Проект по литературному чтению "Цвет в стихах русских поэтов" содержит исследования средств выразительности в поэзии, систему образования слов, обозначающих цвет, классифицирует состав цветообозначений в стихах русских поэтов по тематическим группам и особенностям их применения.
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 204.5 КБ |
Проект "Цвет в стихах русских поэтов"
Автор работы: Супрунова Алина
Руководитель проекта: Скосарева Г.М.
Учреждение: МКОУ «Манычская СОШ» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Оглавление
Введение
I. Понятие лексического поля « цвет»
1.1. Средства выразительности в поэзии
1.2. Лексическое поле «цвет»
1.3. Система базовых цветов
1.4. Образование слов, обозначающих цвет
II. Состав, структура, частеречная принадлежность и использование цветообозначений в стихах русских поэтов
2.1. Состав цветообозначений в стихах русских поэтов
2.2. Образование слов-цветообозначений
2.3. Частеречная принадлежность цветообозначений
2.4. Классификация цветообозначений по тематическим группам и особенности их применения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.
Слова со значением цвета в русском языке входят в группу лексического поля «цвет». Слова цветообозначений претерпевают постоянное развитие и изменение в языке.
Данная группа слов может быть изучена с разных сторон: образование, структура и использование слов, обозначающих цвет, в языке.
Результатом развития «цветовых» слов явилось сосуществование в языке их прямых и переносных значений, которые активно используют авторы в различных видах художественного творчества.
Цвет часто используется во всех жанрах литературы как яркое изобразительное средство. В данной работе мы рассмотрим цвет в стихах русских поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Блока, Сергея Есенина, Ивана Бунина и других. Полный список произведений и авторов представлен в Приложении.
Актуальность исследования состоит в возможности определения цветовой картины мира в стихах русских поэтов.
Объектом исследования стали стихи русских поэтов о природе.
Предметом исследования являются цветообозначения в данных стихах.
Мы выдвинули гипотезу:
Если мы рассмотрим цветовую гамму, представленную русскими поэтами, то сможем увидеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги.
Целью нашего исследования явилось желание выявить состав и структуру поля «цвет» в стихах русских поэтов, а также установить область применения цветообозначений в стихотворениях.
В соответствии с целью определили следующие задачи:
Для выявления единиц цветообозначений мы воспользовались методом сплошной выборки.
При анализе данных единиц использовали метод классификации по сходству значений, по структуре и частеречной принадлежности.
При распределении цветообозначений в группы, использовали лексическое значение слов, которое уточнялось с помощью словарей.
Для определения особенностей применения цветообозначений в стихах русских поэтов был проведен анализ выделенных единиц и классификация их по тематическим группам.
Данная работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложения.
В первой части рассмотрен теоретический материал по данной теме, во второй части проведена работа по классификации выбранных единиц и анализ их использования в стихах.
1.1. Средства выразительности в поэзии
Читая стихи русских поэтов, мы замечаем, как часто художники слова описывают природу. В пейзажной лирике – изображают картины природы и местности, которые часто служат дополнительным средством для более выразительного изображения душевного состояния литературных героев, способствует раскрытию замысла автора.
При анализе стихотворений мы обращаем внимание на такие выразительные средства как метафора, эпитет, сравнение. Мы можем по стихотворению нарисовать словесную картину. И, конечно же, обращаем внимание на цвет.
Мы обращаем внимание не только на цвет каждого элемента картины, но и на общий колорит, передающий эстетическое переживание поэта, эмоциональный строй произведения. Цвет часто является важным средством выразительности, он дает возможность более подробно представить картину, созданную поэтом в стихотворении.
Александр Блок писал, что «…искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к реальной природе…». Поэт так же писал, что словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные.
Детям приятно нарисовать все, что можно. Читая стихотворение, каждый ребенок может изобразить на рисунке то, что изображает автор. Чем больше красок он использует, тем ярче будет восприятие ребенка.
Художник, рисуя картину, использует всевозможные краски. Мы знаем, что «живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети.
