Исследовательская работа по творчеству А.С.Пушкина
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.23 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Хоринское управление образования»
МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им.Д.Ж.Жанаева»
ХХVI республиканская научная конференция школьников «Шаг в будущее»
Секция: литература
Направление: анализ образной структуры в контексте писателя
Тема: «Образ Емельяна Пугачева в литературе, истории и искусстве»
Выполнил: Цыренова Александра Анатольевна
Научный руководитель:
Гынденова Любовь Юрьевна,
учитель русского языка и итературы,
МАОУ «Хоринская СОШ №1 м.Д.Ж.Жанаева»
2024
Оглавление
1. Пугачёв – историческое лицо………………………………………….……….……5
2. Портрет……………………………………..………………………………………….9
3. Пугачёв в разных видах искусства….………………………………………...…….12
4. Пугачёв у Пушкина……………………………………………………….………….15
Ш. Заключение…………...……………………………………………..…………….17
Список использованной литературы………………………………………….………18
Введение
Емельян Иванович Пугачёв (1742-1775) - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России. Участник Семилетней 1756-1763 годов и русско-турецкой 1768-1774 годов войн, хорунжий. Под именем императора Петра III поднял восстание яицких казаков в августе 1773 года. Стал самым известным среди самозванцев, выдающих себя за императора.
Александр Сергеевич Пушкин - великий русский писатель и поэт, у которого есть период увлечения историей, им написаны произведения на историческую тему. Пушкин, решив написать о Пугачёве и стремясь к достоверности, объездил даже места, где шло повстанческое движение.
Пушкин в произведении "Капитанская дочка" представил Емельяна Ивановича как доброго, отзывчивого и милосердного человека, помнящего благие поступки. Герой часто показан в произведении с хорошей стороны: он держит свое слово, честен, не злопамятен, не мелочен, добродушный и веселый в общении. В целом, личность Пугачёва в повести вызывает симпатию. Он с радостью помогает Гринёву - главному герою, который когда-то отдал ему свой тулупчик. Свою доброту Пугачёв проявляет к капитанской дочке Маше, отпустив её с Гринёвым, вместо того, чтобы казнить. Проблема роли личности важна в любую эпоху, актуальность исследования вижу в том, что в век перемен нам надо оглянуться назад и, возможно, сделать всё, чтобы не было кровопролития в стране.
Емельян Пугачёв - разносторонняя личность, у него есть как отрицательные, так и положительные качества.
Цель исследования:
- изучить образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» и разобрать его личность.
Задачи исследования:
- рассказать о том, как повлиял Пугачёв на историю России.
- раскрыть образы Пугачёва в литературе.
- произвести анализ личности Пугачёва.
Объект изучения: мнения очевидцев, статьи, история.
Методы исследования: беседа, сбор информации, обработка фактического материала, анализ статей.
Практическая значимость: исследовательская работа может быть использована на уроках литературы, истории. Также может представлять интерес для тех, кто интересуется событиями России XVIII века.
Гипотеза: Я предполагаю, что образ Пугачёва в произведениях искусства, в частности в повести Пушкина "Капитанская дочка", "приукрашен", на самом деле он был жестоким человеком.
Этапы исследования:
1. Ознакомление с биографией, изучение жизненного пути.
2. Исторические события, в которых участвовал Пугачёв.
3. Постановка целей, задач, объекта исследования, гипотезы.
4. Анализ.
5. Подведение итогов исследования.
6. Презентация научной работы.
II. Основная часть.
1. Пугачёв - историческое лицо.
Имя Емельяна Пугачёва навсегда связано с крестьянской войной в России, а также с последним переломом мировой истории, который помог закрепиться у власти династии Романовых. Пугачёв родился в станице Зимовейской Донской области (ныне Котельниковский район Волгоградской области). В советской исторической литературе особо подчёркивалось, что за сто лет до рождения Пугачёва в Зимовейской родился другой предводитель широкого казачьего выступления — Степан Разин. Год рождения Емельяна Пугачёва документально не установлен. В 1774 году Пугачёв в ходе показаний следователю Маврину в Яицком городке говорил: «От роду мне 32 года». На следствии в Москве обер-секретарь Степан Шешковский также записал: «Считает себе тридцать третей год». При этом известно, что, будучи в бегах, при получении паспорта на форпосте Добрянском Пугачёв заявил о том, что ему 40 лет.
