Цель работы - выявление традиций и новаторства в символике цвета в сказках А.С. Пушкина.
Задачи:
1)изучить литературу по проблеме символики цвета
2)проанализировать цветовую лексику в русских народных сказках
3)сопоставить цветовую лексику русских народных сказок со сказками А.С. Пушкина
4)сделать выводы о традициях и новаторстве А. С. Пушкина
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_tsveta.docx | 43.13 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина»
Исследовательская работа
Секция «Литература»
Руководитель:
Смирнова Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
г. Шахунья
2018 год
План
Введение_________________________________________3
1.Теоретическая часть _____________________________5
1.1. Изучение символики цвета в литературе___________5
1.2. Символика цвета русского народа________________5
2.Практическая часть _____________________________7
1.2. Символика цвета в русских народных сказках______7
2.2. Символика цвета в сказках А. С. Пушкина________ 9
Заключение_____________________________________ 13 Список литературы________________________________14
Введение
Русские народные сказки сегодня хорошо изучены, на уроках литературы мы знакомимся с определением сказки, её признаками. Сказка отличается ритмизованным повествованием, особой композицией, типичными формулами, наличием волшебных предметов, чисел, постоянными эпитетами. Я же предполагаю, что в сказках заслуживает исследования и цветовая лексика, которая имеет определённую символику. На основе русских народных сказок свои сказки создавали писатели 19-20 века. Самым известным создателем авторских сказок является А. С. Пушкин.
Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства, пленяя душу чудесной сказкой. Сказки были одним из любимых жанров Пушкина.
Он говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Александр Сергеевич жил в пору процветания устной сказки и, несомненно, общался с разными сказочниками, видел разную творческую манеру исполнителей.
Няня, Арина Родионовна и бабушка стали его наставниками и самыми близкими людьми. Его няня знала множество народных песен и сказок.
Поэта покоряла яркая образность речи Арины Родионовны, от неё он услышал многие пословицы, поговорки, прибаутки, народные поверья.
Когда няня рассказывала ему сказки, он не только внимательно слушал их, но и записывал в отдельную тетрадь. Позже на их основе он создал свои сказки. Александр Сергеевич Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество, показал людям, как богата сокровищница русского языка.
Интерес к пушкинским сказкам не проходит и сейчас.
Знакомясь на страницах Интернета с ранее проведенными исследованиями по теме нашей работы, смогли познакомиться с разными статьями о символическом значении «языка» красок и чисел в древних мифах, преданиях, различных религиях и мистических учениях. Достаточно много информации об особенностях устного народного творчества, идейно-художественной структуре, сходстве и различии русских народных сказок и былин. Из ряда статей Я.Л. Обухова «Символика цвета» узнали о глубинно-психологической символике различных цветов и их оттенках, о том, какое психическое воздействие они оказывают, какие ассоциации вызывают, об их использовании в религиях, народных обычаях и суевериях. Но сопоставления символики цвета русских народных сказок со сказками А. С. Пушкина не обнаружили. В этом заключается новизна исследования.
Гипотеза моего исследования: А. С. Пушкин является продолжателем традиций русской народной сказки в использовании цветовой лексики.
Актуальность темы исследования определяется возможностью применения исследований на уроках литературы и мировой художественной культуры.
Цель работы - выявление традиций и новаторства в символике цвета в сказках А.С. Пушкина.
Задачи:
1)изучить литературу по проблеме символики цвета
2)проанализировать цветовую лексику в русских народных сказках
3)сопоставить цветовую лексику русских народных сказок со сказками А.С. Пушкина
4)сделать выводы о традициях и новаторстве А. С. Пушкина
Объект исследования – сказки А.С. Пушкина
Предмет исследования – цветовая лексика в сказках А.С. Пушкина
В исследовании использовали методы аналитического чтения, сравнения и сопоставления.
Глава 1. Теоретическая часть
Цветовая лексика – это группа слов, выражающая значение цвета. Р. М. Фрумкина пишет: «В русском языке «наивная картина» мира цвета включает «семь цветов радуги», а также розовый, коричневый и так называемые ахроматические цвета – черный, белый и серый» (с. 72). Эти цвета носители русского языка считают «основными». Данные ахроматические цвета, безусловно, отражают особенности цветового мировосприятия русского народа. Естественно, что «на цветовые предпочтения и понятия о цветовой гармонии большое влияние оказывает колористика природы данной страны. Художник невольно воспроизводит в своих гаммах краски родной природы или дополняет природу теми красками, которых в ней не хватает» (с.80).
Слова-цветообозначения изучались исследователями в различных аспектах. Цветовая лексика может использоваться писателем с разными целями: для точного определения цвета предмета, как средство эмоциональной характеристики, как образное средство, может быть фоном произведения, выражать внутреннее (психологическое) состояние персонажей, авторский подход к окружающему миру.