Ласковая и яркая краска сохраняет художнику детскую восприимчивость; а взрослые писатели "жадно берегут в душе остаток чувства". Пожелав сберечь свое драгоценное время, они заменили медленный рисунок быстрым словом; но - ослепли, отупели к зрительным восприятиям.
Говорят, слов больше, чем красок, но, может быть, достаточно для изящного писателя, для поэта - только таких слов, которые соответствуют краскам. Ведь это - словарь удивительно пестрый, выразительный и гармонический.
Все можно нарисовать - воздух, озеро, камыш и небо. Все понятия конкретны, и их достаточно для выражения идеи. А для развития идей в будущем могут явиться способы «более тонкие, чем готовые слова».
Писатель или поэт тоже может быть художником. Перед ним так же возникают разнообразные картины, и начинается трудная работа в «лаборатории слов». Перед их взором предстает «цветовая радуга».
Здесь важно «для писателя - понимание зрительных впечатлений, уменье смотреть? Действие света и цвета свободно. Оно улегчает душу, рождает прекрасную мысль».
1.2. Лексическое поле «цвет»
В последнее время все больший интерес вызывает изучение цветовых обозначений. Уделяется внимание возникновению цветообозначений, особенностям их употребления в текстах различных жанров, разных авторов.
Что же такое цвет? Над разгадкой физической природы цвета и биологической способностью человека распознавать цветовые оттенки ученые думали в течение многих столетий.
Последние исследования в этой области доказали, что за такую способность отвечает у человека целый десяток так называемых «пигментных» генов, составляющих определённый набор, индивидуальный для каждого, - поэтому два человека, глядя на один и тот же предмет, могут воспринимать цвет по-разному.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой записано, что цвет - это один из видов красочного радужного свечения — от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.
Все цвета традиционно делятся на хроматические и ахроматические. В основе этого деления лежат такие признаки, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Для хроматических цветов обязательным качеством является цветовой тон (красный, желтый, синий, зеленый, голубой, и т.д.) Ряд ахроматических цветов составляет переход от белого через серый к черному.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.
В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета.
Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.
Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это помогает представить единую и неразрывную картину мира.
Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток.
При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.
Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть и различать гораздо большее количество цветов.
Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека далеко еще не решена.
1.3. Система базовых цветов
Для выявления психологически значимых цветов учеными проводились различные эксперименты и предпринимались попытки создать систему основных (базовых) цветов.
Самой известной считается система И. В. Гёте, в которой он подразделяет весь цветовой спектр на три группы:
«Антропологи Брент Берлин и Пол Кей ещё в шестидесятые годы прошлого века обосновали теорию о том, что основных названий цвета в любом развитом языке всего одиннадцать. По их мнению, существует семь стадий развития цветовой терминологии, отражающих последовательность появления каждого слова».
Так, на первой стадии появляются только два базовых обозначения: белый и черный. На второй стадии к ним присоединяется обозначение красного цвета.
На третьей – пятой стадиях добавляется по одному слову из трех: синий, зелёный и жёлтый (для разных языков последовательность развития этих трех цветообозначений может быть различной). На шестой стадии всегда возникает обозначение коричневого.
А высшая, седьмая стадия, всегда ознаменована появлением сразу четырех номинаций – розовый, оранжевый, фиолетовый и серый. В русском же языке, по мнению многих исследователей наименований цвета, к гамме основных следует причислить ещё и голубой цвет.
Рассмотрим, как эти слова описываются в словаре С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
Белый – цвета снега или мела.
Чёрный – цвета сажи, угля.
Жёлтый – цвета яичного желтка.
Красный – цвета крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака.
Синий – имеющий окраску одного из основных цветов спектра — среднего между фиолетовым и зелёным.
Зелёный - Цвета травы, листвы.
Коричневый – буро-жёлтый.
Розовый – цвета недозрелой мякоти арбуза, цветков яблони, белый с красноватым оттенком.
Оранжевый – густо-жёлтый с красноватым оттенком, цвета апельсина.
