Исследовательская работа по творчеству А.П.Платонова
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Хоринское управление образования»
МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им.Д.Ж.Жанаева»
ХХVI республиканская научная конференция школьников «Шаг в будущее»
Секция: литература
Направление: концептуальное рассмотрение проблемы в творчестве писателя
Тема: «Инженерия в литературном творчестве Андрея Платонова»
Выполнил: Ниндакова Номин
Научный руководитель: Гынденова Любовь Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж.Жанаева»
2024 год
Оглавление
3. «Маркун»………………………………………………………………………….7
III. Заключение……………………………………………………..……………..9
Литература…………………………………………………………………..…….…10
Приложение………………………………………………………………...………..11
Андрей Платонович Платонов был не только писателем и инженером, но и изобретателем. В 1924 году он получил первый документ о своем изобретении — «Устройство для поддержания напряжения в сети постоянным при переменном числе оборотов генератора». Позже он лично и со своим братом на пару получал не раз патенты на свои изобретения. Сейчас много внимания уделяется техническим наукам и робототехнике, поэтому интересно было бы познакомиться с человеком незаурядного ума, который делал открытия в электрификации и мелиорации и при этом писал литературные произведения. В этом вижу актуальность своего исследования. Обзор изученной литературы позволил прийти к выводу, что инженерные знания легли в основу многих рассказов молодого Платонова. Ведь центральным мотивом публицистики 20-ых годов писателя – создание устройств и машин, которые освобождали бы людей от тяжелой работы.
Цель исследования: изучить биографию и творчество писателя.
Поставленные задачи:
- познакомиться с биографией Андрея Платонова;
- изучить литературное творчество;
- выявить произведения, в которых писатель использует свои инженерные знания.
Объект исследования: Андрей Платонович Платонов.
Предмет исследования: жизнь Платонова, его произведения.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что Платонов в своих художественных произведениях отобразил свои инженерные открытия.
Методы исследования: сбор и обработка информации, анализ рассказов писателя, обобщение результатов.
Практическая значимость: исследовательская работа может быть использована на уроках литературы. Также может представлять интерес для тех, кто интересуется творчеством Андрея Платонова.
Новизна: сочетание технического мышления и гуманитарного начала.
Русский писатель Андрей Платонов прожил трудную, но насыщенную жизнь. Он родился 28 (16) августа 1899 года в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Климентова, от имени которого позже образовал литературный псевдоним.
В семь лет Андрей стал учеником церковно-приходской школы. В 1909-м его записали в обычную школу, где ученики учились всего 4 класса. В тринадцать он уже пошел на работу. Он был старшим из детей, поэтому должен был помогать приносить деньги в семью. В разные годы мальчик обучался разному мастерству, и к 18-ти уже имел опыт работы в нескольких городских мастерских.
Он получил образование сначала в церковно-приходской, после – в четырехклассной городской школе. С 1919 года стал учиться в Воронежском железнодорожном политехникуме. Так как в семье средств на житье не хватало, он прервал учебу и начал работать. Сменил много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, испытал, что такое тяжелый труд, работая на производстве мельничных жерновов. Закончил техникум в 1921 году, после гражданской войны.
В 1921 году писатель женился на Марии Кашинцевой. Ему было 21 год, но это была первая и настоящая любовь Платонова. Он очень любил свою Марию, что посвятил ей свой рассказ «Песчаная учительница». В 1922-м у счастливой пары родился сын Платон. Его назвали именем дедушки, отца Андрея. Мальчик, к сожалению, прожил короткую жизнь и умер от туберкулеза в 21 год. Виной всему были избалованность в детстве и хулиганства в подростковом возрасте.
Засуха, которая привела к массовому голоду среди крестьян, заставила Платонова поработать инженером в 1922–1926 годах в Воронежском губернском земельном отделе. Его стараниями в губернии появились 763 пруда, 315 шахтных колодцев, 16 трубчатых колодцев и 3 сельские электрические силовые установки. В то время он выступал в печати с многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, хотел коренного изменения к лучшему народной жизни.
