Индивидуальный проект на тему:
«Судьба человека в годы Великой Отечественной войны на примере произведения «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова» написан ученицей 10 кл. Был удачно защищен.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 49.34 КБ |
Оглавление
Глава 1. Биография М. А. Шолохова 4
Глава 2. История написания произведения «Судьба человека» 6
Глава 3. Герои произведения М. А. Шолохова «Судьба человека» 7
Глава 4. Судьба героев произведения 8
Великая Отечественная война – одна из самых страшных страниц нашей страны. Она унесла жизни более 27 миллионов человек. Многие писатели после её окончания писали произведения, рассказывающие о том, как жили люди в этот период. Одним из таких писателей является М. В. Шолохов. На примере его произведения «Судьба человека» мы узнаем о том времени.
Актуальность выбранной темы
Актуальность выбранной темы заключается в том, что люди должны помнить и знать историю своей Родины. В настоящее время многие люди, в том числе современная молодёжь, не знают о событиях 1941-1945 годов. Даже имея возможность получить информацию, нынешнее поколение не считает интерес к прошлому чем-то нужным. Многие читают интернет-источники, достоверность которых зачастую искажена. Также современные дети почти не читают книги, которые очень подробно описывают те страшные события.
Цель проекта:
Цель проекта – рассказать, как изменилась жизнь людей после Великой Отечественной войны, используя произведение М. В. Шолохова «Судьба человека».
Гипотеза:
Великая Отечественная война повлияла на судьбу каждого человека.
Задачи:
Практическая значимость проекта
Проект могут использовать в своей работе преподаватели и обучающиеся для рассказа о войне.
Методы работы
Михаил Шолохов – известный советский писатель, журналист. Его признали великим ещё при жизни.
Родился Михаил Шолохов 24 мая 1905 года на хуторе Кружилинское в станице Вешенской. Отец – Александр Шолохов. Он был наёмным работником, не имеющим постоянного дохода, из-за чего семья часто переезжала. Мать – Анастасия Данилова была сиротой. Она родилась в семье казачки и крепостного крестьянина. В возрасте 12 лет она поступила на службу к помещице Поповой, которая насильно выдала Анастасию замуж за сына атамана Кузнецова. Этот брак был несчастливым, девушка была абсолютно равнодушна к своему мужу. После рождения мертвой дочери Анастасия решила круто изменить свою судьбу и уйти к любимому мужчине – Александру Шолохову.
Михаил родился 1905 году, когда его родители не были в официальном браке, поэтому он был объектом для издевательств у других детей и долго носил прозвище «нахалёнок». В это время мать официально была замужем за Кузнецовым, из-за этого Мишу тоже записали под эту фамилию. В 1912 году Кузнецов умер, и только после этого Анастасия и Александр Шолохов смогли расписаться, а Мишу пришлось усыновлять. Теперь мальчик был сыном мещанина и имел фамилию Шолохов. Спустя пять лет после рождения Михаила, семья уехала из хутора. Отец нашёл работу у купца из станицы Каргинской, близ Ростова. Родители смогли обеспечить домашнее образование, пригласив учителя Тимофея Мрыхина. Мальчику нравилось учиться, он подолгу сидел за книгами, научился писать и считать. В 1912 году Михаил стал учеником Каргинского приходского училища. Одним из педагогов мальчика был Михаил Копылов, черты которого явно прослеживаются в одном из героев романа «Тихий Дон». В 1914 году у Михаила воспалились глаза, и его отправили лечиться в Москву.
В 1917 году в воздухе запахло революцией. Постепенно жизнь простых людей начала меняться с огромной скоростью. В год революции отец будущего писателя получил должность управляющего паровой мельницей станицы Еланской под Ростовом. В 1920 году семья снова переезжает. В 1925 году умирает отец Михаила – Александр Михайлович Шолохов.
В 1920 году Шолохов вступил в продовольственный отряд. Участвовал в боях с белогвардейцами на Дону. Михаил остался равнодушен к октябрьской революции и принял победу большевиков, как должное.
