Проблема, которую можно выделить в рамках данной темы, заключается в однобоком восприятии Михаила Квакина как "плохого" или "негативного" персонажа. Это восприятие часто затмевает его положительные качества и сложные внутренние конфликты. Важно выяснить, как и почему формируется такое восприятие, а также какие аспекты его характера остаются незамеченными. Это позволит не только более полно понять образ Квакина, но и выявить, как литературные персонажи могут быть многослойными и противоречивыми.
Вложение | Размер |
---|---|
Михаил Квакин гораздо более интересный персонаж, чем принято о нем говорить. | 73.16 КБ |
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева
Михаил Квакин: многогранный образ, скрывающийся за однобоким восприятием.
Завгородний Никита Максимович,
8 класс МБОУ «СОШ №11» ИМОСК
Руководитель Березуева Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 11» ИМОСК
Секция 3. Литературоведческая
Ставропольский край
2024
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………1
Глава 1 Литературное наследие и историческая эпоха ....................…………..2
1.1Обзор научной и методической литературы о повести ……………………4
1.2История оздания повести…………………………………………………..….6
1.3 Образ Тимура в контексте историческом контексте………………….…..…12
Глава 2 Многогранность образа Михаила Квакина……………….....………….15
2.1 Михаил Квакин - антигерой, подчеркивающий положительные черты Тимура………………………………………………………………………………….16
2.2. Анализ образа Михаила Квакина……………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………18
Приложение…………………………………………………………………………..19
Список источников………………………………………………………………..20
Введение
Весь ХХ век творчество А.П. Гайдара было основой воспитания гражданственности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. Отдельные его произведения были включены в программу по литературе, а повесть «Тимур и его команда» стала ядром тимуровского движения уже в сложные военные годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сейчас по-разному можно оценивать факты истории, но отрицать очевидное – на книгах А.П. Гайдара подростки учились делать окружающий мир добрее и красивее – просто бессмысленно. [7]. В наше время произведение уже не так популярно, как раньше, но включение его в список «100 книг», рекомендованных Министерством образования к самостоятельному прочтению, говорит о многом. Это значит, что несмотря на изменения в обществе, нравственные качества людей всегда будут стоять на первом месте.
Актуальность
«А.П. Гайдар в критике и литературоведении», Казачок, Маргарита Вениаминовна кандидат филологических наук утверждает: Общим недостатком публикаций о Гайдаре можно назвать слабое внимание к вопросам художественного мастерства писателя, ведь его книги должны были помочь детям лучше понять историю борьбы за коммунизм, чтобы юные читатели в нужном для советской власти идеологическом свете смогли увидеть в его произведениях художественную летопись страны Советов. Подход к воспитательному значению произведений писателя был упрощенным. 4
Казачок, Маргарита Вениаминовна. А.П. Гайдар в критике и литературоведении : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. - Волгоград, 2005. - 195 с. 2
исследования образа Михаила Квакина в повести А. Гайдара "Тимур и его команда" заключается в возможности глубже понять, как социальные и культурные условия влияли на формирование личности и их восприятие в обществе в 1940-х годах, так как ее персонажи отражают идеалы и ценности того времени. Необходимо переосмысление традиционных представлений о персонажах детской литературы. В условиях современного общества, когда часто происходит упрощение и личностей, анализ образа Квакина может служить важным уроком о необходимости глубокого понимания человеческой природы и избегания однобоких суждений. Михаил Квакин, как один из центральных персонажей, представляет собой многогранный образ, который может быть интерпретирован по-разному в зависимости от контекста. Его действия и мотивации могут быть рассмотрены с точки зрения психологии, что позволяет выявить многогранность его характера и противоречия, скрывающиеся за его внешним поведением. Кроме того, исследование образа Квакина в контексте литературных приемов, используемых Гайдаром, может обогатить понимание авторского замысла и его художественных средств, что актуально для изучения детской и юношеской литературы.