Фиолетовый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени.
Серый – цвета пепла, дыма.
Голубой – светло-синий, цвета незабудки.
С развитием языка происходит и развитие системы цветообозначений.
1.4. Образование слов обозначающих цвет цвета
В последнее время большой интерес вызывает изучение цветовых единиц. Уделяется внимание возникновению цветообозначений, особенностям их употребления в текстах разных жанров, разных авторов.
Цветообозначения - это чаще имена прилагательные, называющие основные и промежуточные цвета о которых мы говорили выше.
Но встречаются также цветообозначения, которые образуются от существительных, они выделяются как качественно-относительные прилагательные.
Они могут быть образованы от слов самых разных тематических групп, например, почва: землистый, песочный; металлы: золотой, серебристый; драгоценные камни: бирюзовый, изумрудный; цветы, плоды: лимонный, фиалковый; продукты питания: молочный, чайный; предметы быта: кирпичный, бутылочный; человек: кровавый, телесный.
Поскольку число оттенков цвета, различаемых человеком, имеет порядок десятков или даже сотен тысяч, а число «имён цвета», зарегистрированных в словарях, не превышает 150, ясно, что одно «имя цвета» должно охватывать очень много различных оттенков цвета, различаемых человеком [Фрумкина].
Для определения более тонких оттенков цвета, конкретизацией при описании цвета является ссылка на цвет какого-либо предмета, достаточно распространенного и доступного человеку, например вишневый, янтарный.
С развитием связи с другими странами идет обогащение словаря за счёт иноязычных слов.
В заключении первой части отметим, что в пейзажной лирике поэты часто используют такое важное выразительное средство как цвет. Изучение физической природы цвета занимало разных ученых. Больше всего применяют для рассмотрения теорию о цвете И.В. Гёте и систему цветов Б. Берлина и П. Кея. На учения этих исследователей мы будем опираться в своей работе.
Считается, что слова, называющие цвет, чаще всего – имена прилагательные. Среди них есть группы слов, образованных от существительных (качественно-относительные прилагательные).
Развитие жизни общества влечет за собой изменение и единиц речи – слов. Во второй части работы подробнее рассмотрены способы образования и тематическое распределение слов-цветообозначений по разным группам, наблюдения за которыми помогли определить общую картину мира в стихах русских поэтов.
2.1. Состав цветообозначений в стихах русских поэтов
В данной части нашей работы мы рассмотрели, как русские поэты используют слова, обозначающие цвет, в своих стихах.
Методом сплошной выборки нами было выделено 52 цвета, представленных 358 единицами. После этого мы разделили их на группы: ахроматические и хроматические. Для правильного определения цвета мы выявляли точное его значение по Толковому словарю.
Сначала распределили цвета ахроматические: от белого до черного.
К группе белого цвета также отнесли молочный, снежный, седой, цвет жемчуга, олова, серебра. К серому относятся дымный, свинцовый. Черный представлен одним вариантом.
Потом распределили хроматические цвета.
Желтый цвет представлен еще золотым, лимонным, янтарным. Голубой цвет имеет один вариант, а для описания синего используют лазурный. Для описания зеленого используют бирюзовый, изумрудный.
Красный же цвет описывают такими словами, как алый, багряный, румяный, пурпурный, рдяный, рыжий, розовый, малиновый, цвет крови, меди, ржавчины. К оранжевому относятся огненный или цвет пламени. Фиолетовый представлен еще лиловым, а коричневый - бурым.
Рассмотрим частоту использования выбранных нами цветообозначений. По Таблице 1 хорошо видно, что поэты в своих произведениях больше всего используют хроматические цвета. (ахроматических - 101 единица, а хроматических – 241). Это позволяет сделать вывод о том, что цвет имеет для поэтов важное значение.