В 1922 году Шолохова приговорили к расстрелу. Он исполнял обязанности налогового инспектора и превысил свои должностные полномочия. Благодаря находчивости родителей, расстрел был заменен
годом исправительных работ, так как родители достали фальшивое свидетельство о рождении, уменьшив ему возраст до несовершеннолетнего. Также в конце 1922 года Михаил знакомится с литераторами сообщества «Молодая гвардия». Творческая биография М. Шолохова началась в 1923 году, когда он впервые напечатал свои фельетоны в «Юношеской правде». Свои сатирические рассказы под названием «Три», «Испытание», «Ревизор» он подписал «Мих. Шолох.». Потом он написал рассказ «Зверь», который должен был попасть на страницы альманаха «Молодогвардеец», но редакция приняла решение отказать писателю. После этого Михаил заключил договор о сотрудничестве с изданием «Молодой ленинец». Его произведения печатали и другие комсомольские газеты. Однако мировая слава пришла к писателю немного позже, когда он написал свой знаменитый роман-четырёхтомник «Тихий Дон». В 1925 году Шолохов знакомится с Александром Серафимовичем, который впоследствии стал его литературным наставником. В прессе того времени появляются рассказы Михаила, позднее сформированные в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». С 1926 года начинается грандиозная работа над произведением «Тихий Дон», которое было отмечено высшей наградой – Нобелевской премией в 1965 году. М. Шолохов являлся единственным советским писателем, получившим эту премию по литературе с согласия СССР. В 1930 году он стал членом партии, проявив все свои лучшие качества. Позже, в 1932году вступил в ряды Коммунистической партии и вскоре его избрали в члены Ростовского краевого исполнительного комитета.
В Великую Отечественную войну был военным корреспондентом «Совинформбюро», газет «Правда», «Красная звезда», часто бывал на фронте и свои впечатления изложил в таких очерках, как «На Дону», «На Смоленском направлении», «Наука ненависти» (1942 год). Тогда же начал работу над романом «Они сражались за родину»(1943-1944) . Также Михаил Шолохов передал в фонд обороны СССР Государственную премию, присуждённую в 1941 году за роман «Тихий Дон», на свои собственные средства приобрёл 4 новые ракетные установки для фронта. После войны Шолохов писал много публицистических произведений в духе официозной государственной идеологии, однако имелись и настоящие глубокие работы, например «Судьба человека».
Перед самой своей смертью писатель вернулся на родину – в станицу Вешенскую. Он почти не писал, примерно с 60-х перестал печататься. Его любимыми занятиями были охота и рыбалка, лучшим отдыхом стали прогулки на свежемвоздухе. Известный писатель не отказывал в помощи никому. Он не жалел денег на добрые дела, за счет Нобелевской премии была построена школа. Сердце великого писателя Михаила Шолохова остановилось 21 февраля 1984 года. Причиной смерти стала онкология – доктора обнаружили у него рак гортани. Местом упокоения писателя стало не кладбище, а двор его родного дома. Памятники Михаилу Шолохову есть почти во всех крупных городах России.
Произведение написано в 1956 году. События, послужившие основой рассказа, действительно происходили с человеком, с которым М.А. Шолохов познакомился случайно, находясь рядом с хутором Моховским. Произошло это в первую послевоенную весну: весной 1946 года. Когда писатель во время охоты сидел на берегу реки, отдыхая, к нему подошел один мужчина, который вел рядом с собой мальчика. Этот мужчина был шофером и почему-то принял за шофера и М.А. Шолохова. Мужчина стал рассказывать М.А. Шолохову историю своей трудной жизни.
Эта история запомнилась М.А. Шолохову, он обещал: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Как видно, в рассказе отобразилась не только история жизни встреченного писателем мужчины, но и описание того, как эта встреча произошла.
Начать работу над основанным на реальных событиях рассказом хотя бы спустя 10 лет М.А. Шолохова побудили художественные произведения таких зарубежных писателей, как Э.М. Ремарк и Э.М. Хемингуэй. В произведениях этих авторов присутствует военная проблематика, в них раскрываются тяжелые судьбы людей. Такие произведения сильно повлияли на М.А. Шолохова, и он решил написать рассказ о тяжелой человеческой судьбе на войне.
