Отражение культуры и традиций народа саха - Даяна
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.42 МБ |
![]() | 1.92 МБ |
Слайд 1
Республиканская научно-практическая конференция «Васильевские чтения» « Нюрбинская СОШ № 1 им. Степана Васильева» Отражение культуры и традиций народа Саха в предметах материальной культуры моих предков Работа ученицы 7-го класса МБОУ « Бердигестяхская улусная гимназия» Ю Даяны Руководитель: Парфенова Н.П.-учитель родного языка и литературыСлайд 2
Актуальность работы заключается в изучении семантики и функций материальной культуры якутов: традиционных якутских серег XIX века и берестяных изделий начала XX в. Вилюйского района. Цель работы. Изучить предметы материальной культуры моих предков. Задачи: рассмотреть основные виды и типы серег XIX века; узнать материалы для украшений; изучить семантику и функции традиционного якутского головного украшения (серьги); провести сравнительный анализ украшений. узнать значение и роль традиционных якутских берестяных изделий; изучить виды домашней утвари из бересты и их разновидности; узнать роль и значение берестяной утвари. провести сравнительный анализ берестяных сосудов.
Слайд 3
Новизна исследования заключается в попытке анализа семантики и функций предметов материальной и духовной культуры якутов. Объект исследование : семантика и функции предметов материальной культуры якутов. Предмет исследования : якутские серьги XIX века Вилюйского района, берестяные изделия XX века. Гипотеза: для того, чтобы понимать традиции и культуру своего народа, необходимо знать семантику и функции предметов материальной культуры, уметь перерабатывать символы родной культуры. Основные методы исследования: - поиск и систематизация материала; - сравнительный и сопоставительный анализ; Практическая значимость состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы на уроках родной литературы, во внеурочной деятельности при изучении истории и культуры народа Саха .
Слайд 4
В работе мы проанализировали якутские серьги, принадлежащие моей семье. Данные серьги перешли к моей бабушке Парфеновой Наталие Петровне от моей прапрабабушки Борисовой Елены Гаврильевны . (со стороны отца) Составив семейное древо, мы выявили примерный возраст этого головного украшения. Предположительно, это серьги середины или конца XIX века. Но для того, чтобы выявить примерный возраст данных серег мы провели анализ. Прапрапрапрадедушка (1-я половина XIX в.) Прапрапрапрадедушка (2-я половина XIX в.) Борисова Елена Гаврильевна прапрабабушка (1890-1967) Борисова Мотрена Алексееван прабабушка (1929-2000) Парфенова Наталья Петровна - бабушка (1960)
Слайд 5
Серьги с большими подвесками түгэхтээх ытарҕа . Цвет: серый, с бледно-красным оттенком. Длина серег составляет 12 см. Вес составляет примерно 10 граммов. По цвету и весу можно предположить, что данные серьги в своем составе имеют серебро, латунь и медь. Способ изготовления: литье, ковка, гравировка. Изгиб ( иэмэх ) серег литой, имеет форму концентрического круга с точкой в центре. Поверхность круга по краям покрыта тонким гравированным узором в три слоя. Посередине круга выкованы четыре маленьких отверстия, расположенные симметрично друг к другу. Подвеска серег имеет лировидную форму с растительным орнаментом. Нижние и верхние привесочки повторяют орнаментацию изгиба. Нижние привесочки имеют зазубрины. Одна нижняя бляшка резко отличается от остальных формой и размером, очевидно она подверглась реставрации. Таким образом, учитывая, все элементы, которые присутствуют в данном изделии, мы можем предположить, что данные серьги были сделаны в середине или в конце XIX века. Серьги Вилюйского района XIX в. Неизвестный мастер (Фото : домашний архив моей бабушки Парфеновой Н.П.)
Слайд 6
Берестяные изделия в коллекции моей семьи можно разделить на 2 вида в зависимости от способа их изготовления и декора: 1) с орнаментальными швами и тальниковыми обручами; 2) с орнаментальными швами, накладными берестяными лентами и тальниковыми обручами; Берестяные предметы датируются началом XX века.
Слайд 7
Размер изделия 1 Высота 29 см. 2 Диаметр 25 см. 3 Объем до 10 литров 4 Длина волосяной ручки 58 см. 5 Количество тальниковых ободков 1 6 Ширина тальникового ободка 2 см. 7 Количество берестяных ободков 3 8 Ширина берестяных ободков 4 см. и 8 см. Материал 1 Береста 2 Тальник 3 Конский волос Боковой шов Кутуйах суола Шов ободка Ураһа ии Цвет нити Темный конский волос Рукоять Выполнена из 4 шнуров темного и светлого конского волоса. Характеристика берестяного изделия ыаҕас . Размер изделия 1 Высота 21 см. 2 Диаметр 24 см. 3 Объем до 8 литров 4 Длина волосяной ручки 52 см. 5 Количество тальниковых ободков 1 6 Ширина тальникового ободка 2,5 см. 7 Количество берестяных ободков 1 8 Ширина берестяного ободка 4 см. Материал 1 Береста 2 Тальник 3 Конский волос Боковой шов Кутуйах суола Шов ободка Ураһа ии Цвет нити Темный и светлый конский волос Рукоять Выполнена из 3 жгутов темного и светлого конского волоса. Характеристика берестяного изделия орто туос ыаҕыйа .