Таблица 1
Ахроматические цвета | ||
Белый | Серый | Черный |
Белый 46 | Серый 3 | Черный 10 |
Серебро 26 | Дымный 2 | |
Седой 8 | Свинцовый 1 | |
Снежный 2 | ||
Олово 1 | ||
Жемчуг 1 | ||
Молочный 1 | ||
85 | 6 | 10 |
Итого: 101 |
Хроматические цвета | |||||||
Желтый | Красный | Синий | Голубой | Зеленый | Оранжевый | Фиолетовый | Корич невый |
Золотой 40 | Красный 23 | Синий 30 | Голубой 17 | Зеленый 30 | Огненный 6 | Лиловывый 4 | Коричневый 1 |
Желтый 23 | Румяный 9 | Лазурь 11 | Бирюзовый 1 | Зарево 2 | Фиолетовый 1 | Бурый 1 | |
Янтарный 2 | Алый 6 | Изумруд ный 1 | Пламя 1 | Гречневый 1 | |||
Лимонный 1 | Багряный 5 | Пожар 1 | |||||
Овсяный 1 | Рыжий 5 | Оранжевый 1 | |||||
Малиновый 5 | |||||||
Рдяный 4 | |||||||
Розовый 4 | |||||||
Медь 1 | |||||||
Пурпурный 1 | |||||||
Кровавый 1 | |||||||
Ржавчина 1 | |||||||
67 (6) | 65 (12) | 41 | 17 | 32 | 11 | 5 | 3 |
Итого: 241 |
При выборе слов, обозначающих цвет, нам встретились такие цветообозначения, которые следует выделить в отдельные группы. Это слова, обозначающие многоцветие, и слова, обозначающие прозрачность.
В группу многоцветие мы отнесли слова – перламутр, пестрый, разноцветный, рябой, стоцветный, которые обозначают наличие в предмете не одного, а нескольких цветов сразу.
В группу прозрачность мы отнесли слова – алмазный, прозрачный, хрусталь, которые передают способность предмета пропускать цвет через себя.
Таблица 2
Многоцветие | Прозрачность |
Разноцветный 3 | Алмазный 3 |
Пестрый 2 | Прозрачный 3 |
Рябой 2 | Хрусталь 1 |
Перламутр 1 | |
Стоцветный 1 | |
9 | 7 |
Итого: 16 |
Рассмотрим состав каждой группы цвета и выясним, какие цвета чаще используются поэтами в стихах. Объединим основные названия цвета и их оттенки. Результат такого объединения представлен в таблице 3.
Таблица 3
Сводная таблица цветов | |||||||||||
Цвет | Белый | Серый | Черный | Желтый | Красный | Синий | Зеленый | Голубой | Оранжевый | Фиолетовый | Коричневый |
Кол-во исп. | 85 | 6 | 10 | 67 | 65 | 41 | 32 | 17 | 11 | 5 | 3 |
Кол-во вариантов | 7 | 3 | 1 | 5 | 12 | 2 | 3 | 1 | 5 | 2 | 3 |
Сводная таблица показывает, что поэты чаще всего используют белый цвет (85), желтый (67) и красный (65). На втором месте по использованию синий (41), зеленый (32) и голубой (17). Меньше всего авторы стихов используют оранжевый (11), черный (10), серый (6), фиолетовый (5) и коричневый (3) цвета.
Рассмотрим разнообразие слов для обозначения одного и того же цвета, используемые авторами стихов. Среди ахроматических цветов белый представлен семью вариантами слов, серый – тремя, черный – одним.
Среди хроматических цветов красный цвет имеет двенадцать вариантов слов, желтый и оранжевый – по пять вариантов, зеленый и коричневый - тремя. Фиолетовый и синий представлены двумя вариантами, а голубой – одним.
2.2. Образование слов-цветообозначений
В первой части нашей работы говорилось о том, что слово, называющее цвет, может быть образовано по сходству с какими-нибудь предметами.
