лучшим педагогическим материалом, так как дают развиваться творчеству актера и умению держаться на сцене, чем «пиджачные» сухие пьесы. Отсутствие репертуара, отвечающего современному моменту, было тогда большим бичом для народных театров. Но не только репертуар тормозил работу студии. Постановочная часть у Бирюкова страдала из-за «отсутствия необходимых материалов и педагогических сил, -писал он в газете «Красное знамя 13 августа 1920 года. Несмотря на все недочеты в деятельности театральных кружков, в них была огромная необходимость. Они являлись не только средством развлечения, но, главным образом, средством воспитания безграмотного народа. Летом 1920 года Бирюковым был подготовлен и поставлен спектакль «Гроза» по пьесе А.Н. Островского, а также «Брак по принуждению»Мольера. Все спектакли были поставлены многократно. Наиболее популярными были «Ревнивый старик» и «Оливы»,с которыми ездили в села. На этом завершается деятельность Инсарской театральной студии. В августе 1920 года Бирюков выехал в Москву вместе с женой, бывшей студийкой Валентиной Федоровной Бобковой. Таким образом, за один год студией проделана большая работа. Не только в Инсаре, но и в селах уезда организовывались драматические кружки, ставились спектакли и концерты. Организаторами и участниками их были комсомольцы и коммунисты, ответственные работники укома партии и у исполкома товарищи Н.П.Романов, С.С.Шишканов, Ф.Ф.Косяков, П.П. Романов, Ю.А. Юнгерова и ее брат Е.А.Юнгеров. На основании воспоминаний сестер Кулясовых, А.И. Рязанцевой, К.И.Пителеной, И.Г.Блинкова можно составить описание драматического репертуара тех лет. «Мещане», «Враги» А.М.Горького ; «Гроза», «Доходное место», «Лес» А.Н.Островский, «Дети солнца» « Разбойники» Ф.Шиллера; «Дорога в ад», «Дни нашей жизни» Л.Андреева, «Свадьба», «Юбилей» «Медведь» А.П. Чехова, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «На дне» А.М.Горького, «Тартюф» Ж.Б.Мольера.
2.3 Советский самодеятельный театр
В начале 20-х годов г.г. Завершился революционный период, кончилась Гражданская война, в центре и на местах упрочилась Советская власть. Шла систематическая, из года в год, напряженная работа по ликвидации неграмотности. В Инсаре и в селах стала развиваться художественная самодеятельность, ставились концерты и спектакли силами горожан и сельскими тружениками . Именно в эти голодные годы профессиональные артисты из обеих столиц выезжали в провинцию «прокормиться».Так попали в Инсар ленинградские артисты. Они приезжали несколько лет подряд, начиная с 1922-1923 годов. Это была небольшая труппа, одна артистическая семья, всего семь человек. Для спектаклей артистов не хватало ,и они приглашали инсарских любителей. На фотографии, сделанной в Инсаре, запечатлена эта труппа.(приложение)
Ленинградские артисты оказали большое влияние на развитие артистических способностей у инсарских любителей и на зрителей. Именно они повлияли на выбор артистической профессии Николая Пикулина и его старшей сестры Александры. Получив актерское образование в Москве, в 1939 году Николай Сергеевич возвращается в Инсар. В 1940 году стал собирать любителей театра:И.В.Бузырева,Г.Н.Недопекина,К.И.Лопухова,А.К.Жаркова,О.Румянцеву. Поставили хорошие спектакли в ДК- «Волки и овцы», «Лес», «Василиса Мелентьева» А.Н.Островского, «Власть тьмы» Л.Толстого. Благодаря ему на клубной сцене ожили персонажи классических пьес.
Большую роль в развитии театральной самодеятельности сыграли братья Бузыревы, Иван Васильевич и Константин Васильевич. После Всесоюзного смотра театральной самодеятельности в 1940 г., когда инсарский драмкружок стал победителем конкурса с пьесой «Семья Волковых» Давурина, именно Ивана Васильевича послали в Москву на Всесоюзную конференцию руководителей драмкружков по итогам смотра.
