Алиса в своей работе анализирует литературные произведения, в основу которых лег подвиг ее прадедов.
Вложение | Размер |
---|---|
geroi_moey_semi_kak_geroi_literaturnyh_proizvedeniy.doc | 131 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 3 г. ГОРНО-АЛТАЙСКА»
ТЕМА:
«Герои моей семьи как герои литературных произведений».
Выполнила: Красилова Алиса, 5 класс,
Научный руководитель:
Самажанова Гульдана Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
г. Горно-Алтайск
2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
собственной жизни…………………………………………………….7
Н. Тихонова «Баллада о трех коммунистах»………………………….9
и Л. Черемнова в стихотворении П. Шубина «Трое»……………......12
стихотворений Н. Тихонова и П. Шубина……………………………..14
Заключение………………………………………………………………………16
Литература……………………………………………………………………….17
Приложения...…………………………………………………………………...19
Введение
Хранить нам славу предков надлежит
И ты не гость, не временный посредник,
История тебе принадлежит!
России прозревающий наследник!
В.Сорокин
Война…в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребенка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война – это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слез, мучений.
Нет семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война страшным известием о гибели родных, близких, друзей, товарищей. Эта боль коснулась и моей семьи.
Актуальность выбранной темы определяется как предстоящим празднованием семидесятилетия Великой победы, так и необходимостью сохранения памяти об отдельных подвигах героев этой войны.
Объектом исследования являются: стихотворения Николая Тихонова «Баллада о трёх коммунистах» и Павла Шубина «Трое».
Предметом исследования выступают особенности изображения подвигов Александра Красилова, Леонтия Черемнова и Ивана Герасименко.
Основная цель работы состоит в том, чтобы выявить общее и особенное в изображении подвигов моих родственников в стихотворениях, созданных в одну художественную эпоху.
Цель определила следующие задачи:
1. Изучить работы, посвященные подвигу моих родственников.
2. Познакомиться с биографиями Николая Тихонова и Павла Шубина и определить место указанных стихотворении в их творчестве.
3. Проанализировать особенности изображения подвига в каждом из стихотворений.
4. Сравнить художественные и документальные функции изображения подвига в указанных текстах.
Методологическую базу исследования составляют труды Бельского, А. Из племени Матросовых // Голос труда. - Барнаул, 1999, Гербера, И. 60 лет подвигу наших героев-земляков // Сельский вестник. - Кытманово, 2002. и В.Е. Хализева. Теория литературы. - Москва. Высшая школа, 2002. - 438с.
Методы нашей работы: на эмпирическом уровне - это поиск и отбор информации по теме через ознакомление с художественной литературой, периодической печатью и другими источниками. Для этого проведена работа в библиотеке, использованы рассказы родственников и ресурсы Интернета. На теоретическом уровне осуществлялась систематизация и обобщение материала, в результате которых мы пришли к самостоятельным выводам и подготовили:
- сравнительную таблицу стихотворений;
- наглядный дидактический материал;
На уровне рефлексии и представления результатов нами подготовлены исследовательский реферат, компьютерная презентация.
Структура: работа состоит из введения, двух глав (каждая глава включает по три параграфа), заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Герои моей семьи.
1.1. Краткий биографический экскурс.
Мои родственники родились в селе Старая Тараба Кытмановского района Алтайского края. Это село подарило истории имена двух великих героев, являющихся моими родственниками.
Ими являются Герои Советского Союза Красилов Александр Семёнович (1902) и Черемнов Леонтий Асеевич (1903).
Их судьбы неразрывно связаны с самого детства. Они оба трудились в местном колхозе «Трактор». Александр был первым председателем, Леонтий – первым механизатором. Оба до войны обзавелись семьей. После начала строительства Кузнецкстроя семьи переехали в Новокузнецк. В Новокузнецке проживали в Куйбышевском районе. Оба работали возчиками в артели «Красный транспортник».
