Цель данного исследования – понять особенности евангельской притчи, рассмотреть особенности притчи как литературного жанра, учиться понимать скрытый смысл притч и выразить свое понимание притчи «Светильник для тела» через выполнение композиции «Свет и тьма». Исследование адресовано людям верующим и далеким от Церкви, но интересующимся христианством. Данная работа поможем вам узнать и осознать Божий взгляд на поведение человека среди людей, осмыслить в меру своих сил то видение человека и мира, которое является библейским, которое основано на Божьем начале в человеке - Его образе и подобии Ему.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_demina_arina.docx | 95.04 КБ |
Евангельские притчи - свет мудрости
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность
«Господи! Что за книга это Священное писание,
какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!
И сколько тайн разрешенных и откровенных!
Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова…»
Федор Михайлович Достоевский.
Литературное произведение живёт во времени – в прошлом, будущем и настоящем; в прошлом его истоки, в будущем – традиции.
Среди многих источников русской литературы – Библия и её главная книга – Евангелие. В переводе с греческого слово БИБЛИЯ означает КНИГИ. Это целое собрание книг, которые писались с 13 века до нашей эры до 2 века нашей эры. Книги, которые вошли в Библию, называются каноническими, то есть признанные церковью правильными, истинными, священными.
Из двадцати семи книг Нового Завета четыре называются одинаково – Евангелие. Существует 4 канонических Евангелия – от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая, радостная весть». И действительно, Евангелие – это книга жизни, которая вот уже много веков остается главным источником познания Бога и Его творения. Центром христианского учения является личность Иисуса Христа, родившегося в начале нашей эры и распятого, по преданию, около 33 г.н.э. Его жизнь, недолгая деятельность и Его учение описаны в Евангелиях. Существует четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Поколения за поколением изучают это Божественное Откровение, чтобы найти в нем ответы на главные вопросы бытия, чтобы различить добро от зла, истину от лжи, чтобы познать беспредельную любовь Бога к человеку и обрести на земле верную дорогу в вечность. В Евангелии каждый находит поддержку и пути исправления своих недостатков.
Я считаю, что в наши дни интерес к изучению Слова Божьего возрос. Об этом говорит и увеличившееся число прихожан в нашем храме, и живой интерес моих одноклассников к изучению истории крещения Руси, жизни святых на уроках литературы, истории, на классных часах. Без знания Библии невозможно понять, почему святой Серафим Соровский отправился в местную глушь, в уединение. Отчего Маленький принц оказался в пустыне.
Сегодня стоит задача возрождения духовности. Умению детей самоопределиться и выработать свою жизненную позицию помогают такие произведения, как басни И.А. Крылова, философская сказка Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» - мудрая притча об ответственности перед человечеством, об уважении и любви к людям. Именно это произведение направило меня на более глубокое изучение Евангелия.
1
Проблема для меня состояла в том, чтобы найти ответы на интересующие вопросы: почему Иисус Христос говорил притчами, как их толковали слушатели Его речей, почему евангельский призыв, содержащийся в притчах, обращен лично к каждому из нас. А главное, смогу ли я понять истинный смысл притчи.
Тему исследовательского проекта мы решили определить так:
«Евангельские притчи. Свет мудрости».
Цель исследования – понять особенности евангельской притчи.
В качестве задач выдвигаются следующие:
Была выдвинута следующая гипотеза:
Во всем мире возникает интерес и потребность изучения Слова Божьего.
Возможно, человеку понять и принять слово Божье легче через изучение и понимание притч.
Следовательно, объектом изучения можно назвать Евангелие, как одну из книг Нового Завета, а предметом изучения – жанр притчи в Евангелие.
В своём исследовании я использовала следующие методы:
Практическая значимость исследовательского проекта:
Исследование адресовано людям верующим и далеким от Церкви, но интересующимся христианством.
Мы думаем, что поможем вам узнать и осознать Божий взгляд на поведение
человека среди людей, осмыслить в меру своих сил то видение человека и мира, которое является библейским, которое основано на Божьем начале в человеке - Его образе и подобии Ему.
Мы надеемся, что данная работа будет полезна
В работе выделены следующие структурные части: введение, основная часть (теоретическая и практическая части), заключение, библиография и приложения. Для защиты работы создана компьютерная презентация в среде MS POWER POINT.
2
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Глава I. ПРИТЧА КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ.
Читая Библию и изучая различную литературу по ее толкованию, я пришла к выводу, что христиане называют Библию духовным хлебом. И, я считаю, что это верное сравнение. Например, мы купили хлеб, он лежит на столе, вкусно пахнет и аппетитно выглядит. Но, если не подать его к столу, какая от него будет польза - никакой. Одним видом и вкусным запахом сыт не будешь. Так же не будет никакого толку от Библии, которая стоит на книжной полке, а мы ее не будем читать.
Но главное не только прочитать, но и суметь понять, то, что в ней написано. Это очень трудно и дается только при многократном прочтении, обдумывании и рассуждении, что же хотел нам сказать Небесный Отец тем или иным стихом или притчей.