Одним из горячих приверженцев театрального искусства был Иван Иванович Кулясов. он был душой и организатором ярких литературно-художественных вечеров и спектаклей. Иван Иванович - единственный режиссер в Инсаре. Он не только организовывал спектакли, но и учил самодеятельных артистов театральному делу. Всю войну он работал в педучилище и руководил кружком. Этому коллективу он посвятил 43 года. За 1941-42 учебный год им были поставлены 13 музыкально-литературных вечеров и спектаклей. Педагогическая и общественная деятельность Ивана Ивановича была высоко оценена правительством Мордовии. В 1947 году Указом президиума Верховного Совета МАССР ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы МАССР». В 1950 году в честь 20-летия автономии Мордовии он был награжден Почетной грамотой Президиумом Верховного Совета МАССР. Эти награды были вполне заслужены им. Именно как учитель в самом высоком смысле этого слова он учил не только наукам, но и высокой нравственности средствами искусства. В 1960 году Иван Иванович умер, но его детище-драмкружок педколлектива -осталось. Весь период развития культуры в Инсаре, начиная с 1918 и до 1970,связан с именем Александры Ивановны Рязанцевой. Более 50 лет отдала общественной театральной деятельности. Она создала на сцене более 30 женских образов. С 1952 по 1955 г.Александра Ивановна работала художественным руководителем в ДК.В возрасте 70 лет Александра Ивановна еще не покинула театр, но выступать она стала больше как режиссер- постановщик. Три ее последних спектакля «Закон природы» Винникова, «Поздняя любовь» Островского и «Перед ужином» Розова поставлены за короткое время и тем же коллективом артистов. Если кого либо из инсарцев спросить, кем была Клавдия Ивановна Галанина, то каждый ответит; самодеятельная артистка, работник культуры, постановщица спектаклей, ей поставлено 25 спектаклей и сыграно около 30 ролей. Как активную участницу художественной самодеятельности и талантливую самодеятельную артистку в 1943 году РК ВЛКСМ направил Клавдию Ивановну возглавить Дом соцкультуры, и со своим неугомонным и энергичным характером она горячо взялась за дело.29 марта 1981 года отмечали 15-летие народного театра, Клавдия Ивановна была уже на пенсии, но снова вернулась в театр. и к этой знаменательной дате она подготовила новый спектакль по пьесе А.н. Островского «Счастливый день» На премьере присутствовала заместитель министра культуры Серафима Николаевна Майданкина. Она дала высокую оценку спектаклю, к радости всех его участников. Последним спектаклем в творчестве Клавдии Ивановны была лирическая комедия «Гостиница на сутки»По пьесе В.Константинова и Б. Рацера , который состоялся 24 апреля 1982 года. Снова подобрался удачный ансамбль из артистов народного театра, и представление было интересным и веселым. Играли Вячеслав Москвитин, Владислав Лукин, Виктор Лыков, Владимир Комаров, Нина Азыркина, Долорес Абрамова, Таня Сандина, Наташа Ладанова, Анна Ивановна Ширшикова.
Вся трудовая деятельность Клавдии Ивановны прошла в инсарских учреждениях культуры, и где бы она ни работала, всегда оставалась верной драматическому искусству. Все силы она отдала служению культуры и искусству в нашем городе и достойна высокой благодарности общества.