Проблема, которую можно выделить в рамках данной темы, заключается в однобоком восприятии Михаила Квакина как "плохого" или "негативного" персонажа. Это восприятие часто затмевает его положительные качества и сложные внутренние конфликты. Важно выяснить, как и почему формируется такое восприятие, а также какие аспекты его характера остаются незамеченными. Это позволит не только более полно понять образ Квакина, но и выявить, как литературные персонажи могут быть многослойными и противоречивыми. При анализе материалов о повести, методических разработок, опросов о героях выяснилось, что этот персонаж практически всегда представлен как яростный противник, антипод благородного Тимура, хулиган, атаман шайки. Он как бы только оттеняет, высвечивает все положительные стороны главного героя. На наш взгляд, такой подход к образу этого персонажа несправедлив. В нашей работе мы постараемся доказать, что Михаил Квакин гораздо более интересный персонаж, чем принято о нем говорить. Более того, более внимательный взгляд на героя позволяет воспринимать книгу более глубоко. Ведь Михаилу Квакину свойственны сильные психологические переживания, этот подросток меняется на протяжении романа, тогда как остальные персонажи представлены уже сформировавшимися, обладающими четкими и понятными чертами характера.
Цель работы: дать более подробную и глубокую характеристику Михаилу Квакину.
Задачи:
1. Изучить исторические предпосылки к созданию романа и историю его создания, это позволит понять причины появления таких героев, как Тимур и Михаил Квакин
2. Выделить в образе Тимура типичные черты «идеального» пионера.
3. Выяснить, как связаны черты характера Тимура с авторской задачей.
4. Проанализировать поступки и поведение Михаила Квакина исключительно как литературного персонажа, вне идеологического и педагогического фона
5. Проследить эволюцию героя
Объект исследования: образы Тимура и Квакина в повести «Тимур и его команда».
Предмет исследования: многогранность образа Квакина и его роль в контексте повести.
Методы исследования:
Гипотеза: образ Михаила Квакина в повести "Тимур и его команда" намного многограннее, чем кажется на первый взгляд, и его подробный анализ может сделать историю более увлекательной для современных подростков
Глава 1. Литературное наследие и историческая эпоха
1.1Обзор научной и методической литературы о повести «Тимур и его команда»
При изучении критических и научных статей, методических разработок по повести мы столкнулись с противоречивыми оценками Михаила Квакина. Так, Золотухина А.В. (ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРЕДВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Золотухина А.В. ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРЕДВОЕННОГО ВРЕМЕНИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2016. - №3. - C. 41-47. считает, что отношение к «квакинцам» автор выразил уже тем, что назвал их «шайкой»: «В этом отряде другая этика. Если в первой команде царит альтруизм, то во второй — гедонизм. Поэтому действия квакинцев не только не приносят пользы, но вредят окружающим: они обворовывают сады, обижают младших.» В духе времени автор строго разделяет персонажей на положительных и отрицательных.
Обнаженный конфликт повести предельно прост, основан на противопоставлении двух подростков-лидеров, столкновении антиподов. Эволюция Квакина продиктована социальным заказом: отразить тему перевоспитания коллективом.
(Арзамасцева И.Н. Детская и подростковая литература // История русской литературы ХХ— XXI веков. М.: Юрайт, 2016. 411 с.).
Т.А. Круглова отмечает, что в тексте Гайдара этот конфликт определяет драматургию повести. Если Квакин - атаман, то Тимур - командир, квакинцы - расхлябаны и развинчены, тимуровцы - собраны и подтянуты. Досуг квакинцев прямо указывает на их зараженность криминальными элементами: компания Квакина играет в карты позади часовни. В финале повести Тимур и его команда осуществят свой суд над малолетними преступниками». Базовая оппозиция «команды» и «шайки» принимает даже формы символической войны, так как письмо тимуровцев компании Квакина написано в духе международных конфликтов, как враждебной державе. Т.А. Круглова ФЕНОМЕН ПОПУЛЯРНОСТИ «ТИМУРА И ЕГО КОМАНДЫ» И ФОНОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ 1930-х годов Круглова Т. А. Произведения соцреализма как свидетельства «революции чувств»: Экзистенциальные проблемы героев Аркадия Гайдара // Международный журнал исследований культуры. 2010. № 1. С. 40. Круглова Т. А. Феномен популярности «Тимура и его команды» и фоновые педагогические практики 1930-х годов / Т. А. Круглова // Культ-товары-XXI: ревизия ценностей (масскультура и ее потребители) : коллективная монография / под общ. ред. И. Л. Савкиной, М. А. Черняк, Л. А. Назаровой. — Екатеринбург ; СПб. ; Тампере : Ажур, 2012. — С. 18-41.
