Письма с фронта действительно можно назвать живой историей. Изучение их способствует осознанию и пониманию того, что советский народ смог победить врагов, благодаря мужеству, стойкости, любви к Родине и ненависти к фашизму. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты своих детей, жён, матерей и процветания России.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_pisma_s_fronta.pptx | 2.71 МБ |
proekt_pisma_s_fronta.docx | 526.51 КБ |
Слайд 1
Письма с фронта,слова дожившие до наших днейСлайд 2
Восприятие писем с фронта в современном обществе . В настоящее время письма с фронта перестают быть просто письмами (то есть средством коммуникации между людьми) – они становятся символами чего-то важного и требуют к себе особенного отношения .
Слайд 3
Виды фронтовых писем
Слайд 4
Полевая почта Полевая почта – вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычное государственные почтовые ведомства.
Слайд 5
Военная цензура Военная цензура – одна из форм контроля со стороны военных и других государственных органов открытых видов информации, а иногда и частной переписки с целью не допустить опубликования и оглашения в них сведений, составляющих военную тайную, то есть сведений военного характера, охраняемых государством как разновидность государственной тайны.
Слайд 6
Похоронка. Похоронка — документ, краткая разговорная форма определения официального извещения о гибели военнослужащего, присланного из войсковой армейской части. Наибольшее распространение получило в годы массовой гибели советских военнослужащих частей Советской Армии в годы Отечественной войны 1941-1945.
Слайд 7
Заключение Исследовательская работа на тему «Письма с фронта, слава дожившие до наших дней» будет интересна каждому, кто интересуется историей Великой Отечественной войны .
Слайд 8
Спасибо за внимание!
МКОУ Барлукская СОШ
«Письма с фронта»
Проектная работа по литературе
Выполнил:
учащийся 10 «а» класса
Брехов Иван
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шашлова Светлана Ивановна
2021
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Письма с фронта » |
Автор | Брехов Иван |
Цель | Изучение фронтовых писем, определение их ценности как исторического источника. |
Задачи |
|
Руководитель | Шашлова Светлана Ивановна |
Год разработки | 2021-2022 |
Предметная область | Литература |
Учебная тема (к которому мой проект имеет отношение) | Великая Отечественная война 1941- 1945 года. Письма с фронта. |
Тип проекта | Исследовательский |
Тип проекта по предметно-содержательной характеристике: | Индивидуальный |
Технологии | Исследование теоретических материалов, их анализ. |
Краткая аннотация проекта. | Письма с фронта действительно можно назвать живой историей. Изучение их способствует осознанию и пониманию того, что советский народ смог победить врагов, благодаря мужеству, стойкости, любви к Родине и ненависти к фашизму. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты своих детей, жён, матерей и процветания России. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2021 – март 2022 |
Ожидаемые результаты (продукт) | Структурировать полученные данные и оформить в виде презентации. |
2
Содержание: стр.
2. Основная часть. 6 - 14
2. 1. Отличие фронтовых писем от писем, написанных в наше время. 6.
2.2. Восприятие писем с фронта поколением 21 века. 7.
2.3. Виды фронтовых писем. 8-9
2.4. Полевая почта. 10.
2.5. Военная цензура. 11.
2.6. Похоронка. 12.
2.7. Письма Махоткина А.Ф. и Махоткина П.Ф 13-14
3. Заключение. 15.
3
Введение
Война… Само это слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны! Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Нет ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война.
Тем ценнее для нас свидетельства участников войны, найденные неизвестные ранее документы, военные фотографии.
Самые дорогие реликвии – фронтовые письма, которые бережно хранились в семье солдата, воюющего с врагом.
Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.
Письмо с фронта - это самое радостное событие для семей, так называемая весточка с фронта от родного человека. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через годы их мысли о войне будут опубликованы. День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. Актуальность: тема фронтовых писем сегодня не только не потеряла актуальности, а наоборот, приобретает всё больший размах. Ведь уходит время, уходят из жизни солдаты, остаются только вещественные памятники да письменные источники, в том числе и письма солдат. Изучение фронтовых писем позволяет пережить реальное событие войны, восстановить картину сражений глазами солдат, которые принесли нам победу.
