Если о старшем поколении композиторов Чувашии написано достаточно книг, то о творчестве молодого поколения мы можем узнать, в основном, со страниц Интернета, услышать о победах и награждениях со страниц СМИ, и, познакомиться с творчеством, будучи на их концертах и выступлениях. Тема работы очень актуальна для школы, т.к. результаты работы будут интереснейшими иллюстрациями к урокам музыкальной литературы. Не зная о творчестве национальных композиторов, нельзя считать себя по-настоящему образованным и культурным человеком. Поэтому, выполняя данную исследовательскую работу – были поставлены конкретные цель и задачи.
Цель: Познакомиться с творчеством чувашского композитора Л.В.Чекушкиной, в котором тесно переплелись традиции чувашского народа, их обряды и обычаи.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_chekushkina_l.v..doc | 487.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Янтиковская детская школа искусств»
Исследовательская работа
«Творчество
Чекушкиной Лолиты Васильевны-
молодого современного чувашского композитора»
Выполнила:
учащаяся 4 класса
Игнатьева Анна
Руководитель - преподаватель
Глухова Светлана Анатольевна
с. Янтиково, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1. План………………………………………………………………. стр.2
2. Введение (цель, задачи)………………………………………… стр.3
3. Основная часть
3.1. Детские годы, учёба в профессиональных заведениях,
первое крупное сочинение……………………………………….. стр.4
3.2. Сотрудничество с Чувашским государственным
академическим ансамблем песни и танца………………. стр.5
3.3. Сотрудничество с Чувашской государственной
академической симфонической капеллой и Чувашским
государственным академическим драматическим театром
им. К.Иванова……………………………………………… стр.6
3.4. Сотрудничество с Чувашским государственным
театром кукол………………………………………………. стр.7
3.5. Сотрудничество с Чувашским государственным
театром юного зрителя……………………………………… стр.8
3.6. Сотрудничество с Союзом композиторов Чувашии……... стр.9
4. Заключение…………………………………………………………. стр.10
5. Список использованной литературы и сайтов.…………………... стр.12
2. Введение.
Асафьев, Б. В. [Выдающийся музыковед о чувашской песенной мелодии]
«Одно из замечательных качеств чувашской песенной мелодики – проникновенная эмоциональная отзывчивость, чуткость, что вызывает гибкие интонации. Музыка чувашских народных песен – неисчерпаемое мелодическое богатство. Они пленяют своей эмоциональной отзывчивостью, чистотой и ясностью чувства и глубокой художественной правдивостью. В них отражены и суровая школа жизни народа, и философское раздумье о пережитом, мысли и думы, чувства». [1]
Основой профессиональной музыки любого народа являются богатства музыкального фольклора, т.е. песни и инструментальные мелодии, созданные народом веками. Весьма ценный метод претворения народности в музыке – широкое использование композиторами в сочинениях разных жанров языка народной музыки, т.е. типичных мелодических оборотов, характерных ритмов, а иногда и подлинных народных тем. Это делает их произведения доступными широким массам. Так писали и продолжают писать многие чувашские композиторы.
Особенно много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы Ф.П.Павлов, С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, В.П.Воробьёв, А.Н.Тогаев. Эти сочинения ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен. [2]
Если о старшем поколении композиторов Чувашии написано достаточно книг, то о творчестве молодого поколения мы можем узнать, в основном, со страниц Интернета, услышать о победах и награждениях со страниц СМИ, и, познакомиться с творчеством, будучи на их концертах и выступлениях. Тема работы очень актуальна для школы, т.к. результаты работы будут интереснейшими иллюстрациями к урокам музыкальной литературы. Не зная о творчестве национальных композиторов, нельзя считать себя по-настоящему образованным и культурным человеком. Поэтому, выполняя данную исследовательскую работу – были поставлены конкретные цель и задачи.
Цель: Познакомиться с творчеством чувашского композитора Л.В.Чекушкиной, в котором тесно переплелись традиции чувашского народа, их обряды и обычаи.