Этот же возраст он указал при аресте после первой своей поездки к яицким казакам в 1772 году. Большинство историков всё же, сопоставляя различные вехи биографии Пугачёва с историческими событиями, пришло к выводу, что датой его рождения следует считать 1742 год.
Образования Емельян не получил. Он начал помогать родителям по хозяйству с самого детства. До 17 лет «боронил землю за отцом», пока его не призвали на службу вместо отца, вышедшего в отставку.
В 1760-м он попал на войну с Пруссией. Потом в его биографии была Семилетняя и Русско-турецкая война. В перерыве между этими сражениями он находился дома с родными. Спустя десять лет, в 1770 году, Пугачева возвели в знаменосцы, однако в этом чине он отслужил всего один год.
В 1771 году Пугачёв серьезно заболел, и пытался уйти в отставку, однако в увольнении ему отказали. Это и послужило причиной для дезертирства из армии. Он бежал на Терек, где его приютили тюркские казаки, потом некоторое время пробыл на Кубани, у казаков-некрасовцев, жил со старообрядцами под Черниговом, в Гомеле и на реке Иргиз. Три раза за это время был арестован, но каждый раз умудрялся сбежать из-под ареста.
240 лет назад, 21 января в центре Москвы казнили Емельяна Пугачёва. Крестьянское восстание под предводительством Пугачёва охватило территорию более 600 тысяч квадратных километров, поколебав "государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов".
В работах Семена Экштута, советского и российского философа, историка и писателя, читаем: «Казнь Пугачёва была знаковым событием долгого «осемнадцотого» столетия, о котором Радищев сказал: «Столетие безумно и мудро». В исторической памяти россиян сохранилось, что Елизавета Петровна отменила смертную казнь. На самом деле было не совсем так, но все были убеждены, что в империи не существует смертной казни. Но помним, что участников покушения на Александа II в России казнили публично. Казнь Пугачёва состоялась в Москве при огромном стечении народа. Она запомнилась многим. Потому что с казни Пугачева вплоть до казни декабристов больше никого не казнили. Это было знаковое событие, некая веха. И каждый раз, когда возникал вопрос о том, вводить или нет смертную казнь в "Уложение о наказаниях", всегда обращались к исторической памяти и говорили: "Со времени Емельяна Пугачева у нас никого не казнят…"
Что изменилось в стране после восстания Пугачева? По словам того же Семена Экштута: «Это было сильнейшее потрясение для образованного сословия. Представьте, живете вы в имении, дороги плохие, какой-то связи даже с губернским городком нет. Новостей нет. А вокруг шалят пугачевские отряды. Не будем называть их бандами. Страшно. И дворяне стали съезжаться в уездные и губернские города. Собственно говоря, с Пугачевского восстания началась русская дворянская культура». Представители благородного сословия России осознали себя членами одной семьи. Уже потом это было оформлено законодательно, появились уездные и губернские дворянские собрания, Екатерина выпустила Грамоту дворянства. Крестьянская война стала тем питательным бульоном, из которого выкристаллизовалось корпоративное дворянское сознание.
А крестьяне тоже боялись Пугачёва? Как "русский бунт" отразился на их жизни? Крестьянская война заставила власть обратить внимание на проблемы крестьян. До этого власть рассуждала о политике и забывала о проблемах конкретного человека. Выявилась проблема «маленького человека», хотя до Гоголя и Достоевского было еще очень далеко. Тогда власть осознала, что «маленького человека» нужно как-то защитить. Пугачёвское восстание побудило Пушкина, пусть устами Петруши Гринева, сформулировать мысль: "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!