Приведу примеры из некоторых разработок
Список разработок представлен в приложении № 2
А вот В.Ф. Миронычева убеждена, что этот паренёк не безнадежен, в его душе идет борьба. Миронычева В. Ф. Нравственный потенциал творчества А. П. Гайдара в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт // Приволжский научный вестник. 2013. №8-2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennyy-potentsial-tvorchestva-a-p-gaydara-v-usloviyah-perehoda-na-federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart (дата обращения: 17.12.2024).
Юхнова Ирина Сергеевна Ценностные ориентиры героев А. П. Гайдара ("Тимур и его команда") // Филологический класс. 2019. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-geroev-a-p-gaydara-timur-i-ego-komanda (дата обращения: 17.12.2024).: говорится: «Следует отметить, что даже Миша Квакин обладает неким нравственным чувством, о чем говорит его реакция на поступок Фигуры, который совершил набег на сад погибшего пограничника Павлова».
В.Головин дает совершенно неожиданную оценку : Квакин – благородный антигерой.
Противоречивую оценку Квакину также дали и педагоги моей школы. Мы провели опрос об отношении к повести и к её героям. Опросник вы можете увидеть в приложении № 2. Результаты оказались интересными. В опросе приняло участие 40 человек Результаты опроса
Вывод: знакомство с научной, методической и публицистической литературой, посвященной анализу повести «Тимур и его команда», с мнением педагогов позволило сделать вывод, что точки зрения на образ Михаила Квакина достаточно разные, во многих из них Квакине либо только упоминается как антиподе Тимура, либо характеризуется как исключительно отрицательный персонаж, противник благородного Тимура. Причем в них нет даже упоминания о том, что Квакин меняется в лучшую сторону, всего в двух мы нашли замечание, что Квакин «может измениться» в будущем. Однако мы убеждены, что в конце повествования перед нами уже совершенно другой человек. Именно поэтому мы и решили проанализировать произведение с акцентом на этого персонажа.
1.2 Исторические предпосылки к созданию повести
По мнению О.Е Осовского, идеология формирует литературу, по крайней мере, оказывает решающее влияние и на ее содержание, и даже на определенные жанровые преференции, а с другой - литература выступает в качестве транслятора идеологических установок либо той или иной идеологии в целом. Осовский .Идеология и идеологические мифы в пространстве литературы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» Осовский Олег Ефимович Идеология и идеологические мифы в пространстве литературы ХХ века // Вестник ТГГПУ. 2011. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-i-ideologicheskie-mify-v-prostranstve-literatury-hh-veka (дата обращения: 17.12.2024).
Работа по патриотическому воспитанию значительно активизировалась накануне и особенно в годы Великой Отечественной войны. Использовались различные средства воздействия на сознание человека. В первую очередь необходимо сказать о новой, пролетарской литературе, в которой героизировались патриоты – люди нового поколения, ценившие превыше всего не личное, а общественное благо. Это общественное благо выступало для них в виде коммунистического общества, на построение которого они отдавали свои силы. Патриотизм выступал в виде преданности коммунистическому строю
В конце 1920-х гг. значение личности в литературе уходит на второй план, уступая место новым понятиям: «коллектив», «команда», «отряд». Целью становится показать не возможности героя, а оценить его с точки зрения пользы, которую он приносит обществу. Ценность личности стала определяться ее готовностью к самопожертвованию и даже к смерти во имя общей цели. Особенно ярко эти тенденции проявились в детской литературе, в творчестве А.П. Гайдара, например, в «Сказке о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (1933). Появление такой литературы объяснимо, особенно в конце 1930-х гг., когда страна жила в ожидании большой войны. Особое звучание в литературе приобрела идея личной жертвы ради общего блага или высокой цели Изображение готовности человека к жертве сопровождалось ощущением высокой цены жертвы, добровольной или случайной. Жертвуют своей жизнью ради высокой идеи герои В. Каверина, В. Катаева, В. Осеевой, Л. Кассиля, А. Гайдара.
