В сочинении раскрывается тема человека на войне.
Вложение | Размер |
---|---|
Тема человека на войне. | 18 КБ |
Тема мужества и самоотверженности в годы Великой Отечественной войны. | 19 КБ |
Цена Победы. | 15.87 КБ |
Человек на войне
Великие войны имеют начало, но не имеют конца. Они продолжаются в памяти людей, в книгах ,стихах и песнях. Время войны измеряется не только днями и ночами, но и человеческой жизнью и смертью, болью и кровью, любовью и ненавистью. Но самое трудное на войне - пройти сквозь всё это и остаться человеком.
В душе каждого писателя-фронтовика кровоточит осколок войны, который заставляет его говорить от лица своего поколения неприкрашенную, суровую «окопную» правду. Писателей привлекают не военные события, а философская сущность и причины, которые определяются поступками и действиями людей на войне.
Тема сохранения человечности в нечеловеческих условиях - ведущая во всех произведениях, посвящённых войне. Сашка (В. Кондратьев «Сашка») пообещал тяжелораненому прислать санитаров. Добираясь до санвзвода, он сам получил ранение, но всё равно пошёл с санитарами, переживая за судьбу того бойца. Он чувствовал личную ответственность перед «раненным», «ведь он слово дал -умирающему слово». Это же нравственное чувство не позволяет ему «пустить в расход» пленного немца, потому что в листовке было написано, что пленным «обеспечена жизнь и возвращение на Родину после войны». «Очень много видел Сашка смертей за это время, но цена человеческой жизни не уменьшилась от этого в его сознании».
Долг и ответственность за выполнение приказа, за жизнь солдат тяжёлым бременем ложится на вчерашних мальчишек- молоденьких лейтенантов. Им особенно тяжело решать судьбы людей, им надо ещё получить это право признанием солдат. Провести орудия через ненадёжный мост - первое испытание для лейтенанта Володи Третьякова (Г. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние») На его приказ артиллеристы не сдвинулись с места: «И не столько даже мосту они не доверяли - выдержит, не выдержит, - как ему они не верили». Но Третьяков выполняет свой долг - проводит орудия. Молодой лейтенант чувствует высокую ответственность за солдат, за их жизнь - ведь у каждого она была одна, единожды дарованная ему жизнь». «Глядя на них, «живых, весёлых вблизи смерти», он размышляет: «Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих?»
В кровопролитных боях надо Ржевом в 1942году погибли почти все товарищи Сашки - из ста пятидесяти человек в роте оставалось шестнадцать. Весной 1944 года полёг почти весь взвод Третьякова. «Навеки девятнадцатилетним» остался и сам лейтенант.
А для героев рассказа «Красное вино победы» Е. Носова война уже закончилась. Находясь в госпитале в подмосковном городке Серпухове, раненные «со дня на день, с часу на час ожидали близкой победы». И вот когда в госпиталь приходит известие о победе, умирает в палате солдат Копешкин, умирает тихо и незаметно. Оторванный войной от мирного труда в родной древне, он и перед смертью живёт крестьянскими заботами. Умирая, Копешкин разглядывал рисунок с избой и деревом, сделанный рассказчиком, «вспоминая всё, что было одному ему дорого в том далёком и неизвестном для остальных Сухом Житне»
Литература о войне строга и немногословна . Это- скорбный реквием по миллионам погибших и гимн человеку, его мужеству и подвигу «ради жизни на земле».
Мужество –великое свойство души… ( по произведениям русских писателей).
История нашей страны – это история войн, многочисленных побед и поражений. Начиная с древних времён Россию опустошают военные действия. Так было во времена Киевской Руси, в средние века, когда страну раздирали междоусобицы, во временв Ивана Грозного, в девятнадцатом столетии, когда в страну пришёл Наполеон. Войны с татарами, японцами, шведами, немцами! В двадцатом веке гражданская, первая и вторая мировая войны… А в наше время – Афганистан, Чечня. И сейчас - Украина. Если история богата войнами, то русская литература богата описанием этих войн. Каждый автор рисует нам военные события с разных сторон, сходясь лишь в одном: война – это величайшее зло, потому что она уничтожает, опустошает, калечит, губит и жжёт. И никогда никому не приносит счастья, даже тем, кто её затевает.