Раз мы сказали слово о Пушкине, давайте поговорим об образе Емельяна Пугачёва в русской культуре и литературе… Семен Экштут пишет: «Для русской культуры Пугачёв сохранился Емельяном Ивановичем из "Капитанской дочки". Умным, добрым, милосердным, несмотря на его жестокий век. Но есть другой Пугачёв, которого живописал тот же Пушкин в "Истории Пугачёвского бунта", включающей повествование и документы. Эти документы страшные, потому что ожесточение с обеих сторон было очень сильным. Волосы встают дыбом, когда читаешь о расправах, устраиваемых обеими сторонами.
Когда Екатерина Великая подавила Пугачевское восстание, она повелела предать "вечному забвению" и Пугачёва, и восстание. Вплоть до царствования Николая I эта тема была под запретом. Он сдернул завесу забвения с этого периода и позволил Пушкину работать в архивах. Интересно, что с этого момента произошло размежевание изучения прошлого в художественной литературе и в исторических сочинениях. У Николая Михайловича Карамзина, который написал "Бедную Лизу" и "Историю государства Российского", были одни и те же читатели. Они читали его историю, как блестящий образец художественной прозы. Хотя это было серьезное историческое сочинение. Весь тираж в 3 тысячи экземпляров (обычно 1200 экз. - прим. ред) разошелся в течение месяца. Когда Пушкин выпустил своего Пугачёва, книжка не имела никакого успеха. Это единственное прижизненное издание Пушкина, которое потом продавалось у букинистов с большой скидкой. Читатели недоумевали, они ожидали романа в истории, а получили полноценную монографию. С этого момента историки стали писать для своего брата историка, а литераторы - для широкого круга читателей.
Для людей XXI века Пугачёв образ Пугачёва слишком идеализирован, потому что Емельян Иванович был пусть крестьянский, но революционер. О зверствах не говорилось. Если на миг представить, в крестьянской войне Пугачёв победил, если бы он пошел на Москву и сумел бы ее взять, это привело бы к разрушению государственности и новой смуте.
История всегда волновала, как писателей, так и поэтов. Полная тайн и загадок, разве могла она не трогать умы творческих натур? Историков и литераторов притягивала особенная загадочная, таинственная личность Емельяна Пугачёва, как простой казак сумел организовать Крестьянскую войну, непохожую на другие восстания, время, когда жил и действовал Пугачёв — одна из интереснейших страниц нашей истории. Да и личностью он был сильной. Личность Пугачёва многогранна и неоднозначна.(сделать под себя)
2. Портрет.
2.1 Пугачев у Пушкина.
В одном официальном документе говорилось, что рост Пугачёва — «два аршина четыре вершка с половиной», то есть примерно 1 метр 62 сантиметра. Самозванец был плечист, «но в пояснице очень тонок», лицо имел продолговатое, смуглое, с желтыми конопатинами, большие карие глаза и нос с горбинкой. Темно-русые волосы были «пострижены по-казацки» — «в кружок». Относительно цвета бороды мнения расходятся: некоторые считали, что она черная с проседью, другие — что тоже темно-русая. Имелись у Пугачёва и особые приметы: не хватало одного зуба («верхнего спереди»), «от золотухи на левом виску шрам»; кроме того, левый глаз был заметно прищурен. О голосе Пугачёва сведения также противоречивые: по одним данным, он был «несколько сиповат», говорил «тихо и нескоро», по другим — «голос имел громкий».
Рассмотрим Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Емельян Пугачёв не отличался богатырским телосложением и яркой внешностью. Он был, по нашим меркам, низкорослым, а по тогдашним представлениям «росту среднего». А.С. Пушкин описывает Пугачёва так: «...Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары...» «... Пугачёв <...> сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого...» «...на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачёв...» «...На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза...» «...Пугачёв протянул мне жилистую свою руку...»
2.2 Картина Перова Василия Григорьевича "Суд Пугачёва".