В 1926 году он подал заявку на изобретение «О принципах конструирования первого опытного газового тепловоза», получил патенты на изобретения «Прибор для нанесения плана по данным тахиметрической съёмки» и «Дальномер». В 1933 вместе с братом Петром получил авторские свидетельства на «Приспособление для подвода электрического тока к электрическому нагревательному элементу» и «Компенсационное устройство к весам, у которых вес тела уравновешивается электромагнитной силой». В 1936 Платонов в соавторстве с братом подал заявку на изобретение «Шестерня». Последнее из известных изобретений Платонова — «Электрический сверхъёмкий аккумулятор на принципе сверхпроводимости» — сделано в 1947 году.
Андрей Платонов умер в 1951 году в Москве.
Наряду с публицистикой, из которой выкристаллизовалась тема электрификации в соединении с основным конфликтом между (буржуазным) полом и (пролетарским) сознанием, в 1920 году Платонов предпринимал попытки по созданию художественных текстов. Помимо автобиографического рассказа от первого лица, с которым он дебютировал в «Очередном» в 1918 году, Платонов экспериментировал с техниками аукториального посредничества между речью персонажей и речью рассказчика.
В первом разделе обозначим две доминирующие тенденции стилистически-дискурсивного формирования действующих лиц на примере двух ранних рассказов — «Апалитыч» и «Маркун». Применительно к эволюции стиля платоновской прозы оба героя этих текстов в высокой мере зачинательны. В основе выражения их характеров заложены соответствующим образом дифференцированные модели коммеморативного повествования. Экспериментальный повествовательный образ Маркуна, в котором воплощена скорее модель коммуникативной памяти, имеет тенденцию к письменной речи.
В 12 лет Платонов уже писал стихи, но всерьез литературой увлекся в 18 лет. Работал журналистом в воронежских газетах "Известия укрепрайона", "Красная деревня". В журнале "Железный путь" были опубликованы стихотворения Платонова "Ночь", "Тоска". В том же году вышел его рассказ "Очередной". Также публиковались очерки, статьи и рецензии. Платонов стал одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступал в периодике, в том числе под псевдонимами Елп. Баклажанов, А. Фирсов. Известно, что в качестве корреспондента «Красной звезды» Платонов во время войны побывал под Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. В сентябре 1942 года написал первый военный рассказ «Броня». Главный герой рассказа работает над изобретением состава сверхпрочной брони. После его гибели становится ясно, что броня, «новый металл», «твёрдый и вязкий, упругий и жёсткий» – это, оказывается, характер народа.
Инженерное творчество Платонова повлияло на его художественные произведения. Он работал машинистом на паровозе, поэтому очень хорошо разбирается в нем, паровозы во многих произведениях писателя («В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек» и др). В своих рассказах автор отразил свою любовь к технике и подчас к железу относился как к живому существу. В повести «Сокровенный человек» главный герой Фома Пухов наблюдает картину попавшего в аварию железнодорожного состава: «Не глядя на лежащего машиниста, он засмотрелся на его замечательный паровоз, все еще бившийся в снегу. «Хороша машина, сволочь!» - говорит он. А погибший в аварии помощник машиниста удостоен краткой похвалы: «Жалко дурака: пар хорошо держал!» А в рассказе «Родина электричества» главный герой Душин олицетворяет людей с их стремлением разумного обустройства мира научно-техническим путем. Целью жизни героя является электрификация, воплощающая, в его понимании, победу сознания над материей. В этом смысле герой отражает юношеские идеи самого Платонова, который в 1920-е годы принимает активное участие в проекте ГОЭЛРО и позиционирует электричество как силу, которая сделает возможным действительное осуществление перехода к «царству сознания».
