Исследовательская работа по теме "Хлеб наш насущный" выполнена в форме сообщения о главных значениях хлебах во вмногих сферах жизни и творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.46 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №81п. Юловский
Сальского района Ростовской области
Литературоведение
Научно - исследовательская работа
«Хлеб наш насущный»
Автор: Кравченко Илья
ученик 8 класса, МБОУ СОШ №81
п. Юловский Сальского района
Руководитель: Кибалкина И.А.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №81, п. Юловский
п. Юловский
2023 г.
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости.
У всех народов он святой.
Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб с нашего поля. Он всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – «жизнь». Что может быть важнее хлеба?
За ответом на этот вопрос я обратилась к источникам народной мудрости.
Мне очень понравилась одна притча. Жил в давние времена один царь. Звали его Мидас.
Был он жадный и все хотел стать самым богатым. И тогда попросил богов сделать так, чтобы он мог все превращать в золото. Прикоснется к любому предмету — тот становится золотым. Боги дали ему такую способность. Но скоро Мидас и сам был не рад. Потому что в золото превратилась и еда. Даже хлеб. И тогда снова стал он просить богов: не надо мне никакого золота, лишь бы хлеб был. Да, действительно, ничего важнее хлеба для человека не было и нет. На Руси хлеб издавна почитали, считали священным.
Хлеб в старину называли, жито, от слова жить, размышляя над выбором темы исследовательской работы, я обратился к моей прабабушке , детские годы которой пришлись на военное время. Она рассказала, что в детстве самое огромное желание было съесть большой кусок черного хлеба. И теперь я знаю, почему в нашей семье хлеб- это самое большое богатство.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что хлеб является одним из основных продуктов питания и всегда присутствует в рационе человека. Нет на свете ничего дороже хлеба. Ведь хлеб-это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни. О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы наше и последующие поколения не росли невеждами, чтобы для них со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб.
Цель исследования : создать «портрет слова «хлеб».
Задачи исследования:
1. Изучить лексическое значение слова «хлеб», его этимологию с помощью различных словарей.
2. Исследовать «жизнь» слова «хлеб» в истории, в малых жанрах фольклора, в литературе, в искусстве, в происхождении фамилий.
3. Создать «Портрет слова «хлеб».
Методы исследования: анализ словарных статей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, шедевров изобразительного искусства. Практическая работа.
1.1. История хлеба
Что же такое хлеб? Известно ли нам что-либо о происхождении слова «хлеб», его этимологии?
За ответом обратился к словарю.
1. Хлеб[1] – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный хлеб. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2. Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий хлеб. 3. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку. Сеять хлеб. Сдача хлеба государству. 4. Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлеба комбайнами. 5. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на хлеб. 6. Средства к существованию, заработок. Эта работа – верный хлеб.
Я обнаружил, что слово «хлеб» имеет 6 значений, 2 из которых переносные.
Ни один продукт не имеет такой длинной истории, как хлеб. Около десяти тысяч лет назад люди начали есть зерна : пшеницы, ржи, ячменя, овса, риса. Потом научились варить из них каши и похлебки. И вот однажды какой-то древний человек заметил, что из зерен, оброненных на землю, через некоторое время выросли новые колоски. Посадив в землю зернышки, он собрал первый урожай. И это стало одним из главных открытий в истории человечества .
Постепенно многие другие племена обучились этому невиданному ранее искусству — земледелию, перестали бродить в поисках пищи. Каменными зернотерками растирали зерно в муку, из которой пекли пресные лепешки на раскаленных в огне камнях.
И тогда древние люди стали жить оседло, рядом со своими полями строить дома и поселки. Выходит, отчасти хлебу люди обязаны тем, что живут сейчас в селах и городах!
В России издавна говорили: «творить тесто», то есть растворять его, чтобы оно не было крутым. И вообще относились к печению хлеба очень серьезно. Вспомните выражения: «расти как на дрожжах, с хлебом, как с ребенком.» Так же, как к хлебу, народ с давних времен с уважением относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты . Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.
Успешному пекарю, который знал толк в выпекании хлеба, традиционно ставился памятник.