В начале 1870-х годов Перов обратился к теме, посвященной крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва. Собирая материалы, он совершил поездки по тем местам, где в конце XVIII столетия полыхало восстание — в Поволжье, Оренбургскую губернию, Уральскую область. Художник задумал создание триптиха, части которого должны были изобразить жизнь крестьян под властью помещиков, собственно бунт и суд, учиненный Пугачёвым над дворянами и царскими солдатами. Осуществлена же была только третья часть. Зловеще-мрачная сцена суда трактуется живописцем как народная трагедия, где каждый является носителем своей правды. Пугачёв предстает на картине свирепым тираном, которому противостоят или которому подчиняются остальные герои. Их образы вызывают в памяти персонажей «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: пожилая женщина, прижимающая свою плачущую дочь, напоминает мужественную Василису Егоровну Миронову, а молодой офицер, целующий руку Пугачёву, — предателя Алексея Швабрина.
Симбирские портреты — подлинные прижизненные изображения, выполненные неизвестным художником в городе Симбирске после военного поражения восставших и пленения Пугачёва.
Пленённый Пугачёв находился в Симбирске в период с 1-го по 28 октября 1774 года. Во время его нахождения в городе по приказу командующего войсками графа П. И. Панина для императрицы Екатерины II был изготовлен портрет Пугачёва. Очевидцами, а также пленными сообщниками Пугачёва изображение было признано точным и достоверным. Впоследствии многим участникам следствия и охранения самозванца, а также жителям Симбирска захотелось иметь свой экземпляр портрета самозванца. Художник, чьё имя не сохранилось в документах, изготовил несколько копий первого портрета масляными красками, а также несколько рисунков тушью по заказу оренбургского учёного и историографа пугачёвского восстания П. И. Рычкова. На симбирских портретах Пугачёва были основаны большинство позднейших его изображений.
Раскрыта тайна знаменитого портрета Пугачёва.
Этот знаменитый портрет Емельяна Пугачёва хранится в собрании Исторического музея и долгое время украшал собой его экспозицию. У него очень интересная и даже загадочная история. Я хочу дать слово оренбургскому журналисту Вильяму Львовичу Савельзону, автору книг по истории родного края. Когда Савельзон собирал материалы к книге «Пушкин и Оренбуржье», он общался с сотрудниками нашего музея. Рассказ Вильяма Львовича очень яркий и образный. А потом я дополню его "сухой наукой".
Материал опубликован 30 марта 2011 года на сайте "История Оренбуржь"
Итак, рассказывает Вильям Савельзон:
"...научный сотрудник этого музея Зоя Огризко с благоговением подвела меня к портрету:
- Перед вами один из самых любопытных экспонатов нашего музея. Когда пугачёвцы захватили Илецкий городок, сейчас это село "Илек" вашей Оренбургской области, то в присутственном месте обнаружили портрет императрицы Екатерины. Пробили его пиками, порубили саблями. А потом кому-то пришло в голову: есть местный живописец, вот пусть поверх напишет нашего царя - батюшку. Крестьянская война только начиналась, и восставшим нужен был такой портрет как своего рода агитационный материал: Пугачёв - подлинный царь Пётр III.
Портрет написан маслом на холсте. Иконописные приёмы письма указывают, что автором портрета был иконописец - самоучка из староверов.
Как открылось, что он написан поверх изображения Екатерины Второй? Реставрация портрета в 20-х годах XX века открыла любопытную деталь. Увидели, что через папаху самозванца просвечивает какое-то лицо. Стали осторожно расчищать, и оказалось, что портрет Пугачёва нарисован на портрете Екатерины.
3. Пугачев в других видах искусства.
Стихи, песни и предания о Пугачёве.