Переустройство мира, по Платонову, должно осуществляться через технический прогресс. Революция же дает человеку возможность такого переустройства. Это в целом было характерно и для взглядов большинства идеологов того времени (Федорова, Богданова, Гастева). Машина мыслится Платоновым как средство, которое поможет человечеству достигнуть идеала. В тоже время машина в философии Платонова – это нечто одушевленное. Своеобразный сплав человека-машины – вот идеал Платонова. Только отказавшись от человеческих слабостей, телесного низа, направив всю силу своей мысли и силу своего чувства на переустройство мира можно достигнуть счастливого царства сознания, где человек обретет бессмертие. В художественном мире Платонова железная дорога связана с важнейшим философским мотивом движения, включающим «уход», «возвращение», «дом», «дорогу», «странничество» и т. д. Это сложный идейно-художественный комплекс, в котором «движение» именно по железной дороге приобретает свою специфику. Странничество и поиск, как правило, в русской традиции связан с пешим передвижением. Такой образ есть и у Платонова (стихи из «Голубой глубины», «Чевенгур», «Глиняный дом в уездном саду», «Июльская гроза» и др.). Платонов совместил традицию странничества с железной дорогой.
Социально-политические проблемы Андрей Платонов не считал главными причинами бедствий человечества, гораздо существеннее для него была неверная вещественно-энергетическая установка людей в отношении окружающего их Космоса и друг друга. Именно поэтому он переводил на язык физики и электротехники происходящие вокруг него события.
16 сентября 1920 года, за несколько дней до того, как в Воронеже вышел «Апалитыч», Платонов закончил еще один короткий рассказ, «Маркун», и послал его в московский журнал «Кузница». Правда, вышел он только в марте 1921‐го.
Наряду с Апалитычем Маркун представляет собой, пожалуй, важнейший прототип героя в ранней прозе Платонова. Во многих отношениях Маркун — антипод Апалитыча. Апалитыч — стар, Маркун — юнец. Апалитыч изобретает истории, Маркун изобретает машины. Пожалуй, важнейшее отличие состоит в том, что все, что мы узнаем об Апалитыче, мы узнаем либо из речи рассказчика, либо из рассказов самого Апалитыча, из его своеобразных устных фигур речи. Маркун же редко выражает себя в тексте рассказа, совсем наоборот — то, что читатель узнает о нем, он узнает из актов чтения или актов письма героя.
«Маркун» рассказывает об изобретении вечного двигателя, «Эфирный тракт» - об открытии законов «выращивания» вещества, «Рассказ о многих интересных вещах» - об изобретении способа получать воду в пустыне с помощью электричества.
Чтение и изучение произведений Платонова позволяет заметить, что одна из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества — оригинальный литературе язык. Его часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным». Платонов активно использует приём остранения, его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для детской речи. Что же такое остранение? Остране́ние — литературный приём, который выводит читателя «из автоматизма восприятия», предполагает взгляд на рядовые явления под неожиданным углом зрения. Термин введён литературоведом Виктором Шкловским в 1916 году. Впрочем, некоторые исследователи считают, что у Платонова наблюдается метод неостранения.
К сожалению, в тридцатые годы и к концу жизни писателя, критика была беспощадна к литературной деятельности Платонова. Считали, что он порочит существующий строй (сатирическое изображение лидеров колхозного движения в рассказе «Впрок») и клевещет на советских людей (рассказ «Возвращение»). Какое-то время в 30-ых годах его перестали печатать, но он продолжал писать. Платонов оставил после себя прекрасные научно-фантастические рассказы и просто рассказы о людях труда, очерки, пьесы, киносценарии, литературно-критические статьи, сказки.
Рассмотрим рассказ «Маркун», в котором автор отразил свои инженерные способности и размышления.
