Многие современные младшие школьники плохо знают народные сказки, не проявляют к ним интерес. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказочный язык понятен для детей любого возраста. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, они формируют жизненные ценности, прививают любовь к Родине.
Цель проекта: повышение читательского интереса к народным сказкам через прикладное творчество (фигурки персонажей сказок).
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_huzahmedova_alima_wecompress.com_.docx | 306.18 КБ |
XXIV городская научно- исследовательская конференция обучающихся «Ступень в будущее»
Исследовательский проект
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Выполнил:
учащийся 6в класса Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Салехард,
Хузахмедов Алим Ринадович
Руководитель:
Кузнецова Екатерина Алексеевна,
учитель начальных классов Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Салехард.
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………..……стр.3
План исследований ……………………………………………………………..…… стр.4
1.Основная часть…………………………………………………………………..….стр.6
1.1 Сказка как жанр литературного творчества………………………………….....стр.6
1.2 Чему учит сказка………………………………………………………………..…стр.7
2.Практическая часть….………………………………………………………..…….стр.8
2.1 Анализ учебников литературного чтения начальных классов для создания списка народных сказок………………………………….…………………………….…......стр.8
2.2 Анализ результатов анкетирования………………………..………………….…стр.8
2.3 Внеклассное мероприятие «В гостях у сказки»……………..…….…….…….стр. 11
Заключение………………………………………………………………..……….…стр.12
Список литературы……………………………………………………………….… стр.13
Приложение №1 …………………………………………………………….……… стр.14
Приложение №2 …………………………………………………………….……… стр.15
Приложение №3 …………………………………………………………….……… стр.17
Приложение №4 …………………………………………………………….……… стр.18
Исследовательский проект «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Хузахмедова Алима Ринадовича
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», 6в класс.
Аннотация
Многие современные младшие школьники плохо знают народные сказки, не проявляют к ним интерес. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказочный язык понятен для детей любого возраста. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, они формируют жизненные ценности, прививают любовь к Родине.
Цель проекта: повышение читательского интереса к народным сказкам через прикладное творчество (фигурки персонажей сказок).
Методы:
• сбор и обработка информации, анализ литературы;
• анкетирование, анализ результатов;
• интервью.
Главная задача сказок: вызвать у младших школьников восхищение главным, всегда исключительно положительным героем, а также спровоцировать желание осудить злодея. Эта цель может достигаться путём игры с персонажами сказок. Внеклассное мероприятие в 1 классе показало, что первоклассники с увлечением слушали и с удовольствием играли с фигурками персонажей народных сказок. По результату первого применения выполненных фигурок можно утверждать, что персонажи народных сказок, в виде объёмных фигурок, влияют на повышение интереса учащихся начальной школы к чтению народных сказок.
Исследовательский проект «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Хузахмедова Алима Ринадовича
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», 6в класс.
План исследований
Лепкой из пластилина я увлекся примерно с пяти лет. Мне нравится сам процесс лепки и возможность реализовать свои фантазии, изображая своих героев так как я их представляю. О моем увлечении знает мой первый учитель Кузнецова Екатерина Алексеевна. Она обратилась ко мне с идеей создания небольшого музея персонажей народных сказок. Как она объяснила, музей привлечет внимание малышей к чтению народных сказок.
Сказки – самые древние творения человечества, это один из популярных жанров в фольклоре и литературе. В народных сказках заключено богатое содержание, которое способствует развитию воображения, творчества, обогащению нравственности человека.
Мне понравилась идея, предложенная Екатериной Алексеевной, и я решил провести исследование о необходимости создания фигурок персонажей народных сказок, для привлечения интереса младших школьников к чтению сказок.
Актуальность исследования: многие современные младшие школьники плохо знают народные сказки, не проявляют к ним интерес. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказочный язык понятен для детей любого возраста. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, они формируют жизненные ценности, прививают любовь к Родине.
Цель проекта: повышение читательского интереса к народным сказкам через прикладное творчество.
Проблема. Актуальная проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека. Изучению сказок в школе уделяется немного внимания. Между тем сказки могут служить прекрасным средством воспитания школьников.
Гипотеза: предположим, что персонажи народных сказок, в виде объёмных фигурок, повлияют на повышение интереса учащихся начальной школы к чтению народных сказок.
Объект: народные сказки, изучаемые в школе.
Предмет: читательский интерес к народным сказкам.