Я начала изучать Слово Божие с чтения притч. Но прежде мне захотелось выяснить, что означает само слово «притча».
Итак, для начала, я думаю, надо дать определение притче. Что такое притча?
Вот определения из нескольких словарей:
Притча. Словарь толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Такое определение сближает притчу с басней. У этих жанров много общего, но есть и существенные различия. В притче может не быть развернутого сюжета. (Словарь В.Даля.)
Притча 1. - это рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение (книжн.). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. 2.перен.Употребляется в восклицательных и вопросительных предложениях в значении: непонятная вещь, труднообъяснимое явление (разг.) (И. Никитин).
Таким образом, я узнала, что по своему характеру притча близка к басне. В 18 веке иногда даже не делали различий между притчей и басней.
Я решила сравнить и выяснить в чем же все-таки сходство и различие между притчей и басней. Я провела свое исследование басни И.А. Крылова «Квартет» и притчи Спасителя «Светильник для тела». У меня получилась такая таблица:
басня | притча |
различия | |
есть герои | нет героев |
показано место действия | время и место действия неконкретны |
изображает | сообщает |
события показаны в развитии | нет показа событий в развитии |
показан конкретный недостаток | имеет более широкий, глубокий смысл |
мораль | без морали, без прямого наставления |
сходство | |
поучительный рассказ | поучительный рассказ |
иносказательная форма | иносказательная форма |
3
Обработка и анализ литературы позволили сделать следующие выводы:
Глава II. ЖАНР ПРИТЧИ В ЕВАНГЕЛИЕ.
В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам.
В ходе дальнейшего исследования литературных источников я узнала, что слово «притча» произошло от греческих слов «парима», что означает краткое изречение, выражающее правило жизни и «параволи», что означает сравнение, уподобление.
Евангельская притча – это изъяснение какой-либо истины с помощью сравнения. Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять на путь истинный. Странствуя по селениям, городам, не мудреными речами Он учил людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека, чтобы людям был более понятен скрытый смысл, заключенный в притче. Он говорил своим ученикам: «Вам дано видеть, и дано слышать…», но и они иногда просили его объяснить смысл той или иной притчи. Что уж говорить о простых людях – земледельцах, скотоводах, пахарях, если им говорить заумными словами? Близкие их сердцу дела были им понятнее.
Каждое Евангелие включает разные по содержанию притчи. Количество их тоже неодинаковое, я рассмотрела некоторые из них. Свои исследования я свела в таблицу:
Название притчи | Евангелие от Матфея | Евангелие от Марка | Евангелие от Луки | Евангелие от Иоанна |
О двух сыновьях | 21: 28-30 | |||
О талантах | 25: 14-30 | |||
Об овцах и козлах | 25: 31-33 | |||
О посеве и всходах | 4: 26-29 | |||
Об ожидании хозяина дома | 13: 34-35 | |||
О докучливом друге | 11: 5-8 | |||
О безумном богаче | 12: 16-20 | |||
О царе, идущем на войну | 14: 28-32 | |||
О блудном сыне | 15: 11-32 | |||
О свече на подсвечнике | 5:15 | 4:21 | 8:16; 11:33 | |
О сеятеле | 13:3 | 4:3 | 8:5 | |
О горчичном зерне | 13:31 | 4:30 | 13:18 |
Вывод: я проанализировала лишь некоторые притчи, но узнала из литературы, что в Евангелие от Матфея 21 притча, в Евангелие от Марка – 9, в Евангелии от Луки – 27, в Евангелие от Иоанна – 2. 4
Глава III. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ПРИТЧА «СВЕТИЛЬНИК ДЛЯ ТЕЛА».
Притчи – это рассказы, в которых читающие должны узнать себя. Это не просто житейские картинки истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит.
Остановимся на одной из притч, встречающихся в вышеназванных книгах, которая больше всего меня поразила.
Рассказал Иисус народу притчу:
Лк. 8, 16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
Скажет Христос притчу и дальше пойдет, а многие остаются в недоумении:
О чём это? Лишь ученикам растолковывал Иисус и разъяснял. Говорил при этом: «Вам дано знать Тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах». Оказывается, есть в этих историях какая-то тайна. Которая не всем раскрывается, история – лишь внешняя сторона этой тайны. Но увидеть другой, тайный смысл дано не всем людям, а очень немногим. Даже тем немногим, тем избранным двенадцати не всегда раскрывается, даже им растолковывает Христос иносказательный смысл своих историй.
«Ваши глаза, говорил Иисус Христос, светильник вашему телу. Если ваши глаза видят ясно, то и все ваше тело будет полно света. Если же глаза не видят ясно, то и все ваше тело будет полно тьмы» - передает нам слова Господа евангелист Матфей. «Как же ужасна эта тьма!» - добавляет евангелист Лука.
Я рассудила так. Главная часть нашего тела – сердце. Я ясно представила, что, если глаза видят вокруг себя доброту, любовь, честность, то они передают это, как нежные ангелочки, легко и быстро сердцу. Такое сердце никогда не предаст, не обманет и не подведет. Если же глаза видят только плохое: зло, вражду, зависть, лень, то и сердце такого человека будет злым, недобрым, лживым.