Это научно-фантастический рассказ (приложение 1) с философскими размышлениями - был одним из первых произведений автора, раскрывающих тему развития техники во благо человека. В начале своего литературного пути Платонов выразил веру в энергию человека. Строительство нового мира он связывал с наукой. В первых его произведениях виден пафос технического переустройства мира. В центре рассказа – философ-механик Маркун. Он обладает естественнонаучным типом мышления. Основная идея – «перевернуть землю» – во внутреннем монологе главного героя. И в то же время он как бы в поиске самого себя, жаждет обрести истину, понять, кто он таков: творец или мечтатель. Самое главное – у него есть цель жизни. Он хочет создать машину, которая дает «человеку в его немощные руки новый молот безумной мощи», он поможет облегчить жизнь людей. Маркун многие месяцы, может быть, и годы, работает над своей машиной, он болен, но не собирается отступать от задуманного: «…Но голова была ясна и просила работы. В нем всегда горела энергия. Даже когда он корчился в кошмарах, он помнил о своих машинах, об ожидающих чертежах, где им рождались души будущих производителей сил…».
Герой обращается мысленно к Архимеду и говорит: «Я обопрусь собою сам на себя и пересилю, перевешу все, не одну эту вселенную».
Подробное описание работы механизма, чтение героем своих чертежей позволяет сделать вывод, что Платонов использует свои инженерные знания в рассказе, например: «…Но первый мотор тогда тоже начнет потреблять силы в два раза больше против первого момента своей работы, иначе говоря, он заработает с мощностью второго мотора. А второй мотор, как в два раза сильнейший, опять будет работать энергичней первого в два раза (значит — в четыре относительно первого момента) и потянет за собою вал на четверное ускорение против скорости в первый пусковой момент. Потом ускорение будет равняться 8,16,32... Итак, мощность будет возрастать бесконечно; предел ее — прочность металла, из которого сооружены моторы…»
Даже в лирических отступлениях, когда герой, выйдя во двор смотрит на звездное небо и рассуждает: «…А если на других звездах живут сильные, разумные существа: они ведь превращают этот свет в работу, поглощают его своими машинами и их миры нам не видны…». Главным героем с детства движет великая любовь к человеку, он «наполнил свою жизнь стыдливою жертвой и трудом для него», «не мог понять своей скрытой любви ко всему».
Как-то в весеннюю пору, благодаря своему упорству, Маркун наконец создает свою чудо-машину, но при испытании она ломается. Герой неожиданно понимает, что преодолел себя – «…Только сейчас я начал жить. Только теперь я стал миром. Я первый, кто осмелился». Опыт, хоть и отрицательный, всегда опыт. Неудача заставит героя снова идти в бой с чертежами, с машиной. Мы не сомневаемся, что главному герою удастся придумать нечто новое, ведь он любит чертежи больше, чем книги. Схему водяного напора он называет песней.
У Платонова в этом рассказе машина как универсальная метафора сотворения нового человека: «Машина трудом создана и труд производит. Она не только брат наш – она равна человеку, она его живой, удивительный и точный образ» («Ремонт Земли», 1920). Да, на самом деле, возможно, Платонов хотел через своего героя не просто машину создать, а создать какой-то новый, глобальный механизм, который поменял бы и людей: «Но тогда моя машина — пасть, в которой может исчезнуть вся вселенная в мгновение, принять в ней новый образ, который еще и еще раз я пропущу через спирали мотора».
«Маркун» - рассказ, который имеет научно-технический язык, хотя жизнь и размышления героя вполне приземисты. Платонов в коротком рассказе смог соединить инженерную мысль с житейскими проблемами. Нельзя забывать, что рассказ написан в 1921 году, в самом начале становления социалистического строя. Поэтому и хочет герой изменить людей и их быт в лучшую сторону. В то время механизаторство только начало развиваться.
Самым эффективным процесс стилевой адаптации терминов в языке платоновской прозы связан с тем, что они входят в языковую картину мира и персонажа, и автора, становятся естественным элементом сознания, в котором в органической связи оказываются как изначальный компонент мироздания (земля, растение, человек и т. д.), так и понятия современного опыта (паровоз, семафор, рельсы, скорость и т. п.) и современного научного знания (электромагнитная волна, микрофарада, поверхность катания и т. п.).
