Статья об изображении фигуры Петра 1 в разных литературных произведений
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.43 КБ |
ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени Н.Е.Жуковского»
Потапова Екатерина Дмитриевна, студентка группы 9С-21
Научный руководитель: Ефремова Карина Владимировна
«Сравнительный анализ образа Петра Iна примере романов Д.А. Гранина, Ю.П. Германа и Д.С. Мережковского»
Для достоверного изучения той или иной эпохи, известного человека, быта историки обращаются к смежным дисциплинам: археологии, археологии, дипломатии.
В качестве источника историки в первую очередь рассматривали древние литературные тексты. Художественная литература считалась очень субъективной, она часто искажала реальность событий. Автор произведения уделяет большое внимание своим героям, наделяя их запоминающимися чертами и сопереживанием.Так часто вымышленные персонажи взаимодействуют с реальными, ход событий может переходить из одного века в другой, бытовая среда автором модернизируется. Все эти критерии создают большие трудности при утверждении достоверности события.
Одной из ярчайших исторических фигур, которая вызывает наибольший интерес как у историков, так и у писателей, является Петр Великий. Отношение к фигуре самого Петра 1 и его деятельности как реформатора довольно противоречивое. С одной стороны, его превозносили как величайшегомонарха, создавшего могущественное государство, с другой стороны, как жестокого деспота и антихриста, разрушившего русскую исключительность.
В романе Даниила Александровича Гранина «Вечера с Петром Великим», император проявляет свои самые различные сущности: творца, человека, жадно разбирающегося не только в науках, но и в различных профессиях; реформатора и тирана.
Важнейшее место в романе отводится личности Петра, его отношениям с окружающими. К примеру, царь пытался бороться с казнокрадством. Многие люди, попадая на высокие должности, не могли справиться с желанием что-либо украсть. И Петр, при обнаружении хищений, прибегал к следующему: если виновник деяния сразу признавался и каялся во всём, обещая исправиться – его прощали; того же, кто нарушал свои клятвы, казнили самым безжалостным образом. Среди царской свиты, как известно, особое место занимал князь Александр Меншиков. Он прошел с императором все войны, разделил все несчастья и напасти, был десницей Петра. Даниил Гранин пишет про него: "Пока шла война, Меншиков храбро воевал, не очень-то думал о наживе, так, прихватывал попутно, но после Полтавы загребать принялся жадно, насытиться не мог, сколько ни получал от царя, всё было мало"[ 2]. Роскошь приближенного Петра превосходила роскошь царя. Не раз его ловили на растрате, но Меншикову, хорошо знавшего царя, всегда сходило всё с рук.
Но к другим приближённым царь часто проявлял жестокость, заставляя неукоснительно исполнять свои указы.
Вместе с тем император любил принимать активное участие в организации частной жизни своих подданных. Известна история сватания офицера Румянцева, к которому Пётр относился с симпатией.
Так император не одобрил первую невесту помощника и нашел в подчинении 19-летнюю красавицу из богатой дворянской семьи. Возражения Румянцева о том, не получится ли плохой союз, Петр пресекал в зародыше. Претендентом является не кто иной, как сам государь. Это и есть чистый авторитаризм.
Книга Гранина описывает Петра Великого не столько как императора, сколько как обычного человека, имеющего свои страсти, слабости, увлечения.
В двухтомной книге «Россия молодая» Юрий Герман показывает нам непосредственно саму реформаторскую деятельность молодого Петра: это и постройка флота, и подготовка к войне между Россией и Швецией, и постройка крепости, а в дальнейшем и самого Санкт-Петербурга.
В романе ПетраI показывают нам импульсивным, противоречивым, скорым на наказание человеком, но делается это всё только для благополучия России. Видя в ней неисчислимые ресурсы: природные, людские – он мечтает использовать и развить этот потенциал. Одной из главных идей Петра было создание могущественной морской империи. Но чтобы это всё претворить в жизнь, нужны колоссальные силы, воля и вера. При этом он не всегда бывает справедливым, у него нет времени разбираться в мелочах, вникать во все в глубину- этим и пользовались малопорядочные заморские купцы. Но, к счастью, с этим было навсегда покончено раз и навсегда с момента строения флота, в котором приняли участие люди коренного русского населения поморы, знавшие просторы Белого моря вдоль и поперек. Создается впечатление, что Россия давно ждала именно Петра I. Ведь с помощью его деятельности как реформатора, в стране наконец-то произошли великие перемены.
Есть ещё одна интересная книга под названием «Антихрист. Пётр и Алексей», написанная Дмитрием Сергеевичем Мережковским. В этом романе показаны отношения Петра с сыном его Алексеем. Император предстаёт перед нами олицетворителем нового жизненного порядка, человеком, ломающим русские уклады и традиции своими реформами, и поэтому антихристом. Царевич же Алексей является ярым противником своего отца и проповедует старое мышление, являясь носителем веры.
Автор преобразовывает миф о Пере I: «подмененный царь» во всех его версиях: 1) Петр подменен в детстве; 2) Петр подменен за морем; 3) Петра подменил антихрист, — и миф «Петр — антихрист», а также формировавшийся параллельно с ними (в конце XVII — начале XVIII вв.) специфический миф о царевиче Алексее — «избавителе».[ 4 ]
Подтверждением вышесказанного является эпизод на берегу Невы, где сидит компания беглецов и обсуждает Апокалипсис и Петра, которого все считают Антихристом, из-за которого всё и должно случиться. Надежду же на спасение возлагают на сына царя – Алексея, единственного, кто может противостоять тирану.
Итогом этого драматического противостояния становится смерть Алексея от рук отца. Причем сам Пётр долго колебался, не зная, как поступить. Он считал, что, казнив сына, погубит и себя самого. Но и прощение его принесёт России гибель, поэтому жертвовать ею не стал.
Итак, как мы видим, образ Петра Первого довольно неоднозначный: его и воспевали как спасителя, помогшего ожить России; и проклинали как антихриста, напрочь убившего самобытность славян.
Книг о Петре Первом написано несчетное множество: биографических, художественных, публицистических. Их всех стоит прочитать хотя бы потому, что такого правителя никогда не существовало в мировой истории и, возможно, никогда не будет. Масштабы его планов впечатляют даже по сегодняшним меркам. Готовность реализовать придуманное любой ценой должна стать примером для всех будущих поколений.
Список использованных источников:
Сказка "Колосок"
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Философские стихи Кристины Россетти
Карандаши в пакете
Рукавичка