Наши предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормилице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Все у нас от него, от хлеба.
Хлеб на Руси всегда почитался святыней: хлеб благодать Божья. Пекли хлеб в каждой избе, приговаривая: «Печка матушка, прикрой мой хлеб, испеки по-хорошему». Выпекать хлеба нужно было благословясь. Муку и тесто перед выпеканием крестили. Выбрасывать хлеб считалось тяжким непростительным грехом. Хлеб почитался как святыня над ним нельзя было смеяться. Хлеб никогда не клался на голый стол, только на скатерть.
Почему же именно хлеб – «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб.
Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом.
Слово хлеб относится к числу древнейших мифологических образов, выступает как стереотипный образ. Может употребляться для характеристики человека или ситуации. В народных представлениях хлеб олицетворяет духовную пищу; считается основой жизни. В народных представлениях о добре, достатке и богатстве хлеб занимает первое место (Все добро от хлеба). С образом хлеба связано множество удивительных поверий и примет. Приведу самый интересный, на мой взгляд, пример: Не убирай в дому, когда хлеб в печи– достатка не будет.
Во время выпечки хлеба в старину запрещалось выходить из дому и шуметь. Все это связано с тем, что к хлебу относились как к живому существу. Выйдешь из дому – хлеб обидится, что его оставили в одиночестве. А шум его может испугать, а что касается уборки, то это просто оскорбление хлеба!
Хлеб славяне чаще всего выпекали в форме кольца, делая калач или каравай. И это было неспроста: через отверстие этого хлеба (который считался оберегом) смотрели на людей, чтобы получить их симпатию или защитить себя от сглаза или какого-нибудь другого магического воздействия. В Болгарии, например, хлеб с отверстием выпекали перед первым севом и через него просеивали зерно, потом его вешали в амбар. Все это делалось для того, чтобы получить хороший урожай и сохранить его. А южные славяне, когда первый раз доили овец, пропускали первые струи молока всё через тот же хлеб с отверстием в надежде, что надои молока будут большими и животные будут здоровы.
На Руси всегда брали хлеб, отправляясь свататься: на хлеб клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе . На свадьбе родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом. После венчания молодых встречали хлебом и солью. Потом этот хлеб везли вместе с приданым невесты.
Когда молодоженов встречают хлебом-солью, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином. Как только рождался ребёнок, ему в руки давали кусок хлеба ,означавший его судьбу. Слово «каравай» имеет интересное происхождение. Древние люди приносили в жертву богам животных, а позже стали печь хлеб в форме коровы. Отсюда появилось и такое название.
Каравай хлеба всегда был символом семьи (именно отсюда пошло выражение «отрезанный ломоть» – человек, который навсегда покинул отчий дом и оторвался от близких родственников). Поэтому когда при выпечке хлеба он отслаивался или разламывался, это считалось предвестником раздора в семье или дальней поездки одного из ее членов.
У древних славян хлеб считался плодом чрева Матери Земли. Поэтому зерно для посева в поле выносили только мужчины. Они проходили по полю, раздевшись донага, как будто заключая союз с Матерью Землей. Женщины при этом присутствовать не могли – считалось, что они могут помешать зачатию, а значит и урожая не будет.
Есть и общие правила, которые в измененном виде существуют почти у всех народов:
«Хлеб наш насущный…» – эти слова молитвы ежедневно произносят миллионы людей всего мира, подчеркивая особое значение этого продукта в качестве пищи для тела и осознавая значение духовной пищи для духовного насыщения. Хлеб как символ имеет огромное значение в христианстве.
На Руси считали, что судьба человека, его удача, сила и здоровье, зависят от обращения с хлебом.
Вывод: многие хлебные обычаи сохранились и до наших дней, а вместе с ними и уважительное отношение к хлебу . Обряды и приметы свидетельствуют о почитании хлеба нашими предками. Хлеб использовался как оберег.
Хлеб всегда играл огромную роль в жизни русского человека, поэтому в нашем фольклоре всегда было множество пословиц, поговорок, примет, песен, с ним связанных.
Не случайно в сборниках народного творчества произведениям о хлебе зачастую отводится целый раздел.