Задачи:
1. Изучить справочную литературу по данной теме.
2. Проанализировать учебники литературного чтения начальных классов и создать список народных сказок, изучаемых в начальной школе.
3. Изучить сказки из списка.
4. Провести анкетирование обучающихся 4-х классов.
5. Создать персонажей народных сказок.
6. Провести внеклассное мероприятие по народным сказкам и взять интервью у школьного библиотекаря.
Методы:
Исследовательский проект «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Хузахмедова Алима Ринадовича
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», 6в класс.
Сказка – это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Сказка – это жанр устного народного творчества. Все сказки повествуют о вымышленных событиях, герои в них делятся на положительных и отрицательных.
Сказки делятся на три типа:
В зависимости от авторства сказки бывают народными (фольклорными) и авторскими (литературными). Литературная сказка принадлежит перу конкретного автора. Народные сказки передавались в устной форме, поэтому найти их конкретного автора нельзя. Мы будем рассматривать народные сказки, так как когда сказки передавались из поколения в поколение, каждый раз рассказчики добавляли что-то новое, вносили изменения. Таким образом народная сказка получала больше мудрости. В каждой народной сказке прослеживаются черты народа, который ее сочинил. Народные сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
Издавна сказка считалась не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей и взрослых. Никто не знает, где появилась первая сказка. Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда; в ней уживается фантастическое и самое реальное, и мы начинаем верить в мир древний и живой, полный светлых видений и существ, способных помочь нам и указать верный путь.
Бережно, из поколения в поколение, передавались сказки. В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом. Что же помогает героям сказок одерживать победы: хитрость, коварство, а может быть обман? Ни то, ни другое, ни третье. Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за слабых и угнетенных. Крестьянину помогает его житейская мудрость и смекалка, а Василисе – ее мягкий нрав и доброта.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
1.2 Чему учит сказка.
Если обратиться к истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор и объясняли, почему он был не прав на примере какой-либо истории (притчи). После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок.
Такое же значение имеет и сказка для воспитания человека. Через сказку мы получаем опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает нам входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты сказки.
Главный герой сказки на своем примере учит нас активно действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки, не уходить в сторону. Ему приписываются самые лучшие качества человека: храбрость, смелость, находчивость и конечно - доброта.
В сказках, есть четкое разделение героев на положительные и отрицательные, что дает возможность понять, что такое плохо, что такое хорошо.
Хорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не происходило на протяжении всего повествования. Добро побеждает зло. Отрицательные герои изменяются, что-то осознают, получают то, что заслужили или исчезают из мира данной сказки. Положительные герои тоже меняются, приобретая новые качества, и продолжают жить в мире сказки уже в каком-то другом обличие. Все это формирует оптимистическое отношение к жизни и чувство справедливости.
Все события в сказке стройно и логично вытекают один из другого, и нам легко улавливать причину и следствие каждого происходящего события.
Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста.
Мы изучили учебники литературного чтения с 1 по 4 класс по учебной программе «Перспектива» и составили список народных сказок, изучаемых по этой программе в нашей школе.
Список народных сказок
Класс | Название народной сказки |
1 класс | Курочка Ряба. |
Лиса, заяц и петух. | |
Три дочери (татарская). | |
Заяц и черепаха (ингушская). | |
2 класс | Лисичка-сестричка и волк. |
Пых. | |
У страха глаза велики. | |
Зимовье. | |
Журавль и Цапля. | |
Кукушка (ненецкая). | |
Айога (нанайская). | |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка. | |
Хвост (чукотская). | |
3 класс | Иван Царевич и Серый волк. |
Летучий корабль. | |
Морозко. | |
Белая уточка. | |
По щучьему веленью. | |
4 класс | Нет народных сказок. В 4 классе изучают авторские сказки, былины, мифы, притчи. |
2.2 Анализ результатов анкетирования.
Изучив все народные сказки из этого списка, мы составили анкету для четвероклассников, чтобы узнать уровень знаний изученных народных сказок за 1, 2, 3 классы (Приложение 1). В нашей школе по программе «Перспектива» обучаются 3 четвертых класса. В анкетировании приняли участие 77 человек.