Задачи:
3. Основная часть
3.1. Детские годы, учёба в профессиональных заведениях, первое крупное сочинение.
Одной из целой плеяды молодых композиторов Чувашии является – Чекушкина Лолита Васильевна. Она родилась 24 сентября 1965 года в городе Чебоксары. [3]
Родилась в обычной рабочей семье. Свои первые музыкальные впечатления получила от своих родителей. Папа у неё был очень любознательным, музыкальным, играл на гармошке, интересовался литературой, а мама хорошо пела.
Первые профессиональные уроки теории музыки, которые пригодились ей в дальнейшем, Лолита получила от преподавателя сольфеджио - Богдановой Анастасии Алексеевны (фото учителей - http://maksimov-school.ucoz.ru/photo) в Чебоксарской детской музыкальной школе им. С.П.Максимова, [4,5,]
которой в то время руководила заслуженный работник культуры РСФСР и ЧАССР – Зоя Фёдоровна Денисова.
Детскую музыкальную школу Лолита Васильевна окончила в 1979 году. [6]
По окончании школы - решила продолжить своё образование и поступает в Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова, где встречает талантливого, плодотворно работающего музыковеда, педагога, критика, одного из главных пропагандистов чувашской музыки и творчества современных чувашских композиторов - Светлану Ильиничну Макарову. [7,8]
В течение 16 лет (1979-1995) Светлана Макарова возглавляла теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, являлась председателем музыкально-теоретической комиссии Методического кабинета Министерства культуры Чувашии (1979 – 1995). Она способствовала воспитанию нового поколения чувашских композиторов, ставших членами Союза композиторов России. Этим был преодолён опасный для культуры перерыв в подготовке творческой смены и восстановлена преемственность в развитии чувашской композиторской школы. Под её руководством в композиторское искусство входили будущие заслуженные деятели искусств Чувашской Республики, композиторы – среди которых была и Лолита Чекушкина, а также многие музыковеды и музыканты-исполнители, заслуженные деятели чувашской музыкальной культуры и искусства.
В 1984 году Чекушкина Лолита Васильевна окончила училище (класс композиции Александра Георгиевича Васильева ), затем поступает в Нижегородскую государственную консерваторию (класс Б. С. Гецелева), которую оканчивает в 1989 году. [9,10,11]
К тому времени она заявляет о себе как неординарный и творчески деятельный автор, и, в 1996 году, становится членом Союза композиторов Российской Федерации.
Первым её крупным сочинением и большим событием культурной жизни Чувашии стала премьера её балета «Зора», и представленного в 1998 году на Втором балетном фестивале - ежегодном празднике балетного искусства, который проводится на сцене Чувашского государственного театра и оперы и балета в конце апреля в течение 4–6 дней. [12]
Компьютерная версия музыки сделана автором и Игорем Столяревым по одноименной пьесе Н.Г.Гарина-Михайловского на либретто И.Дмитриева. Главный герой пьесы и балета Гарри приезжает из Лондона в Россию, чтобы строить дороги и дома, чтобы создавать новую жизнь. Столкновение идеи прогресса с консерватизмом неизбежно, но желание навязать лучшее силой граничит с непониманием законов жизни, поэтому ею отвергается. Эту идею Гарин-Михайловский облекает в форму романтизированной драмы, основным двигателем которой является любовь англичанина Гарри к чувашской девушке Зоре. Третье в чувашской музыке и также "балетное" обращение к этой пьесе Л.Че-кушкиной после Аверия Токарева и Анисима Асламаса отличается прежде всего тем, что драматическое начало отступает в ее музыке перед стремлением воплотить красочность необычного сопоставления миров: Лондон - Чаваш ен. Этому немало способствовало и желание либреттиста Иосифа Дмитриева придать действию и в той, и в другой "географии" черты обрядовости. Многолюдье карнавального шествия в столице туманного Альбиона - праздник урожая или Гая Факса, отмечаемый в конце ноября и столь ярко описанное Гариным-Михайловским в очерках "В сутолоке провинциальной жизни" цветение чувашского хоровода предстают в музыке балета как вереница красочных звуковых полотен. Постановщика-балетмейстера Владимира Трощенко более привлекла драма отношений - классический любовный треугольник героев балета Гарри -Зора - Зораим. Безусловно сильной стороной спектакля явилось сценическое оформление и костюмы. Согласованность в работе художника-сценографа Валентина Федорова и художника-модельера по костюмам Галии Юсуповой создали зрительный ряд, который усиливает музыкально-хореографическое "звучание" балета. [13]
3.2. Сотрудничество с Чувашским государственным академическим ансамблем песни и танца.