Рассмотрим, как были образованы выбранные нами единицы. Результаты представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Основные цвета | Металлы | Драгоценные камни | Продукты питания | Растения | Быт | Человек | Природные явления | |
Белый | Олово Серебро | Жемчуг | Молочный | Седой | 6 | |||
Серый | Свинцовый | Дымный | Снег | 2 | ||||
Желтый | Золото | Янтарный | Лимон | Овсяный | 4 | |||
Красный | Медь Ржавчина Рыжий | Розовый Малиновый | Кровавый Румяный | 7 | ||||
Синий | Лазурь | 1 | ||||||
Зеленый | Изумрудный Бирюзовый | 2 | ||||||
Оранжевый | Огненный | Закат | 2 | |||||
Фиолетовый | Лиловый | 1 | ||||||
Коричневый | Гречневый | 1 | ||||||
Разноцветный | Перламутр | 1 | ||||||
Прозрачный | Алмазный | Хрусталь | 2 | |||||
7 | 6 | 5 | 3 | 3 | 3 | 2 |
По таблице мы видим, что авторы стихов кроме основных цветов, которые были описаны в первой части, используют слова, образованные по сходству с предметами: металлами (7), драгоценными камнями (6), продуктами питания (5), растениями (3), бытовыми предметами (3), природными явлениями (2) и человеком (3).
Чаще всего авторы сравнивают предметы природы с металлами. Они используют для описания предметов природы сходный с ними цвет и блеск золота, серебра, свинца, олова, меди, а также ржавчину, способность железа ржаветь.
На втором месте по использованию – драгоценные камни и продукты питания. Цвет драгоценных камней, таких как жемчуг, янтарь, изумруд, бирюза, алмаз, используется авторами в стихах и помогает передать не только цвет, блеск, но иногда указывает на прозрачность и способность искриться и переливаться (янтарь, изумруд, алмаз).
Конечно, не могли поэты не обратить внимания на цвет тех предметов, которые окружают их в быту - продукты питания. Это цвет фруктов – лимонный, молока – молочный, цвет крупы – гречневый, цвет спелых ягод – розовый, малиновый, даже внутренняя переливчатая сторона раковины была использована поэтами - перламутровый.
Конечно же, и на бытовые предметы поэты обращают внимание (цвет дыма, огня) или предметов изготавливаемых человеком (хрусталь).
Даже сам человек может быть объектом, дающим возможность образовать цвет: цвет волос – седой, румянец на лице – румяный, цвет крови – кровавый.
Наблюдая за способами образования цвета, мы увидели, что авторы стихотворений больше способов образования слов, для описания белого (5), желтого (4) и красного (3) цветов.
2.3 Частеречная принадлежность цветообозначений
В первой главе данной работы мы говорили о том, что слова, передающие цвет, являются именами прилагательными. Рассмотрим на примере извлеченных единиц, так ли это.
Распределение слов по частям речи представлено в Таблице 5.
Таблица 5
Прилагательное | Существительное | Глагол и глагольные формы | Наречие |
245 | 63 | 45 | 5 |
Итого - 358 |
По таблице хорошо видно, что цветообозначения действительно чаще всего являются именами прилагательными (245). Но для обозначения цвета поэты используют также существительные (63), глаголы (45), и наречия (5), которые тоже дают возможность понять о каком цвете идет речь.
Например, вместо слова белый используют существительное белоснежка или глагол белеет. Вместо слова серебряный встречается существительное серебро или глагол серебрится. Вместо слова синий мы встречаем существительные синь, синева, синявки или глагол синеть и т.д.
2.4 Классификация цветообозначений по тематическим группам и особенности их применения
Мы уже узнали о том, какие цветообозначения предпочитают использовать поэты, и какими частями речи они являются, но ещё ни слова не говорили о том, для описания чего используются эти цветообозначения.
Сначала необходимо определить, что описывают поэты в цвете. Мы выписали все эти слова, и разделили на группы. Получилось четыре основные группы, которые мы внесли в Таблицу 6 (Приложение 2).
В своих стихах поэты описывают предметы живой природы и неживой природы. В отдельные группы отнесли цвета, относящиеся к темам «человек» и «звук».
Самая многочисленная группа «неживая природа» (201) включает в себя подгруппы: небо, земля, время, явления природы, на втором месте по частоте использования находится группа «живая природа» (136), включающая в себя подгруппы: растения и животные.