Появляется герой-подросток, который как бы не нуждается во внимании и надзоре взрослых. Он достаточно независим, несет ответственность за себя и за других, его личные принципы неразрывно связаны с благополучием коллектива. Происходит героизация и идеализация характера. Со всей очевидностью это проявилось в повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда», которая была закончена в 1940 г., за несколько месяцев до войны. ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРЕДВОЕННОГО ВРЕМЕНИ А.В. Золотухина
В противовес прекрасно-положительному герою формируется образ его антипода, который меняется в зависимости от задач времени: шпионы («дядя» Сережи Щербачова из «Судьбы барабанщика», 1939, А. П. Гайдара), бандиты (Дягилевы из «Военной тайны» А. Гайдара), расисты-капиталисты (Твистеры у Маршака), да и просто хулиганы-подростки, обчищающие окрестные сады (банда Квакина – «Тимур и его команда», 1940, А. П. Гайдара).
Вывод : исторический контекст позволил нам сделать вывод о том, что появление повести обосновано необходимостью показать важность роли коллектива в жизни общества и каждого человека, а герой оценивается с точки зрения пользы, которую он приносит обществу. Необходим был герой, который достаточно независим, несет ответственность за себя и за других, а его личные принципы неразрывно связаны с благополучием коллектива. Происходит героизация и идеализация характера
1.3 История создания повести
Далее мы решили изучить историю создания повести, чтобы понять, как появился герой как Тимур и какую роль он играл в противостоянии с Квакиным.
Первоначально повесть имела название «Дункан и его команда». Редакторы попросили поменять название, «Дункан» — фамилия героя, и только так его называют, а не по имени — Володя. <…> Дункан — имя многих шотландских королей, для русского культурного контекста в первую очередь — имя героя трагедии Шекспира «Макбет»; за ним — историческое лицо, король Дункан I, снискавший, по легенде, любовь подданных своей энергией и справедливостью.
2015 г. 75 лет повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (электронный ресурс) http://www.library.tomsk.ru/
Историю про Тимура, мальчика, надолго олицетворившего для советских ребят образ идеального пионера, Гайдар придумал незадолго до войны. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны. Есть такая версия, что своего героя писатель срисовал со скаутов, которые занимались покровительством семей Георгиевских кавалеров, погибших в Первую мировую войну. В нем собраны воедино лучшие качества пионера: высокое чувство любви к Родине, желание помогать людям, простота и одновременно пыл активиста.
14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дункане» (сначала он собирался так назвать Тимура - Аркадий Петрович питал особую любовь к необычным, сказочно-звучным именам), к концу августа он ее заканчивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Советский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следующий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эстонии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.
Историю, положенную в основу повести, писатель не выдумал, он и сам однажды создал подобную команду и был её командиром. В повести появился и таинственный штаб на чердаке старого сарая, и сложная система сигнализации для вызова членов команды – всё это необыкновенно, романтично, увлекательно, похоже на игру. Руководил отрядом командир – Тимур, приказ которого считался обязательным для всех. Ребята привыкали к дисциплине, приучались быть наблюдательными. Когда требовалось, проявляли решительность и смелость, всегда оставались верны законам товарищества. В то время как некоторые взрослые были уверены, что мальчишки занимаются ерундой, эти самые мальчики выполняли трудную и утомительную работу: в жару они пилили и кололи дрова, таскали воду, а по ночам оберегали сады. Тайна, которая окружала деятельность команды, свидетельствовала о том, что ребята старались не ради благодарности, не ради славы. Ребята считали, что жить, помогая другим, – их долг. Писателю очень хотелось, чтобы ребята заинтересовались его командой и стали подражать Тимуру. После выхода книги о Тимуре понятие «тимуровца», помогающего людям, широко разошлось по всему Советскому Союзу.