В заключение хотелось бы сказать, что поставленная гипотеза оказалась верной и в его произведениях герои ищут правду, создают разные устройства, которые работают во благо человечеству. Автор восхищается силой природы: «природа — сила, природа — бесконечна, и сила, значит, тоже бесконечна». Писатель считает, что эту силу природы должны люди использовать для улучшения своей жизни, облегчить тяжелые работы с помощью машин. Как человек, который изобретал электрические приспособления и аккумуляторы, он прежде всего инженер, но тем не менее он смог в литературных произведениях ярко переплести научные открытия и общечеловеческие вопросы. Не зря он в юности поступал в университете сначала на физико-математическое, потом на историко-филологическое отделения. В нем прекрасно «уживались» и техник, и гуманитарий.
Платонов подчеркивает, что желание довериться науке и разуму в попытках преобразовать мир – приведёт к ещё большему одиночеству и разрушению этого самого мира. Чем больше человек хочет развить и улучшить мир вокруг себя, держа в уме бессмертие человека, тем чаще всё оборачивается обратным результатом.
Использованная литература:
1. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова / К.А. Баршт. - 2-е изд., доп. - СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. - 478 с.
2. Вознесенская М.М. Семантические преобразования в прозе А. Платонова : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Вознесенская М.М. ; Рос. Акад. наук, Ин-т рус. яз. - М., 1995. - 15 с.
3. Остранение // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 704 — 1596 с.
4. Биография Андрея Платонова https://biographe.ru/znamenitosti/andrey-platonov
5.https://kartaslov.ru/книги/Константин_Каминский_Электророман_Андрея_Платонова_Опыт_реконструкции/4
7. https://dzen.ru/a/XsuBqKb4-Tu57NHg
Приложение 1
Андрей Платонов. Маркун (рассказ, 1921)
Каждый вечер после ужина, когда его маленькие братья ложились спать, он зажигал железную лампу и садился думать.
Ему никто не мешал. По полу бегали тараканы, ребятишки бормотали во сне и плакали. Гуни сползали с них и пухлые животы дышали туго и тяжко, как у храпевшего отца.
Маркун нашел в книге листик и прочел, что он записал еще давно и забыл: разве ты знаешь в мире что-нибудь лучше, чем знаешь себя. И еще: но ты не только то, что дышит, бьется в этом теле. Ты можешь быть и Федором и Кондратом, если захочешь, если сумеешь познать их до конца, т.-е. полюбить. Ведь и любишь-то ты себя потому только, что знаешь себя увереннее всего. Уверься же в других и увидишь многое, увидишь все, ибо мир никогда не вмещался еще в одном человеке.
Пониже на листике было написано: ночь под 3-е февраля. Мне холодно и плохо. А вчера я видел во сне свою невесту. Но ни одной девушки я никогда не знал близко. Кто же та? Может быть, увижу и сегодня. Отчего мне никогда не хочется спать.
Маркун прочел и вспомнил, что больше он ее во сне не видел. От недавней болезни у него дрожали ноги и все тело тряпкой висело на костях. Но голова была ясна и просила работы. В нем всегда горела энергия. Даже когда он корчился в кошмарах, он помнил о своих машинах, об ожидающих чертежах, где им рождались души будущих производителей сил. Его мучило, если он находил ошибку, неточность и не мог сейчас же ее исправить.
Маркун вынул из печурки бумагу с чертежами, снял клопа со щеки мальчика и опять сел.
На дворе в морозе завизжал свисток паровоза. На большом листе были начерчены крутые спирали. Толстая изогнутая шесть раз труба в своем хребте хранила мощь размаха и вращения. Зубчатые передачи были готовы встретить удары зубцов и зубцы и сдвинуть всякое тяжелое сопротивление.
В углу бумаги Маркун написал: природа — сила, природа — бесконечна, и сила, значит, тоже бесконечна. Тогда пусть будет машина, которая превратит бесконечную силу в бесконечное количество поворотов шкива в единицу времени. Пусть мощь потеряет пределы и человек освободится от борьбы с материей труда.
Чтобы вскинуть землю до любой звезды, человечеству довольно одного моего мотора — станка.