О «мужицком царе» Емельяне Пугачёве, обещавшем дать волю простым людям, в народе складывали легенды, писали песни. Конечно же, народные предания подобного рода не дают более или менее точной исторической информации ни о самом герое, ни о событиях, произошедших тогда, в 1773—1775 годах. Много воды с тех пор утекло, и все это — дела давно минувших дней. Но в этих преданиях и песнях предстает сам образ главного героя — простого человека, задумавшего бунт, а события представлены рассказчиками как реально происходящие: «Все это было, точно было».
Песня.
"Судил тут граф Панин вора Пугачёва..."
Судил тут граф Панин вора Пугачева: «Скажи, скажи, Пугаченька, Емельян Иваныч, Много ли перевешал князей и боярей?» — «Перевешал вашей братьи семьсот семи тысяч. Спасибо тебе, Панин, что ты не попался: Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил, На твою бы на шею варовинны вожжи, За твою-то бу услугу повыше подвесил». Граф и Панин испужался, руками сшибался: «Вы берите, слуги верны, вора Пугачева, Поведите-повезите в Нижний-городочек, В Нижнем объявите, в Москве покажите, Все московски сенаторы не могут судити».
Наталья Акимова.
Стихотворение.
"Пугачёв".
Из бурана, из вьюги-метели Вышло страшное, злое дитя. Убаюкать его не сумели Ни цари, ни народ, ни ветра... Сны сбылись, и предчувствия — явью, Пали тяжестью нА плечи всем, Тем, кто думал, что царствовать вправе, Тем, кто править народом посмел... А любовь, это вечное чудо, Не страшась ни застав, ни врагов, Жизнь спасала в кровавую смуту, Вырывая сердца из оков... Сказки, были, легенды России, С детства слух наш к былинам привык... Некрасивое или красивое — Даст почувствовать русский язык! Пожелтели былого страницы, Но опять бредит тьмой колея И ломаются хрупкие спицы Прокрутившего век колеса. А история — злою усмешкой, А история — снова с нуля, Прибауткою, или потешкой, Или притчей про клекот орла. Рваных туч поредевшее племя Над полями да лесом плывет, Чью-то удаль отвергнуло стремя, И река в глубине прячет брод. И дороги то пылью, то снегом Поперек всей земли пролегли, Даже солнце — затмением света: «Усмири пылкий нрав, усмири!» Хватит кровушки, плач Ярославны Не стихает века на Руси! Стяг росою кровавой оплавлен — Дети горькие горькой земли...
Предание "Горькая смерть".
Фома дворовый был пугачевец, и его решили повесить. Поставили рели, вздернули Фому, только веревка под ним оборвалась... Упал Фома с релей, а барин подошел и спрашивает: «Что, Фома, горька смерть?» — «Ох, горька!» — говорит. Все думали, что барин помилует, потому что, видимо, Божья воля была на то, чтобы крепкая веревка да вдруг оборвалась. Нет, не помиловал, велел другую навязать. Опять повесили, — и на этот раз Фома сорвался. Барин подошел к нему, опять спрашивает: «Что, Фома, горька смерть?» — «Ох, горька», — чуть слышно прохрипел Фома. «Вздернуть его в третий раз! Нет ему милости!» И так, счетом, повесили барского человека три раза.
Фильмы о Пугачеве и Пугачевском бунте.
О Пугачевском бунте, о самом Пугачеве и его соратниках снято несколько десятков документальных фильмов. Образ «народного царя» привлекал внимание и кинематографистов. В годы советской власти было снято несколько художественных фильмов, в которых восстание Пугачева, чаще называемое Крестьянской войной 1773—1775 годов, представлялось как борьба за свободу угнетенного народа. В Советском Союзе и в других странах несколько раз экранизировали повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», в которой автор красочно описал восстание. О периоде пугачевщины в настоящее время читаются лекции, причем рассматривают этот период истории России с разных точек зрения.