Повесть " была закончена 27 августа 1940 года, а 5 сентября первый отрывок из неё был напечатан в «Пионерской правде». Одновременно она передавалась в Москве по центральному радио.
Вывод: знакомство с историей создания повести, мы сделали вывод, что появление повести обусловлено воспитательными задачами. В ней собраны воедино лучшие качества пионера: высокое чувство любви к Родине, желание помогать людям, простота и одновременно пыл активиста, следовательно, нужен был идеальный герой.
Многогранность образа Михаила Квакина возможно показать только при сопоставлении его с образом Тимура, ведь этот герой представлен уже сформировавшимся и несколько картинным, «идеальным». Мы решили выяснить, каковы были предпосылки для создания именно такого героя, проанализировать образ Тимура, чтобы подтвердить его «идеальность»
1.4 Тимур- новый тип героя, идеальный пионер
Начиная с середины 1930-х годов официальная идеология постепенно стала проводить идею доверия между взрослыми и детьми. Во второй пятилетке перед детьми поставили в качестве основной задачи образование. С 1932 года центральное место в пионерских сводках занимает учеба, большую поддержку получают детские увлечения: музыка, учеба, труд, изобретательство. В сентябре 1940-го года «Пионерская правда» начала публикацию повести А. Гайдара «Тимур и его команда». Деятельность тимуровцев встроена в повседневную жизнь, активность тимуровцев символизирует социальную сплоченность детей и взрослых.
В центре внимания автора две группы подростков. Первая группа под предводительством Тимура Гараева занимается бескорыстной помощью семьям красноармейцев, ушедших на фронт. В духе авторской задачи участники команды мечтают попасть на фронт, стать героями. Этой группе подростков противостоит другая, под предводительством Мишки Квакина.
Тимур - новый тип героя, умеющий решать житейские проблемы коллективистскими способами, обладающий навыками подключения ресурса команды к достижению социально-значимых целей. Популярность этого героя объясняется значимостью и растущей массовостью его социальных навыков. Такая популярность объясняется тем, что в основе воспитания молодежи лежала система А.Макаренко, поставившего целью превратить детскую асоциальную общность («банду») в хорошо управляемый и контролируемый коллектив дисциплинированных ребят, готовых к решению любых задач родины. Его команда противопоставляется шайке по всем параметрам. Макаренко решал задачу «хулиганов» путем превращения их в «новых товарищей». И хотя никакого превращения хулигана в образцового пионера в повести нет, он есть в перспективе, так как Квакин в финале явно начинает тяготиться своим окружением.
Цель детского коллектива - доказать взрослым, что дети - тоже взрослые. В новых практиках социализации дети трактовались как помощники взрослых. В этом отношении команда, которую возглавляет Тимур, совершенна. Это уже сформированный коллектив, решающий серьёзные задачи.
Отношения в команде Тимура представлены эталонными. Герои, наделенные исключительно положительными качествами, отличаются скромностью: их деятельность окружена ореолом таинственности и секретности. Пример задан старшими: капитан танковых войск, дядя Тимура, до последнего выдающий себя за актера. Тимур предстает идеальным мальчиком, которому не свойственны поступки этого возраста. Вокруг него некий ореол и, чаще всего, юные читатели его воспринимают не как идеал для подражания, а как «механизм», способный объединить вокруг себя самых обыкновенных подростков.
Но при такой идеальности, от Тимура исходят простые, чеканные, понятные формулы и поступки. Он как Бог: „Я спал. Он пришел. Я встал. Он послал. Он велел, чтобы мы с тобой спустились вниз“»; «Он сказал все это очень просто, но мурашки пробежали по груди и рукам Жени». Авторитарность Тимура в этих размышлениях выявлена более чем красноречиво («Он как Бог»). Круглова Т. А. Социально-педагогическое содержание «Тимура и его команды» и система А. Макаренко // Детские чтения. 2013. Т. 3. С. 109.