Наверное, неслучайно поэты больше внимания уделяют описанию предметов неживой природы. Ведь это то, что является первозданным, что появилось на планете раньше всего. Растения и животные появились позже, и поэты уделяют им чуть меньше внимания.
В стихах о природе поэты описывают и человека, ведь он является частью природы. Это немногочисленная группа слов.
Вместе с основными группами была выделена также группа «звуки». Оказывается, поэты могут даже слышать «цветные звуки» - серебряное пенье и синий лязг подков.
Веет юной радостью с полей. Над речным покровом берегов |
Описывая неживую природу, поэты в своих стихах по-разному раскрашивают небо (70), землю (63), время (39) и явления природы (29). «Небо» в стихах русских поэтов обычно синее, голубое или лазурное. Но бывает и другое (золотое, румяное)
День погожий, | Задремали звезды золотые, | На небе бывают золотые, синие и зеленые звезды. |
За окошком тихо. | Свирель запела на мосту, |
По небу плывут белые или седые облака, а также свинцовые, серенькие или черные тучи. Но иногда у поэтов можно встретить белоснежные тучи и золотые облака.
Белоснежные тучки толпами | Ночевала тучка золотая |
Солнце, как правило, описывают поэты желтым, золотым, оранжевым или рдяным. Луна же и месяц описаны в стихах более разнообразными цветами. Их поэты видят то белыми или серебристыми, то желтыми или лимонными, то красными или даже рыжими.
Ни ветерка, ни крика птицы, | Ах, и сам я в чаще звонкой |
Описывая «землю», поэты обращают внимание на разнообразный покров земли: золотые нивы, белые долины, черные пашни, зеленые луга, малиновое или голубое поле.
На поверхности земли может быть желтый песок или красная глина. В стихах мы встречаем краснеющие холмы, черные скалы, синие или зеленые горы. И, конечно же, поэты в стихах описывают водные просторы. Мы встречаем серебристые реки, седые моря, лазурные озера. Вода же в них может быть белой, золотой, лазурной, синей и даже зеленой.
Оловом светится лужная голь… | И вечер, свесившись над речкою, полощет |
Снова в рощах непасенных | Еще не высох дождь вчерашний – |
«Время» в стихах русских поэтов представлено описанием времен года и временем суток. Традиционно они описывают красной весну и лето, зиму – седой и серебристой, а осень – златой и багровой. Эти слова схожи с общим цветом живой и неживой природы в данный период времени.
«Живая природа» также разнообразно описывается поэтами. В стихах русских поэтов мы встречаем описываемые цветом растения и животных. Причем, большую часть составляют растения (112), меньшую – животные (24).
В стихотворениях поэты описывают по-разному листья, цветы, деревья, лес, грибы и ягоды, овощи и фрукты. Кроме традиционных зеленых, желтых, красных цветов поэты в стихах используют и особенно запоминающиеся варианты.
Мы встречаем листья, описываемые как медные пластинки. | А в другом стихотворении листья описываются как веснушки-рыжинки. |
Мы встречаем белые жасмины, желтые купавки, рдяный мак, синие кувшинки, черный камыш и голубые незабудки. Даже лес бывает разноцветный: то он золотой, то зеленый, то черный, то прозрачный.
Под голубыми небесами | Улыбкой ясною природа |
В лесу мы можем встретить белоснежную черемуху или вербу в пуховом серебре. Деревья сменяют свои наряды, березка зеленое платье меняет на золотое, а осинка на красное.
Поэты в своих стихотворениях умело используют дар природы – способность человека видеть «цветной» мир. Наша гипотеза подтвердилась. Мир в стихах русских поэтов расцвечен всеми цветами радуги.
Заключение
В заключении нашей работы можно сделать вывод, что поэты в своих стихах больше всего используют хроматические цвета. Мы отметили, что палитра цвета у поэтов многообразна. Чаще других встречаются – желтый, красный и синий цвета.