Хлеб на Руси ассоциировался вообще со всеми насущными житейскими потребностями. В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения:
В русских пословицах заключена многовековая народная мудрость и народный опыт. Вот одни из многих пословиц о хлебе:
Зачастую возникает вопрос о том, как правильно трактовать ту или иную пословицу. В этом разделе указаны некоторые краткие толкования.
«Будет хлеб — будет и песня!». Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.
«Чужие хлебы приедчивы». В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло.
«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь». Того, что сделано, уже не изменишь.
«Хлеб везде хорош — и у нас и за морем». Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.
«Хлеб — всему голова». Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно.
«Говорят — хлебы варят, а щи пекут». Многие из народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не правдой.
«Не для Иисуса, а для хлеба куса». Так говорят о поступках людей, в основе которых лежит меркантильный интерес, личная выгода или нажива. Но, при этом, сам человек преподносит целью поступка какие-либо высшие идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях, которые пытаются заработать на вере или надежде человеческой.
«Круто замешено, да не пропечено». Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказывался разочаровывающим.
«Без закваски хлеба не месят». Без подготовки к делу не приступают.
В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.
Хлеб воспет в народных песнях, прославлен в пословицах и поговорках, он является «героем» многих загадок и сказок.
Любому малышу знаком хитроумный Колобок из одноименной сказки; пирожки, которые хотел съесть Медведь из сказки «Маша и Медведь»... А какая чудесная музыка, стихотворный ритм слышится в описании труда царевны-лягушки из одноименной сказки : «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными: по бокам - города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу – звери рыскучие».
Сказки многих народов мира объединяют поучительные примеры, связанные с трудолюбием, уважением к старшим, заботой о хлебе насущном. Приведем примеры: « Старый отец» (белорусская сказка)
В сказке показано, как сын, не последовав дикому обычаю и сохранив жизнь отцу, был вознагражден. И наградой этой стал урожай хлеба, который помог избежать голода. Сказка учит нас самостоятельности в принятии решений, уважительному отношению к старшим, у которых «ума больше, чем у молодых» и которые лучше молодых знают истинную цену хлебу.
В сказке «Ленивая девочка» ( башкирская сказка ) осуждается лень, легкомыслие и беспечность девочки. Этих качеств не должно быть у земледельца, иначе урожая не видать. Своим бездельем девочка обрекает себя и немощную бабушку на голод и только после этого понимает, что хлеб сеять необходимо.
Одна из самых древних форм устного творчества - это притча, повествование с поучительным смыслом, которых много в Библии, Коране и Евангелие. В притче описывается некая ситуация, случай из жизни, но вывод из рассказанного должен сделать сам слушатель.
Многие притчи, как и сказки, связаны с трудом хлебороба, мечтой о богатом урожае. Они учат нас разумному и бережному отношению к хлебу, великодушному умению поделиться с ближними.
Рассмотрим и сопоставим две притчи: «Сны и кусок хлеба» (суфийская притча) и «Хороший урожай» (христианская притча).
В первой притче противопоставлены неуступчивость, глупость - с одной стороны, и хитрость, сообразительность - с другой. Однако третий путник поступает не по-товарищески: он съел последний хлеб и выпил всю воду один, не заботясь о других. Вторая притча осуждает человеческую жадность: ведь человек был богат, имел хороший урожай, но ему было все равно мало. Притча учит нас умению ценить то, что мы имеем, не мечтать об излишнем.
Примечательно, что в обеих притчах главной ценностью для людей является хлеб.
Вывод : Хлеб во многих народных сказках изображен как источник сытости и богатства, результат нелегкого труда.
Об уважительном отношении к хлебу и всему, что связано с ним, свидетельствуют многие произведения художественной литературы разных стран. «Образ» хлеба достаточно популярен в произведениях русских писателей и поэтов.
Русские поэты давно заметили и выразили в своих произведениях хозяйское отношение крестьян к земле, их ловкость и сноровку в работе. Н.А. Некрасов в поэме «Мороз, красный нос» с огромным уважением пишет об умелой, ловкой, домовитой русской женщине.
Русские поэты верили в то, что духовное богатство хлебопашца, хозяина своей родной земли, будет приумножено.