Цель: изучение фронтовых писем, определение их ценности как исторического источника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить литературу, посвященную теме «Великая Отечественная война 1941- 1945 года»;
4
- исследовать материалы школьного краеведческого музея, посвященные фронтовым письмам.
Гипотеза: Считаю, что изучение писем с фронта способствует осознанию и пониманию, почему советский народ смог победить во время Великой Отечественной войны, играет большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств.
5
2.1.Отличие фронтовых писем от писем, написанных в наше время.
Письмом является текст в компактной форме на бумаге или других материалах. Оно является также важной перепиской между двумя и более адресатами. Человека, разносящего письма, называют почтальоном.
Письма с фронта. Как их ждали… Письма военных лет хранят память о тех днях. В них есть все: короткие рассказы о войне, стихи, пожелтевшие фотографии военкоров, вырезки из боевых листков и газет, слова любви к своим близким и мечты о послевоенном счастье. Во многих семьях бережно, как реликвии, хранят письма отцов и дедов. Для миллионов наших соотечественников весточки с фронта на годы становились ответом на самый важный и сокровенный вопрос: «Жив ли?».
События самой кровопролитной в истории человечества войны описаны в мемуарах и исторических трудах, отражены во множестве документов. Но именно письма трогают наше сердце скорбью по погибшим, еще раз заставляют вспомнить о лихолетье, заставляют переживать и задумываться об итогах и уроках былой войны…
И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны.
В настоящее время под письмом понимают также сообщение, созданное и/или переданное электронным способом или посредством SMS мобильного телефона. А также содержащее не только текст, но и различные мультимедийные элементы (например, изображения, видео- и аудиозаписи).
6
2.2.Восприятие писем с фронта поколением 21 века.
Сохранившихся писем с фронта осталось не так много. В наше время встретить фронтовые письма - большая редкость.
Накануне 76-летия ВОВ, нынешнее поколение с интересом занимается изучение писем с фронта, историческими данными и сведениями. Этот интерес связан с тем, что мы даже не можем представить себе военную жизнь. Письма — это источник знаний, который показывает нам самые сокровенные сюжеты жизни того времени.
Память связывает поколения. 76 лет как отгремели последние залпы. А память не даёт нам покоя. Музейные реликвии не дают успокоиться. «Дорогая моя Ниночка! Береги себя и детей. Обо мне не думай, у меня всё хорошо». Наверное, это духовный мост, который перекинут между поколениями через года, десятилетия.
В письмах чувствуется и красота духа человека, и мужество, и желание жить и любить, и сила русского народа – это священная память о простом солдате, о защитнике родной земли, который насмерть стоял на Курской дуге и остался там навеки в этой чужой стороне в братской могиле.
В настоящее время письма с фронта перестают быть просто письмами, то есть средством коммуникации между людьми. Они становятся символами чего-то важного и требуют к себе особенного отношения.
При работе с письмами приходилось сталкиваться со многими проблемами. В первую очередь – это неразборчивый почерк и разговорная речь того времени. Изучение многих писем стало проблемой и по той причине, что некоторые из них написаны простым карандашом, а поэтому текст не очень хорошо виден на бумаге и сильно подвержен стиранию. Потёртости бумаги и другие повреждения документов не дают разобрать некоторые части текстов. Однако, несмотря на все существующие проблемы, письма были мною внимательно прочитаны и изучены.
7
2.3. Виды фронтовых писем.
Фронтовые письма делятся на три разновидности:
1. персональные письма персональным адресатам: родным, близким, знакомым;
2.персональные и коллективные письма в партийные, советские, комсомольские организации;
3.коллективные письма с фронта родным и близким фронтовиков.
Неизвестна переписка фронтовиков друг с другом.
Письма распределяются на:
- почтовые карточки;
- бумажные письма в конвертах;
- открытки;
- похоронки;
- письма – треугольники.
Письма-треугольники были стандартной формой переписки солдат во время Великой Отечественной войны. При помощи их поддерживалась связь между солдатами, воюющими на фронте, и их родными. Треугольники сообщали о том, что солдат живой, но могло дойти и страшное известие — такие письма часто заменяли "похоронку".
Откуда же взялась необычная форма писем? Во время войны письма солдат с фронта доставляли их родным бесплатно. Однако почтовые работники столкнулись с тем, что попросту не хватало конвертов. Так и появились треугольники.
Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; адрес писали на наружной стороне листа, почтовая марка была не нужна. Чаще всего письма с фронта писали простым "химическим карандашом" – при смачивании водой или слюной, карандаш оставлял чёткий фиолетовый след, который не стирался. Еще был "командирский карандаш", он двусторонний: красный с одной стороны и синий с другой. Если позволяли условия, то писали чернилами при помощи перьевой ручки из госпиталя (многие школьники приходили помогать раненым бойцам письма писать) или писарь части был "компанейский" парень и позволял использовать реквизит.
8
2.5. Полевая почта.
В 1939 году в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты.
И во время Великой Отечественной войны в СССР действовала тоже военно-полевая почта. С её помощью ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось до 70 миллионов писем. В действующую армию и на флот за военные годы было адресовано около 40 % всех писем, отправленных через гражданские почтовые отделения.
В военные годы письма на фронт порой доходили быстрее, чем в наши дни. Письма либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон. Почтовые эшелоны пропускались в первую очередь и следовали без остановок. Корреспонденция доставлялась всеми имеющимися видами транспорта — специальными почтовыми вагонами и кораблями, самолетами и автомобилями, мотоциклами и даже почтовыми голубями. Последних использовали для доставки секретных сообщений через линию фронта в тех местах, где самолет не смог бы пролететь незамеченным. Чаще всего почтальонами были мужчины. Это было связано с тем, что общий вес груза, который им приходилось переносить, можно было сопоставить чуть ли не с весом пулемета. Уже к концу 1941-го года советская почта работала как четко отлаженный механизм. Полевой почте присваивался № - условное наименование формирования за границами СССР (пример: полевая почта № 16441 «А»)
9
2.6. Военная цензура
Солдатские «треугольники», посланные полевой почтой, проходили военную цензуру, где ставился штамп: «ПРОСМОТРЕНО Военной цензурой»
Военная цензура – одна из форм контроля со стороны военных и других государственных органов открытых видов информации. Цель: не допустить опубликования и оглашения сведений, составляющих военную тайну.
С этой целью было издано постановление «О мерах по усилению политического контроля почтово-телеграфной корреспонденции» от 6 июля 1941 г. Пункт 2 этого документа обязывал Народный комиссариат государственной безопасности СССР организовать 100% о просмотр писем и телеграмм... Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской.
В годы войны и особенно в первые послевоенные годы значительно увеличилась переписка с зарубежными странами. Они также вели переписку со своими родными и близкими. Все эти письма проходили цензуру органами государственной безопасности.
10
2.7. Похоронка.
Похоронка — документ, официальное извещение
о гибели военнослужащего, присланного из войсковой
армейской части.
Похоронка служила документом для обращения в военкомат, с целью получения семьей погибшего военнослужащего пособий от государства. Оформлялась в войсковой части, куда был приписан военнослужащий. Также данные о погибших заносились в документы, которые поступали в архивы ведомства и могли быть запрошены через военкоматы по месту жительства семьи погибшего.
Страшнее похоронки было только извещение о том, что военнослужащий "пропал без вести". Случалось, что похоронку оформляли ошибочно, полагая, что человек погиб.
11
2.8. Письма Махоткина Анатолия Фёдоровича и Махоткина Павла Фёдоровича.
В школьном краеведческом музее находятся пожелтевшие от времени фронтовые письма - треугольники, написанные простым карандашом. Этим письмам уже более семидесяти лет. С волнением я беру в руки эти драгоценные листочки - письма с фронта - и читаю; за каждым этим листочком – человеческая судьба и короткая жизнь, оборванная вражеской пулей.
Жила в нашем селе семья Махоткиных - Федора и Евдокии. Было у них два сына: Анатолий и Павел. Когда началась Великая Отечественная война, сыновья в первых рядах ушли на фронт. Павел погиб в 1942г., Анатолий прошел всю войну и вернулся домой.
В музее хранятся письма Анатолия Фёдоровича Махоткина:
05.04.1942 год. «Я жив, здоров! Служу в рабоче-крестьянской Красной армии. Писать много не могу, читайте газеты, узнаете, как мы наносим удары по фашистам, которые без оглядки бегут на запад…. Мой адрес: 354 полевая почта, 259 гаубичный артиллерийский полк, 1 дивизия.
21.12.1943 год: «Дорогие родные, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Надеюсь, что 1944 г принесет нам новые победы над врагом! Здесь каждый боец одет, хорошо обут. Недавно я стал членом партии ВКП (б), какое высокое звание!»
24 марта 1943 года: от Анатолия пришло письмо - треугольник на товарной накладной , написанное на быструю руку простым карандашом:
«Не обижайтесь на меня, мои родные! Пишу мало, потому что больше нельзя, запрещено!»
На треугольнике стоит штамп «Проверено цензурой.
И В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ ЕЩЁ СТРОКИ: «Когда я был в Карпатах, получил от Вас письмо, где Вы пишите, что наш Павлик геройски погиб на фронте, под г. Вильнюс Литовской ССР
31 июля 1942 г. Я буду бить немцев беспощадно, я разгромлю фашистов за смерть моего брата».
22.12.1944 год: Анатолий продолжал писать: "Продолжаю воевать с фашистами, мщу за смерть брата Павлика! Высылаю свою фотографию, пусть она Вам напоминает о том, что Ваш сын не сдается!» 12
Единственное письмо Павла Фёдоровича Махоткина, брата Анатолия Махоткина:
« Служу в чине старшего лейтенанта в авиационной части, на истребители громлю немецких фашистов»
Из писем я узнал, что наш выпускник школы Махоткин Анатолий Федорович воевал на Белгородско - Харьковском направлении, участвовал в боях на Курско- Орловской дуге, участник боев за Карпаты. Участвовал за освобождение городов: Воронеж, Новый Оскол, Белгород, Харьков, Львов, Краков, Бельск, Крановице. Имеет правительственные награды: Орден Красной Звезды, медаль за Отвагу, за боевые заслуги, за Победу в ВОВ.
13
Заключение
Я познакомился с содержанием солдатских писем братьев Махоткиных – Анатолия и Павла. Они пронизаны заботой и любовью о своих родных и близких. В каждом письме солдат верит в победу, вселяет надежду своим родным и близким в скорую встречу. Читать строки опалённых войной солдатских писем невозможно без слёз. Понимаешь, что солдат будет биться с врагом до последней капли крови, до последнего вздоха он будет защищать свои семьи, детей, жён, родителей. Для него главное: их спокойствие, их жизнь. Защищая семью – солдат защищает Родину. Особенно стали дороги для меня письма моих земляков. Они ходили по дорогам, по которым хожу я, видели эти же леса, поля, деревья, землю. Любили своих родителей так же сильно, как я.
В солдатских «треугольниках» часто встречаются слова ненависти к врагу.
В процессе изучения материала для данного проекта я более подробно узнал о важном историческом периоде в жизни нашей страны.
Считаю, что поставленной цели добился, задачи выполнены:
- мной изучены фронтовые письма, определена их ценность как исторического источника.
- изучена литература, посвященная теме « Великая Отечественная война 1941- 1945 года»;
- исследованы материалы школьного краеведческого музея, посвященные фронтовым письмам.
Гипотеза подтверждена. Письма с фронта действительно можно назвать живой историей. Изучение их способствует осознанию и пониманию того, что советский народ смог победить врагов, благодаря мужеству, стойкости, любви к Родине и ненависти к фашизму. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты своих детей, жён, матерей и процветания России.
Я узнал о том, что фронтовые письма были не только треугольники, но и почтовые карточки, закрытые письма, письма-секретки. Все они обязательно проверялись цензурой, о чем свидетельствуют штампы на письмах, зачеркнутые строчки.
Новым для меня явилось то, что в военное трудное время была возможность переслать солдатам деньги и посылки.
14
Список использованной литературы
1.videouroki.
2.Источник: книга «Фронтовые письма» О бойце...
3. Кондратов В.А. Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом.
4. Маршак С.Я. Почта военная.
5. Письма из школьного краеведческого музея села Барлук Куйтунского района
6. Письма с фронта любимым… Сборник писем и воспоминаний военных лет/ Сост. Ред. Г.Н. Белоглазова – Барнаул: Изд. «А.Р.Т.», 2007. – С. 96.
7. Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17 22/04/2015
8. Хроника Великой Отечественной войны:http://ru.wikipedia.org
15
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем подснежники гуашью
Пчёлы и муха
Злая мать и добрая тётя
Сказка про Серого Зайку