Исследовательская работа посвящена чистоте русского языка от засилия сленга и жаргона, особенно в молодежной среде.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_pletuhinoy_e.doc | 66 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Васильевская основная общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Сохраним наш русский язык!»
Выполнила:
ученица 8 класса
Плетухина Елизавета
Руководитель -
учитель русского языка
Носенкова Маргарита Вячеславна
Дата защиты проекта: 18.04.2022г.
С. Васильевское
2022
План работы
Введение
Язык - это история народа и культуры. Потому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Куприн А.И.
Слова, сказанные А.И. Куприным, сегодня особенно актуальны, так как речевая культура испытывает значительные изменения. Ведь ни для кого не секрет, что наш «могучий и великий» не остается богатым литературным языком, на котором говорили и писали русские поэты и писатели, а превращается в пошлый сленг. На этом сленге говорят дети, подростки, взрослые, даже ведущие на центральных каналах ТВ. Блатной язык, мат охватывает все большие слои, опуская все ниже наше общество. Следует задуматься: куда мы придем с такой культурой речи? Зачем терять русским свой богатый прекрасный язык, язык данный нам, как никому другому народу, от Бога? Разве нам нужен взамен его жаргонный либо молодежный сленг? Ведь именно язык определяет интеллект нации.
Своим проектом мы хотим привлечь внимание всех, а прежде всего молодежи, к проблеме той части лексики, которая до некоторого времени считалась неприличной, а публично произнесенная фраза стоила человеку потери авторитета, иногда карьеры, каралась штрафом или наказанием в виде содержания под арестом в течение 15 суток.
Цель проекта
Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде.
Задачи проекта
Методы исследования
Какую силу имеет наше слово?
Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей:
“Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, совершает зло, хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"” (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.
Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: “Наши жАлюзи более красивее ихних”,“Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста.”
«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Заимствованные слова
Русский язык загрязнён словами иноязычного происхождения, как природа мелким пластиком. Иногда чувствую себя инопланетянкой, когда не понимаю значения многих иностранных слов, введённых в современный русский язык с чьей-то лёгкой руки... Знать бы, кому и зачем это понадобилось!
Немногие правильно произносят и понимают иностранные слова. В русском языке - всё понятно, в нём слово образуется от корня: вода, подводный, водолаз, наводнение. А как можно запомнить слово, к примеру, кэжуал ? "Зрить в корень" - этот русский фразеологизм в данном случае не поможет. Только словарь нужен для перевода. Значение слова "кэжуал" - повседневный. Чем кому-то это русское слово не понравилось?
Мы знаем, что большая часть лексикона современного русского языка своими корнями далеко не русская и даже не славянская. Самый яркий пример это, конечно, слова, начинающиеся на букву А - здесь почти все слова заимствованы.
Сквернословие
Язык — это же не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждом слове прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей.
Говоря о русском языке, очень часто употребляют словосочетание «живое слово». А ведь живое слово как живая вода в сказках. К.Алтайский писал:
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник, многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, Русский Язык!
Нам, конечно, известно, как грубо, порой, с языком обращаются. Всем нам приходится слышать брань и сквернословие, видеть на стенах нецензурные слова. Как это оскорбляет наш язык!
Еще одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами – паразитами: как бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других.
Молодежный сленг
В юном возрасте хочется быть не таким, как все, отойти от «скучного» мира взрослых, родителей, учителей. Поэтому среди молодых создается специфическая лексика – сленг.
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста. Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.
Для чего же нужен сленг? Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков-фанатов и пр.
Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход? Существует хоть малая вероятность того, что великий русский язык все же очистится от жаргонных слов и понятий? Чтобы попытаться ответить на данные вопросы, мы провели опрос среди учащихся с 7 по 9 классы.
Данные языкового исследования:
Для чего вы употребляете жаргонизмы?
9 класс
25 % - Считают, что они делают речь понятной для друзей
50 % - Думают, что это модно
15% - Уверены, что они нужны в речи, потому что нет других для выражения чувств и эмоций.
8 класс
35% - Считают, что они делают речь понятной для друзей
25 % - Уверенны, что они нужны в речи для связи слов
25% - Просто привыкли.
7 класс
50% уверены, что это современно и модно
50% не хотят выделяться среди других
Только 10% девятиклассников и 15 % восьмиклассников уверены, что жаргонизмы в речи не нужны.
Самые распространенные слова среди молодежи:
9 класс
Братуха, фигня, красава, комп, матан, ноут, чувак, махач.
8 класс
Предки, телик, родаки, капуста, лавэ, проехали.
Сленг постоянно обновляется и тематически ограничен. Он обладает ограниченной эмоциональной окрашенностью, не передаёт весь спектр эмоций. Все чаще нам насаждается информация, что великие поэты, такие как Пушкин, Есенин, Маяковский также использовали в своем творчестве грубые выражения. Идет настоящая война с красивым русским языком.
Но любой культурный человек может и обязан уметь выразить любую свою мысль на литературном языке. Если человек постоянно выражает свои мысли языком арго, ему очень сложно правильно и грамотно выразить свое мнение, поэтому необходимо всячески бороться с любыми проявлениями жаргонизации речи учащихся. Разговор о молодежном сленге актуален, об этом надо обязательно говорить!
Выводы
Русский язык передавался из поколения в поколения. Он менялся, наполнялся новыми словами и терял устаревшие. Люди дорожили русским языком и не загрязняли его, как мы сейчас. Ведь будущее русского языка у нас в руках.
Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство.
Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из нас будет хорошо владеть родным языком, то мы сможем четко и точно излагать свои мысли.
Подумайте, как будут разговаривать дети на том языке, который мы загрязняем сейчас. Я за чистоту русского языка. Ведь красноречием обладает тот человек, который говорит правильно и не загрязняет русский язык. И мы можем красноречиво разговаривать, нужно лишь не загрязнять русский язык.
Размышляя над этой проблемой, я пришла к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Я считаю, что нет ни одного языка столь же богатого эмоционального, умеющего живописать окружающее. Я обеспокоена тем, что в речи появляются слова “паразиты”, на которые никто не обращает внимания, а порой ребята гордятся тем, что могут “круто” разговаривать. Живя в стране, стыдно не знать язык.
Необходима пропаганда языка: следует проводить устные журнала, вечера вопросов и ответов.
Источники
Фокус-покус! Раз, два,три!
Если хочется пить...
Сказка об осеннем ветре
Как зима кончилась
Флейта и Ветер