Маркун встал, оперся о печку и сон тихим ветром налетел на него.
В это время в поле разыгрывалась метель и паровозы еле пробивали сугробы и рвали тендерными крюками завязавшие в снегу вагоны.
Через дальнее теплое море шел яркий веселый пароход с смеющимися красавицами. Кроткими глазами они смотрели в большое ночное небо и ждали утра, когда приедут на берег в белые города к родным забытым матерям.
Маркун очнулся.
Архимед, зачем ты позабыл землю, когда искал точку опоры, чтобы под твоей рукой вздрогнула вселенная.
Эта точка была под твоими ногами — это центр земли. Там нет веса, нет тяготения — массы кругом одинаковы, нет сопротивления. Качни его — и всю вселенную нарушишь, все вылетит из гнезд. Земля ведь связана со всем хорошо. Для этого не нужно быть у земного центра: от него есть ручки — рычаги, они выходят по всей поверхности.
Ты не сумел, а я сумею, Архимед, ухватиться за них.
Сильнейшая сила, лучший рычаг, точнейшая точка — во мне, человеке. Если бы ты и повернул землю, Архимед, то сделал бы это не рычаг, а ты.
Я обопрусь собою сам на себя и пересилю, перевешу все, не одну эту вселенную.
Лампа, я не нахожу света светлее твоего.
Маркун любил чертежи больше книги. В этой сети тонких кривых линий, точных величин, граней и окружностей дрожала оживляющая сила машин.
Он раз написал линиями песню водяного напора. Он вычертил с линейкой и циркулем эту бурю линий и повесил на стену. Когда он спросил у одного друга объяснения чертежа, тот не понял и отвернулся. А у Маркуна от этого чертежа волной поднималась музыка в крови.
Если устроить двигатель, — думал Маркун, — вырабатывающий в секунду определенную величину энергии; если связать с ним непосредственно одним валом другой двигатель, дающий в ту же секунду энергию в два раза большую против первого двигателя, и если давать им неограниченное количество естественных сил (воды, ветра), то тогда общая работа этой пары моторов будет такова: вращение сначала будет соответственно работающей естественной энергии в первом малом моторе, потом увеличится в два раза, так как второй мотор одновременно съедает естественных двигающих сил в два раза больше. Но первый мотор тогда тоже начнет потреблять силы в два раза больше против первого момента своей работы, иначе говоря, он заработает с мощностью второго мотора. А второй мотор, как в два раза сильнейший, опять будет работать энергичней первого в два раза (значит — в четыре относительно первого момента) и потянет за собою вал на четверное ускорение против скорости в первый пусковой момент. Потом ускорение будет равняться 8,16,32... Итак, мощность будет возрастать бесконечно; предел ее — прочность металла, из которого сооружены моторы.
Маркун нагнулся над чертежом. Его турбина имела шесть систем спиралей, последовательно сцепленных и последовательно возрастающих по мощности. Следовательно, ускорение будет шестикратным. Вода же будет так расходоваться, что будто работает одна последняя шестая спираль; это потому, что другие пять спиралей будут работать одной и той же водой.
Всякая теория — ложь, если ее не оправдает опыт, — подумал Маркун. — Мир бесконечен и энергия его поэтому тоже бесконечна. Моя турбина и оправдала этот закон.
И огнем прошла неожиданная мысль, что если бы найти металл с бесконечной способностью прочного сопротивления, бесконечной крепости. Но такой металл есть: он просто одна из видов мировой энергии, вылитая в форму противодействия. Это вытекает из общего закона бесконечных возможностей сил и их форм. Но тогда моя машина — пасть, в которой может исчезнуть вся вселенная в мгновение, принять в ней новый образ, который еще и еще раз я пропущу через спирали мотора.
Я построю турбину с квадратным, кубическим возрастанием мощности, я спущу в жерло моей машины южный теплый океан и перекачаю его на полюсы. Пусть все цветет, во всем дрожит радость бесконечности, упоение своим всемогуществом.