Эти же цвета поэты пытаются описать разнообразными словами, указывающими на основной цвет. Такое частое применение «цветных» слов для описания живой и неживой природы, помогает понять общую картину мира поэтов.
Свяжем цвет с легендой о «Всемирном потопе». Когда был всемирный потоп, то на земле не было ничего, все было охвачено дождем. Это «ничто» можно представить белым или черным цветом.
В это время не было на Земле жизни. Появление же на небе радуги (разноцветной) дало возможность обитателям ковчега понять, что закончился потоп. Следовательно, появление радуги ознаменовало собой возобновление жизни на Земле.
Разнообразие цветообозначений в стихах русских поэтов позволило сделать вывод, что общая картина мира - жизнеутверждающая. Ведь мир, расцвеченный разными красками – разнообразный, весёлый, живой.
Список используемой литературы
Список произведений и авторов
Приложение 1
Словарь выделенных цветообозначений
Белый – цвета снега или мела.
Чёрный – цвета сажи, угля.
Жёлтый – цвета яичного желтка.
Красный – цвета крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака.
Синий – имеющий окраску одного из основных цветов спектра — среднего между фиолетовым и зелёным.
Зелёный - Цвета травы, листвы.
Коричневый – буро-жёлтый.
Розовый – цвета недозрелой мякоти арбуза, цветков яблони, белый с красноватым оттенком.
Оранжевый – густо-жёлтый с красноватым оттенком, цвета апельсина.
Фиолетовый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени.
Серый – цвета пепла, дыма.
Голубой – светло-синий, цвета незабудки.
СЕРЕБРЯНЫЙ - блестяще-белый, цвета серебра.
СЕДОЙ - белый вследствие потери окраски (о волосах); с такими волосами.
ОЛОВО – химический элемент, мягкий ковкий серебристо-белый металл.
СВИНЦОВЫЙ – синевато-серый, цвета свинца.
МОЛОЧНЫЙ – голубовато-белый, цвета молока.
ЖЕМЧУЖНЫЙ - Чисто-белый с блеском, напоминающим жемчуг.
АЛМАЗ – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы.
ЛАЗУРЬ - светло-синий цвет, синева.
БИРЮЗОВЫЙ - зеленовато-голубой, цвета бирюзы.
ЛИЛОВЫЙ - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
ЛИМОННЫЙ - светло-жёлтый, цвета лимона.
ЗОЛОТО - цвета золота, блестяще-жёлтый.
ЯНТАРНЫЙ - прозрачно-жёлтый, цвета янтаря. .
АЛЫЙ - Ярко-красный.
МАЛИНОВЫЙ - Густо-красный с фиолетовым оттенком, цвета малины.
РУМЯНЫЙ - Алый, красный.
РДЕТЬ - Краснеть, становиться красным.
ПУРПУРНЫЙ - Цвета пурпура, ярко-красный.
БАГРОВЫЙ – Красный густого, тёмного оттенка.
РЫЖИЙ - Цвета меди, красно-жёлтый.
МЕДНЫЙ - Красновато-жёлтый с блестящим отливом, цвета меди..
ОГНЕННЫЙ - Оранжево-красный, цвета огня.
КОРИЧНЕВЫЙ - Буро-жёлтый (цвета жареного кофе, спелого желудя).
БУРЫЙ - Серовато-коричневый или серовато-рыжий.
ИЗУМРУДНЫЙ - Прозрачно зелёный, цвета изумруда.
ДЫМЧАТЫЙ - Светло-серый, цвета дыма.
КРОВАВЫЙ - Ярко-красный, цвета крови.
РЖАВЧИНА - Красно-бурый налёт на железе, образующийся вследствие окисления и ведущий к разрушению металла,
ПЁСТРЫЙ - С окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.
РЯБОЙ - С пятнами другого цвета на основном фоне, пёстрый.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ - С окраской разных цветов, содержащий разные цвета.
Ледяная внучка
Заяц-хваста
Без сердца что поймём?
Под парусами
Как Снегурочке раскатать тесто?