Тимур - положительный герой, но как персонаж он не претерпевает внутренней эволюции. Само появление его в повести необычно: во-первых, он возникает как сказочный таинственный помощник, во-вторых, сразу представлен Гайдаром через поступок деятельного добра. Тимур окружен товарищами, которые как бы оттеняют его цельность, оказываются более «живыми», правдоподобными, так как имеют право на ошибки, чисто человеческие слабости. Это и «болтун», и «хвастунишка» Коля Колокольчиков, нередко попадающий в комические положения, и девчонка, сражающаяся с козой. При этом Гайдар и самого Тимура изображает в курьезной ситуации . На это обращает внимание Л. В. Долженко: «В повести Тимур изображен в двух пространствах: реальной жизни и придуманной патриотической игры. Если в пространстве игры он командир, организатор, умный и благородный рыцарь, то в реальной жизни он обыкновенный мальчик, действия которого кажутся подозрительными даже любящему его дяде. <...> Гайдар <...> четко формулирует авторскую позицию: Тимур не супермен, а ребенок, в котором воспитаны представления о добре и зле и который пытается положительную программу реализовать через игру» К сожалению именно «человеческие» черты Тимура долгое время оставались за пределами внимания при изучении повести.
Юхнова И. С. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ГЕРОЕВ А.П. ГАЙДАРА («ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»)
Вывод: Тимур - новый тип героя, умеющий решать житейские проблемы коллективистскими способами, обладающий навыками подключения ресурса команды к достижению социально-значимых целей. Но как персонаж он не претерпевает внутренней эволюции.И хотя Тимур не супермен, а всего лишь ребёнок, к сожалению именно «человеческие» черты Тимура долгое время оставались за пределами внимания при изучении повести.
Глава 2 Анализ образа Михаила Квакина с акцентом на его многогранность
2.1 Михаил Квакин - антигерой, подчеркивающий положительные черты Тимура.
Валентин Головин в статье КВАКИНСКИЙ» ВОПРОС В ПОВЕСТИ А. ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА» отмечает, что повесть ни в советскую, ни в постсоветскую эпоху, за единичными исключениями, не рассматривалась как самодостаточный художественный текст: он стал жить в контексте тимуровского движения, и это кардинально повлияло на фокус его исследований. Автор рассмотрел образ Квакина «только от текста», с точки зрения общения, поведения и личностных характеристик. Трактовка Головина заинтересовала нас совершенно новым взглядом на образ Михаила Квакина. На наш взгляд, такой ракурс позволяет совершенно по–новому рассматривать текст повести. Прежде всего все отрицательные оценки основаны на небольшом количестве эпизодов. В повести Квакин появляется всего несколько раз, именно в этих эпизодах Квакин и раскрывается перед читателем. Остальное мы узнаем со слов Тимура и его команды.
Глава 2.2 Анализ образа Михаила Квакина
Мы постарались выделить критерии, по которым можно судить о многогранности образа Михаила Квакина:
(ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРЕДВОЕННОГО ВРЕМЕНИ А.В. Золотухина Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198)
Спокойствие, нагловатость и насмешливость также являются внешним проявлением внутренней борьбы с самим собой. Именно поэтому таким неожиданным кажется взрыв эмоций Михаила Квакина в сцене его пленения и желание драться с Тимуром «до смерти» Квакин, как проигравший, спокойно ждал избиения, но Тимур «ударил» его словесно, причем очень жестоко: «Ты смешон. Ты никому не страшен и не нужен». Квакин просил отпустить запертых ребят или посадить его вместе с ними. Но Тимур выбрал более жестокий путь — он прогоняет Квакина. Это и спровоцировало героя на достаточно эмоциональный дуэльный вызов: «Бить буду! — злобно закричал он, оборачиваясь к Тимуру. — Бить буду тебя одного. Один на один, до смерти!» ( книга, стр)Мы видим, что реакция Квакина – это ответ на жесткое поведение Тимура. Вспомним ещё раз реакцию Квакина на отношение к нему дяди Тимура.
— Так вот: если ты днем или ночью еще раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили.
— Ой, комиссар! Какой ты горячий! — растягивая слова, сказал Квакин.
— Хватит, поговорили!
— Ой, атаман, какой ты упрямый, — не повышая голоса, ответил Тимур. — А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами последний.