Сюжет, основанный на реальных событиях, был написан М.А. Шолоховым всего лишь за неделю. То, к чему писатель возвращался целых 10 лет, было написано за короткий срок.
Первая часть рассказа была опубликована в конце декабря 1956 года, а вторая 1 января 1957 года. Обе части были напечатаны в газете «Правда». Рассказ М.А. Шолохова сразу же получил широкую огласку. Он тотчас же стал популярным, многие люди выразили своё восторженное отношение к рассказу. Не оставил равнодушным рассказ ни простых людей, ни писателей, причем как советских, так и зарубежных. Многие люди писали М.А. Шолохову, делились своими историями и историями своих близких. Среди писателей, отреагировавших на рассказ М.А. Шолохова, выделяются Э.М. Ремарк и Э.М. Хемингуэй, творчество которых и оказало воздействие на начало работы над рассказом. Писали М.А. Шолохову и советские писатели: Н.П. Задорнов, Б.Н. Полевой и др.
Андрей Соколов – главный герой произведения «Судьба человека». Родился в 1900 году в Воронежской губернии. В 1922 году от голода умерли все родные. До войны работал шофёром, слесарем, плотником.
Ирина – жена Андрея Соколова. Воспитывалась в детском доме, потому что была сиротой. Была умная, весёлая, смирная, угодливая, тихая и ласковая. Старалась, чтобы в семье был мир.
Анатолий – первый сын Соколовых. Учился на «отлично», был способным к математике. Когда началась война, ему было 17 лет.
Настенька и Олюшка – дочери Андрея и Ирины. Обе учились, как брат.
Военврач – врач, попавший в плен вместе с Соколовым.
Крыжев – предатель, хотевший выдать своего взводного командира.
Взводный командир – худенький парнишка, которого хотел выдать Крыжев.
Мюллер – комендант концлагеря.
Немец-инженер – немецкий майор, ответственный за строительство дорог и оборонительных сооружений.
Полковник, командир дивизии, к которому Андрей привёз немецкого инженера.
Иван Тимофеевич - сосед Соколовых.
Однополчанин Соколова и его жена – люди, приютившие Андрея в Урюпинске, в который он приехал, потому что не хотел возвращаться в Воронеж.
Ваня –бездомный мальчик, которого заметил около чайной Соколов и сделал его своим приёмным сыном.
Жизнь до войны:
Несладко пришлось Андрею ещё в довоенное время. Будучи молодым парнишкой, уехал он на Кубань работать на кулаков (зажиточных крестьян). Это был суровый период для страны: шёл 1922 год, голодное время. Вот и умерли мать, отец и сестра Андрея с голоду. Остался он совсем один. Вернулся он на родину только через год, продал родительский дом и женился на сироте Ирине. Хорошая попалась супруга Андрею, послушная и не ворчливая. Ирина любила и уважала мужа.
В скором времени у молодой пары появились дети: вначале сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Обустроилась семья хорошо: жили в достатке, дом свой отстроили. Если раньше Соколов выпивал с друзьями после работы, то теперь спешил домой к любимой жене и детям. В 29-м ушёл Андрей с завода и стал работать шофёром. Пролетели для Андрея ещё 10 лет незаметно.
Военное время:
Война нагрянула неожиданно. Андрею Соколову пришла повестка из военкомата, и он уходит на фронт.
Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.
Во время распределения получил Андрей военный грузовик и отправился на нём на фронт. Но повоевать ему долго не пришлось. Во время наступления немцев Соколову было дано задание: доставить боеприпасы солдатам в горячую точку. Но довести снаряды к своим не получилось: фашисты подорвали грузовик.
Когда чудом выживший Андрей очнулся, то увидел перевёрнутый грузовик и подорванные боеприпасы. А бой уже шёл где-то позади. Тут Андрей понял, что попал прямо в окружение к немцам. Русского солдата фашисты сразу приметили, но убивать не стали: рабочая сила нужна. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами.
Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Среди арестованных оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею руку, за что солдат был ему очень благодарен.
Ночь оказалась беспокойная. В скором времени один из пленных начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но старший конвоя запретил кого-либо выпускать из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!» Немцы застрелили надоедливого богомольца и ещё несколько пленных.
После этого арестованные притихли на некоторое время. Затем начались разговоры шёпотом: стали друг друга расспрашивать, кто откуда родом и как попал в плен.
Соколов услышал рядом с собой тихий разговор: один из солдат угрожал взводному, что расскажет немцам о том, что тот не простой рядовой, а коммунист. Угрожавшего, как выяснилось, звали Крыжнев. Взводный умолял Крыжнева не выдавать его немцам, но тот стоял на своём, аргументируя, «что своя рубашка к телу ближе».
После услышанного Андрея затрясло от ярости. Он решил помочь взводному убить подлого партийца. Впервые в жизни Соколов убил человека, и так противно стало ему, будто он «какого-то гада ползучего душил».
Лагерные работы:
Утром фашисты стали выяснять, кто из пленных относится к коммунистам, комиссарам и евреям, чтобы расстрелять их на месте. Но таковых не оказалось, как и предателей, которые могли выдать.
Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему к своим вырваться. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на 40 км. Только по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали 2 года тяжких работ, голода, издевательств.
Попал Соколов на работы в каменный карьер, где пленные «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень». От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей и произнес в сторону жестоких немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».
Нашёлся предатель среди своих и доложил об этом фрицам. На следующий день Соколова попросило к себе немецкое начальство. Прежде чем вести солдата на расстрел, комендант блока Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев.
Практически глядя в глаза смерти, отважный боец отказался от такого предложения. Мюллер только улыбнулся и приказал пить Андрею за свою погибель. Терять пленному уже было нечего, и он выпил за избавление от своих мук. Несмотря на то, что боец был очень голодным, к закуске фашистов он так и не притронулся. Немцы налили второй стакан арестованному и снова предложили ему закусить, на что Андрей ответил немцу: «Извините, гер-комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Рассмеялись фашисты, налили Соколову третий стакан и решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала. В блоке разделили эту провизию поровну между всеми пленными.
Побег из концлагеря:
В скором времени Андрей попадает работать на шахты. 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции.
По случайности немцы узнают, что Соколов - бывший шофёр, и он поступает в услужение немецкой конторы «Тодте». Там он становится личным водителем толстого фрица, майора армии. Через некоторое время немецкого майора посылают в прифронтовую полосу, а вместе с ним и Андрея.
Вновь пленного стали посещать мысли о побеге к своим. Однажды подметил Соколов пьяного унтера, завёл его за угол, снял с него все обмундирование. Форму Андрей спрятал под сиденье в машине, а также припрятал гирю и телефонный провод. Для осуществления плана всё было готово.
Как-то утром приказывает майор Андрею везти его за город, где тот руководил постройкой. В дороге немец задремал, и, как только выехали за город, Соколов достал гирьку и оглушил немца. После герой достал припрятанную форму, быстро переоделся и поехал во весь опор в сторону фронта.
На этот раз удалось храброму солдату добраться к своим с немецким «гостинцем». Встретили его как настоящего героя и обещали к государственной награде представить.
Дали бойцу месяц отгула: подлечиться, отдохнуть, с родными повидаться.
Отправили Соколова для начала в госпиталь, откуда он сразу написал письмо жене. Прошло 2 недели. Приходит с родины ответ, но не от Ирины. Письмо писал их сосед, Иван Тимофеевич. Нерадостным оказалось это послание: жена и дочки Андрея погибли ещё в 42-м. Немцы подорвали дом, где они жили. Осталась от их хатёнки лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели родных попросился на фронт.
Андрей приехал в Воронеж, посмотрел на место, где раньше стоял его дом, а теперь яма, наполненная ржавой водой, и в этот же день отправился в дивизию обратно.