Притча эта не просто отражает картину мира вокруг нас. Это также отображение состояния моей собственной души, моего сердца, моей веры.
Тяжело светить всем, иногда хочется выбрать, кому светить, а кому нет. Как много вокруг неприятных и чуждых для нас людей. Порой хочется спрятаться от них, как страус, головой в песок. Но, я думаю, закрывшись от одного человека, мы закрываемся от всех. Только с горшком на голове не пообщаешься. Свеча под горшком начинает коптить и копоть эта оседает на горшке, так что если у свечи есть глаза, они видят лишь черноту.
Поэтому надо впустить в свое сердце Господа, не прятаться, а светить и не обжигать. Так, не обжигая, светит, наставляет и поучает нас притча «Светильник для тела», что делает свет Евангелия теплым, согревающим и дарующим жизнь. А потому, очень важно слышать слово Божье среди галдежа и пальбы, и, конечно, учиться самому светить не только во тьме, но и цвести среди сорняков.
Итог: мне захотелось выразить свое понимание притчи через рукоделие и показать «свет» сердца чистого и «тьму» сердца нечистого.
5
Глава IV. КОМПОЗИЦИЯ «СВЕТ И ТЬМА»
Когда я обосновала возникшую потребность, то сразу поняла: моя задача - изготовить композицию «Свет и тьма».
Выявление основных параметров и ограничений
Какие требования предъявила я к своему будущему изделию?
Составление схемы обдумывания
Для того, чтобы ничего не упустить в работе, мы составили схему обдумывания Это поможет сосредоточиться и успешнее выполнить творческий проект.
себестоимость потребность
организация ПОДЕЛКА техника
рабочего места выполнения
технология форма, размер,
изготовления стилевое решение
оборудование,
инструменты, композиция
материалы
Разработка идеи
Поделка, основа которой – пластина из фанеры, обшитая тканью, доброе сердце – из органзы, холофайбера и кружев, злое сердце – из картона, ниток, ангелочки из цветной бумаги, кружев с использованием наклеек и лака, змеи – картон, тесьма, бисер, глаз – пластилин, папье-маше и фольга, свеча – цветная бумага, тесьма, пайетки.
Выбор материалов, инструментов,
приспособлений, оборудования
А. Материалы:
6
Б. Выбор оборудования:
Последовательность изготовления изделия, контроль качества
Вывод
Работа над композицией оказалась долгой, кропотливой, но интересной. Я научилась изготавливать папье – маше, работать с органзой, пайетками, пластилином.
Выполнение проекта дало возможность реализовать мою мечту – сделать что – то свое, необычное, оригинальное. Насколько это удалось – судить вам, но я осталась довольна результатами своего труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, в начале моей работы была поставлена следующая цель – понять особенности евангельской притчи. Считаю, что я достигла цели и решила поставленные задачи.
Познакомившись с книгами Библии (это Ветхий и Новый Завет), с понятием притча как жанр литературы, я выяснила, что евангельская притча – это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам, следует или не следует наставлениям.
Я сумела сравнить два жанра литературы - басню и притчу. В притче как бы соединились два плана – видимый и невидимый, как и в жизни Христа. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха. Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог – Отец или Бог – Сын, иногда оба – как в притче о злых виноградарях. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей.
Я выяснила, что много приточных сказаний содержатся в Евангелиях от Матфея и Марка. А у евангелиста Луки есть ряд притч, не имеющихся у других евангелистов. Это, например, притча о безумном богаче, притча о потерянной овце.
Гипотеза подтверждена: мне было очень интересно исследовать литературу и изучать Слово Божье. А еще, я смогла передать через композицию свое понимание притчи. 7
Евангельские притчи – это основа для размышлений о добре и зле, о чести и бесчестии, о праведных поступках и неправедных. Через частное в притче выражается общее, через малое – большое и значительное. В Евангельских притчах я почувствовала любовь лично ко мне, к каждому, кто согрешил и готов исправиться. Через все притчи ты чувствуешь, что каждое слово обращено только к тебе лично, чувствуешь заботу, любовь, огромное терпение и ожидание тебя, чувствуешь, как БОГ-ОТЕЦ рад именно тебе, что ты увидел свет, становишься лучше, открываешь Ему себя, возрастаешь умом, душой, сердцем и идешь навстречу к Нему. Я нашла ответы на интересовавшие меня в начале исследовательского проекта вопросы, это значит, что проблема решена.
Синквейн, составленный мною это подтверждает:
Притча.
Иносказательная, мудрая, интересная.
Наставляет, поучает, развивает.
Помогает познать слово Божье.
Путь.
Христианские мотивы в сказке Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»- – тема, требующая моего тщательного изучения. В дальнейшем я планирую этим заняться. Познакомившись на уроке внеклассного чтения со сказкой Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», мне захотелось, как и герою сказки, сделать кого – то счастливее.
8
БИБЛИОГРАФИЯ
9
Рождественский венок
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Самый богатый воробей на свете
Как нарисовать небо акварелью
Карты планет и спутников Солнечной системы