Документальные фильмы и радиопередачи:
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва (СССР, 1962)
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва (СССР, 1984)
Час истины. Емельян Пугачёв и его время (Россия, 2007)
Художественные фильмы Вадим (Повесть из времен Пугачёва) (Российская империя, 1910)
Капитанская дочка (Емелька Пугачёв) (Российская империя, 1914)
Булат-Батыр (Пугачёвщина) (СССР, 1927)
Капитанская дочка (Гвардии сержант) (СССР, 1928)
В ходе исследовательской работы, я опросила учащихся 8 - 9 классов школы №1 им. Д. Ж. Жанаева.
Вопросы:
1.Знаете ли вы Емельяна Пугачёва?
1)да
2) Нет
2. Откуда вы его знаете?
а) изучали на уроках истории,
б) смотрели фильм,
в) читали книгу. Если читали, то какую книгу?
г) Иное
3.Как вы относитесь к Пугачёву?
А) положительно
В) отрицательно
4. Какой он герой в «Капитанской дочке»? (можно выбрать несколько вариантов ответов)
А) добрый
Б) жестокий
В) справедливый
Г) Ваше мнение -
5. Пугачев - освободитель или «душегуб»?
6. Знаете ли вы произведения искусства, связанные с именем Е. Пугачёва?
1) Да. Если да, то какие ?
2) нет
По результатам опроса, многие школьники знают Пугачёва, но не все вспомнили его сразу. В основном, большинство учащихся читали повесть из школьной программы "Капитанская дочка", некоторые изучали на уроке истории. Отрицательное отношение к Пугачёву имеют больше школьников, чем положительное. Почему они так думают? А. С. Пушкин в своем романе описывал Пугачёва следующим образом:
"...расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня..." (Гринев о Пугачеве, глава XII)
"Добро, спасибо злодею и за то..." (попадья о Пугачеве, глава XII)
"...собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца..." (генерал о Пугачеве, глава VI)
"...Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич..." (глава II)
Пугачев является жестоким, безжалостным, кровожадным человеком с суровой душой. Ему ничего не стоит лишить человека жизни:
"Да ты должен, старый хрыч, вечно бога молить за меня да за моих ребят за то, что ты и с барином-то своим не висите здесь вместе с моими ослушниками... Заячий тулуп! Я-те дам заячий тулуп! Да знаешь ли ты, что я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы?»" (Пугачев угрожает слуге Савельичу, глава IX)
"Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной!.." (глава XI)
"Казалось, суровая душа Пугачева была тронута..." (глава XII)
Он является хладнокровным человеком, по словам Петра Гринева:
"Его хладнокровие ободрило меня..." (глава II)
Учащиеся моей школы, описывают Пугачёва жестоким, но при этом справедливым. Является ли Пугачёв освободителем? По мнению ребят, да, является. К сожалению, многие не слышали о других произведениях искусства, кроме романа Пушкина "Капитанская дочка".
III. Заключение.
Считаю, что гипотеза частично верна. Пугачёв - часто скрывался под маской, на самом деле он жестокий человек. В романе А.С.Пушкина " Капитанская дочка" Емельян сильно "приукрашен". Пушкин показал его не взглядом политика, а взглядом простого человека. Можно выделить несколько пунктов из проделанной работы:
- в истории Е. Пугачев провел множество бунтов , переросших в войну;
- в повести «Капитанская дочка» мы видим образ обычного мужика, запутавшегося в жизни;
- речь Емельяна Пугачева щедро насыщена пословицами и поговорками, характеризующими его как выразителя народной правды, народных представлений о жизни (характер пословиц отражает удаль русского человека, любовь к свободе, стремление к правде и справедливости, умение быть благодарным);
- песни, которые сопровождают образ Пугачева, несут ощущение трагизма, обреченности;
Вывод: в историческом произведении Пушкин не мог показать Пугачева положительным, потому что тот был разбойником, поднявшем восстание против власти. Поэтому у него возник замысел о написании романа «Капитанская дочка», в котором перед нами Пугачев – человек с положительными и отрицательными чертами.
Использованная литература:
Источники:
Иван Васильевич меняет профессию
Подарок
Сказка об одной Тайне
Притча о гвоздях
Рисуем пшеничное поле гуашью