Исследовательская работа, основанная на семейной реликвии. Героиня истории - северная сказительница из глухой деревни Кенозерья
Вложение | Размер |
---|---|
vsegda_chti_sledy_proshlogo._tsyutsyur._arh.obl_.doc | 29.5 КБ |
Всегда чти следы прошлого.
Что такое семейная реликвия? Это какая-то особенная вещь, принадлежащая семье. Это не обязательно уникальный дорогостоящий предмет, он может быть неброским, простым, выцветшим или потертым, но он дорог исключительно как память. Такие реликвии, пожалуй, есть в каждой семье. Наша не исключение. Особенно мы дорожим информацией с выставочного стенда. Да, именно так. В Кенозерье открыт уникальный, единственный в России музей «В начале было слово».
В одном из залов на нас смотрит моя прапрабабушка Акулина Ивановна Матюгова (1897 - 1967). Это человек, который оставил свой след не только в памяти нашей семьи. В чем это проявилось, может спросит вы? Наш Север называют былинным краем. Здесь жили и продолжают жить носители древнего русского народного творчества. Моя прапрабабушка не была исключением. Она знала много песен, которые помогали ей в домашней работе, рассказывала детям и внукам сказки, участвовала в обрядовых праздниках.
В стилизованном окне-наличнике музейного зала смотрит такой родной образ, а рядом информация: «Акулина Ивановна – одна из лучших сказочниц деревни. Несмотря на преклонный возраст (в 1966 году ей было уже 76 лет), она обладала превосходной памятью, от нее было записано 30сказок, баллады, множество загадок, заговоры. Сказки рассказывала своим внукам, и не только своим. На вопрос, знает ли она сказки, сразу же и ответила: «Как не знать — век свой эти сказки детям рассказываю».
Дар сказительницы прапрабабушка переняла у своей бабушки — Мавры Ивановны Старицыной, которая замечательно рассказывала сказки, пела «стихи», песни, знала загадки, заговоры.
Так давно это было. Мавры Ивановны не стало в 1922 году, а Акулина Ивановна умерла в 1967 году. Но придя в Кенозерский музей, где любовно оформлена экспозиция зала «Сказители» становится тепло и радостно на душе от встречи с родным лицом, пусть на фотографии, но оно такое близкое, дорогое. Дополняет ощущение присутствия прабабушки Акулины ее живой голос, записанный собирателями фольклора Кенозерья. А дошел этот голос из прошлого благодаря старинным аудиозаписям, сделанным благодаря магнитофону. Эти сказки записаны и изданы в сборнике «Кенозерские сказки, предания, былички».
Прапрабабушка Акулина (в девичестве Старицына) родилась в деревне Першлахта в 1897 году. Трудно жилось в многодетной семье. Отправили тогда Акулину в Петербург в услужение горничной к богатым людям. Было это в Первую мировую войну, в 1916. Как там жилось молодой девушке уже никто не расскажет. Но точно известно, что не загостилась она в столице, вернулась домой в 1918 году. Вмешалась революция, в Петрограде наступил голод, неразбериха и хаос пораждали страх. Боялась молодая девушка оставаться в революционном городе, хотя ей хозяева предлагали жилье, но Акулине хотелось стабильности и безопасности. Пришлось уехать в родные места. Она снова в Кенозеро, но и там не сладко пришлось. Коллективизация, создание колхоза, надо платить налоги. Но все так жили в 20-е - 30- е годы в деревне, не роптали, сохраняли прежний уклад жизни: пахали, сеяли, косили, убирали, растили детей. Находилось место и время для песен, игрищ. В 1918 году Акулина Ивановна выходит замуж за сельского парня Матвея. По воспоминаниям родственников дружная была семья, уважали молодые друг друга. Да прапрабабушка обладала и еще одним даром - она была травница. Дом, где жила Акулина Ивановна стоял на берегу озера и часто к ней приплывали гости, кто за ароматными травками для чая, а кто и со своей бедой - просили помочь вылечить больного. Вскорости (1921 год) в молодой семье родился сын - мой прадедушка Михаил. Через 10 лет семья остается без кормильца, А.И. Матюгова работает прислугой у богатых пожилых людей, но прокормить своих детей денег все равно не хватало. Вот Михаил решился пойти работать в ученики к кузнецу, чтобы помочь маме прокормить семью.
А тут новое испытание - война. Прапрабабушке всего 44 года. Практически все мужики ушли на фронт. Хватили тогда лиха поморские жонки - все хозяйство осталось на их плечах. Надо было и пахать, и сеять, сено заготавливать не только для личного хозяйства - сдавали налог и в фонд Победы, лес пилить, готовя его на сплав по весне. Хлеб и мясо были большой редкостью, спасал огород и корова. Берегли ее как члена семьи. Надо было поднимать детей, правда старший Михаил был рядом, его не взяли на фронт по состоянию здоровья. Но он практически всю зиму был на лесозаготовках.
Моя прапрабабушка прожила трудную жизнь, мало что рассказывала о ней, да и, наверное, слушать особо было некогда, а может, все так жили, что ж тут особенного в истории Акулины Ивановны. Вот тут-то и вспомнишь выражение нашего земляка Ф.А. Абрамова про «бабий фронт»! «Труды крестьян в лесном северном краю изображает писатель: пахота, сев, сенокос, жатва, лесозаготовки и снова — пахота, сев... Но в этом естественном круговороте деревенских будней вдруг начинает просвечивать историческое бытие народа, напрягшего все силы в единоборстве с голодом, холодом, неурожаями, лесными пожарами и неисчислимыми бедами, обрушившимися на страну в период военного лихолетья и нелегкие послевоенные годы. В этих ежедневных борениях открываются чистейшие родники нравственной красоты и духовной стойкости».
Акулина Ивановна не была награждена боевыми медалями, но и ее труд приближал Победу. Как знать, может рассказывание сказок и пение быличек помогали ей справляться с трудностями, каждое утро подниматься и впрягаться в работу, не жаловаться на судьбу.
Деревня Першлахта такая загадочная, удивительная, как и природа вокруг нее, там живут сильные, вольные люди, которые готовы на все. Я очень люблю это место, откуда родом мои предки. Природа в Першлахте – это место, где чувствуется такая лёгкость, трогает душу приятный запах реки Кены, старых домов, деревяных лодок, леса.
Я благодарна, что в нашей деревне разбит музейный парк - «Кенозерский». В музее заповедника в деревне Вершинино храниться память и о моих предках – прапрадедушке и прапрабабушке Матюговых.
Список использованных источников:
Кенозерские сказки, предания, былички./Вступительная статья, составление, примечания Н.М. Ведерниковой. М. Институт Наследия 2003, 147 с., с илл. 15ВК 5-86443-092-7
«В этаком забвенном месте, если песен не петь, так и жить нельзя». Путеводитель по музею «В Начале было Слово»: автор: Е. Головина. — Архангельск: ЗОА «Партнер НП», 2018. — 56 с., ил.
Абрамов Ф.А. Братья и сестры. - Советский писатель, 1977.
http://www.kenozerjelive.ru/ver-folkepicmuseum.html
http://fairypot.narod.ru/nation/russian/matugova.htm
Этот древний-древний-древний мир!
«Течет река Волга»
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Как нарисовать зайчика