Сначала мы хотели узнать отношение к сказкам вообще: любят или не любят сказки. В анкету мы включили 2 вопроса, которые показывают отношение к сказкам: «Ты любишь сказки?», «Напиши, пожалуйста, самых любимых сказочных героев». На первый вопрос 15 человек ответили отрицательно, но абсолютно все 77 участников указали любимых сказочных героев и не по одному, а по несколько персонажей. Отсюда можно сделать вывод, что участники любят сказки, но мы предположили, что они не любят их читать.
Результаты ответов на вопрос «Какие сказки нравятся больше: авторские или народные» показывают, что участники анкетирования интересуются народными сказками практически на одном уровне с авторскими.
В сказках, есть четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Поэтому в анкету мы включили вопрос о том, какими качествами обладают любимые герои сказок. Анализ ответов показал, что любимые герои сказок участников анкетирования обладают добротой, смелостью, красотой и щедростью. Это самые основные качества, которые выделили участники.
Мы проанализировали ответы четвероклассников на знание народных сказок из учебников. Выявили народные сказки, которые знали все участники опроса. Это «Курочка Ряба», «Лисичка-сестричка и волк», «Морозко», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Летучий корабль», «Иван Царевич и Серый волк», «По щучьему велению». В список мы включили две народные сказки из обязательного списка по внеклассному чтению: «Идэ» и «Журавль и Цапля». К сожалению, эти сказки никто из участников анкетирования не обозначили как, знакомые. Результаты по остальным сказкам представлены ниже.
Мы проанализировали результаты и сделали вывод, что не все четвероклассники помнят народные сказки, которые читали на уроках литературного чтения. Со сказками ребятам знакомились в обязательном порядке, так как требует учитель. Причиной может быть то, что сказки не заинтересовали их, не привлекли внимание.
Вывод.
Анализ результатов опроса четвероклассников показал, что младшим школьникам нравятся сказки, они любят народные сказки, как и авторские. Их любимые сказочные герои обладают такими качествами как: доброта, щедрость, смелость, честность, красота и отзывчивость. Этот результат подтверждает, что сказки могут служить прекрасным средством воспитания. Результаты ответов на знание народных сказок показал, что большинство сказок для четвероклассников были не знакомы или просто забыты. Если сказка не увлекла с первого знакомства с ней, то о ней и не будут помнить. Также не хватает мотивации для чтения сказок. Этот вывод можно сделать по результату того, что никто не узнал сказки из обязательного списка по внеклассному чтению: «Идэ» и «Журавль и Цапля».
2.3 Внеклассное мероприятие «В гостях у сказки».
Для проведения внеклассного мероприятия мы выбрали 1 класс. Так как четвероклассники не указали многие сказки именно из учебника 1 класса.
Для подготовки мероприятия были изготовлены фигурки персонажей народных сказок: «Лиса, заяц и петух», «Пых», «Зимовье». Фигурки выполнены из пластилина и покрыты лаком для укрепления. Это позволит первоклассникам потрогать в руках фигурки и поиграть.
Мы провели мероприятие «В гостях у сказки» (Приложение 2).
После мероприятия мы получили отзыв от учителя (Приложение 3).
Через неделю мы взяли интервью у школьного библиотекаря Семченко Т.А. (Приложение 4). В интервью Татьяна Анатольевна озвучила, что в библиотеку обратилось несколько первоклассников за сказками. Среди них были ребята, которые спрашивали «про бабку, которая спасалась от страшного пыха» (народная сказка «Пых»). Поэтому наш библиотекарь и обратила на это внимание. Когда мы попросили посмотреть формуляры, то увидели, что 2 человека из 1 «Б» класса взяли сказки «Зимовье» и сказку «Пых». К сожалению, отдельных книжек с этими сказками в библиотеке по одному экземпляру. Так как эти сказки изучают по учебнику. Эти сказки встречаются в сборниках, но их библиотекарь не выдает на руки первоклассникам, так как они еще маленькие.
Заключение.
Сказка – это произведение, которое не сможет ничему научить, если с первых слов не заинтересует. В этом плане фигурки персонажей народных сказок - просто отличные помощники. Главная задача сказок: вызвать у младших школьников восхищение главным, всегда исключительно положительным героем, а также спровоцировать желание осудить злодея. Эта цель может достигаться путём игры с персонажами сказок.
