Презентация к исследовательскому проекту.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya._soshnina_n.pptx | 1.98 МБ |
Слайд 1
Проект по русскому языку «Пословица недаром молвится» Выполнила Ученица 5 а класса Сошнина Нелли Руководитель: Акаева Т.В., учитель русского языка и литературы.Слайд 3
Актуальность исследования Пословицы занимают значительное место в составе любого языка. Их изучение поможет не только пополнить словарный запас учащихся, но ответить на вопросы: -продолжается ли век пословиц; - украшают ли нашу речь; - помогают ли выразить позицию говорящего.
Слайд 4
Цели работы : пополнение активного словарного запаса учащихся, создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся; пополнение знаний о русских пословицах. З адачи : 1) изучить литературу по данному вопросу; 2) описать историю вопроса происхождения пословиц; 3) выявить художественные особенности пословиц ; 4) провести исследование «Пословицы в речи детей и взрослых». 5) проанализировать использование пословиц в современной речи. Объект исследования: речь школьников и взрослых. Предмет исследования: пословицы русского народа. Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, опрос, анализ, сравнение, обобщение, систематизация. Гипотеза: я предполагаю, что пословицы нужны и важны сегодня, ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность.
Слайд 5
Пословицы живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI - XII веков.Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц стали печататься. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является собиратель пословиц Владимир Иванович Даль. Труд его считается непревзойдённым. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Слайд 7
Пословицы…Что это такое? « Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - это обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми ». В.И.Даль Существует немало пословиц о самих пословицах: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится »,« Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица», « Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится».
Слайд 8
Художественные особенности пословицы Во-первых , пословицы кратки, в них нет ничего лишнего . Во-вторых, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: они легко запоминаются, например: « Грибов ищут — по лесу рыщут »,« Красна изба углами, а обед пирогами »,« Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь». В-третьих, как уже было сказано, пословица – это образное отражение действительности, это источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. В пословице всегда есть вывод.
Слайд 9
Источники появления пословиц. С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами. Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время, в годы Великой Отечественной войны, появляются и сегодня. Труд — дело чести, будь в труде на первом месте. Хороший пример – наилучшая проповедь. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Слайд 10
Практическая часть. Я решила провести наблюдение над речью своих одноклассников и учителей и прислушаться: какие пословицы чаще всего звучат и почему. Предполагаемый результат: наверное, учителя используют чаще всего пословицы о труде, об учении (ведь это касается нас особенно); друзья, пожалуй, используют пословицы о дружбе; родители, должно быть, употребляют пословицы о воспитании, о каких-нибудь качествах человека. Что же получилось? Совпали ли наши предположения с итогами исследования?
Слайд 11
Практическая часть. Учащимся нашего 5 класса и учителям была предложена анкета с вопросами: АНКЕТА Моя любимая пословица Пословицы в речи моих родителей Пословицы в речи моих друзей, одноклассников Какие пословицы чаще употребляют наши учителя? В анкетировании участвовали 10 человек.
Слайд 12
Анкетирование учителей. На первом месте пословицы о труде, учении (77%), на втором - о дружбе (13%) , на третьем о добре и зле ( 10%).
Слайд 13
Вывод. Я увидела, что учителя знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. У ребят, к сожалению, данное анкетирование вызвало небольшое затруднение, так как пришлось вспоминать те пословицы, что слышали от родителей и на уроках в школе. Проанализировав и обобщив вышеизложенное, я пришла к выводу, что выдвинутая в самом начале работы гипотеза о том, что пословицы нужны и важны сегодня, ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность нашла своё подтверждение.
Слайд 14
Заключение. Пословицы украшают нашу речь, делают её меткой, яркой, выразительной. Это народные педагогические миниатюры. Они могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников, повышения интеллекта и повышения нравственного уровня. Пословицы - это живость языка, ум, начитанность говорящего. Интересно беседовать с тем, кто выражается метко, мудро, приятно слушать такую богатую речь. Пословицы переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся. Такие пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям других столетий. Долгий век пословиц продолжается.
Слайд 15
Список литературы 1. Аникин В.П. К мудрости ступенька .- М.: Детская литература, 1988.- С.175. 2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200. 3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214. 4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56. 5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283. 6. Вавилова Н.С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 — 69. 7. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 . 8. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо , Изд-во ННН, 2003, — С.616 . 9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955. 10. Кабинетская Т.Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51. 11. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулиба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык 5 класс //Учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2014. 12. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – М.: АСТ: Астрель : Хранитель, 2007. – 191 с. 13. Тупицина Т.С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44. 14. Шейко Н.И. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Вече, 2006. – 304 с.
Слайд 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Почему Уран и Нептун разного цвета
Дерево в снегу
Военная хитрость
Прекрасная химия
Рисуют дети водопад