Ксения на примере одной пьесы известного драматурга строит глубокую исследовательскую работу.
Вложение | Размер |
---|---|
ogurtsova_kseniya_rabota.doc | 107.5 КБ |
Республиканская сессия научного общества учащихся
Секция «Лингвистика и литературоведение»
Тема:
«Организация художественного пространства в пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся».
Огурцова Ксения Андреевна, 10 А класс,
МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска»
Научный руководитель:
Самажанова Гульдана Николаевна,
учитель русского языка и литературы 1 КК
Горно-Алтайск
2021
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ……………………………...
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВО И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В ПЬЕСЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО …………………………………………………………….
2.1 Художественное пространство в пьесе А.Н. Островского «Свои люди - сочтёмся» …………….………………………………………………………. 8
2.2. Пограничное пространство в пьесе ……………………………………….10
2.3. Роль пространственных элементов………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 13
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Русская и драматургия тесно связана с именем А.Н. Островского.
Александр Николаевич Островский (1823–1886 гг.) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.
За все время своей активной драматургической деятельности он написал 48 пьес самостоятельно и 4 пьесы в соавторстве.
Первым серьезным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди – сочтемся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди – сочтемся».
Цель работы – выявить особенности организации художественного пространства в пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Гипотеза: художественное пространство в пьесах тесно связано с идейным содержанием произведения, является средством раскрытия авторской позиции по отношению к происходящему.
Объект исследования – пьеса А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся».
Предмет исследования – художественное пространство в этой пьесе.
В соответствии с поставленной целью и определенными задачами данной работы использовались следующие методы исследования: анализ научной и литературоведческой литературы по проблеме исследования, систематизация собранного материала, сравнение.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что собранные и систематизированные материалы по проблеме исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей русского языка и литературы при изучении творчества А.Н. Островского. Кроме этого данный материал может быть использован на практических и семинарских занятиях в процессе обучения в вузе при изучении этой пьесы.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, в котором определяются объект и предмет исследования, цель и задачи, поставленные в работе.
Основная часть состоит из двух глав, каждая из которых имеет разное количество параграфов, содержание которых отвечает поставленным задачам.
В заключении подводится итог всей проделанной работы, делаются обобщающие выводы, проводится анализ произведения А.Н. Островского.
Список использованной литературы состоит из 4 источников.
Новизна предлагаемой работы состоит не столько в выборе самого объекта исследования и его систематизированном описании, сколько в возможности самостоятельно изучить этот вопрос, опираясь на исследования, сделанные учеными, литературоведами в решении этого вопроса.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Художественное пространство – это существенная характеристика поэтического мира любого высокохудожественного произведения. Оно придает всему произведению внутреннее единство и завершенность. В современной «Литературной энциклопедии терминов и понятий» художественное пространство определяется как «важнейшая характеристика образа художественного, которое обеспечивает целостное восприятие художественной действительности и организует завершенную композицию художественного произведения».[1]
Следовательно, художественное пространство – это один из важнейших компонентов любого художественного произведения. Поэтому известный литературовед Д.С. Лихачев в своих исследованиях по теории литературы указывал, что «в своем произведении настоящий писатель создает определенное пространство, в котором происходит все действие произведения».[2]По определению еще одного специалиста в области теории литературы Ю.М. Лотмана, художественное пространство – это «континуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие»; кроме этого он определяет, что это «модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений».[3]
Данные определения дают основания считать, что основная роль художественного пространства в художественном тесте не сводится к определению места, где происходят все события, а при его помощи также связываются сюжетные линии и перемещаются действующие лица. Кроме этого художественное пространство, как и художественное время, является особым языком, дающим возможность для нравственной оценки персонажей.
По роли, которую выполняет художественное пространство в тексте, можно выделить несколько видов пространства: например, Ю.М. Лотман выделяет четыре вида пространства: точечное, линеарное, плоскостное и объемное. В свою очередь, в современном литературоведении выделяется несколько видов художественного пространства:
Кроме этого в каждом художественном тексте различается также пространство самого повествователя (рассказчика), а также пространство персонажей. Это может быть пространство главных героев, а может быть и пространство второстепенных героев. Взаимодействие этих видов пространства делает все художественное пространство любого художественного произведения многомерным, объемным и лишенным какой-либо однородности. Однако доминирующим и определяющим в плане создания целостности всего текста и его внутреннего единства остается пространство самого повествователя, подвижность точки зрения которого дает читателю возможность объединить разные ракурсы описания и изображения, тем самым определить авторскую позицию по отношению к личному пониманию теста.
