Глубокое и проникновенное эссе о творчестве невероятно популярной, весёлой и в то же время грустной писательницы с непростой судьбой.
Вложение | Размер |
---|---|
vorontsova_zvezda_po_imeni_teffi.docx | 16.18 КБ |
Автор: Воронцова Ксения 11класс
Учитель: Чех М.И.
Звезда по имени Тэффи
Фронтовая сестра милосердия, сотрудница журнала «Сатирикон», сестра знаменитой поэтессы Мирры Лохвицкой, «Чехов в юбке», любимая писательница Николая Второго, «королева русского юмора» – это все – Лохвицкая Надежда Александровна, или просто Тэффи.
Тэффи была и остается одним из лучших писателей-юмористов. Хотя сама она была решительно против того, чтобы её считали юмористкой. Без сомнения, Тэффи была не юмористом, а большим писателем. Произведения Тэффи, шуточные, грустно-ироничные, колючие нисколько не устарели и сегодня. А в годы наибольшей популярности писательницы даже выпускались духи и конфеты «Тэффи». С присущим ей юмором она сказала про эти конфеты: «Я объелась своей славой до тошноты и сразу узнала обратную сторону ее медали». Даже сам император Николай Второй был преданным поклонником Тэффи и хотел из всех писателей одну ее включить в юбилейный сборник 300-летия царствования Романовых.
Многие из нас познакомились с Тэффи случайно, ведь, к сожалению, её произведения не включены в обязательную школьную программу. Я тоже узнала о ней во время подготовки к олимпиаде по литературе. Это была любовь с первой строчки! Рассказ «Весна». Девушка Лиза, страстно мечтающая о любви. Её дрожащие рыжие косички с голубой тряпочкой. Это «Ах, какая я красивая!» перед зеркалом. Мне были так понятны и близки чувства главной героини! Тэффи сумела проникнуть в душу девочки и так точно отразить её, что через сотню лет - целый век – такая же девочка увидела в героине себя и… весело, по-доброму посмеялась над собой!
Тэффи – наблюдательный психолог, настоящий «cердцевед». Она точно подмечает черты и качества человека и ловит их на кончик своего пера. Для нее не существует скучных людей. Влюбленные, хвастуны, неудачники, дети, профессора, дураки, простофили – все могут стать героями ее рассказов. И пусть мы их видели уже сто раз, но у Тэффи они раскрываются с новой стороны. Её герои не вызывают в нас раздражения или, наоборот, восторга, а, скорее, сочувствие, сострадание. Мы видим их внутренние проблемы и невзгоды, то, что скрыто от поверхностного взгляда.
Мелкие и обыденные ситуации приобретают у Тэффи серьёзный характер. Покупка нового воротничка, опоздание гимназиста на обед, спор итальянцев и русских… Все эти мелочи жизни Тэффи превращает в своих рассказах в творческий материал, заставляющий размышлять о любви, детстве, взрослении, о пороках и добродетели, о сложности взаимоотношений между людьми.
Особенно полюбились мне произведения Тэффи о детях. Они главные герои таких рассказов, как «Лиза», «Приготовишка», «Кишмиш», «Неживой зверь» и многих других. Дети у Тэффи – чистые души, искренние, открытые, страстно мечтающие поскорее стать взрослыми, при этом живущие по законам своего детского мира. Этот мир так далёк от мира взрослых! Часто дети у Тэффи одиноки. Ведь взрослые не могут и совсем не хотят их понять. Так, Кишмиш, мечтающая об удивительной судьбе, вдруг решает стать святой. Мы весело смеёмся над тем, как она воображает всеобщее удивление и восторг, когда над её головой появится нимб. Маленькая Кишмиш, решившая отныне есть только чёрный хлеб и запивать его водой из крана, вызывает в нас добрый смех. Ведь Тэффи приоткрыла завесу детской души, показала процесс зарождения фантазии. Но взрослые ничего этого не знают. Они видят только «кислое» лицо девочки, приписывают это дерзости и непослушанию. «Пошла вон, скверная девчонка!» - кричит на неё мать. «Бедная Кишмиш!» - восклицает Тэффи. И мы вслед за ней. А может быть, благодаря «детским» рассказам Тэффи, которые прочитают взрослые, дети получат чуточку больше любви и понимания от своих родителей? Я бы предложила сделать их изучение обязательным для всех взрослых, у которых есть дети.
После переезда за границу в 1919 году настроение произведений Тэффи изменилось. Если раньше они были шутливыми и иронично-философскими, то теперь это грустная философия с долей шуток и иронии. Ее рассказы «Сырье» и «Ностальгия», в которых звучит горечь эмиграции, нашли отклик в сердце каждого человека, не только русского, но и иностранца. И всё же Тэффи удалось не утратить способность шутить и смеяться – над другими, над собой, над нелепостями жизни. Такие рассказы, как «Дачный сезон», где одинаково высмеиваются и французы, и русские, продолжают выходить. Голос Тэффи по-прежнему звучит, теперь во Франции.
Тэффи, может быть, как никто другой, понимала и принимала людей такими, какие они есть, и своими произведениями заставляла их жить, несмотря ни на что, плакать, тосковать, но не переставать смеяться назло одиночеству, назло судьбе. Закончить же свой скромный очерк о любимой писательнице мне хотелось бы словами Г.В.Адамовича: «Тэффи не склонна людям льстить, не хочет их обманывать и не боится правды. Но с настойчивой вкрадчивостью, будто между строк, внушает она, что, как ни плохо, как ни неприглядно сложилось человеческое существование, жизнь всё-таки прекрасна, если есть в ней свет, небо, дети, природа, и, наконец, любовь».
Извержение вулкана
Разноцветное дерево
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Ребята и утята
Вода может клеить?