Чекушкина Лолита более 10 лет успешно сотрудничает с Чувашским государственным академическим ансамблем песни и танца, который является одним из старейших творческих коллективов России. Ансамбль несет в себе многовековые традиции творчества чувашского народа, его богатейшую внутреннюю культуру и необъятную духовную сокровищницу. За 86 лет своего существования он стал неотъемлемой частью национальной культуры республики, её достоянием и по праву считается авторитетнейшей организацией в области народного искусства. Коллективом накоплен огромный багаж различных по стилю и жанру вокально-хореографических постановок.
В числе новых постановок последних лет особо выделяется танцевальная сюита «Весенние перезвоны» на музыку Л. Чекушкиной, вокально-хореографическое действо «Обрядовая праздничная мозаика», премьера которой состоялась 17 декабря 2008 года. [14]
Как сообщили ИА REGNUM в Минкультуры Чувашии, в 2007 году проект «Обрядовая праздничная мозаика» получил грантовую поддержку главы Чувашии Николая Федорова в размере 1 млн рублей. В рамках концерта было представлено многообразие чувашских праздничных обрядов. Художественный руководитель и главный дирижер ансамбля Юрий Васильев признался, что идея создания праздничной мозаики родилась давно. Началось всё с сюиты "Посиделки", потом появились в репертуаре ансамбля постановки "Масленица", "Акатуй", "Керсари", "Свадьба". Не хватало только рождественских игр - "Сурхури".
В постановке привлекают яркие костюмы, непривычные чувашскому народу головные уборы, которые, по слова художника Любови Вдовичевой, сделаны по мотивам портретов Анатолия Миттова. Музыку для сюиты написала Лолита Чекушкина.
Концерт открыла вокально-хореографическая сюита "Посиделки". В старину в чувашских селах молодежь зимой часто собиралась в большой избе. Девичьи лирические песни, мужские энергичные танцы, задорные куплеты парня-балагура, всеобщий радостный пляс - вот содержание посиделок. В вокально-хореографической сюите "Свадьба" зрителям была представлена традиционная чувашская свадьба.
Действо завершилось вокально-хореографической постановкой "Сурхури.Рождественские игры". В старину молодёжь ходила по дворам и пела хвалебные или сатирические куплеты (частушки), получая взамен от хозяев угощение. К вечеру в одном из домов деревни девушки гадают, туда заглядывают и ряженые парни. Начинаются веселые игры, которые продолжаются на улице, все шутят, поют и танцуют, знакомятся друг с другом - и всё это рассказано на языке танца. Отметим, что сурхури традиционно завершает календарный обрядовый круг у чувашского народа. В числе новых постановок последних лет особо выделяется танцевальная сюита «Весенние перезвоны» на музыку Л. Чекушкиной. [15]
3.3. Сотрудничество с Чувашской государственной академической симфонической капеллой и Чувашским государственным академическим драматическим театром им. К.Иванова
Не прекращается сотрудничество с Чувашской государственной академической симфонической капеллой. История Чувашской государственной академической симфонической капеллы насчитывает около сорока лет. Истоки коллектива в хоре Государственного комитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию, который был создан в сентябре 1967 года. Организатором данного хора и его первым дирижером является народный артист Чувашской АССР, заслуженный артист Российской Федерации композитор А.Г.Орлов - Шузьм, который определил магистральный путь развития коллектива - пропаганду чувашской национальной профессиональной музыки.