Красотой родных полей, засеянных рожью, восхищался А.А. Фет:
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы...
В стихотворении Ф.И. Тютчева нарисована картина приближающейся грозы: «принахмурилась земля», «синей молнии струя», «вихрем пыль летит с полей». Однако, несмотря на ненастье, автор замечает:
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Упоминание о хлебе можно встретить в сказках А.С.Пушкина, балладах В.А.Жуковского, стихах А.Н. Майкова, С.А. Есенина, баснях И.А. Крылова. Например, Крестьянин говорит:
– Коль вправду ты не лжешь,
Я от греха тебя избавлю,
И честный хлеб тебе доставлю;
Наймись курятник мой от лис ты охранять.
(И. Крылов. Крестьянин и Лисица)
В прозаических произведениях хлеб часто изображается как особая ценность для героев, оказавшихся в трудных ситуациях .
В рассказе «Кавказский пленник[2]» Л.Н. Толстой, описывая нахождение Жилина и Костылина в плену, отмечает то, как кормил их хозяин Абдул: «Хозяин все смеется: -Твоя Иван хорош,- моя Абдул хорош.- А кормил плохо,- только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое». И кто знает, остался бы Жилин в живых, если бы не умница Дина, которая тайком носила пленникам сырные лепешки в рукаве...».
В рассказе И.С.Тургенева «Муму[3]» хлеб упоминается несколько раз, но наиболее ярка и трагична сцена последнего обеда Муму с Герасимом в трактире: «Принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья».
Нельзя не вспомнить эпизод из повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»: Валек принес украденные в лавке булки для больной сестры. «Маруся плакала, потому что она была голодна». Страшно подумать, что такое возможно. Поэтому у мальчика «при взгляде на Марусю, державшую обеими руками кусок булки, ... заныло сердце» .
Хлеб очень ценен и для героев сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» - детей-сирот, потерявших друг друга на Блудовом болоте. «Бывало, раньше дома часу не проработает Настенька, чтобы не вспомнился брат... А вот теперь он ушел один неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у нее, что любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет». А как умна и деликатна Травка, вовремя лизнувшая в щеку отчаявшуюся Настю: «Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб, и ей ужасно хотелось есть, но позволить себе покопаться лапами в клюкве она никак не могла. Вместо этого, чуя беду человеческую, она подняла высоко голову и завыла...».
Вывод: хлеб выступает в роли главного лица в известных произведениях литературы. В изученных мною произведениях хлеб является душой нашей родной земли, судьбой многих людей. Нужно помнить: мама, хлеб, Родина – святые слова для человека.
Музей хлеба в Санкт-Петербурге открыт в 1988 году. В музее представлены экспонаты, связанные с хлебом и его производством . В Санкт-Петербурге, специально для Музея Хлеба ближайшая пекарня готовит «блокадный хлеб»: те самые 125 граммов, выдаваемые ленинградцам ежедневно в Великую Отечественную войну .
Хлеб военных лет.
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
Блокада Ленинграда: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. Люди умирали от голода прямо на улицах.
Вот дневник Тани Савичевой - всего девять строчек.
В дыму ленинградское небо.
Но горше смертельных ран
Тяжкого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять граммов.
О том, какова была цена хлебной пайки в блокадном Ленинграде, повествует детский писатель Вера Маркова в своем рассказе «Хлебные крошки».
«Очередь продвигалась медленно. А точнее сказать, их было две: с одной стороны взрослые, с другой - дети. Все с замиранием сердца смотрели, как продавщица резала очередную пайку. Она бережно брала буханку черного хлеба, осторожно отрезала ломоть хлеба и так же осторожно перекладывала его в платочек стоявшему в очереди человеку. Пайка была так мала, что умещалась на ладони. И как бы осторожно она ни отрезала хлеб, на прилавке оставались крошки хлеба. Как только пайка исчезала с прилавка, тут же появлялась худенькая детская ручонка , торопливо сметала оставшиеся на прилавке крошки и так же торопливо и молча уступала очередь следующему.Никто не шикал на детей, не сердился. Все, и взрослые, и дети, терпели и ждали свою пайку.»