Оба ведут себя спокойно. Никто не выказывает страха: Тимур идет наперерез, а квакинское лицо «не показывало ни удивления, ни испуга»; соперники держались, не повышая друг на друга голос («растягивая слова, сказал Квакин», «не повышая голоса, ответил Тимур»).(стр)
Следует заметить, что лидерство Квакина заключается не только в физической силе. Он и нравственный лидер. Текст (в саду кричит ребятам, чтобы убегали + просит, чтобы посадили в сарай с ребятами) Это доказывает эпизод его диалога с Фигурой у развалившейся часовни с фресками Страшного суда. Диалог показывает, что Квакин не лишен благородства и не чужд религиозных ассоциаций: фреска с чертями и грешниками становится для него декорацией-примером для упрека Фигуре по поводу воровства яблок у вдовы. Он тычет во фреску пальцем и находит в ней похожесть действий и схожесть с Фигурой: «...ты мне хоть и друг, Фигура, но никак на человека не похож ты, а скорей вот на этого толстого и поганого черта». стр
Обращает на себя внимание постоянная словесная провокация Тимура в адрес Квакина. Тимур использует ультимативные приказы в отношении другого лидера. В первом разговоре он предлагает бежать «прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили», в ультиматуме «приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки». В сцене пленения Квакина Тимур просто словесно «бьет лежачего»:
«Ты смешон. Ты никому не страшен и не нужен». стр
Такие провокации не могут не вызвать соответствующих реакций у гордого Квакина. Исходя исключительно из текста повести, без учета идеологических и педагогических наслоений восприятия, можно сказать, что Квакин возглавляет вполне нормальную уличную команду. Да, есть факт курения, воровства яблок и игры в карты (но не на деньги, а на детское игровое наказание «оживи покойника») и пролезания в парк через дыру в заборе. Более того, из двух описанных членов его «шайки» один, бритоголовый Алешка — безусловно порядочный, честный и смелый человек. Он вступает в драку со «своим», с Фигурой, из-за безнравственного отношения к связанным пленным парламентерам, и сам, будучи плененным тремя тимуровцами, пытается спасти своих друзей «пронзительным свистом». Фигура, конечно, подл, и, возможно, именно поэтому он — постоянный объект шуток со стороны Квакина и самый избиваемый персонаж повести.
Во-первых, Квакин — сложный герой, и его сравнение с Тимуром не может быть однозначным. Некоторые сравнения, возможно, даже говорят в его пользу. Тимур слишком демонстрирует свою роль и свои победы Квакин, наоборот, до последнего момента, нарочито спокоен. Квакин лишен пафосности. Он оппонент Тимура по яблокам, но он сочувствует ему и готов содействовать в серьезных личных переживаниях. В отличие от Тимура, он уважает соперника. Благородство Михаила Квакина проявляется в очень важных сценах. В первом случае он сравнивает Фигуру с чертом из сцены страшного суда за его воровство яблок у вдовы с маленькой дочкой. ( 2. Стр 54) В другом — он требует выпустить своих товарищей или посадить его вместе с ними.
Остроумие Квакина и его интеллектуальное лидерство в своей команде наиболее ярко представлено в сцене принятия тимуровского ультиматума. Квакин намеренно стилизует свою речь, демонстрируя псевдонаивность («Жили-жи- ли, ни о чем не тужили... Вдруг... труба, гроза! Я, братцы, право, ничего не понимаю!..»). Он с насмешкой комментирует текст ультиматума: «А какой дальше слог, какие запятые!». Стр Наконец, нарочито понимает метафору за буквальность («свободу действий»): «То есть в каком смысле свободу? — опять переспросил Квакин. — Мы их, кажется, пока никуда не запирали». Опять подчеркнем сдержанность Квакина — ультиматум написан в приказном и крайне оскорбительном тоне.