С 1986 года во главе хора встал выпускник Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки по классу профессора А.А.Лебединского, известный дирижер республики М.Н.Яклашкин. Обладая огромной настойчивостью, энергией и работоспособностью, новый художественный руководитель и главный дирижер повел коллектив по пути стремительного творческого восхождения. Уже в 1988 году журнал «Советская музыка» писал: «Вы располагаете в настоящее время едва ли не лучшим коллективом такого рода в Поволжье и, может быть, в РСФСР, возглавляемым истинным подвижником М.Н.Яклашкиным». В 1993 году капелле присвоено звание «Академическая», и она стала называться Чувашская государственная академическая капелла. В программе коллектива русская и зарубежная классика, произведения современных композиторов, сочинения чувашских композиторов, духовная музыка, романсы, народные песни. Коллектив симфонической капеллы с успехом выступает на сценических площадках городов и сел Чувашской Республики, участвует в юбилейных мероприятиях, фестивалях духовной музыки, Днях культуры Чувашской Республики в Ульяновской области, празднованиях Дня Республики, Дня города. В программе – исполнение симфонической обработки чувашской народной песни «Нимене» для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра Лолиты Чекушкиной
(из интервью… )
– Что значит делать современную музыку на основе фольклора? Вот ваша вокально-симфоническая композиция «Нимене», например. Могут сказать, а зачем это вообще трогать? Лучше сохранить.
– Я как раз стараюсь сберечь первозданность национального колорита. Сами по себе народные мелодии могут быть куцыми и однообразными. А их можно показать во всей красе, развернуть в целое красочное полотно. Возьмите русскую классику. Начиная с Глинки. Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков. Они все использовали фольклор. Делали профессионально, сохраняя всю первозданность. Тут все дело в том, как я обращаюсь с этим материалом. В «Нимене» мне было важно передать всю силу и тяжесть работы, выполняемой чувашским народом, его мощь и дух.
– А как вы попали в театр?
-В 1993 году на съезде чувашских композиторов прозвучала моя дипломная работа – симфоническая поэма-каприччио. Видимо, в ней было что-то театральное. Потому что после этого ко мне подошли руководители сразу двух театров. Валерий Яковлев из Чувашской драмы и Шалва Мегрелишвили из театра оперы и балета. И тогда случились две работы, музыка для спектакля «Прощание с Матерой» и балет «Зора». Работа была интересная. Хотя находить общий язык было не всегда легко.
– А сейчас вам легко работать с режиссерами? Или композитор так же подневолен, как актер?
– В этом смысле мне хорошо работать со Станиславом Васильевым. Он очень гибкий. И очень тактичный по отношению к мнению другого человека. Но работа на заказ все равно очень отличается от сочинений «для себя». [27]
Для справки:
Чувашский государственный академический драматический театр им.К.В.Иванова - один из старейших в России. Его отличительной чертой всегда являлась многонациональность репертуара. В активном репертуаре театра в настоящее время 26 спектаклей, из них 11 - по произведениям чувашских авторов. Ежегодно театр осуществляет по 5-6 новых постановок, показывает более 260 спектаклей, которые посещают около 70 тысяч зрителей.[16]
3.4. Сотрудничество с Чувашским государственным театром кукол
Официальный портал органов власти Чувашии http://www.cheboksary.ru/?action=view&date=20092010&chapt=culturen&num=1 http://www.puppet.culture21.ru/page.aspx?page=./63/372
|
У коллектива Чувашского государственного театра кукол сформировалось свое «творческое лицо». Колоритные национальные спектакли чувашских кукольников неизменно привлекают внимание многочисленных зрителей, прессы, театральных критиков на престижных международных фестивалях театров кукол. В них режиссер Филиппов раскрывает самобытность небольшого чувашского народа, являющегося частью единой культуры многонациональной России. Фестивали, гастроли, конкурсы – неотъемлемая часть творческого процесса театрального коллектива, способствующие его динамичному развитию. На фестивалях, как правило, происходит обмен опытом работы творческих служб театра: актеров, художников-бутафоров, конструкторов кукол. Это и приятная возможность для новых знакомств с творчеством других театров, в которых работают свои режиссеры и художники со своим художественным видением, своей концепцией сценической постановки, как в режиссуре, так и в сценографии. Гастроли, фестивальные поездки дают желанную новизну и встряску в устоявшемся в своем творчестве коллективе, дарят «живое» общение с коллегами из других регионов, когда можно сравнивать спектакли, оценивать творчество, видеть «плюсы» и «минусы» в своей работе.
