Мы выбрали данную тему потому, что, поступив в этом учебном году в 1 класс, я столкнулась с тем, что в школе нам часто задают учить стихи наизусть. На заучивание стихотворения я трачу больше 1 часа своего времени.
Гипотеза:
Цель: выявление способа, который облегчит запоминание стихотворений.
Первым делом я решила узнать, сколько времени тратят ребята моего возраста на заучивание стихотворений. Я обратилась к своему учителю с просьбой провести анкетирование среди родителей нашего класса и ответить на вопрос: «Сколько времени тратит Ваш ребёнок на заучивание стихотворений из 3 – 4 четверостиший?». На мой вопрос анкеты отвечали 25 родителей.
На мой вопрос родители ответили, что 2 ученика запоминают стихи от 5 до 20 минут, 7 учеников – полчаса, 4 ученика – 1 час, 12 человек, такие же как я, тратят на запоминание стихотворения более часа.
Значит, моё первое предположение о том, что ребят достаточно много, которые тратят большое количество времени на запоминание стихотворений, подтвердилось. Их оказалось 16 человек из 25 опрошенных: 4 человека – 1 час, 12 человек – более часа.
Я решила узнать, а какие вообще существуют способы запоминания стихотворений, и обратилась к сети Интернет.
Я узнала, что таких способов несколько:
1. Визуальный.
2. Слуховой.
3. Двигательный.
4. Логический.
Я обратилась к своему учителю и сообщила ей о моём исследовании. Галина Александровна подробно рассказала мне о каждом способе запоминания стихотворений: 1. Визуальный – заучивание стихотворений с опорой на «картинный план» или готовые картинки. («мнемотехника»)
2. Слуховой – заучивание стихотворений, когда сначала ребенок слушает чтение взрослого, потом повторяет вместе с ним, а потом - повторяет один.
3. Двигательный – заучивание стихотворений с сопровождением определённых движений.
4. Логический – заучивание стихотворений по смысловым кусочкам, создавая образы прочитанного.
Меня заинтересовал способ запоминания «мнемотехника». Суть данного способа запоминания заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) - мнемоквадрат; затем выстраивается мнемодорожка из нескольких мнемоквадратов; а из мнемодорожек – целая мнемотаблица. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого можно по памяти, используя графическое изображение, рассказывать стихотворение целиком.
Когда нам задали в школе выучить стихотворение Валентина Берестова «Утята» наизусть, я решила проверить, а облегчит ли мне заучивание стихотворения «мнемотехника». Я нарисовала к каждой строчке стихотворения мнемоквадрат, затем составила из них 2 мнемодорожки и получила целую мнемотаблицу, благодаря которой выучила стихотворение за 20 минут, чего со мной никогда не было.
На следующий день я рассказала учителю о своём эксперименте и предложила провести эксперимент в классе: предложить ученикам выучить 4 стихотворения наизусть разными способами запоминания и определить, а какой способ запоминания облегчит заучивание стихотворений каждому ученику. Галина Александровна согласилась и рассказала всему классу о каждом способе запоминания стихотворений.
Первым стихотворением для заучивания был отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад». Мы с учителем предложили ребятам выучить данное стихотворение, используя выбранный мною способ запоминания «мнемотехника».
Следующим стихотворением для заучивания было стихотворение Якова Акима «Первый снег». В этот раз мы с учителем предложили ребятам выучить данное стихотворение, используя слуховой способ запоминания.
Следующим стихотворением для заучивания был отрывок из произведения Корнея Чуковского «Мойдодыр». Для заучивания данного отрывка мы с учителем предложили ребятам двигательный способ запоминания.
И последним стихотворением для заучивания в нашем эксперименте было стихотворение Ивана Сурикова «Зима». Мы с учителем предложили ребятам выучить данное стихотворение, используя логический способ запоминания.
После проведения эксперимента я провела анкетирование среди учеников моего класса, которые ответили на вопрос: «Какой способ запоминания облегчил Вам заучивание стихотворения?»
Ответы на мой вопрос показали следующее:
на 1-ом месте оказалось заучивание стихотворений способом «мнемотехника» – 14 человек из 25;
на 2-ом месте – заучивание стихотворений логическим способом запоминания – 5 человек из 25;
на 3-ем месте – заучивание стихотворений слуховым способом запоминания - 4 человека;
и на 4-ом месте – заучивание стихотворений двигательным способом запоминания – 2 человека.
Таким образом, ребята выбрали для заучивания стихотворений разные способы запоминания. Но большинству ребят (14 человек), как и мне, легче запоминать стихотворения зрительным способом – «мнемотехника».
Значит, моё второе предположение о том, что существуют способы, помогающие облегчить заучивание стихотворений, тоже подтвердилось.
Таким образом, в результате проведенного исследования были изучены способы запоминания стихотворений и определены способы, которые облегчают заучивание стихотворений.
Итак, моя гипотеза подтвердилась целиком:
- ребят, которые тратят большое количество времени на запоминание стихотворений, много;
- существуют способы, помогающие облегчить заучивание стихотворений;
Благодаря моему исследованию ребята моего класса узнали о новых способах запоминания стихотворений, выбрали для себя наиболее удобный способ и стали применять его на практике.
Вложение | Размер |
---|---|
kryukova_sofiya.pptx | 1.32 МБ |
Слайд 1
"КАК ЛЕГЧЕ ЗАПОМНИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ?" А втор : Крюкова София , 1 класс Руководитель : Демина Галина Александровна МБОУ "СОШ № 1", г.Тарко -СалеДевочка-Снегурочка
Рисуем белые грибы пастелью
Нора Аргунова. Щенята
Как Снегурочке раскатать тесто?
Зимняя сказка