Деятельность драмкружка средней школы под руководством Ираиды Федоровны Арефьевой-Тамбовцевой была крупным событием в культурной жизни города. Члены кружка серьезно относились к постановке каждого спектакля. знали роли наизусть. учились у своего руководителя сценическому искусству. многократность постановок (3-4 раза) позволяла увеличивать количество обслуженных зрителей, что является главной задачей любого театрального представления. Многие члены кружка были очень инициативны, сами подбирали репертуар и исполнителей. Но самыми удачными считались спектакли «Предложение» и «Юбилей» по водевилям А.П.Чехова, «Урок дочкам» И.А. Крылова, «Два капитана» В.Каверина , «Недоросль» Д.И. Фонвизина и другие. В 1964 году Ираида Федоровна выехала из Инсара и драмкружок остался без руководителя. Но это не смутило юных артистов. Они сами находили пьесы ,репетировали и ставили небольшие спектакли. Затейники были Виктор Кувшинов .Саша Андриевский, Римма Соколова, Зоя Матвеева, Валя Макушова, Вячеслав Москвитин. Аркадий Александрович Фомин.
С конца 1959 г. в инсарском ДК работал талантливый артист и организатор Василий Иванович Цыганов. Он работал немного, но оставил добрый след в культурной жизни города. В январе 1960 г. в Инсаре произошло крупное театральное событие: поставлен спектакль из мордовского национального репертуара по пьесе Г.Я. Меркушкина ,нашего земляка из Новых Верхис «Во имя народа» Пьеса крупная ,в ней 14 героев и отражается большой исторический период- 30-50 годы. Перед постановщиками стояла задача показать, как мордовский народ с братской помощью великого русского народа добился свободной и счастливой жизни. Жюри высоко оценило постановку, наградив театр дипломом 1 степени. Автор пьесы был благодарен коллективу и лично В.И. Цыганову. Всем артистам он сделал автограф на память на программках. Меркушкин Г.Я. Учился в Инсарской семилетней школе вместе с К.И. Галаниной. Уже будучи ответственным работником он часто бывал в Инсаре и встречался с инсарскими театралом И.И.Кулясовым. Часто темой их бесед был Инсарский самодеятельный театр. Одна из встреч была запечатлена на фотографии Приложение.
Владимир Николаевич Лапшин пришел в народный театр в 1974 году, когда ставился спектакль «Блудный сын» Э. Раннета. Он успешно сыграл роль Райесмика и с этого времени стал активным участником народного театра. Работая в инсарском Доме культуры ,поступил учиться на заочное отделение Ардатовского культпросветучилища на режиссерский факультет. Окончив училище в 1977 году, стал работать режиссером Инсарского народного театра. Его первой самостоятельной работой был спектакль по пьесе А.Андреева «От имени любви». Новая работа молодого режиссера В.Н.Лапшина «Гость в твоем доме» по пьесе В. Чичкова прошла в марте 1979 года с большим успехом. Три дня подряд спектакль шел в ДК при полных залах, показан по Мордовскому телевидению. Отыграв его, В.Лапшин был переведен Министерством культуры МАССР а поселок Чамзинка директором ДК.
Виктор Федорович Лыков пришел работать в ДК 17-летним юношей после окончания средней школы и всю свою трудовую жизнь посвятил культуре и искусству. Он воспитанник директора ДК Валентины Николаевны Ширшиковой. Она обучила его различным жанрам художественной самодеятельности: танцевальному искусству, исполнению сценических образов в агитбригаде, сделала профессиональным ведущим на крупных концертах, а впоследствии он стал талантливым исполнителем главных ролей в спектаклях «Барабанщица», «Одна береза знает», «От имени любви», «Осенние звезды», «Счастливый день», «Гостиница на сутки». Окончив Ардатовское культпросветучилище , он работал режиссером Инсарского народного театра, и в эго постановке вошли новогоднее представление «Зимняя сказка» его собственного сочинения, пьеса «Срок давности», А Сафронова, «Синий платочек» В. Катаева, «Самозванец» Л.Корсуновского, «Эшелон Жизни» А.Терешкина был поставлен в январе 1984 года. Он прошел неоднократно при полных залах. А это значит, спектакль принят главным критиком-зрителем, и оценен положительно. Что отрадно,на премьере присутствовал сам автор, мордовский драматург А.Терешкин. Он искренне благодарил Самодеятельных артистов и особенно молодого режиссера Виктора Лыкова. В 1995 году В.Лыков скоропостижно скончался в цветущем возрасте 35 лет.