В 1941 году вместе были мобилизованы в Красную Армию. В августе 1941 года оба попали на фронт. Друзья оказались в составе 299-го стрелкового полка 225-й стрелковой дивизии (52-я армия Волховского фронта), более того — в составе одного пулемётного расчёта. Служили в звании рядовых.[15, 16]
1.2. Последний путь.
События 29 января 1942 года.
Время близилось к полуночи, когда младший лейтенант
Николай Поленский в последний раз проверил готовность бойцов
своего взвода к рискованному рейду в расположение врага
(предстояло разведать и ликвидировать огневую систему, захватить
"языка"). Придирчиво оглядев подчиненных, офицер остался доволен:
ремни тщательно подтянуты, личное оружие в порядке, в глазах
застыла жажда действий, какая возникает перед серьезным,
рискованным испытанием. "На 22 человека выдали нам около 40
гранат, - расскажет много лет спустя участник рейда сержант в
отставке Трофим Лысенко, - все мы были одеты в белые
маскировочные халаты и даже винтовки обмотали бинтами. Лежащая
перед нами река Волхов, рассекающая город, была подо льдом, но
каким был лед, мы не знали. На всякий случай прихватили с собой
веревки".
Разведчики сдали на хранение документы, награды и,
точно призраки, растворились в морозной мгле. Вскоре в той
стороне, куда ушла группа Николая Поленского, затрещали
интенсивные выстрелы, в темном небе заплясали отблески взрывов.
Судя по всему, сражение вступило в решающую фазу.
В ночном бою 29 января 1942 года при блокировании блиндажей и дзотов противника на западном берегу реки Волхов, группа бойцов 299-го стрелкового полка подползла к переднему краю обороны врага, бесшумно сняла немецких часовых и окружила дзоты. Одним из первых, красноармеец Красилов стал забрасывать в дзоты гранаты. Гитлеровцы открыли огонь из соседних дзотов. Не считаясь с опасностью, Красилов решил заставить врагов замолчать, и бросает в амбразуры гранаты. Амбразура - дыра, через которую, не переставая, строчит
пулемет. Гранаты у героев все вышли. Но надо заставить замолчать
пулеметы. Надо заткнуть смертоносное окно.
И вот - последний глоток жизни. Герасименко, бросаясь головой
вперед и затыкая своим телом, как броней, смертоносное окно, с
мстительной ненавистью к врагу кричит:
- Будьте вы прокляты, гады! Смерть вам!
Его примеру последовали Красилов и Черемнов. Благодаря жертве троих великих воинов были не только спасены жизни их боевых товарищей, но и выполнена поставленная боевая задача.
Всего было уничтожено шесть вражеских дзотов и 55 фашистов. [4,6]
1.3.Награды и памятники, заслужившие ценой собственной жизни.
За совершенный подвиг сержант И. Герасименко, рядовые А. Красилов и Л. Черемнов удостоились высшей награды – Героя Советского Союза.
Вот цитата из составленного командиром 229-го полка и военным комиссаром этого полка представления на наградной лист о посмертном награждении Александра Красилова:
«За проявленный героизм, за беспредельную преданность Родине, во имя которой он отдал свою жизнь, товарищ Красилов достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
Такого же содержания представления на наградной лист имеют И. Герасименко и Л. Черемнов.
Спустя две недели после гибели бойцов командующий 52-ой армией генерал-лейтенант В.Ф. Яковлев утвердил заключение Военного Совета о присвоении воинам звания Героя Советского Союза.
С учётом военного времени Указ Президиума Верховного Совета о присвоении звания Героя Советского Союза был подписан только спустя два года после подвига - 21 февраля 1944 года.
Что и послужило поводом назвать их «повторившими» подвиг известного Александра Матросова, закрывшего собой пулемёт в фашистском дзоте для того, чтобы дать возможность нашим солдатам наступать. Это произошло 27 февраля 1943 года. Между тем, Красилов и Черемнов, а также их однополчанин Герасименко отдали свои жизни при таких же обстоятельствах более чем за год до Матросова – 29 января 1942 года.