Вывод: теперь и я знаю, что Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт. Люди военных лет знали цену хлебу. Они берегли каждую хлебную крошку!
В живописи изображение хлеба встречается также довольно часто. Замечательные художники как З. Е. Серебрякова, Шишкин И.М., Яблонская Т.Н., Пластов А.А. написали картины с хлебными полями, уборкой хлеба…
Илья Машков картину «Хлебы» написал в 1912 году.
Созданное произведение художник превращает в праздничное событие. Пышные хлеба, булки и батоны как будто только из печи. Цветовые оттенки коричневого, желтого, красного передают жар только что приготовленного свежего хлеба. От картины как будто даже исходит запах горячей выпечки.
Картина «Хлеб», написанная известной советской художницей Татьяной Яблонской в 1949 году.
Окружающий пейзаж — лес вдалеке и небольшой кусочек неба, занимает совсем небольшую часть полотна: они не отвлекают от основного действия, изображенного на картине — работу колхозников по уборке урожая. Главным героем картины является зерно, хлеб — им усыпано все вокруг.
Посмотрите, какой хлеб в картинах русского художника Ю. В. Николаева!
Да он только что из русской печи! А к хлебу - чугунок вареной картошки, лук, кукуруза, яйца, вилок капусты, крынка молока, круглые тыквы, солонка...
Настоящая деревенская трапеза.
Думаю, многие с ностальгией вспомнят такие вот нехитрые обеды... А какие пасхальные куличи! Так и кажется, что глазурь сейчас стечет на стол...
С любовью и надеждой, в печалях и радостях молимся мы Пресвятой Богородице перед Ее чудотворными иконами. Есть среди них одна, особо почитаемая, благословленная старцем Амвросием, «Спорительница хлебов» и установил празднование 15/28 октября, после окончания жатвы и уборки урожая.
Я с интересом рассматривала работы таких художников, как Шишкина «Рожь» - очень тёплая, светлая. Картина Г. Мясоедова «Косцы» наполнена людским трудом , показывает силу и радость людей труда. А вот картина К. Дацюк «Хлеб на столе»- очень домашняя и добрая. Так и хочется попробовать кусочек душистого деревенского хлеба.
О хлебе сложено немало песен. В одной из них поётся «Ты запомни сынок, золотые слова: хлеб всему голова! Хлеб всему голова!».
Существует множество мудрых высказываний про хлеб. Превеликое множество афоризмов накопилось о хлебе, причем авторства очень разных людей:
Таким образом, так любимый большинством русских людей простой хлеб, оказывается далеко не простым, а весьма значимым элементом русской культуры
Результаты анкетирования обучающихся
Мною было проведено анкетирование среди обучающихся 6-го классов нашей школы. Были заданы вопросы, ответы на которые позволили мне сделать следующий вывод:
1 вопрос: Любишь ли ты хлеб? Из 14 опрошенных человек 1 ответил «нет», 13 человек ответили «да».
2 вопрос: Какой хлеб ты любишь: черный или белый? 4 обучающихся ответили «черный», 10 «белый».
3 вопрос: Как часто ваша семья покупает хлеб? 3 человека ответили «Каждый день», 7 человек «через день», 4 человека «1-2 раза в неделю».
4 вопрос: Что вы делаете с оставшимся хлебом? 1 человек ответил «Делаю сухари», 5 ответили «весь съедаем», 4 «Собираем крошки», 4 «убираем до следующего раза».
5 вопрос: Пословицы, которые знают мои одноклассники о хлебе:
1. Без хлеба не прожить и нечем дорожить.
2. Хлеб всему голова.
3. Сколько же думай, а лучше хлеба не придумаешь.
4. Хлеба ни куска, да и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.
16 октября отмечается Всемирный день хлеба - символ жизни, здоровья, благополучия человека. Он выделяется среди остальных продуктов, всегда ставится во главе стола, считается кормильцем. Именно этой теме посвящен праздник «Хлебу почтение вечное». Мне и моим одноклассникам очень понравился праздник. Я участвовала в сценке «Плохой хлеб». Выполнила презентацию «Как появился хлеб». Для этого я изучила много материала и разговаривала на эту тему с прабабушкой, которая рассказала мне много интересного.