2.4 Присвоение звания инсарскому драмкружку «Народный театр»
Многолетняя и упорная работа артистов из народа создала авторитет в республике и уважение зрителей. Республиканский Дом народного творчества отмечает инсарский драмкружок в 60-х годах как один из крупнейших самодеятельных коллективов Мордовии. В январе 1966 года присваивает ему почетное звание «Народный театр», третий в Мордовии, после Ардатова и Ковылкина.
Присвоение звания инсарскому драмкружку «Народный театр» дало толчок его коллективу к еще большей активности. спектакли стали ставиться более регулярно, причем не один-два раза, а десять и более раз. Стабилизировался коллектив артистов, в театр шли играть целыми семьями, как, например, Ширшиковы, Матвеевы, Черновы, Лукины.
Заметно выросло число обслуженных зрителей. Можно с уверенностью сказать, что половина горожан просматривала каждый спектакль в нашем маленьком городе.
2.5 «Народный театр» после распада СССР и в настоящее время
Так продолжалось до распада СССР. Когда это случилось, инсарцам стало не до театра. Театр снова замолк... До 2005 года на местной сцене прошёл всего один спектакль! Осенью 2005 года под руководством В.В. Москвитина, начались репетиции. К этому времени в руководстве районного отдела культуры, произошли перемены, что позволило привлечь к работе в театре этого старейшего участника. Перед ним была поставлена задача возродить былую славу любительского театра. К этому времени в театре не было ни кого и нечего. Многие из прежних артистов или уже ушли в мир иной, или стали совсем старыми. Поддержала тогда режиссёра его давняя партнерша по многим спектаклям до перестроечного времени- Зоя Евгеньевна Матвеева. Она с большим желанием взялась помогать. Разыскала пьесу, которую театр ставил более двадцати лет назад, и в которой они оба участвовали. Это была пьеса «Гость в своём доме». С нее и началось возрождение театра. Но все было не так то просто. Просто было отыскать пьесу, дело упиралось в актеров. Два актера (З.Е.Матвеева и В.В.Москвитин) не могли заменить всех и сыграть за всех. Много времени ушло на поиски, которые увенчались успехом. И вот трупа в полном составе приступила к работе. Репетиция-это долгий процесс, особенно, когда перед тобой не профессиональные артисты, которых много лет учили мастерству, а любители, которые ничего не умеют, а только хотят. Больше года шли репетиции. И вот премьера!!! Сколько волнений, тревог и у актеров и у режиссера , которому надо было не только вести спектакль но и самому играть одну из главных ролей. Долгие аплодисменты зрительного зала в финале спектакля сказали сами за себя, всё получилось!!! Окрыленные первой, хоть и маленькой удачей, артисты решают в новом сезоне попробовать сыграть Чехова. Сделать своеобразный вечер водевилей. Сказано-сделано. В работу взяли известные произведения Антона Павловича: «Юбилей», «Дачник», «Предложение». Главные роли в этом спектакле сыграли З.Д.Антипова (Мерчуткина), З.Е.Матвеева (барыня),А. А. Урсов (Ломов),В.А. Санжарова (Татьяна Алексеевна). Следующей работой трупы стал спектакль по рассказам В.Шукшина «Сельские люди». Это было веселое представление с частушками, песнями.Здесь играли: З.Е.Матвеева (теща), В.В.Москвитин (Венька),Кирилл Зорин(Шурка).Сыграв этот спектакль, коллектив приступил к работе над пьесой А.Сафронова «Наследство».Надо сказать она уже шла на инсарской сцене в 1972 году. К сожалению, из всех кто играл тогда, остался лишь В.В.Москвитин. Поэтому предстояла работа с новым составом. Работа шла трудно. Никак не удавалось найти человека, который мог бы сыграть молодого подлеца. После долгих мучительных поисков исполнителя нашли ,но его хватило на одну постановку. А тут нужно было подтверждать звание народного театра. Хорошо из Москвы вернулся А. Урсов. Он сразу вошел в состав и сыграл блестяще этого подлеца. Кроме Урсова в спектакле были заняты: В.В. Москвитин, З.Д.Антипова, З.Е.Матвеева, В.А.Санжарова, Кирилл Зорин и другие.