Обширна и география гастрольных маршрутов театра: Финляндия, Польша, Болгария, Англия, Дагестан и Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Украина и Белоруссия, Эстония и Литва, Хакасия, Узбекистан, Татарстан, Марий Эл, Республика Мордовия, Башкирия, Архангельская, Астраханская, Ульяновская, Самарская, Нижегородская области, города «Золотого кольца» России и другие. В последние годы возобновились забытые традиции, когда ежегодно проводились обменные гастроли с театрами кукол из соседних республик и областей, с которыми у театра были давние культурные связи. Гастроли театра в 2009 году: г.Курган (Курганская обл.), Республика Башкортостан, г.Казань (Республика Татарстан), г.Самара.
Актерская братия кукольников всегда отличалась единством духа, творческих устремлений и помыслов. В зале всегда полный аншлаг. Каждое выступление театра имеет свою притягательную особенность, изюминку, что, действительно, вызывает интерес и восхищение. .[18,19]
Потрясающий спектакль "Девушка на Луне", представленный артистами Чувашского театра кукол, поразил зрителей своей высокохудожественностью, и это неспроста, ведь в 2003 году спектакль стал дипломантом Международного эколого-этническего фестиваля театров кукол "Чир-Чайан". Автор пьесы – известная чувашская поэтесса Раиса Сарби, режиссер – заслуженный артист Чувашии Юрий Филиппов, художник-постановщик – заслуженный художник Чувашии А.Розов, композитор – Л.Чекушкина, балетмейстер – заслуженный деятель искусств Чувашии А.Вагапов.
Потрясает масштабность сценического действа с уникальной по художественному воплощению сценографией и куклами, выполненными в чувашских мотивах.
Как оказалось, искусство театра кукол служит не только детской аудитории: такой же неподдельный интерес оно вызывает и у взрослых. 20]
В сентябре этого(2011) года творческая группа Чувашского государственного театра кукол возвратилась из Литовской Республики. В поездку вошли два важных мероприятия: работа театра по социальному проекту Минкультуры Российской Федерации «Терапия театральным искусством» и участие в X Международном фестивале кукольных театров «Лагаминас».
В рамках федерального проекта чувашские артисты дали запланированные выступления в социальных центрах городов Паневежис и Утена. Детям-инвалидам были показаны благотворительные спектакли. В качестве «визитной карточки» Чувашского театра кукол актерская группа исполнила специально подготовленный музыкальный номер в фольклорной тематике в национальных костюмах под аккомпанемент народных инструментов. Национальное музыкальное приветствие подготовила известный в Чувашии композитор Лолита Чекушкина.
3.5. Сотрудничество с Чувашским государственным театром юного зрителя.
25 марта 2010 г. в Чувашском театре юных зрителей состоялась премьера спектакля
М. Карягиной «Серебряное войско». Постановка вызвала большой интерес. В центре событий оказываются женщины, на долю которых выпала нелегкая судьба – сохранение семейного очага, продолжение рода, традиций, чтобы не канул в лету родной язык и, в то же время, быть стойкими воинами, суметь защитить родную землю предков для будущих потомков.
Зрители отметили необычность спектакля, требующего внимательного просмотра и большого осмысления, необычные костюмы и украшения женщин-воинов, декорации.