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВО И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В ПЬЕСАХ А.Н. ОСТРОВСКОГО И П.В. КУЧИЯКА
2.1. Художественное пространство в пьесе А.Н. Островского «Свои люди - сочтёмся»
Пьеса А.Н. Островского состоит из 4 действий. Каждое действие начинается с традиционной авторской ремарки с указанием места действия. События, описанные в пьесе, происходят в закрытом, конкретном пространстве: дом Большова (1-3 действиях) и дом Подхалюзина (4 действие) (Приложение №2).
Первое действие начинается с ремарки: «Гостиная в доме Большова». Гостиная является основным сюжетным пространством рассматриваемой пьесы. Именно в гостиной происходят встречи, разговоры и завязывается основной конфликт пьесы. В 1 действий А.Н. Островский знакомит нас со всеми персонажами, кроме Тишки, мальчика, прислуживающего в магазине Самсона Большова, ведутся разговоры о скором замужестве Липочки, дочери Большова. Здесь же, в гостиной, Большов решается на аферу. Автор постепенно вводит читателя в быт купеческой семьи.
Во втором действий драматург переносит события из гостиной в контору, в более узкое пространно
. Об этом повествует нам ремарка: «Контора в доме Большова. Прямо дверь, на левой стороне лестница наверх». Следует обратить внимание на более подробное описание места действия с указанием расположения двери и лестницы. В закрытом узком пространстве антигерой Подхалюзин продумывает и частично осуществляет свой план для дальнейшей счастливой и богатой жизни с дочерью Большова:
Конечно, мол, Алимпияда Самсоновна барышня образованная, да ведь и я, Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец и могу кругом себя ограничить на этот предмет. Отчего не отдать за меня? Чем я не человек? Ни в чем не замечен, к старшим почтителен! Да при всем том, как заложили мне Самсон Силыч дом и лавки, так и закладной-то можно пугнуть. А знамши-то характер Самсона Силыча, каков он есть, — это и очень может случиться [ 24, 4 ]
Александр Николаевич Островский во 2 действий в первый и в последний раз выводит персонажа Тишку на авансцену. Как известно, драматурги выносят на авансцену ключевые события произведения.
В 3 действий Островский возвращает действие в дом главного героя: «Гостиная в доме Большова». Первое явление состоит из монолога Самсона Силыча на философскую тему о жизни и смерти:
Большов (входит и садится на кресло; несколько времени смотрит по углам и зевает). Вот она, жизнь-то; истинно сказано: суета сует и всяческая суета. Чёрт знает, и сам не разберешь, чего хочется. Вот бы и закусил что-нибудь, да обед испортишь, а и так-то сидеть одурь возьмет. Али чайком бы, что ль, побаловать. (Молчание.) Вот так-то и всё: жил, жил человек, да вдруг и помер — так все прахом и пойдет. Ох, господи, господи! (Зевает и смотрит по углам.) [38, 4]
Обратим внимание на ремарки внутри явления. В начале первой ремарки присутствует кресло, как предмет быта, который по словарю символов означает «разлад с близкими, возникновение конфликтной ситуаций и нарушение домашнего покоя» [7]. Что подтверждают события, происходящие далее в пьесе – предательство дочери и Подхалюзина.
Два раза в небольшом тексте автор приводит следующее: «… смотрит по углам и зевает» в начале монолога и « зевает и смотрит по углам» - в конце. Для чего автор использует этот вид пограничного пространства? В Краткой энциклопедий символов приводится толкование: «Угол — часть дома или другого хозяйственного строения, отделяющая «свое» (замкнутое) пространство от «чужого» (открытого, не освоенного человеком)» [7]. Герой предчувствует скорое лишение «своего угла». Последовательность действий в ремарках тоже не случайна. В начале своего монолога Большов «несколько времени смотрит по углам и зевает». Люди чаще всего зевают от безделья. Начиная рассуждения об однообразной, скучной и предсказуемой жизни, Большов был ещё в состоянии рассмотреть углы в течение какого – то времени. В конце разговоры о предстоящей каждому смерти наскучили герою совсем.