Приближался юбилей Великой Победы. Нужен был спектакль, посвященный этой дате. Зоя Евгеньевна предложила пьесу мордовского автора А. Терешкина (Эшелон жизни), который также шел на нашей сцене в своё время. Спектакль сразу не пошел. Пришлось дважды менять состав , а когда казалось всё утряслось, тяжелый недуг не позволил главной героине З.Е.Матвеевой воплотить свою мечту в жизнь. Она скончалась в расцвете творческих сил, полная надежд и желания играть и играть. После этого работа над спектаклем была прекращена.
Новый сезон 2009-2010гг. Театр «Взгляд» начат с пьесы А. Салынского» «Забытый друг». Спектакль драматичный, построенный на конфликтах, затрагивающей тему войны. Режиссер театра В.В Москвитин пригласил участвовать в постановке: З.Д.Антипову (Елена) ,А.Урсова (Гуськов),М. Паевскую(Тамара),Кирилла Зорина(Гоша),Максима Казанцева(Шурик).Сам В.В. Москвитин сыграл бывшего майора Янушкина.
Новая работа театра 2011 года «Микроскоп или от чего деньги не ведутся» была показана совсем недавно. В.В.Москвитин вновь вернулся к Шукшину, но теперь в сценарий вошли не три рассказа, как в случае с «Сельскими жителями», а были задействованы чуть ли не все рассказы Василия Макаровича. И снова на сцене в ролях бабушки Маланьи выступала З.Д.Антипова, деда Игнатия сыграл сам режиссёр, их соседа А.Урсов, внука-Кирилл Зорин, Анатолия-Н.Мартынов, Клавдию- Н.Кулясова. Мы старались сыграть веселый спектакль, и видимо нам это удалось. «В зале все зрители смеялись от души»- сказал В.В.Москвитин. Постепенно у театра появляется свой зритель, который ходит на спектакли, ждет новых постановок, переживает, советует. Значит, театр будет жить!
За время существования народного театра, а впервые,это звание было присвоено в конце 60-х годов прошлого века, он ни разу не уронил своей чести, о чем говорят дипломы лауреатов республиканского фестиваля театров «Открытое окно», районных фестивалей народного творчества.
2.6 Театральная деятельность актерской семьи Ширшиковых
Незаменимым исполнителем ролей революционных солдат, матросов, купцов, священников являлся Михаил Никифорович Ширшиков . Вернувшись с фронта, он начал активную трудовую и общественную деятельность. В молодые годы его первые роли после войны в спектаклях «Разлом», «Любовь Яровая», «Лотос», «Иван Никулин-русский матрос», «Константин Заслонов», «Макар Дубрава», принесли ему известность и любовь инсарских зрителей.
Почти во всех спектаклях по пьесам А.Н.Островского он незаменимый исполнитель купцов. Дважды ставилась пьеса «Не было ни гроша, да вдруг алтын»- в 1952 и 1963 годах. В содружестве с А.А.Фоминым он отлично играл Лютова и Епишкина. В спектакле «Свои люди- сочтемся»он Самсон Силыч Большов, в «Не все коту масленица» играет богатого купца старика Ахова , в «Поздней любви»-Онуфрия Потапыча Дородного, «На бойком месте»-Вукола Ермолаевича Бессудного.
Бессудный- это разбойник и грабитель, но он ничем не отличается от купцов Большова, Подхалюзина и Ахова. Постоялый двор Бессудного страшен, но не страшнее любого купеческого дома с тираном- отцом ,с издевательством старших над младшими. богатых над бедными .И Михаил Никифорович каждому герою находил свои краски, создавал индивидуальный образ каждого сыгранного персонажа.