Били часы. Маркун не считал их.
На постилке затрясся его маленький брат в пугающем сне. Маркун нагнулся над ним...
Он опять сидел у лампы и слушал вьюгу за ставнями.
Отчего мы любим и жалеем далеких, умерших, спящих. Отчего живой и близкий нам — чужой. Все неизвестное и невозвратное — для нас любовь и жалость.
Совесть сжала его сердце и страдание изуродовало лицо. Маркун увидел свою жизнь, бессильную и ничтожную, запутанную в мелочи, ошибки и незаметные преступления.
Он вспомнил, как этого маленького брата, который теперь бьется от страха во сне, он недавно столкнул со стола, и с той поры тот молчал, сторонился и закрывался от нечаянного быстрого взмаха его руки, думал, что будет опять бить.
Лампа гасла. Метель пошла на сутки.
Маркун вышел на двор. Ветер гудел в туче снега, а иногда вверху метель прорывалась и видны были одна-две испуганные звезды на сером будто близком небе.
Маркун крикнул. Холодный ком ударил его по лицу и потек за рубашку. На миг вдруг все стихло и звезда совсем близко улыбнулась ему.
Сколько мы видим и сколько не видим звезд, — подумал Маркун. — Они светятся отраженным светом чужих солнц. А если на других звездах живут сильные разумные существа: они ведь превращают этот свет в работу, поглощают его своими машинами и их миры нам не видны, они темны, и, может, есть рядом с землею, ближе луны, большая темная планета, а мы ничего про нее не знаем. Она вбирает в себя всю энергию света и тепла, не дает никаких отражений, невидима и мертва для нас.
Маркун вернулся домой. Лампа потухла и фитилек горел далекой красной искоркой. Он лег на пол и замер до утра. Прошли месяцы. Маркун раскопал где-то две газовых трубы нужных размеров, согнул их спиралями и сделал приблизительную модель своей турбины. Но не стал ее сразу пробовать, а спрятал в сарай и забыл про нее. Теперь для него потянулись дни томительного счастья ожидания.
Маркун верил в себя. Знал, что нет, не может быть ошибки в спрятанной машине. Она пойдет. Ее мощь безгранична. Он, Маркун, победил многие силы. Никто еще ничего не знает. Не знает, что это он дал человеку в его немощные руки новый молот безумной мощи.
Была весна. Маркун ходил по вечерам в поле и глядел, как горел закат на небе и в болотах и в лужах. Везде была вода, вода и тишина. И прошлый год и вот теперь он весной кого-то любил. Он был незаметен и жил одиноко.
Но в детстве, когда он потерял веру в Бога, он стал молиться и служить каждому человеку, себя поставил в рабы всем, и вспомнил теперь, как тогда было ему хорошо. Сердце горело любовью, он худел и гас от восторга быть ниже и хуже каждого человека. Он боялся тогда человека, как тайны, как Бога, и наполнил свою жизнь стыдливою жертвой и трудом для него.
Раз он полдня сгружал на станции дрова из вагона, а на заработанные деньги купил красную погремушку ребенку-слепцу, который жил у соседей в сарае, куда запирала его мать, чтобы он не убежал и не убился, когда она уходила на работу. Он так привык к сараю, что не плакал там, и не умел играть и смеяться.
Весеннее прохладное небо темнело, будто уходило выше. И на краю поля поднимался туман.
Маркун стоял под лозиной в тишине и влажной мути, ползущей по полям. И не мог понять своей скрытой любви ко всему.
Чуть была видна избушка лесного сторожа. К ней подходила девушка и маячила в синем сумраке красноватой юбкой. Она махала рукой. Должно быть кликала кого из лесу, кричала мягкою грудью, ласково и протяжно, и улыбалась.
Маркун ничего не слыхал, и прилег от неожиданной муки и боли на землю.
Неслышно прошел мимо странник, и сразу пропал на дороге.