Внеклассное мероприятие в 1 классе показало, что первоклассники с увлечением слушали нас и с удовольствием играли с фигурками. По результату первого применения выполненных фигурок можно утверждать, что гипотеза верна: персонажи народных сказок, в виде объёмных фигурок, влияют на повышение интереса учащихся начальной школы к чтению народных сказок. Необходимо продолжить применение учителем фигурок персонажей народных сказок для отслеживания более точного результата.
Список литературы
https://dzen.ru/a/X5FjT75geH65SdLK
https://needlewoman.ru/skazki/chto-takoe-skazka-kratko-i-ponyatno-5-klass.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/olgi-mihailovny-shtruba/o-roli-skazok-v-vospitani-detei.html
Приложение 1.
Анкета для 4 класса
Класс ____________________
Ответь, пожалуйста, на мои вопросы. Отметь + нужный ответ.
да нет
народные авторские
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.Напиши, пожалуйста, самых любимых сказочных героев.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.Почему они любимые твои герои: Какими качествами они обладают? Выбери подходящие варианты или допиши своё.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________________________________________________________________________
6.Знакомы ли тебе эти сказки? Отметь сказки, которые ты знаешь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Внеклассное мероприятие «В гостях у сказки».
Знакомство.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Алим, я ученик 6в класса. Сегодня я хотел бы рассказать о своем увлечении. И рассказать над каким проектом работаю. Мне нужна ваша помощь. Вы поможете мне? (Ответ детей)
- Будьте, пожалуйста моими слушателями и помогите выполнить задания. Согласны? (Ответ детей)
- Спасибо!
Раздать фигурки из коллекции.
- Ребята, вы узнаете этих героев? Откуда они? (Ответ детей)
- Скажите, как на ваш взгляд, какими герои у меня получились: добрыми, хорошими или наоборот? Почему вы так решили?
- Я хочу познакомить вас с некоторыми героями отдельно, которые я сделал. Это герои из сказок. А кто это, попробуйте сначала угадать!
По сказке «Лиса, заяц и петух»
Серый зверёк через кочки скок!
Лёгкие ножки и хвоста немножко. (заяц)
- Посмотрите на зайчика. А из какой сказки мой зайчик? Почему вы так решили?
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома?
- Как вы думаете, почему зайчик так одет?
- А чтобы узнать об этом, надо познакомиться с этой сказкой! Где можно найти такую сказку? (ответы детей)
По сказке «Зимовье»
- Отгадайте, еще загадки.
Травку кушает он в поле
И гуляет на просторе.
Много у него кудряшек,
Потому что он… (барашек)
Носик влажным пятачком
Хвост — закрученным крючком
Розовая спинка
Спит в загоне …(свинка)
Четыре копытца,
Пестры все бока,
Похож на корову,
Но нет молока! (бык)
- Ребята, посмотрите на героев. Они из одной сказки. Кто знает такую сказку?
- Как по вашему мнению, кто из них добрый герой? Почему вы так решили?
- А на самом деле, в сказке они друзья! Им придется сражаться со злодеями!
- Как вы думаете, они победят? Почему?
- Сказка очень интересная. Ребята, вы ее прочитаете во 2 классе. А если хотите, можете прочитать заранее. Где можно найти сказки? (ответ детей)
По сказке «Пых»
- Послушайте отрывок из сказки. Знаете ли вы её?!
… И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеколкой, мимо грядки с морковкой. Идёт бабка, торопится…
Вдрууууг, как зашипит на неё кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, мимо капусты. Иии… (Еле-еле до хатки добралась)…
- Как вы думаете, это сказка страшилка? Чем сказка закончиться?
- Вы нашли среди моей коллекции фигурки из этой сказки?
- Ребята, вы можете прочитать сказки сами. А если еще не умеете, то можете попросить маму или учителя.
Заключение.
- Ребята, большое вам спасибо за то, что помогли мне и выполнили мои задания. Кому захотелось познакомиться с этими сказками, поднимите руку.
- Спасибо за внимание!
Приложение 3.
Приложение 4.
Интервью
- Здравствуйте, Татьяна Анатольевна!
- Я ученик 6в класса, меня зовут Алим. Я провожу исследование. Разрешите задать Вам несколько вопросов.
Меня интересуют, спрашивали ли ребята народные сказки «Зимовье», «Лиса, заяц и петух» и «Пых».
- Спасибо Вам большое за информацию! Вы мне очень помогли.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Лепесток и цветок
Как нарисовать лимон акварелью
Упрямый зяблик
Этот древний-древний-древний мир!