Но больше всего мне понравилось слушать выступление Паталаха Николая Васильевича – управляющего Богарным цехом, награжденного медалью «За доблестный труд». Жизнь этого человека- яркий пример твердости духа, несгибаемой воли, беззаветной любви к своему Отечеству. Он нам рассказал не только о работе хлебопашца, но и сколько труда вкладывается в создание хлеба, который лежит на нашем столе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанной работы я пришел к следующим выводам:
1. Хлеб - один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Хлеб создан тысячелетней человеческой мудростью, мастерством и упорной, тяжелой — «в поте лица своего», самой нужной в мире работой.
2. Рождение хлеба — всегда чудо: и много веков назад, когда далекие наши предки впервые отведали обугленные на кострах комки твердой зерновой каши — прародительницы первого хлеба. И в наши дни, когда на огромных хлебозаводах днем и ночью происходит сотворение великого продукта, от которого и сегодня зависит жизнь на земле.
3. Хлеб сопровождает каждого из нас от первых шагов до последних дней.
Одно из самых ярких воспоминаний о детстве — ломоть хлеба из ласковых рук матери. Это мог быть черный ломоть военного хлеба, замешенный на слезах и горе человеческом, это могла быть сдобная булочка мирных лет, ароматная лепешка, необычайно вкусный бублик или сладкий сухарик... Бесспорно одно: каждый из нас на всю жизнь сохраняет память о хлебе. И чем труднее он доставался нашим предкам, тем теплее воспоминания о нем.
4. Хлеб, являясь мерилом ценности мира и человека, стал основой множества поучительных изречений, отражающих всю красоту и мудрость народного миросозерцания, народной оценки жизни, наблюдений тонкого народного ума.
5. Хлеб во многих народных сказках изображен как источник сытости и богатства, результат нелегкого труда. Большинство пословиц и поговорок о хлебе учат, что цена хлеба неизмерима, что отношение к урожаю должно быть ответственным, для этого надо знать приметы и явления природы. Обряды и приметы свидетельствуют о почитании хлеба нашими предками. Хлеб использовался как оберег. Уронить хотя бы крошку хлеба считалось грехом.
6. Хлеб выступает в роли главного лица в известных произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки.
Таким образом, так любимый большинством русских людей простой хлеб, оказывается далеко не простым, а весьма значимым элементом русской культуры.
И напоследок вспомним еще одну народную мудрость: «Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить». Действительно, всё в жизни проходит и меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами .
Итак, задачи исследования выполнены, цель – создать «портрет» хлеба, достигнута.
Гипотеза исследования подтверждена.
В связи с этим я планирую продолжить работу и провести ряд выступлений на классных часах в младших и средних классах.
1. Большая энциклопедия «почемучек»/ Пер. с англ. Е.В. Комисарова, В.А.Жукова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. / В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 348с.
3. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. Ред. Ф.П.Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463с.
4. Литература. Учебник хрестоматия для 5 класса / Москва, «Просвещение»,2004
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4 изд. Дополненное. – М.: ООО «Инфотех», 2010. – 944с
6. Русские легенды и обычаи. Грушенко Е. – М.: Эскимо, 2005.
7. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Переработанное издание. 100 тысяч слов. М.: «ЛадКом» - 2011, 848с.
8. Толковый словарь И.С.Ожегова 2-е издание, 1994
Список интернет-ресурсов
11. http://что-означает.рф/%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1
12. http://vslovare.ru/slovo/bolshoij-jentziklopedicheskiij-slovar/hleb
13. http://vslovare.ru/slovo/istoricheskiij-slovar/hleb
14. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EB%E5%E1%EE%F0%EE%E1
[1] Толковый словарь И.С.Ожегова 2-е издание.1994
[2] Учебник литературы 5 класс Г.С. Меркин, 3-е издание, 2014
[3] Учебник литературы 5 класс Г.С. Меркин. 3-е издание, 2014
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Император Акбар и Бирбал
Фильм "Золушка"
5 зимних аудиосказок
Два петушка