В 4 действий драматург переносит нас в другое пространство. Ремарка «В доме Подхалюзина богато омеблированная гостиная» даёт нам понять сразу, кто в доме хозяин. В отличие от предыдущих действий Островский отмечает здесь состоятельность хозяев. В этой части мы в другом месте узнаём другие лица в тех же действующих лицах. В 1 явлений автор с помощью ремарок заостряет внимание на красивых и дорогих нарядах Подхалюзина и Олимпиады Самсоновны, которая до этого славилась Липочкой:
Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении; на ней шелковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом. Тишка за ним обдергивает и охорашивает. [51, 4 ]
Липочка, выйдя замуж за Подхалюзина и овладев состоянием своего отца, стала Олимпиадой Самсоновной. Тем самым Александр Николаевич подчёркивает важность и статность героини. В доме Подхалюзина происходит разоблачение всех героев: Большова, Аграфены Кондратьевны, Устиньи Наумовны, Рисположенского.
2.2. Пограничное пространство в пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся».
Широко представлен пограничный вид пространства: окна, двери, лестница.
Образ окна тесно связан с Липочкой. Драматург 1 явление 1 действия начинает с ремарки: «Сидит у окна с книгой». Здесь героиня сначала ведёт беззаботные разговоры на разные темы, а заканчивает мечтами об успешном замужестве. Окно, книга – возможность выйти из обусловленного пространства хотя бы в мечтах, взглянуть за рамки очерченного пространства. В 1 явлении 4 действия Александр Николаевич садит свою героиню опять у окна, но без книги. Мечты Липочки воплотились в жизнь Олимпиады Самсоновны, которая в нарядной и дорогой одежде опять сидит у окна. Тем самым автор окольцовывает пространство. То есть наша героиня приобрела материальное внешнее богатство. Но внутри осталась той же скучающей и одинокой Липочкой.
Лестница в пьесе А.Н. Островского ведёт на второй этаж в доме Большова. Она служит границей между хозяевами и их слугами, людьми разных сословий. На 2 этаже находится семья Большова, на 1 этаже – все остальные. Автор в речи героев и ремарках акцентирует внимание на то, что Устинья Наумовна и Фоминишна то поднимаются вверх, то спускаются вниз, а Аграфена Кондратьевна лишь показывается наверху. Сваха отмечает сложность поднятия вверх:
Устинья Наумовна (входя). Уф, фа, фа! Что это у вас, серебряные, лестница – то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползёшь [8, 4]
Это говорит о труднодоступности высшего мира людям низшего сословия.
В организации сюжета произведения, в раскрытии характеров значим образ двери.
Топос «дверь» использован драматургом в ремарках внутри явлении чаще всего в отношении Большова. Дверь делит пространство на два подпространства: нравственное и безнравственное. Впервые этот образ появляется в конце 1 действия, во время диалога между Большовым и Подхалюзиным. Приказчик подговаривает Самсона Силыча на преступление, и Большов в конце разговора «идёт к двери». Главный герой переступает нравственные границы, выходит за рамки приличия. После этого в продолжение пьесы он, то идёт к двери, то стучится в дверь, то бранится за дверями.
Реальное географическое пространство в пьесе обозначено следующими топонимами: Камчатка, Сибирь, Москва (Балчуга, Рябиновки, Сокольники). Об этих видах пространства мы слышим из уст героев.
В 1 действий Липочка, рассуждая о замужестве, сообщает читателям место действия пьесы:
Липочка. Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно!Что это такое! Страм встречаться с знакомыми; в целой Москве не могли выбрать жениха – всё другим да другим….[6, 4]
Камчатка и Сибирь в пьесе связаны с разговорами о ссылке. В начале пьесы Большов пугает стряпчего ссылкой в Камчатку за пьянство. В конце пьесы сам просит деньги у Подхалюзина, боясь ссылки в Сибирь.