Каждая из войн, потрясших Россию, нашла своё отражение в произведениях русских писателей. Говоря о событиях 1812 года, мы вспоминаем, конечно, Толстого и его эпопею «Война и мир». В романе описаны грандиознейшие события. Его персонажи, начиная от юнкера Ростова до императора Александра , повторяют одно и то же суждение : «Война –это ужасно». Бородинское сражение в книге Толстого – это не только испытание его героев и подтверждение философской теории писателя о народе как движущей силе истории. Это испытание всего народа, историю которого писал Толстой. И это испытание показало огромную нравственную силу людей , их скрытый патриотизм. Даже готовясь к смерти, они продолжают жить полной жизнью: работать, шутить, улыбаться. Когда приходит беда, у честного человека рождается сознание того, что «все, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство – есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем – то». Исход войны решается множеством простых и естественных поступков отдельных людей. « Если бы по каким-то причинам надо было назвать величайший роман 19 века, я бы назвал «Войну и мир Толстого»,- сказал английский писатель Джон Голсуорси
Война-это горе, это неизбывная боль народа, именно о них свидетельствует и вся русская военная проза двадцатого века. «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые, с их славою и с их болью , правдиво и художественно отражены в произведениях Василя Быкова, Виктора Некрасова. Юрия Бондарева, Владимира Богомолова…И хотя боюсь читать о войне, о крови ,о страданиях и смерти, на одном дыхании прочитала повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой». Осталась боль, боль за героев повести, которым довелось воевать всего пять дней под Москвой в ноябре 1941 года, и все двести сорок молодых красивых, романтически настроенных юношей погибли ,остались здесь ,под Москвой , «после судорожного бесславного боя…».Изображая войну, автор следует толстовской традиции: война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Автор, прошедший сквозь ее ад, пишет невероятную «явь войны «. А его героям только предстоит в полной мере осознать это. Вскоре курсанты поймут, что все их книжные представления о войне – это мираж, беспощадно уничтоженный суровой действительностью. Война - «жестокая страна», и потому автор насыщает книгу «жестокими», беспощадными в своей правде эпизодами , которые вызывают у героев чувство тошноты, отторжения смерти, нежелания видеть кровь, страдания и смерть. В финальной сцене поединка с танком Алексей Ястребов вершит свой подвиг сурово и буднично; перед нами возмужавший герой, воин, ясно осознающий свою роль в этой войне. Алексей Ястребов вдруг понял, что в нем растаяла тень страха перед собственной жизнью. Теперь она стояла перед ним как дальняя «безразличная ему нищенка». Читая эти строки, вспоминаешь размышление Ю. Бондарева о свободе человека от страха смерти: «Когда человек судорожно держится за жизнь, он находится в мучительном телесном рабстве. Как только исчезает алчное насыщение жизнью, наступает свобода от страха смерти. И тогда человек свободен безгранично». Перед лицом смерти Алексею вспоминается его детство, дед Матвей…Здесь, на поле боя, сошлись прошлое и настоящее, а ради будущего надо было встать из траншеи с бутылкой зажигательной смеси и шагнуть навстречу идущему на него танку. И он шагнул, взорвал танк…
В романе «Прокляты и убиты» В. Астафьев говорит о своих героях, что жестокая сила войны не погасила в них «свет добра, справедливости, достоинства ,уважения к ближнему своему, к тому. что было от матери, от отца, от дома родного, от России, наконец передано, наследством завещано», и это в полной мере относится к героям повести К.Воробьева, пережившим краткий миг победы_в ночном бою и в полной мере –суровые ее будни. Писатель приводит нас к выводу, который сформулировал еще Н. М. Карамзин: «Мужество есть великое свойство души; народ ,им отмеченный, должен гордиться собою»
Глупый мальчишка
Почта
Про пингвинов
Разноцветное дерево
Волшебная фортепианная музыка