Эту ночь Маркун не спал. Он лежал у окна и смотрел в небо на улыбающиеся звезды, на затаившуюся ждущую ночь. Завтра он пустит машину. Все в нем сразу стихло, сжалось, и он забылся, будто упал в колодезь без дна.
Ещё горела последняя утренняя звезда и от близкого солнца накалялся восток, когда Маркун проснулся и сразу вскочил. Он что-то вспомнил, какой-то огонь, жаркий и мгновенный, прошел через него и потух. А Маркун все забыл. Он стоял, двигал скулами, прилипался и тянулся мыслью за убегающими тараканами, и не мог ничего вспомнить. Большое и неизвестное ударило его во сне. Он стоял и ловил, что ушло и не вернется. Но след, прямой и острый, остался в душе и изменил ее.
Человеку отдано все, а он взял только немного, — вспомнил Маркун свою старую мысль. И не стал жалеть, что великий восторг оборвался в нем и он не узнал его.
Маркун вышел на двор. Было тихо, морозно и светло. Если глянуть сейчас в просторном поле вверх по дороге, то увидишь далеко, и кто-то идет к тебе тихо и прямо, издалека. Маркун пристроил в сарае к углу турбину, привинтил чашку, в которую упиралась пята машины, и воронку, и принес от крана с улицы пять ведер воды. Воду он вылил в бочонок, потом смазал машину, повернул ее оборота два рукой и засмеялся своей одинокой радости. Позвать бы, сказать кому? Нет, тогда, после. Его и так считают дураком, не тем дураком, какого любят и жалеют, а тем, которого ненавидят.
И он вспомнил девушку, что махала у леса рукой и звала. Если бы она пришла сейчас в сарай. Рассказал бы ей все, она поняла бы его и он взял бы ее за ту же руку. И Маркун улыбнулся от счастья и тоски. Загудел гудок. Маркун вспомнил о труде, о работе до крови, о борьбе и неутомимости, о гордой человеческой жизни, которой полна ликующая земля, о громе машин и потоках электричества.
Он зачерпнул ведро воды и вылил его в воронку над турбиной. Он был спокоен и уверен. Отпустил кран — и машина рванулась и загремела. Вокруг ее повисло неподвижное кольцо отработанной выбрасываемой воды.
Маркун все подливал воды. Турбина ревела и, казалось, стояла неподвижно от быстрого вращения. В воронке вода крутилась вихрем от всасывания машиной. И слышно, как выла и стонала вода по спиралям. Машина наращивала силу. Машина расходилась и свистела от хода и резала водяным вихрем воздух.
Маркун стоял. В нем была тревога и ожидание. Все замерло в нем, будто он только родился и ничего не понимал. Он в первый раз не думал, никакая мысль не вела его.
От ударов машины в стену трясся и подпрыгивал весь сарай. Внизу задымился подшипник, через секунду из него дрожью било пламя.
Машина увеличивала ход. Мощь ее росла и, не находя сопротивления, уходила в скорость.
Лопнула нижняя спираль, с визгом оторвался кусок трубы и, вращаясь, ударил в деревянную стенку сарая, пробил ее и вылетел на двор.
Турбина выскочила из подшипника и зарылась в землю.
Маркун вышел за дверь и остановился. Лозина низко опустила голые хворостины и шевелила ими по ветру. Загудел третий гудок. Второго Маркун не слыхал.
Я оттого не сделал ничего раньше, подумал Маркун, что загораживал собою мир, любил себя. Теперь я узнал, что я — ничто, и весь свет открылся мне, я увидел весь мир, никто не загораживает мне его, потому что я уничтожил, растворил себя в нем, и тем победил.
Только сейчас я начал жить. Только теперь я стал миром.
Я первый, кто осмелился.
Маркун взглянул на бледное, просыпающееся небо.
Мне оттого так нехорошо, что я много понимаю.
Источник: http://platonov-ap.ru/novels/markun/
Круговорот воды в пакете
В поисках капитана Гранта
Прекрасная химия
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Нарисуем попугая цветными карандашами