Слайд 8
Размер изделия 1 Высота 12 см. 2 Диаметр 14 см. 3 Объем до 2 литров 4 Длина волосяной ручки 35 см. 5 Количество тальниковых ободков 1 6 Ширина тальникового ободка 2 см. 7 Количество берестяных ободков 1 8 Ширина берестяного ободка 2 см. Материал 1 Береста 2 Тальник 3 Конский волос Боковой шов Оҕус ииктээбит Шов ободка Ураһа ии Цвет нити Светлый и темный конский волос Рукоять Выполнена из 2 шнуров темного и светлого конского волоса. Характеристика берестяного изделия кыра туос ыаҕыйа Размер изделия 1 Высота 14 см. 2 Диаметр 25 см. 3 Объем до 5 литров 4 Длина волосяной ручки - 5 Количество тальниковых ободков 7 6 Ширина тальникового ободка верхний тальник – 2 см. Узкие тальниковые ободки – 5 мм. 7 Количество берестяных ободков - 8 Ширина берестяного ободка - Материал 1 Береста 2 Тальник 3 Конский волос Боковой шов - Шов тальникового ободка Иилэ5эс ии Охторуу Цвет нити Темный конский волос Рукоять - Характеристика берестяного изделия маллаах иһит
Слайд 9
Характеристика рукояти берестяных ведер Примечательно то, что при создании берестяных ведер применялись разные техники изготовления рукоятей. Рукояти сосудов в виде веревки выполнены из скрученного конского волоса, соединенного из 2, 3 и 4 шнуров темного и светлого оттенков. Рукоять большого берестяного ведра – ыаҕас состоит из 4 шнуров скрученного конского волоса, рукоять небольшого ведра – орто туос ыаҕыйа состоит из 3 шнуров, рукоять маленького ведра - кыра туос ыаҕыйа состоит из 2. Характеристика ободков Ободки из тальника и бересты одновременно осуществляют функцию укрепления боков и декор. Количество ободков зависит от объема сосуда и сферы применения изделия. Так, ыаҕас имеет больше ободков, чем все остальные берестяные ведра. Короб с крышкой для принадлежностей рукоделия – маллаах иһит имеет 7 тальниковых ободков: Количество ободков обусловлено тем, что сосуд использовался для принадлежностей рукоделия.
Слайд 10
Берестяной сосуд - ыаҕас видимо, использовался для торжественных случаев, об этом свидетельствует хорошая сохранность изделия и способ его изготовления. Короб с крышкой для принадлежностей рукоделия – маллаах иһит , так же использовался бережно. Его сохранность хорошая, о чем свидетельствует цвет бересты, состояние боковых швов. Техника шва – иилэҕэс ии . Небольшое берестяное ведро – орто туос ыаҕыйа и маленькое берестяное ведро – кыра туос ыаҕыйа использовали часто, о чем свидетельствует состояние боковых и ободковых швов и плохая сохранность данных изделий. При изготовлении берестяных ведер была применена одна и та же техника шва тальникового ободка – ураһа ии , техника боковых швов – кутуйах суола .
Слайд 11
Отражение культуры и традиций народа Саха в предметах материальной культуры моих предков Сравнительный анализ предметов моих предков Серьги Берестяная утварь Свойства материала Функции предмета Семантика элементов декора Декорирование Серебро Звон металла осмысливался как нечто магическое, ритуальное, считалось, что он обладает особой очистительной силой. магико-религиозная (защита человека от действий темных сил и болезней) эстетическая социально-знаковая Сакральное значение Защитное значение Одухотворение растительных сил Почитание духов окружающей среды Геометрический орнамент Растительный орнамент Береста Имела обрядовое значение, связанное с почитанием березы в традиционной религии якутов. Конский волос Конский волос, из которого изготовляли нити для шитья изделий из бересты, также считался священным материалом и использовался в культовых целях, так как лошади были у якутов священными животными. бытовое назначение (хранение молочной и другой пищевой продукции) магико-религиозная (защита человека от действий темных сил и болезней) эстетическая социально-знаковая (берестяные изделия для передачи приданого невесты семье жениха ). Уважительное отношение к материалу Сакральное значение Защитное значение Почитание духов окружающей среды Геометрический орнамент Растительный орнамент Сравнительный анализ предметов моих предков
Слайд 12
Заключение Проанализировав и изучив способ изготовления серег и определив семантику орнаментации, мы пришли к выводу, что данные серьги были сделаны в середине или в конце XIX века. Проанализировав берестяные изделия, изучив способ изготовления берестяных изделий, использованные материалы, технологию боковых швов, швов тальникового ободка, рукояти, сделанные из скрученного конского волоса, пришли к выводу, что берестяные изделия, сохраненные моей семьей, можно разделить на несколько видов: - Берестяные изделия для повседневного использования. - Берестяные изделия для использования в особых случаях. - Берестяные изделия, бережно использованные. При создании данных предметов культуры уделялось огромное внимание к выбору материалов, каждая деталь имела определенную функцию и значение Таким образом, важно не только сохранять предметы культуры, но и знать значение и функции этих предметов.
Рисуем "Ночь в лесу"
Щелкунчик
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Будьте как солнце!
Фильм "Золушка"