Несомненно, спектакль украшает и музыка композитора Лолиты Чекушкиной. Она придает постановке неповторимый национальный колорит и уводит зрителей в атмосферу далеких времен. Где-то напряженная, где-то лирично-одухотворенная, она воссоздает атмосферу светлой легенды об одном из древних племен чувашского народа, наших далеких предках. В центре главных событий спектакля - женщины, на долю которых выпала нелегкая судьба. Им необходимо было сохранить свое немногочисленное племя, оставшееся, после боевых сражений, без представителей мужской половины рода человеческого. Защитницы и хранительницы семейного очага, сумели сохранить и донести для потомков свои традиции, культуру, родной язык. В большинстве мифологий самым главным божеством являлась Богиня-мать, у чувашей - это Мăн ама. Именно в ней воплощается творческое и созидательное начало мира. В основу пьесы положена светлая легенда об отважных женщинах-воинах - эпическое полотно о давних трагических временах чувашского народа. И, уходя со спектакля, задумываешься о роли женщины в современном мире.
2 июня 2011 г. т.г. тюзовцы показали ещё одну работу композитора Чекушкиной Лолиты - музыкальную сказку «КОГДА ПОЮТ СВЕТОФОРЫ» по пьесе Марка Азова, адресованную детям школьного возраста.
Действие музыкального спектакля происходит в городе, который поставил рекорд долголетья, потому что все пешеходы и водители знают и помнят о правилах дорожного движения. Дома здесь похожи на светофоры, у них круглые разноцветные окна, а жители никогда не нарушали правила движенья. И все бы ничего, да только вредная старушка по имени Авария, скучает и не может жить без аварий. По ее вине чуть было не произошла Катастрофа. Она пробирается в специальную будку и пытается отключить все светофоры города. Представляете, что тогда произойдет на дорогах, где много машин и пешеходов? Но герои сказки мальчик Петя и кот Вася приходят на помощь.
Многие учащиеся школ г. Чебоксары познакомились с постановкой, предупреждающей о необходимости знания правил дорожного движения. финале дети вместе с героями спектакля весело напевали: «Помни правила движенья, как таблицу умноженья! Пятью пять – двадцать пять, их не надо забывать! Правила твои друзья, забывать друзей нельзя!»
[21]
В разгар лета опять новая постановка - музыкальная сказка "Не хочу быть собакой".
Часто в житейских буднях ребят случаются такие сюжеты, которые хочется показать на сцене. Петух и Кошка, увидев объявление: "Требуется Собака", заспорили, кто займет это отличное место. Сиди себе в будке: захотел - поспал, захотел - потявкал, захотел - косточки похрумкал. Мимо шла Собака по имени Мотя. Не от хорошей жизни она сбежала от своего хозяина. К Моте они и обратились: кто из них больше подходит на должность Собаки? А ларчик просто открывался: и Петух, и Кошка и Собака будут полезны, если каждый займется тем, что у него лучше получается.
Композитор - Лолита Чекушкина. 15 сентября 2011 г. театр пригласил всех своих зрителей на премьеру музыкальной сказки-комедии "Не хочу быть собакой", которая состоялась в день открытия нового 79 театрального сезона.
В копилке ТЮЗа есть ещё несколько работ Лолиты Чекушкиной - музыкальное оформление спектакля "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" по А.Линдгрен, также создание музыки к сказке «Снежный цветок» С. Козлова, музыка к постановке музыкального спектакля «Клочки по закоулочкам», в основе которой лежит русская народная сказка. .[22]
3.6. Сотрудничество с Союзом композиторов Чувашии
Чекушкина Лолита входит в состав Союза композиторов Чувашии, который является одной из авторитетных, творчески активных организаций и стоит на передовых позициях профессионального музыкального искусства и обеспечивает престиж и прогресс чувашской культуры.
Союз композиторов Чувашии был создан в апреле 1940 года. В 2010 году был отмечен 70-летний юбилей со дня основания. Его старшее поколение представляли Василий Воробьёв, Анатолий Тогаев, Филипп Лукин, Герман Лебедев, Григорий Лисков, Аристарх-Орлов Шузьм, Виктор Ходяшев, Григорий Хирбю, Аверий Токарев, Тимофей Фандеев, Анисим Асламас, Фёдор Васильев, Анатолий Петров, Михаил Алексеев, Анатолий Михайлов, и музыковед Юрий Илюхин.