В настоящее время именами героев названы улицы в шести городах и селах Новгородской, Кемеровской и Днепропетровской (Украина) областей и Алтайского края по месту рождения, работы, призыва на войну и гибели.
В городе Великий Новгород напротив Новгородского кремля на знаменитой Вечевой площади, где проходило Новгородское вече, в ноябре 1957 года им установлен обелиск.
На месте гибели у озера Ильмень установлен памятник и посажены три берёзы, символизирующие трёх отдавших свои жизни бойцов.[6, 8, 15]
Бессмертный подвиг, совершенный у стен древнего Новгорода, занимает особое место в военной поэзии Великой Отечественной Войны.
Глава II. Подвиг моих прадедов в поэзии военных лет.
2.1. Изображение подвига в стихотворении Н. Тихонова «Баллада о трех коммунистах».
Особое место в военной поэзии Великой Отечественной войны занимает бессмертный подвиг, совершённый у стен древнего Новгорода тремя воинами-коммунистами, моими родственниками – сержантом И.С.Герасименко, рядовыми А.С. Красиловым и Л.А.Черемновым. Одним из поэтов, воспевших подвиг героев, стал советский писатель Николай Ссеменович Тихонов.
Н.С. Тихонов - Герой Социалистического Труда, лауреат премий Ленина и Сталина. Во время Отечественной войны работал в Политуправлении Ленинградского фронта, где пригодился его военный опыт. Писал очерки и рассказы, статьи и листовки, стихи и обращения, в том числе и стихотворение «Баллада о трех коммунистах», которые вошли в книгу "Огненный год" (1942) [8]
Автор в своём стихотворении очень ярко и точно передал исторические события, происходившие в тот злополучный вечер. Поэт поэтапно и фактически изображая мелкие детали, будто переносит читателя в зрители событий того дня.
Особое внимание обращает на себя заглавие произведения. Своё стихотворение Тихонов называет «Балладой о трёх коммунистах». Таким образом, совмещая два жанра лирических произведений «стихотворение» и «баллада». Но это объясняется тем, что в советской литературе жанр «баллада» претерпевает существенные изменения в жанровой специфике. Таким образом, баллада у Н. Тихонова – это стихотворный рассказ о героическом подвиге советского человека в условиях смертельной опасности.
Перед читателем герои произведения возникают в величественном образе самого начала произведения:
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов
-Разведчики бывалые, поход для них не нов. [5]
Так автор даёт некую установку для читателя, подчеркивая возвышенность, бесстрашие, храбрость и отвагу героев ещё в начале боя.
Фамилии героев в балладе повторяются три раза: в начале, в середине и в конце, тем самым придавая их подвигу небывалую мощь, которая воодушевляет читателей и побуждает их к нравственным исканиям.
Композицию этого стихотворения условно можно разделить на две части. Первая часть повествует о героях произведения, описывает местность. Вторая же часть описывает подвиг, действия героев. О приближении смерти поэт сообщает нам с помощью эпитетов « проклятый враг», «дзоты серые», «громы…гранатные», «гром адский» и т.д. Отношение самого автора к врагам и к происходящему мы наблюдаем с помощью резких сравнений
«псы коричневые», «псы залётные».
Баллада самого начала и до конца произведения воскрешает картину неравной схватки и воспевает мужество храбрых:
Стоят леса зелёные, лежат белы снега,
В них гнёзда потаённые проклятого врага.
Зарылись дзоты серые, преградив пути,
Ни справа и ни слева их никак не обойти.
Здесь залегла неметчина в приволховском песке
И в лоб идут разведчики, гранату сжав в руке.[5]
К сожалению, разведчики попадают в огневое кольцо, и враг бьёт по ним «из новых трёх берлог».