Таким образом, авторское пространство у Островского включает следующие виды: конкретное, замкнутое и пограничное. Все действия происходят в доме. Дом служит некой защитой от наказания. Для того чтобы воздать по заслугам, потребовалось вывести героев из привычной обстановки. Только Подхалюзин и Олимпиада Самсоновна оказались ненаказанными, находясь за стенами своего очага.
2.3. Роль пространственных элементов в пьесе.
Для раскрытия характеров персонажей немаловажную роль играют пространственные элементы. Наиболее яркими в пьесе А.Н. Островского в этой роли выступают стол, водка с закуской, зеркало.
Стол – это характерная составляющая пространства дома у Островского. Не случайно Е.Я. Шейнина в своей «Энциклопедий символов» утверждала, что «стол – это престол дома». Но стол, который символизирует объединение семьи, в пьесе «Свои люди – сочтёмся» становится символом разрушения. О чем говорит и второй пространственный элемент – водка с закуской. Эти 2 элемента употребляются в пьесе в тесном сочетании:
Те же и Фоминишна, входит, ставит на стол водку с закуской [10, 4]
За столом собираются только прислуживающие семье Большова люди и только с целью выпить и закусить. Семью Большого за время пьесы ни разу не встречаем за столом. Только в последнем действий видим Самсона Силыча за столом. Где он «опускается головой на стол» после предательства Подхалюзина и Липочки. Несчастье заставляет сесть главного героя за стол, чтобы получить поддержку от своей семьи, но эти желания терпят крах.
Зеркало – предмет, где мы видим своё отражение. В пьесе мы встречаем его несколько раз применительно к Липочке, которая постоянно смотрится в зеркало. По нашему мнению, зеркало в пьесе связано с идеей двойника. Липочка – дочь Большова, его двойник. Как гласит народная мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Липочка в конце предаёт своего отца, отказывая ему вместе со своим мужем в материальной помощи.
Следовательно, пространственные элементы помогают автору наиболее ярко описать черты характера персонажей, описать взаимоотношения внутри семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественное пространство в пьесе А.Н.Островского играет важную роль в раскрытии основного мотива.
У А.Н. Островского все действия разворачиваются в конкретно - замкнутом пространстве с использованием пограничного пространства. Во всей пьесе А.Н использует 3 места действия. В 3 действии возвращает в гостиную, потому что она является местом главных и переломных событий в жизни героев. Последнее действие переносит из одного закрытого пространства в другое, в дом Подхалюзина. Примеры открытого, географического пространства мы слышим лишь в речи героев. Так персонажи со своими проблемами, положительными и отрицательными сторонами остаются в закрытом пространстве до конца.
В ходе действия присутствуют пространственные элементы: зеркало, стол, водка с рюмкой и т.д.
Список литературы
Дeйствиe пeрвoe | Дeйствиe второe | Действие третье | Действие четвертое | |
мeстo дeйствия | гoстиннaя в дoмe Бoльшoва | Контора в домe Большова | Гостиная в доме Большова | В доме Подхалюзина богато омеблированная гостиная |
дeйствующиe лицa | Oлимпиaдa Сaмсoнoвнa (Липoчкa) Aгрaфeнa Кoндрaтьeвнa Устинья Нaумoвнa Сысoй Псoич Риспoлoжeнский Фoминишнa Сaмсoн Силыч Бoльшoв Лaзaрь Eлизaрыч Пoдхaлюзин | Лaзaрь Eлизaрыч Пoдхaлюзин Тишка Рисположeнский Фоминишна Устья Наумовна Аграфeна Кондратьeвна Большов | Большов Аграфена Кондратьевна Липочка Устья наумовна Тишка Подхалюзин Рисположенский Фоминишна | Олимпиада Самсоновна Подхалюзин Тишка Устинья Наумовна Большов Аграфена Кондратьевна Рисположенский |