В спектакле «Осенние звезды» Фетисова он показал лицемерие церковного сана, священник предал продотрядовцев ,вылил на них всю злобу и погубил их. Последняя его роль в спектакле «Счастливый день» Островского- голова уездного города. Он изобразил корявую личность неопределенных лет, человека убогого и поглупевшего от пьянства. Такой сатирический образ зрители встретили дружными аплодисментами.
За плечами Михаила Никифоровича множество интермедий, которые он разыгрывал вместе со своей женой Анной Ивановной. Они же отличные частушечники. С веселыми интермедиями «Рыбак и охотник», «У контрольной будки», «Строгать или не строгать» и с частушками они выступали по республиканскому радио.
Одна из любимых ролей Михаила Никифоровича, о которой он вспоминал с волнением ,-это «Макар Дубрава» Корнейчука. Здесь у него роль серьезная и ответственная. У него Макар Дубрава -свободный человек, хозяин жизни, живо откликается на все события, происходящие в стране после войны, и активно действует во имя любви к Родине.
В 1962 г. В.Ф. Щегуренков , худрук ДК, взялся за новую постановку пьесы Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».(До этого она ставилась в Инсаре- в конце 20-хгодов и в 1953-1954 гг. И. В. Бузыревым и А.И.Рязанцевой) Сам он играл Крутицкого, его жену Анну Тихоновну- Анна Ивановна Ширшикова, их племянницу Настю-Каширина Антонина, Мигачеву уже в третий раз- Рязанцева, Елесю - В. Плешачков, Фетинью Марковну -Е.Целихина ,е е дочь Ларису- В. Герасимова, массовик ДК, купца Епишкина - М.Н.Ширшиков.
Подготовка шла с большим трудом. Сам Щегуренков упорно искал особые краски для создания верного образа своего героя, но не очень-то ему это удавалось. А вот Анна Ивановна Ширшикова, игравшая его жену, очень хорошо показала тип загнанной и забитой женщины,у которой оставались только «ветренная способность страдать и внешнее ощущение холода». Голод при богатом муже довел ее до отчаяния, и она чуть не совершает преступление, посылая Настю в содержанки к богатому купцу.
Щегуренков переоценил свои силы, и только благодаря тому, что в спектакле участвовали самые лучшие самодеятельные артисты Инсара, спектакль прошел хорошо, при полном зале.
Супруги Ширшиковы- исключительно добросовестные члены народного театра. Во всех спектаклях они участвуют вместе, и у Анны Ивановны роли почти во всех спектаклях, как и у Михаила Никифоровича. За их плечами 22 спектакля, а у Анны Ивановны еще больше. После смерти мужа она продолжала играть в комедиях и является активным членом клуба «Ветеран»
Приложение
Интервью зрителей города о работе театра
Работа Инсарского народного театра последних четырех лет отличается большой добротностью в постановке спектаклей, очень серьезным отношением самодеятельных артистов и режиссера к театральному искусству, что создает популярность театра у зрителей.
2.8 Информация из газеты «Инсарский вестник»
Приложение 23,24,32,33
1. Диплом Министерства культуры РМ о подтверждении звания « Народный театр» 2005 год.
2.Благодарность Зорину Кириллу, актёру народного театра «Взгляд»за исполнение ролей.
3.Благодарность режиссеру театра «Взгляд» В.В.Москвитину, за большой вклад в развитии театра.