И вот сейчас на подвиг пойдут в снегах глухих
Три коммуниста гордых, три брата боевых…
Навстречу смерть им стелется, из амбразур горит,
Но прямо сквозь метелицу идут богатыри.[5]
Всю мрачность, боль, потерю в конце баллады помогают поэту изобразить эпитеты «темные лица», «стены седые», сравнение «темны их лица строгие, как древняя резьба».
Последние строки, строгие и волнующие:
Снежинки же немногие застыли на губах.
Простые люди русские стоят у стен седых,
И щели дзотов узкие закрыты грудью их![5]
Таким образом, основной темой стихотворения Н.Тихонова является «Подвиг во имя Родины». Поэт при написании баллады видел свою задачу не в сборе дополнительных деталей памятного боя в Новгороде, а в создании собирательного образа воина-патриота, способного на сознательное самопожертвование во имя освобождения Родины.
Каждая строка здесь пронизана героизмом, бесстрашием А.Красилова, И. Герасименко и Л. Черемнова ценой собственной жизни, выполнивших боевое задание и спасших своих товарищей. Точность в описании подвига приводит к присутствию документального характера произведения. Это подтверждает и факт хранения стихотворения как основного документа в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации (Москва).
Павел Николаевич Шубин - русский советский поэт, журналист, переводчик. В годы Великой отечественной войны служил фронтовым корреспондентом на Волховском, Карельском направлениях, на Дальнем Востоке и Маньчжурии. Тогда же создал стихи о русских воинах: «Полмига», «Битва на Дону», «Идёт на родину солдат», «Мы устоим», «Трое». Которые впоследствии вошли в сборник «Люди боя» в 1944 в Беломорске. За мужество и отвагу награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалями.[11]
П.Н. Шубин в стихотворении «Трое», написанном в 1942 году, за основу происходящих событий берёт обостряющийся момент боя, «сердце боя». О чем говорит зачин стихотворения, предвещающий смерть:
Когда бойцы прорвались к сердцу боя,
Где, шевелясь и плача, как живой,
Снег превратился в месиво рябое,
Размолотый волною огневой…[10]
В этих строках для изображения накаляющейся обстановки перед последним боем автор использует приём олицетворение, где даже «снег шевелится и плачет».
Во втором четверостишии с помощью эпитета «тупые рыла», поэт выражает своё негативное отношение к немецким противникам, которые начали стрелять неожиданно «в затылок им, исподтишка, в упор».
Далее Шубин на миг заглядывает в будущее, которое ожидало взвода, если бы не смертельный подвиг Красилова, Герасименко и Черемнова. Для описания ужаса последствий автор приводит сравнение:
Какой – то миг – и взвод поляжет строем,
Как березняк, погубленный в грозу…[10]
Но тут на спасение взвода, в помощь выполнению боевой задачи приходят три сибиряка, героя, богатыря:
Какой – то миг!... Но – яростные – трое
Уже рванулись к щелям амбразур![10]
В последующих строфах Шубин плавно изображает подвиг, начиная с поругания смерти: «Замолкни, смерть!» Для описания безвыходности положения использует эпитет «глаза пустые». Автор упоминает о жизненной простоте большевиков и бессмертности Партии. И в середине произведения в первый и последний раз приводит фамилии героев. Для возвеличивания подвига поэт сравнивает их с «живой стенкой», которая заслонила друзей.
Герои «встречают» смерть с отвагой и бесстрашием, погасив свинец и пламя «горячей кровью».
Композиция произведения состоит из 9 четверостиший. Тематически их можно разделить на две части: первая – описание боя, вторая – обращение к Родине.
Во второй части П. Шубин просит ценить, преклонить знамёна, благословить перед бессмертным подвигом сыновей Отечества. Сделать это помогают ему «громкие» слова: гнев, мужество, горесть и гордость, Земля.
