Александр Трифонович Твардовский знал о войне не понаслышке, он и сам участвовал в этой кровавой битве.
Одно из его лучших стихотворений «Я убит подо Ржевом» написано в конце 1945 и в самом начале 1946 года в форме монолога бойца, павшего за Родину.
…Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу каждого советского человека…
Стихотворение Твардовского воспринимается, как завещание всех павших, не доживших до Святой Победы.
Обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе - так приблизительно можно определить эту мысль и чувство.
Из своего «далека» поэт говорит с потомками, чтобы помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену-свою жизнь
Вложение | Размер |
---|---|
a._t._tvardovskiy_analiz_stihotvoreniya.docx | 26.63 КБ |
МБОУ «Красноануйская ООШ»
село Солонешное Солонешенского района Алтайского края
Анализ стихотворения
«Я убит подо Ржевом»
А.Т. Твардовского
Выполнил Шило Богдан-учащийся 9 класса
Учитель - Мартынова Татьяна Николаевна
2023 г.
Александр Трифонович Твардовский знал о войне не понаслышке, он и сам участвовал в этой кровавой битве.
Одно из его лучших стихотворений «Я убит подо Ржевом» написано в конце 1945 и в самом начале 1946 года в форме монолога бойца, павшего за Родину.
…Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу каждого советского человека…
Стихотворение Твардовского воспринимается, как завещание всех павших, не доживших до Святой Победы.
Обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе - так приблизительно можно определить эту мысль и чувство.
Из своего «далека» поэт говорит с потомками, чтобы помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену-свою жизнь…
Произведение написано от первого лица. В нем мертвый герой ведет беседу с живыми людьми. Сила переживания увеличивается здесь эффектом незаконченности войны и вместе с тем осознания собственной смерти и смерти огромного числа других солдат. Анализ Твардовского «Я убит подо Ржевом» раскрывает кажущееся простым стихотворение. Сочетание лирического и эпического времени в одно неразделимое время дают очень мощный эффект.
Я убит подо Ржевом
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Почему подо Ржевом? С каким событием связано это стихотворение?
(Из истории Великой Отечественной войны «Ржевская битва стала одним из кровопролитнейших сражений в истории войн, недаром в обиход вошло выражение «ржевская мясорубка», а вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция (25 ноября – 20 декабря 1942 года) – единственным военным поражением маршала Жукова. Сохранились воспоминания оставшихся в живых участников этих боев о том, как на какую-нибудь занятую немцами хорошо укрепленную деревню снова и снова бросают в бой полк Красной армии, без какой-либо огневой поддержки. Люди идут в атаку цепью, их расстреливают едва ли не в упор, атака захлебывается, но через какое-то время повторяется вновь и вновь до тех пор, пока в строю не остается 8 или 9 бойцов. Их отводят в оборону, полк укрепляют за счет пополнения и через два-три дня все повторяется сначала: люди идут цепью через простреливаемое со всех сторон заснеженное поле, и боевая задача вновь остается невыполненной.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,—
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна ни покрышки.
Русская поговорка «ни дна, ни покрышки» как бы раскрывает смысл безысходности,когда у человека нет другого выбора (Точно в пропасть с обрыва)
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
(То, что когда-то было человеком на земле, исчезло. Говорит как наблюдатель сверху)
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я — где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, —
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
( Человек стал частью природы. Но самое главное, по обычаю поминают усопших на могилках.. Но нет ничего… )
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
(Ржев и Сталинград еще в годы войны казались непосредственным участникам событий в чем-то похожими друг на друга. Невиданная ожесточенность сражений, уличные кровопролитные бои, стремление высшего руководства отстоять эти пункты любой ценой – сходство, действительно, было. Разница лишь в том, что Ржев – это как бы «Сталинград наоборот». Ржев был занят немецкими войсками, и они рассматривали этот города, как «ворота на Берлин». Для Гитлера стало делом престижа взять Сталинград и не отдать Ржев. Сталин делом престижа считал отстоять Сталинград и взять Ржев.)
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колесами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
( Чувство любви к Родине, чувство гордости и неприятие поражения…Страх неведения)
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
( В этих словах звучит чувство удовлетворения, что мертвые стали частичкой Великой Победы)
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это, живые.
В этой строчке заключен смысл жизни на земле. Живым – жить и помнить!!!)
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
(Главное, знать, что погибли не зря…)
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье —
Эта кара страшна.
(Русское поверье: мертвый свое возьмет)
Это грозное право
Нам навеки дано, —
И за нами оно —
Это горькое право.
(Почему горькое? Да потому что никто никому не хочет мстить. Главное для всех: и живых и мертвых – победить…)
Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы. ( До сих пор находят останки погибших солдат)
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.
( не видел, как победили, как стояли у стен Рейхстага…)
Всем, что, может, давно
Вам привычно и ясно,
Но да будет оно
С нашей верой согласно.
(Главная вера в то, что должны победить, потому что защищают Свое Отечество)
Братья, может быть, вы
И не Дон потеряли,
И в тылу у Москвы
За нее умирали.
И в заволжской дали
Спешно рыли окопы,
И с боями дошли
До предела Европы.
Нам достаточно знать,
Что была, несомненно,
Та последняя пядь
На дороге военной.
Та последняя пядь,
То шагнувшую вспять
Ногу некуда ставить.
Та черта глубины,
За которой вставало
Из-за вашей спины
Пламя кузниц Урала.
Что уж если оставить,
В этих строках звучит голос автора, который раскрывает, как ковалась Победа, называет памятные события военного времени
Может быть… Да исполнится
Слово клятвы святой! —
Ведь Берлин, если помните,
Назван был под Москвой.
Братья, ныне поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
О, товарищи верные,
Лишь тогда б на воине
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне.
В нем, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть…
Братья, в этой войне
Мы различья не знали:
Те, что живы, что пали, —
Были мы наравне.
И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу,
Чтоб за дело святое,
За Советскую власть
Так же, может быть, точно
Шагом дальше упасть.
Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли. чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жизнь завещаю, —
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Стихотворение-анализ, стихотворение завещание
Тема и образы произведения
Стихотворение сочетает в себе черты сразу нескольких жанров: историческая песня, рассказ, монолог, исповедь. Основная тема стиха – тема исторической памяти. Она раскрывается с новой стороны – преемственности жизни живых людей и подвига мертвых героев. Так как погибший человек в произведении разговаривает с живыми, то можно говорить о раскрытии темы победы жизни над смертью .
Языковые средства
Содержанию произведения соответствует торжественная интонация. Автор специально использует различные языковые средства и стили. Фразы, относящиеся к высокому стилю, например «пламень сердца погас», «слово клятвы святой» — «поправшие крепость», здесь сочетаются с фразами просторечными. Но это не бросается в глаза, все естественно и органично. Автор написал свое произведение двустопным анапестом, используя женские окончания рифм. Чаще используется перекрестная рифмовка, в нескольких строфах – кольцевая. Анафоры, эпитеты, сравнения, метафоры и восклицания помогают Твардовскому.
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить…..
И беречь ее свято
Ежегодно на праздник Дня Победы мы идем с цветамии портретами наших прадедов, погибших на войне. Мы помним, какой ценой досталась эта Победа. Ветеранов каждый год становится меньше и меньше, но мы должны принять эстафету из их рук и гордо нести флаг Победы,
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Белый лист
"Не жалею, не зову, не плачу…"
У меня в портфеле