сюжeтнaя линия | Явлeниe 1 Липoчкa рaзмышляeт нa тeму зaнятий тaнцaми, кoтoрыe oнa тaк любилa. Дeвушкa вeсьмa дoвoльнa сoбoй, ведь смогла обучиться этому быстро. Она решает вспомнить движения. Явлeниe 2 Aгрaфeнa Кoндрaтьeвнa, увидeв дoчь тaнцующeй, ругается с ней, видимо не в первый раз: «..Скaчeт, кaк стрeкoзa пo квaртирe, a oтeц eлe нoги пeрeдвигaeт». Девушка пeрeживaeт, чтo всe пoдруги дaвнo зaмужeм, a oнa oднa в дeвкaх oстaлaсь, а с женихами не везет. Липочка угрoжaeт мaтeри, чтo когда-нибудь сбeжит из дoмa с гусaрoм. Явлeниe 3 Приходит Фoминишнa, говорит Aгрaфeне Кoндрaтьeвне и Липoчке, чтo к ним приехал гость и прeдлaгaeт угaдaть, ктo имeннo. Жeнщины предлагают разные варианты. Зaгaдoчным гoстeм oкaзaлaсь Устинья Нaумoвнa, мeстнaя свaхa. Явлeниe 4 Всe ждали женщину и очень рaды ее приходу. Все хлопочут вокруг нее. Нaмeчaeтся чaeпитиe. Явлeниe 5 Жeнщины интeрeсуются у свaхи нoвoстями. Липoчкa нeдoвoльнa, чтo от приходов свахи толка нет. Устинья oпрaвдывaeтся, чтo слoжнo угoдить рoдитeлям дeвушки. Oтцу нужен богатый зятя, мaть хoчeт видeть купцa в жeнихaх дочери. Явлeниe 6 Липoчке вариант с купцом не нравится: «Затем разве я так воспитана: училась по-французки, и на фортепьянах, и танцевать!...» Oнa дaeт свaхe примерное описание будущего мужа. Oкaзывaeтся, у Устиньи как раз есть такой, кaк oписaлa Липoчкa. Явлeниe 7 Устинья рaссказывает Aгрaфeнe Кoндрaтьeвнe о всех достоинствах жениха. Мaть Липы пeрeживaeт, чтo будeт дeлaть с тaким блaгoрoдным зятeм. Слишкoм уж oн хoрoш. Сваха успокаивает ее тем, что со временем все пройдет. Явлeниe 8 В дoм к Бoльшoвым пришел Риспoлoжeнский. Сысoй Псoич развлекает дам разговорами. Явлeниe 9 Бoльшoв присoeдиняeтся к беседе. Риспoлoжeнский дeлится дaвнeй истoриeй о судeбнoм дeле, забытом в виннoм пoгрeбкe, и как eму удaлoсь избeжaть нaкaзaния зa эту хaлaтнoсть. Явлeниe 10 Бoльшoв дeлится с Риспoлoжeнским прoблeмaми с долгами перед кредиторами. Рисположенский сoвeтует зaлoжить дoм и лaвки, а все имущество пeрeписaть нa чужoгo чeлoвeкa, но надежного. Нaпримeр, нa прикaзчикa. Явлeниe 11 Пoжaлoвaл Пoдхaлюзин с нoвoстями из гoрoдa, oткудa тoлькo чтo приeхaл. Дeлa тaм хужe нeкудa. В кaчeствe дoкaзaтeльствa прeдъявляeт газету, где нaписaнo, чтo мнoгиe извeстныe купцы стaли бaнкрoтaми. Явлeниe 12 Лaзaрь чувствуeт сeбя дoлжникoм Бoльшoва. Вeдь имeннo oн взял eгo к сeбe нa рaбoту и вывел в люди. Oн сoглaсeн выпoлнить любую прoсьбу. А если все пройдет аккуратно, Бoльшoв oбeщaeт eму дoлю oт сдeлки. | Явления 1 – 3 Лазарь размышляет о банкротстве Большова. Ему в голову приходит, что стоит посвататься за дочку Большого, Липочку. Явления 4 – 5 Рисположенский рассказывает Подхалюзину, что Большов обещал ему за устройство дел тысячу рублей и енотовую шубу. Лазарь обещает ему больше в два раза, но придется изменить планы. Явления 6 – 7 Подхалюзин просит Устинью Наумовну отказать жениху, которого она нашла для Липочки , рассказывает о друге-купце, который очень влюблен в девушку, но единственная проблема – он не благородного происхождения. Сваха рассуждает, что и сама Олимпиада не дворянка. Лазарь подтверждает это, и говорит, что с купцом ей будет лучше. За эту услугу Подхалюзин обещает свахе две тысячи рублей и соболью шубу. Явления 8 – 10 Подхалюзин заговаривает с Большовым об Олимпиаде и советует пристроить дочь за хорошего человека, чтоб потом по судам не таскали, рассказывает, сватавшийся за Олимпиаду, передумал – видимо, узнал о состоянии дел Большова. Лазарь признается, что любит Липочку. Большов решает, что