Сочинение- призёр муниципального и участник регионального этапов Всероссийского конкурса "Без срока давности" - 2024
Вложение | Размер |
---|---|
ponamarev_artyom.docx | 26.59 КБ |
«Работа и судьба. И подвиг ежечасный…»
Эссе
Таким поступкам нет забвения –
Ни через годы, ни вовек.
Юлия Вихарева.
Всё ближе 80-летний юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне, но память о ней не меркнет, а, наоборот, разгорается с большей силой, и этот огонь поддерживается нашим ярко выраженным желанием знать правду о тех страшных 1418 днях и ночах войны 1941-1945 годов.
Мне почти двенадцать лет. Я, конечно, не успел встретиться с живыми участниками военной поры. Но мне есть кем гордиться! На фронте были два моих прадедушки: Николаю посчастливилось возвратиться живым в своё родное село Преображенка Тяжинского района Кемеровской области, а прадедушка Дмитрий навечно остался на чужбине: он погиб 15 июля 1943 года и похоронен в Братской могиле, что находится в посёлке Дубровский Болховского района Орловской области. Информацию о героях нашей семьи бережно хранят мои родные и передают её из поколения в поколение. Настала очередь моя прикоснуться к исторической правде, сохранить и предать её другим.
Подобных моим прадедам были очень много, к сожалению, 29 миллионов наших защитников не вернулись в родные края, не порадовали своих матерей, жён, детей.
Сегодня я хочу поговорить о тех, кто имел самую мирную на свете профессию – учитель - и, сменив школьную указку на смертоносное оружие, встал на защиту Родины в этой самой кровопролитной войне против фашистской Германии. Почему они это сделали?
Слово "учитель" ассоциируется у меня с человеком-образцом для подражания, человеком беспокойного сердца, неравнодушного к чужой беде. Человеком с тёплым маминым или папиным взглядом и доброй душой. Человеком, готовым пожертвовать собой ради спасения других. Моё представление о настоящем Учителе укрепилось, когда я познакомился с учителями-участниками Великой Отечественной войны.
В июле 2023 года исполнилось 145 лет со дня рождения известного польского педагога Януша Корчака. Весь мир знает о подвиге этого отважного Учителя, в августе 1942 года принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанники созданного им приюта. Вся жизнь этого человека была подвигом во имя детей. Благодаря ему, многие дети-сироты были согреты теплом и заботой. Особое внимание Януш Корчак уделил еврейским детям, ведь они на его родине подвергались жестокому обращению. Для них он и создал свой приют "Дом сирот", а позже, в 1942 году, организовал ещё один приют "Главный дом прибежища".
Судьбу еврейских детей фашисты решили в августе 1942 года:
«Зачистка. Уничтожить полностью.
Еврейским детям – тоже газ…»
Не человек без чувств и совести, –
Сам дьявол отдавал приказ, - нельзя не согласиться с автором этих строк Юлией Вихаревой. В этом настоящее лицо врага: беспощадность, звериная жестокость, коварство.
Януш Корчак не оставил своих ребят. Он выстроил их в колонну по четыре, взял на руки двух самых слабеньких детей, и все вместе они отправились на поезд, который должен был доставить их в концлагерь Треблинка. Это был марш протеста против жестокости, против преступлений фашистов. Учитель знал, куда ведёт детей, но ничем не мог изменить их участь. Он только рассказывал им добрые светлые сказки, говорил, что скоро им будет легко и хорошо.
Учитель мог бы спастись от смерти, потому что его к этому времени знали во всем мире как хорошего военного врача, замечательного педагога, к которому приезжали перенимать опыт, его знали как писателя и путешественника. У Януша Корчака было много зарубежных друзей, они готовы были спрятать его от войны, даже фашистский офицер, узнав его, предложил, оставить детей, а самому спастись. Но учитель остался преданным своим ребятам. Перед смертью никто из двухсот детей и сам учитель не проронили ни звука - это был немой протест против фашизма. Учитель принёс себя в жертву ради своих воспитанников, которые верили ему. Это настоящий подвиг! Он заслуживает восхищения и уважения, потому о нём знает и до сих пор помнит весь мир.
В истории войны 1941-1945 годов есть имена малоизвестных учителей-героев. И очень хорошо, что память о них хранят краеведческие музеи разных уголков нашей страны. Об учителях-фронтовиках моего родного края я узнал из материалов школьного музея. В моей родной школе работал учитель химии и биологии Даниил Семёнович Березовский, в должности командира взвода он участвовал в Битве под Москвой, которая длилась с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942 года; форсировал реки Днепр, Днестр и Десну, за что был награждён орденом Красной звезды. И это, я уверен, заслуженная награда, ведь четырёхмесячная битва за Днепр, например, - это одно из крупнейших сражений в мировой истории, в результате её Левобережная Украина была полностью освобождена от немецких войск. Не менее важное значение имела победа Красной Армии и на берегу Днестра - это была последняя опора немцев, отсюда начинался путь к полному разгрому немецких захватчиков. Учитель трудового обучения Николай Александрович Косточкин принимал участие в обороне Брестской крепости, освобождении городов Минск, Варшава, Берлин. Был трижды ранен. Награждён орденами Отечественной войны и Славы 3 степени.
Учитель географии Владимир Алексеевич Максименко освобождал Сталинград, города Украины и Белоруссии, форсировал реки Днепр и Неман, прошёл Пруссию и участвовал в битве за Берлин. Три ранения и контузию получил за время войны, награжден орденами Красной Звезды и Славы 3 степени, медалями: «За отвагу», «За взятие Берлина». Командиром взвода истребительного полка был на учитель физической культуры и начальной военной подготовки Иван Захарович Каплинский, награждённый орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией". Не приходится сомневаться, что Владимир Алексеевич и Иван Захарович были героями войны, учителями, выигравшими её, потому что медалью "За отвагу" награждали исключительно за храбрость, проявленную на поле боя.
Среди материалов школьного музея хранится номер старенькой районной газеты "Знамя труда", где размещена информация об учителе-фронтовике моей школы Николае Петровиче Николаеве. Он был лётчиком-штурмовиком, всю войну выполнял сложнейшие задания командирования и всегда выходил победителем. Одно из них: "Штурмовик «ПЕ-2» мчался с предельной скоростью, имея под собой всего 400 метров. В бомбовых люках – 600 килограммов груза. Под крылом – Серебряные пруды – районный центр неподалёку от Тулы. Стрелок-радист Николаев «прочитал» скопление автомашин у одного из домов. Там дислоцировался штаб немецкой кавалерийской части. Бомбовой удар с малой дистанции был точен..." Грудь участника войны Николаева Н. П. украшают многочисленные награды.
Вот такие они, наставники молодёжи, патриоты нашей Родины, образцы для подражания - Учителя, выигравшие Великую Отечественную войну!
Кто поверит в нас так же, как мать и отец?
Кто подарит свою бескорыстность сердец?
Опустить не позволит кто в трудности рук?
Твой учитель - наставник, опора и друг!
Завершая свои рассуждения, предлагаю присоединиться к словам современного поэта Александра Деревянко:
Знаю, выбрать нельзя, кто нужней и важней,
Но хочу, чтобы чтили мы учителей!
Источники информации
Яблоко
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Девочка-Снегурочка
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики