Статья " Роль педагога в качественной подготовке будущих специалистов» (VII Всероссийской интерактивной студенческой научно-практической конференции «Профессионалы для России» ) Диплом I степени
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 18.78 КБ |
РОЛЬ ПЕДАГОГА В КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Мочалина М.Д., руководитель Бобрышева Н.И.
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
mochalina.margarita@bk.ru
«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
Д.И. Менделеев
Одной из важных задач для современной России является необходимость перехода на инновационный путь развития. Без этого Россия окажется под угрозой потери суверенитета, экономических проблем, отставания от других стран в развитии.
Думаю, именно поэтому первостепенной задачей России должна стать качественная профессиональная подготовка. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди. Без этого невозможен экономический рост, политическая и социальная стабильность в стране. Чем выше профессиональная подготовка, тем выше результативность труда, качество произведенного продукта. Качественная профессиональная подготовка позволит повысить авторитет России среди других стран, увеличить приток капитала. Ведь в постиндустриальном обществе самым ценным ресурсом становятся грамотные специалисты, умеющие работать с информацией.
Для того, чтобы улучшить профессиональную подготовку, нужно в первую очередь улучшить качество российского образования. Концепция модернизации образования определит и основную цель профессионального образования – это подготовка квалифицированного специалиста, который готов к эффективной работе и стремится к творческой самореализации.
С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Её основные идеи - создание необходимых условий для развития личности, запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования, преемственность образования. Инновационные процессы в образовании направлены на развитие не только всей образовательной системы, но и личности современного молодого человека, соответствующего времени, выполняющего необходимые действия и деятельность во благо общества, где происходит его самореализация как профессионала. Важное условие – это пробуждение субъектности в участниках образовательного процесса – учителе и ученике.
Однако в данный момент сложно оценить выполнимость этих идей. Для успешного развития образования необходима качественная подготовка не только обычных рабочих, но и самих педагогов. Качество подготовки преподавателей является интегральной характеристикой, показывающей эффективность профессиональной подготовки, его соответствие потребностям и ожиданиям государства, общественности, студентов и их родителей. Преподаватель в современном мире должен быть не просто узким специалистом-предметником, а универсально образованным, обладающим высокой культурой, Человеком с большой буквы. Основными качествами хорошего педагога, я считаю, любовь к работе с детьми, высокий уровень нравственности, умение заинтересовать ученика. А ведь этому тоже нужно учить. Поэтому особое значение приобретают учреждения, где обучают педагогов.
В таком учреждении учусь и я. Подготовка преподавателя и исполнителя музыки – очень сложное и важное дело. Предметы, связанные с искусством, наиболее предрасположены к впитыванию учениками свежих идей и знаний. Многосторонность проявлений профессиональной компетенции музыканта-педагога служит сильнейшим и важнейшим импульсом в развитии детей и молодежи.
Профессиональная подготовка музыканта связана с формированием общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков. Общекультурные навыки – это широкий кругозор в области гуманитарных дисциплин, способность к творчеству, самореализации, эрудированность, толерантность. Профессиональные умения и навыки – это готовность к принятию профессионально значимых решений, наличие творческого потенциала, профессиональной мобильности, способность к системным действиям и многое другое.
Требования к подготовке творческой личности являются самыми значимыми в профессиональной работе. Ведь именно от этих навыков зависит успешность и результативность его будущей профессиональной деятельности и жизни в обществе. Они являются определяющими в работе музыканта и педагога.
Русский и советский пианист и педагог, Генрих Густавович Нейгауз, писал: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом». Эти и другие сложные и тонкие навыки воспитывают музыкальные педагоги.
Сейчас я являюсь студентом 2 курса Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей. Каждый день наши преподаватели открывают новые двери в искусство, рассказывают техники и приемы, которыми нам стоит овладеть.
И теперь я хочу не просто научиться виртуозно исполнять произведения, а научиться так же преподавать. Виртуозно сыграть любое произведение не очень сложно, а объяснить ученику, какой она должна быть в конечном итоге, - это настоящее искусство! Ведь автор произведения рассчитывал явно не на то, чтобы его труд поставили фоном на каком- то мероприятии. Нет… Он хотел, чтобы оно поразило в самое сердце и осталось там навсегда.
Я очень благодарна своим первым учителям, которые способствовали моему развитию в музыке. Но все награды, которые были завоеваны мной на Международных и Всероссийских конкурсах, заслуги моего педагога, Орловой Ирины Джемсовны.
Я очень рада тому, что у меня есть возможность учиться у лучшего педагогического состава, настоящих профессионалов своего дела. В будущем мне хотелось бы стать преподавателем музыки. Учить внимательно чувствовать и размышлять, примирять в учениках сознательное и бессознательное, помогать раскрепоститься и научиться замечать тонкости. Важно научить будущего профессионала быть нравственным человеком. А это не просто: разглядеть эти качества характера в человеке и еще сложнее их исправить, но великие учителя умеют открывать лучшие качества в учениках. Идеалом учителя – музыканта для меня является Орлова Ирина Джемсовна. Она выпустила замечательных артистов и педагогов музыки. Ее выпускники работают и в Большом театре Москвы, и в Мариинском театре Санкт-Петербурга, работают в консерваториях и колледжах, выступают по всей стране. Не это ли показатель качественной подготовки молодых специалистов! Мне есть на кого равняться и как работать в этом направлении.
Таким образом, в задачи педагога входит не только обучение, но и воспитание и развитие личности. От этих людей зависит будущее нового поколения, их интересы и стремления. Грузинский и российский педагог, Шалва Александрович Амонашвили, говорил: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям». Я думаю, очень важная задача для педагога не погасить этот огонь желания учиться и узнавать новое. А для этого в нашей стране должны быть качественно профессионально подготовленные музыканты- профессионалы.
Именно благодаря тяжелой умственной работе преподавателей-профессионалов Россия не стоит на месте, а развивается и движется вперед. Мне кажется, именно простые люди – преподаватели, грамотные, образованные специалисты – обеспечивают большую долю успехов России в сфере культуры, науки и искусства.
Литература:
1. Барейко С. Н. Инновации как фактор обеспечения устойчивого социально-экономического развития России // Экономика нового мира. 2017. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-kak-faktor-obespecheniya-ustoychivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii (дата обращения: 25.06.2023).
2. Тимофеева Е.М., Тимофеева А.С. Профессиональная подготовка студентов на современном этапе развития общества. // Успехи современного естествознания. – 2007. - № 12-3. – С. 125-126; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12023 (дата обращения: 25.06.2023).
В Китае испытали "автобус будущего"
Агния Барто. Сережа учит уроки
Мост из бумаги для Киры и Вики
Фильм "Золушка"
Рыжие листья