С 2003 года Союз композиторов Чувашии возглавляет
лауреат государственных премий Российской Федерации и Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств Чувашии
Николай Казаков.
(из интервью с Казаковым Николаем Ниловичем)
- Как обстоят дела в Союзе композиторов Чувашии?
«… На сегодняшний день в чувашском отделении российского Союза композиторов - 17 членов. Активно работает среднее поколение. Например, очень известный наш композитор Александр Георгиевич Васильев, доктор искусствоведения, Михаил Григорьевич Кондратьев, музыковеды Светлана Ильинична Макарова, Александр Аркадьевич Осипов, композиторы Лолита Чекушкина, Валентина Салихова, Лариса Быренкова, Андрей Галкин, Юрий Григорьев, Анатолий Никитин, Панита Лоцева, Олег Трифонов…Они проявляют себя в разных жанрах. Раньше Союз композиторов поддерживался партией, действовала система заказов. Но, несмотря на то, что ситуация изменилась, наши композиторы не перестают трудиться в серьезных жанрах».
Среди членов творческого союза – заслуженные деятели искусств и лауреаты государственных премий России и Чувашии, лауреаты Всероссийских конкурсов, доктора и кандидаты искусствоведения. .[23]
4. Заключительная часть
Известно, что искусства не очерчивают своих границ и не отвергают родства. Искусство изображения, искусство слова, музыка, совмещаясь, переплетаются в едином пространстве и участвуют в общем таинстве – поэтическом освоении мира. Хотелось бы, чтобы все люди как можно раньше ощутили эту глубинную связь. Это значило бы сделать нашу духовную жизнь более сложной, наполнить ее чувствами, без которых невозможно настоящее творчество.
Творчество Лолиты Чекушкиной многогранно:
- она пять раз становилась победителем Республиканского конкурса театрального искусства «Чĕнтĕрлĕ чаршав» (Узорчатый занавес) в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля». Своеобразный рекорд среди наших театральных лауреатов.
- её произведения звучат в концертных залах филармонии и музыкальных учебных заведений Чувашии и Приуралья и съездах композиторов, входят в программы детских музыкальных школ и детских школ искусств, средних специальных и высших учебных заведений республики.
- её творчество выражается и на педагогическом поприще. На сегодняшний день она работает в Новочебоксарской Детской школе искусств на теоретическом отделении и является инициатором новых творческих идей и замыслов, позволяющих внедрять прогрессивные методики в учебный образовательный процесс. Ею создана учебно-образовательная программа по музыкальной грамоте для учащихся хореографического отделения. С большим желанием и энтузиазмом дети посещают предмет «Творческое музицирование», где они обучаются основам гармонизации мелодий и подбору по слуху на фортепиано и синтезаторе. Одарённые дети занимаются в классе композиции у Лолиты Васильевны и неоднократно занимают призовые места в номинации «Композиция», «Аранжировка» на региональных и городских конкурсах.
- в 2011 году Чекушкина Лолита Васильевна удостоена почётного звания «Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики».
Музыка Л.В.Чекушкиной ярко национальна. На основе чувашского фольклора ею созданы такие значительные произведения, как:
- три обработки для смешанного хора (Хороводная, Свадебная, Поминальная) - 1987 г.
- две инструментальные пьесы для ансамбля народных инструментов – «Сплетницы» и «Соперники» - 2001 г.
- вокально-хореографическая композиция «Под звуки свирели» - 2001г.,
- около двадцати обработок для тенора и синтезатора-2005 г.
- сюита для мужского хора «Сарā кун» (В стране предков) -2005 г.
- «Нимене» для смешанного хора и симфонического оркестра -2008 г.
- вокально-хореографическая композиция «Сурхури», выигравщая грант Президента Чувашской Республики- 2008г.,
- пять пьес для фортепиано – 2008 г.
- цикл «Пьесы для фортепиано на темы Гаврила Фёдорова»-2002 г.
[24]
Из рецензии о сборнике «Пьесы для фортепиано на темы Гаврила Фёдорова» - Чебоксары, 2004 г.
Марк Зиновьевич Хазанзун – Заслуженный работник культуры Чувашской Республики, преподаватель Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П.Павлова. «… В основе цикла лежит принцип контрастного чередования - пейзажные зарисовки сменяются лирическими откровениями, раскрывающими мир личностных переживаний и ощущений и жанровыми картинками, привлекающими свежестью и непосредственностью.
…Пьесы поражают яркостью, зрительностью передачи образа народных танцевальных сцен.
…Музыкальный язык Л.В.Чекушкиной отличается мелодичностью, гармоническими «изюминками», гибкой и разнообразной метроритмической основой, колоритным звучанием пентатонического народного лада, многообразием фактурных «находок» и полифонических «подпевок». Во всех произведениях ощущается индивидуальная манера письма, своеобразный почерк талантливого композитора…» [25,26]
Конец:
(из интервью):
– Успех как-то влияет на вдохновение?
– К хорошему быстро привыкаешь. Но не буду лукавить. Меня больше стимулирует творческая злость. У меня нет такого, чтобы я сложила лапки и сказала, что сдаюсь. Да и работа у композитора практически закулисная. Мы не столь публичны, как, например, актеры. И поэтому успех всегда приятен. А что касается вдохновения…
Как говорится, «не надо ждать у моря погоды», нужно просто работать и творить. [27]
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
4. Литература и сайты:
1. Ильгачева, Р. И. Чувашские народные песни для детей : методическое пособие для классной и внеклассной работы / Р. И. Ильгачева. – Чебоксары : Чувашское книжное изд-во, 2008. – С. 4.
2. Культура чувашского края», ч.I - учебное пособие, Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1994 г., стр. 259-260
3. Фотография Чекушкиной Л.В. - http://fotki.yandex.ru/users/s-vailjewa/view/354619/
4.Фото учителей - http://maksimov-school.ucoz.ru/photo
5. http://www.cheb.ru/pda/item.php?list=dopobr&item=dmsh1g10
6. Фото из личного архива преподавателя Глуховой С.А.
7. Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова, (фото www.cheb.ru)
8. Светлана Ильинична Макарова, фото - http://fotki.yandex.ru/users/s-vailjewa/view/361997/
9. Александр Георгиевич Васильев, фото - www.archives21.ru
10. Нижегородская государственная консерватория, фото - ),(фото www.preobrinfo.ru,
11. Б. С. Гецелев, фото - http://nnovcons.ru/?file=iPage103.php
12. Чувашская энциклопедия - http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=288
13. Международный балетный фестиваль - http://gov.cap.ru//home/chuv_culture/balet_v_chuv_gl1.html
14. Официальный сайт министерства культуры Чувашии http://www.cheb.ru/news/index.php?shownews=53922
15. Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/chuvashia/cultura/1101304.html
16.http://www.regnum.ru/news/900187.html#ixzz1YLG2ekKY
17. фото - www.archives21.ru -фото.
18.Официальный портал органов власти Чувашии -
http://www.cheboksary.ru/?action=view&date=20092010&chapt=culturen&num=1
19. http://www.puppet.culture21.ru/page.aspx?page=./63/372
20. http://www.cheb.ru/news.htm?act=news&view=37494
21. Чебоксары.ру
22. Чувашия - Культура -HTTP://RADAR21.RU/HOME/162-KULTURA/4230.HTML
23. Фото и интервью с Казаковым Николаем Ниловичем - http://mosentesh2.ucoz.ru/publ/nikolaj_kazakov_quotnado_podderzhivat_silnykhquot/1-1-0-468
24. http://www.cap.ru/hierarhy.asp?page=./299/2899/759080/917396...
25. сборник «Пьесы для фортепиано на темы Гаврила Фёдорова» - Чебоксары, 2004 г.
26. Хазанзун Марк Зиновьевич,фото - http://www.muzuch.ru/images/library/otdel/hazanzun.jpg
27. Лолита Чекушкина «Я очень люблю всё национальное»
Интервью и фото - http://sovch.chuvashia.com/?p=39994
Пятёрки
Карандаши в пакете
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Одеяльце
Чья проталина?