Подхалюзин хорошая партия, а если дочь не согласится, то пойдет по велению отца. | Явления 1 – 3 Большов, Аграфена Кондратьевна и Липочка ждут обещанного благородного жениха. Но пришедшая Устинья Наумовна сообщает, что «жених что-то мнется». Самсон Силыч говорит, что жениха он сам найдет. Явление 4 Как только приходит Лазарь, Самсон Силыч сообщает, что именно он выбранный им жених. Липочка возмущенно говорит, что не пойдетза Подхалюзина. Большов насильно берет дочь за руку. Аграфена просит его опомниться, но он тот не преклонен. Липочка возмущена происходящим: «Где это видано, чтобы воспитанные барышни выходили за своих работников?». Большов приказывает ей замолчать. Подхалюзин уверяет расстроенную Аграфену, что затя который будет их уважать, кроме него не найти. Все уходят кроме Лазаря и Липочки. Явление 5 Девушка наотрез отказывается выходить за Лазаря, тот в свою очередь рассказывает о банкротстве отца и том, что дом и лавки переписаны на него. Лазарь обещает Липочке, что она будет дома ходить в шелковых платьях, они заведут орловских лошадей, он же будет ходить во фраке и остриженный по моде. Подумав, Липочка просит увезти ее из родительского дома, ведь здесь ей душно от непостоянной матери и непредсказуемого отца. Лазарь обещает, что они после свадьбы переедут в свой дом. Липочка соглашается: «Так смотрите же, Лазарь Елизарыч, мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они – как хотят». Явления 6 – 8 Лазарь всем сообщает, что Липочка согласилась выйти за него замуж. Большов объявляет, что дом и лавки будут вместо приданого, единственной просьбой является кормить их с Аграфеной и платить кредиторам по 10 копеек, не больше. Подхалюзинпроизносит эту самую фразу: «Свои люди – сочтемся!». | Явление 1 Дом Подхалюзина. Липочка одета по последней моде: «шелковая блуза, чепчик последнего фасона». Лазарь в модном сюртуке, в котором его не отличить от француза. Они обсуждают планы на выходные. Явление 2 Появляется Устинья. Олимпиада хвастается обновками. И пока девушка уходит за платьем, сваха просит у Лазаря обещанную сумму за услугу. Вместо обещанных полутора тысяч женщина получает сто целковых. Явление 3 В итоге ни шубы, ни денег. Расстроенная сваха кричит, что она «ославит» молодых на всю Москву. Олимпиада видит в окно отца. Явление 4 Родители говорят, что Большов банкрот. У него нет денег рассчитаться с кредиторами, он просит помощи и детей, но те дают понять, что ничем помочь не могут. В конце своего посещения они проклинают дочку. Явление 5 Рисположенский так же, как и Устьнья Наумовна, является в дом Лазаря за деньгами, но тоже получает отказ. Лазарь считает, что не должен оплачивать мошенничество. Сысой Псоич уходит, грозясь рассказать народу всю правду о Подхалюзине и упечь его в Сибирь. Лазарь же уверяет почтеннейшую публику, что ему можно верить. |
пространственные элементы | Окно, у которого сидела Липочка с книгой Лестница, по которой поднималась Устинья Наумовна Стол, на который Фоминишна ставит водку с закуской, и стулья Зеркало Газета («ведомости») | Лестница Зеркало Стол, на который Тишка поставил водку и закуски | Кресло Стол Зеркало Вино на подносе | Окно Платья Стол Закуски и водка Двадцать пять копеек |
[1] Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001.
[2]Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979. — С. 335.
[3]Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. О русской литературе. — СПб: Искусство-СПБ, 1997. — С. 627.
Шум и человек
Рыжие листья
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Волшебные звуки ноктюрна
Щелкунчик