Таким образом, основной темой стихотворения является «Мужество и храбрость бесстрашных солдат, которые, не задумываясь, простились с жизнью, выполнив долг перед Родиной». Стихотворение Шубина носит яростный, стремительный характер, который моментально мобилизует читателя. Метафоры и эпитет в произведений яркие и меткие. Это объясняется тем, что в Великую Отечественную войну Шубин храбро защищал Родину не только стихотворениями, но и оружием.
2.3.Сравнительный анализ стихотворений Н.С. Тихонова «Баллада о трех коммунистах» и П.Н. Шубина «Трое».
Н.С. Тихонов и П.Н. Шубин – это два советских поэта, писавшие в одну художественную эпоху. Это два солдата, которым понятен и близок подвиг А. Красилова, И. Герасименко и Л. Черемнова. И подвиг этих трёх героев легли в основу их произведений. Общее и особенное в изображении подвига мы увидим в приведенной ниже таблице:
Линии сравнения | Н. С. Тихонов «Баллада о трех коммунистах» | П.Н. Шубин «Трое». |
Год написания | 1942 | 1942 |
Жанр | стихотворение - баллада | стихотворение |
Рифма | парная | перекрёстная |
Структурная композиция | сплошной стихотворный текст из 55 строк | 9 четверостиший |
Тематическая композиция | 2 части:
| 2 части:
|
Художественно – изобразительные средства | Эпитеты, сравнения. | Эпитеты, сравнения, гиперболы, метафоры, олицетворения. |
Тема подвига | основная тема, которая проходит через всё произведение. | основная тема, изложенная в первой части. |
Тема Родины | второстепенная тема, которая сопровождает основную тему. | основная тема, изложенная во второй части. |
Фамилии герои | повторяются четыре раза | приводится один раз, в середине стихотворения |
Таким образом, несмотря на то, что эти произведения были написаны в одно время, каждый их поэтов по – своему изобразил подвиг моих прадедов. Сравнив эти два произведения, мы пришли к выводу, что стихотворение Н. Тихонова – это больше документальное произведение. А стихотворение П. Шубина – художественное произведение. О чем свидетельствует:
Таким образом, два советских писателя за основу своих стихотворений взяли подвиг А. Красилова, Л. Черемнова и И. Герасименко. Каждая из этих произведений уникальна по – своему. Имеют в своём содержании общее и особенное в представлении событии 29 января 1942 года.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что вопросы, связанные с Великой Отечественной войной очень сложные и объемные, но в то же время чрезвычайно интересные и актуальные в современном мире.
Изучив стихотворения, посвященные описанию подвига А. Красилова, Л. Черемнова и И. Герасименко, мы пришли к выводу, что авторы по – своему отобразили события 29 января 1942 года. Каждый из них преследовал свою цель при изложении.
Сравнительный анализ двух стихотворении и интерпретация совершенного подвига в них позволил сделать вывод, что общее в них то, что тема мужества, храбрости и бесстрашия солдат в обоих стихотворениях является основной темой. Но очень много отличительного в способах изложения данного подвига.
Во–первых, у Тихонова данная тема проходит через всё стихотворение, а у Шубина только в первой части произведения.
Во–вторых, стихотворение Тихонова можно разделить на события до боя, бой и после боя, а Шубин за основу берёт непосредственно сам бой.
В–третьих, Павел Шубин, в отличие от Тихонова, употребил больше художественно – выразительных средств, которые придают стихотворению более богатую экспрессию.
В–четвертых, Тихонов много раз перечисляет фамилии героев, тем самым заостряя внимание на их личности, а Шубин их упоминает один раз в середине произведения.
Так, мы пришли к выводу, что стихотворение Н. Тихонова выполняет документальные функции, о чем говорит фактическая достоверность и точность в деталях в изложении событии. А у П. Шубина доминирует художественное начало, которое превращает подвиг в высокую трагедию.
Библиография
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Этот древний-древний-древний мир!
Заяц, косач, медведь и весна
"Морская болезнь" у космонавтов
Колумбово яйцо