Приложение 29,30,31
Заключение
В результате своего исследования я пришел к выводу, что к театральным спектаклям и концертам была у инсарцев огромная тяга. Всегда залы были полны и билетов даже не хватало. Воспоминания инсарских театралов революционного периода иногда были противоречивы, особенно при указании исполнителей главных ролей в спектаклях, но это неглавное и не беда. Главное то, что они рассказали о пьесах сыгранные ими, рассказали о том удивительном времени, когда они с большим вдохновением шли служить своему народу на сцену. Наиболее достоверные сведения краеведческому музею дала Александра Ивановна Рязанцева, так как она всю жизнь прожила в Инсаре и никогда не порывала связи с самодеятельным театром, остальные же участники спектаклей разъехались по разным городам и расстались с театром. Только Николай и Александра Пикулины стали профессиональными артистами. В общем, бурная энергия революции пробудила и творческую энергию ее созидателей, творцов и сторонников, особенно молодежи, всколыхнула все до самой глубинки, лозунг «Культуру- в массы!»активно претворялась в жизнь. Особенно активно театр стал действовать после постройки нового здания Дома культуры в 1977г. где сцена была оборудована профессионально .
Репертуар включал лучшие пьесы советской драматургии и классики. Больше всего поставлено спектаклей о героических подвигах в Гражданского и Великую Отечественную войны. Спектакли «Разлом», «Любовь Яровая»,Луна слева», «Одна береза знает»,Срок давности» воспитывали у зрителей чувство патриотизма и гордости за Советскую Родину.
Из классического репертуара самыми популярными были пьесы А. Н. Островского, Н.В. Гоголя и А.М.Горького.18 пьес Островского прошли на инсарской сцене, причем некоторые из них неоднократно в разные периоды . Это, прежде всего, «Без вины виноватые», «Лес»(10раз), «Гроза», «Женитьба Бальзаминова», «Бедность не порок», «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Драматургия Островского пользовалась неувядаемой любовью и самодеятельных артистов, и зрителей.
В народном театре ежегодно стали ставиться пьесы на школьные темы, и юные зрители переполняли зал, когда шли спектакли: «Мы веселые ребята», «Варюха», «В поисках радости», «В добрый час»! «Привет, Синичка»!.
Все артисты народного любительского театра заслуживают благодарности инсарцев. Заметно выросло число обслуженных зрителей. Можно с уверенностью сказать, что половина горожан просматривала каждый спектакль в нашем маленьком городе .Они работали на общественных началах, отдавали свое личное свободное время людям. Но их бескорыстное служение театру вознаграждалось творческим удовлетворением, причастием к миру искусства, возвышающего и облагораживающего душу. Привычно думать, что высокая духовность царит среди избранных, в столицах, на знаменитых театральных подмостках .Но это не так. она живет и в провинции, на малой сцене, в сердцах тех людей, кто отдает богатства своей души другим, делая окружающий мир добрее и краше.
В сложившихся условиях перехода современного российского общества к рыночным отношениям, в свете изменения социальной роли театра в жизни общества, смены типов взаимодействия театра с другими социальными институтами – политическими, экономическими, образовательными, культурными и обретения им новых социальных функций в условиях становления социальных отношений нового типа, изучение с театра приобретает особую важность, он нуждается в принятии закона о театре, в формировании новой системы, касающейся всех участников взаимодействия «театр – зритель».
Для воссоздания истории развития народного театра хотелось бы рекомендовать ряд мероприятий:
1.Встреча с актерами инсарского народного театра.
2.Сбор краеведческого материала по истории народного театра.
3.Организация выставки, посвященной 45-летнему юбилею присвоения почетного звание «Народный театр»
Литература
1.Мордовия энциклопедия, Мордовское книжное издательство, Саранск,
2003.,
2.Сыгонин Н.И. Инсар. Документально-исторический очерк о городе и
Районе.Саранск:Мордов.кн.изд.,1975,
3. Инсар, Мордовское книжное издательство.,Саранск.,1999г.,
4.Канаева В.И. Очерки истории народного любительского театра в
Мордовии «Высокое служенье малой сцене»Саранск.,Мордов.кн.изд..
2002 г.,
5. Мемуары Москвитина В.В..написанные собственноручно;
6.Материалы из личного архива семьи Ширшиковых- Зориных .
7.материалы газеты «Инсарский вестник»
8. Материалы Инсарского краеведческого музея.
Муравьиная кухня
Эта весёлая планета
Два петушка
Смекалка против Змея-Горыныча
Лепесток и цветок