Смелость Михаил Квакина также очевидна: он ни разу не проявляет трусости — ни в сцене первой встречи с Тимуром, ни в сцене атаки на тимуровских ребят в саду дома № 34. Получив отказ и оскорбление он вызывает Тимура на своеобразную мальчишескую дуэль — драться один на один. Он не нарушает законов мальчишеской драки и действует, как Тимур, который также отказывается от помощи ребят и идет на встречу с Квакиным один и в сцене, когда он кричит Тимуру, что бить будет, после сада) стр
На наш взгляд, за маской лидера группировки, нарушающей спокойствие дачного поселка, скрывается очень чувствительный и эмоциональный герой. Квакин выражает «досаду» по поводу действий своего друга Фигуры, «обтрясшего» вдовий сад. Он сочувствует Тимуру и переживает за противника, которого несправедливо оскорбила сестра Жени Сцена + стр Он готов взять вину на себя, а Фигуру, проявившего непонимание, называет «сволочью» и бьет. Более того, он дважды уважительно называет Тимура «гордым». Выразительная сцена показывает силу этого переживания за противника и благородство Квакина. Врага оскорбили вместо него: «Наконец Квакин остановился, поднял оброненную фуражку; отряхивая, ударил ее о колено, подошел к мороженщику, взял порцию, прислонился к дереву и, тяжело дыша, жадно стал глотать мороженое большими кусками».
6.Символическое значение: Квакин может олицетворять определенные социальные или культурные идеи, что добавляет глубину его образу и позволяет рассматривать его в более широком контексте. Можно сказать, что главное смысловое противопоставление повести — не Тимур и Квакин, а мир взрослых, подчиненный штампам восприятия, и мир детей с естественными чувствами, переживаниями и поступками. В этом едином детском мире образ Квакина обретает особую значимость: его подростковая «обыкновенность» в сочетании с человеческой сложностью и полноценностью, оттеняют, если не нейтрализуют, уникальную «правильность» Тимура. Можно предположить, что если бы Квакин был не таким, каким его изобразил Гайдар, повести грозило бы превращение в художественную инструкцию по общественно-полезной деятельности для советских детей, но разве смогла бы такая инструкция породить реальное «тимуровское движение» — это большой вопрос!Тимур и его команда (электронный ресурс)https://ru.wikipedia.
Вывод : проанализировав текст повести, мы пришли к выводу, что многогранность образа Михаила Квакина заключается в наличии внутреннего конфликта, в отношениях с другими персонажами, в проявлении лидерских качеств, смелости, способности к благородным поступкам и в способности к личностному росту. Как лидер своей команды, и как нормальный самолюбивый подросток, он не может и не хочет терять свое лидерство и будет его отстаивать. Его негативные характеристики относятся больше к характеристикам действия, позитивные — к характеристикам личности.
Заключение
В ходе исследования образа Михаила Квакина мы пришли к выводу, что его многогранность и сложность часто остаются незамеченными из-за однобокого восприятия, сформированного стереотипами и предвзятостями. Квакин — это не просто персонаж, а символ целого поколения, отражающий противоречия и реалии своего времени. Его характер, действия и мотивации требуют глубокого анализа, чтобы понять, как они соотносятся с историческим контекстом и культурными изменениями.
Мы рассмотрели различные аспекты его личности, включая влияние окружающей среды, социальные условия и личные переживания. Эти факторы формируют его как человека, который не укладывается в привычные рамки. Квакин демонстрирует, что даже в самых сложных обстоятельствах можно сохранять человечность и стремление к самосовершенствованию.
Таким образом, важно не только изучать его как литературный персонаж, но и осознавать, что он является отражением более широких социальных и культурных процессов. Михаил Квакин — это не просто герой, а многослойный образ, который требует внимательного и критического подхода. Понимание его многогранности может обогатить наше восприятие литературы и помочь нам лучше осознать сложность человеческой природы.
Считаем, что наша гипотеза подтвердилась: образ Михаила Квакина в повести "Тимур и его команда" намного многограннее, чем кажется на первый взгляд, и его подробный анализ может сделать историю более увлекательной для современных подростков .
Список источников и литературы
Приложение
Прил. 1. Опросник для учителей по повести "Тимур и его команда"
Прил 2 Методические материалы к урокам по повести А.Гайдара «Тимур и его команда»
Бенгальские огни
Император Акбар и Бирбал
Бабочка
Что такое музыка?
Лист Мёбиуса