В ожидании встречи с сыном:
Долго не верил Соколов своему несчастью, горевал. Жил Андрей только надеждой свидеться с сыном. Между ними началась переписка, и отец узнаёт, что Анатолий стал командиром дивизии и получил множество наград. Гордость переполняла Андрея за сына, и в мыслях он уже стал рисовать картины, как заживут они с сыном после войны, как он станет дедом и будет нянчить внуков, встретит спокойную старость.
В это время русские войска стремительно наступали и отодвигали фашистов к немецкой границе. Теперь вести переписку не было возможности, и только к концу весны отец получил весточку от Анатолия. Солдаты подошли вплотную к германской границе, 9 мая наступил конец войне.
Взволнованный, счастливый Андрей ждал с нетерпением встречи с сыном. Но недолгой была его радость: Соколову сообщают, что командира батареи подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы. Проводил отец Анатолия в последний путь, похоронив сына на немецкой земле.
Послевоенное время:
В скором времени Соколова демобилизовали, но возвращаться в Воронеж он не захотел из-за тяжёлых воспоминаний. Тогда он вспомнил о военном друге из Урюпинска, приглашавшем его к себе. Туда он и направился.
Друг жил с женой на окраине города, детей у них не было. Пристроил приятель Андрея работать шофёром. После работы Соколов часто заходил в чайную, чтобы пропустить стаканчик-другой. Возле чайной Соколов приметил беспризорного мальчишку лет 5-6. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Андрей решил усыновить ребёнка.
Привёл Соколов Ваню в дом, где жил с семейной парой. Мальчика вымыли, накормили и одели. Стал ребёнок своего отца в каждый рейс сопровождать и ни за что не соглашался оставаться дома без него.
Так и жили бы сынишка с отцом ещё долго в Урюпинске, если бы не один инцидент. Ехал как-то Андрей на грузовике в непогоду, машину занесло, и сбил он с ног корову. Животное осталось невредимым, а Соколова лишили водительских прав. Списался тогда мужчина ещё с одним сослуживцем из Кашары. Тот пригласил его к себе поработать и обещал, что поможет получить новые права. Вот они и держат сейчас путь с сыном в Кашарский район. Признался Андрей рассказчику, что всё равно бы долго в Урюпинске не выдержал: тоска не даёт ему засиживаться на одном месте.
Всё бы хорошо, но сердце у Андрея стало пошаливать, боится: не выдержит, и сынишка один останется. Каждый день своих покойных родных стал мужчина видеть, будто зовут его к себе: «Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, — они уходят от меня, будто тают на глазах... И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…».
В произведении Шолохов поднимает проблему человечности, верности и предательства, храбрости и трусости на войне. Условия, в которые поставила жизнь Андрея Соколова, не сломили его как личность. А встреча с Ваней подарила ему надежду на лучше, появилась у Андрея и цель в жизни.
Великая Отечественная война оставила огромный след в нашей истории. Она не пощадила ни детей, ни женщин, ни стариков. Все вставали на защиту Родины. В нашей стране все должны помнить об этом ужасном событии, каждый должен помнить слова: «Как только мы забываем о прошлой войне, начинается новая…». Также нынешнему поколению нужно научиться проверять информацию и читать больше книг, в которых очень подробно описаны те страшные годы.
В первой главе рассказывается биография М.А.Шолохова. Вторая глава о том, как появилось произведение «Судьба Человека». В третьей главе мы узнаем историю главных героев. Узнав о судьбах главных героев, мы понимаем, как меняются жизни людей после Великой Отечественной войны.
Работая над проектом, я узнала много интересных вещей, но интерес к данной теме не исчез. Цель, которая была поставлена, достигнута; задачи решены. Выдвинутая гипотеза подтвердилась, об этом можно сказать, сравнив жизнь главных героев до и после войны.
Данную работу могут использовать учителя и ребята для того чтобы рассказать или узнать о том, как повлияла Великая Отечественная война.
Тему проекта можно продолжать исследовать в разных направлениях.
Ветер и Солнце
Машенька - ветреные косы
Разноцветное дерево
Ворона
Цветок или сорняк?