.
С древнейших времен в культуре каждого народа начала складываться определенная гамма приоритетных цветов. Все национальные цвета являются традиционными и исторически объяснимыми, они соответствуют темпераменту и характеру народа, а также окружающей его природе. Объясним символику самых распространенных цветов.
Красный цвет. Считается, что именно он был первым цветом, замеченным первобытными людьми, поскольку вызывал ассоциации с огнем, солнцем, кровью. У русских крестьян XIX века было принято одевать невесту в красный свадебный наряд.
Белый цвет. С глубокой древности он считается особым цветом. В эпоху цивилизаций белый всегда был цветом святых, богов и праведников. В наши дни белый цвет воспринимается как символ божества во всех религиях мира.
Черный цвет. У большинства народов имеет негативную семантику. В русской культуре черный цвет в зависимости от ситуации может восприниматься как траурный, мрачный.
Зеленый цвет. Является физиологически оптимальным цветом, поскольку он ассоциируется с природой. В христианстве он символизирует земной путь святых, а в исламе – пищу, тень, прохладу, красоту, то есть все те блага, которые исходят от растений.
Синий цвет. Цвет неба и моря, символ высоты и глубины.
В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность. В христианских храмах синие купола символизировали небо.
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
Таким образом, символику цвета имеют лишь основные цвета радуги. В древности люди не разделяли цвета на оттенки.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Значение цвета в русских народных сказках
Устное народное творчество – это начало всех начал. Сказки и былины, пословицы и загадки прочно входят в нашу жизнь с самого раннего детства.
Сказки завораживают своей яркостью повествования и необычностью главных героев, их умом и смекалкой, добротой и щедростью, мужеством и способностью на сострадание.
С произведениями фольклора мы знакомимся через восприятие, прежде всего, художественного слова, а также многочисленных красочных иллюстраций, заполняющих чуть ли не каждую страницу любимых книг. Кажется, что сказки должны быть наполнены цветовой гаммой. Нами были изучены сказки «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка»,«Сивко- Бурко», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Петушок- золотой гребешок», «Волк и козлята», «Снегурочка», «Гуси», «Хаврошечка», «Жар-птица и Василиса-Царевна». Но внимательно прочитав несколько произведений, мы, к своему удивлению, заметили, что в произведениях устного народного творчества используются «чистые» краски, без каких-либо оттенков, некоторые сказки абсолютно лишены цветовых прилагательных («Репка», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Каша из топора»). Чаще всего встречаются художественные средства, в основе которых находится определенный цвет. Это ряд постоянных цветовых эпитетов.
По частоте употребления на первом месте белый и черный цвет, Несомненно, прежде всего, потому, что они символизируют добро и зло, их вечное противоборство.
Большую эмоциональную насыщенность сказкам придают общие эпитеты: «палата белокаменная», «белая рука», «белое личико», «белая грудь», «белое тело», «белая лебедь», обозначающие свет, чистоту, истину, невинность, непорочность.
Издревле черный – символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Черный, поглощая все другие цвета, выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало.
Черный цвет, а также темный говорит о том, что главных (добрых) героев ждет испытание, например, бой с врагом, а может, смертельная опасность и даже гибель «тёмный лес», «чёрный ворон».
На третьем по частотности употребления цвета стоит золотой. В русских народных сказках золотой цвет проявляется как символ совершенства («золотое перо Жар-птицы», «петушок-золотой гребешок»), символ богатства («золотая казна», «золотые перстни», «листья золотые»).
Предпочитаем в русских народных сказках и синий цвет, Причем в прочитанных произведениях встретился один и тот же постоянный эпитет – «синее море». Слово «синий» происходит от «сияние», но, в отличие от белого, это темное, непрозрачное мрачное свечение. Синий цвет моря, как и неба, символизирует безграничные дали и бесконечные глубины.
В русской культуре красный цвет, безусловно, занимает особое место. Прежде всего, в постоянных эпитетах «солнце красное», «красное лето» цвет символизирует жизнь и тепло. К тому же в русском языке красный и красивый – однокоренные слова: красная девица – значит красавица.
Зеленый цвет не менее почитаем в русском народном творчестве, чем красный, являясь символом весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, «вечнозеленый»). Наиболее распространенные эпитеты в русских народных сказках – «зеленый луг», «зеленый сад».
Таким образом, цветовая лексика в русских народных сказках представлена основными цветами, так как цель сказок – создать точный зрительный образ, может быть достигнута, используя только конкретную лексику. Также русские народные сказки сформировали представление русского народа о цветах, закрепив их в постоянных эпитетах «синее море», «красна девица», «тёмный лес».
2.2 Символика цвета в сказках А.С. Пушкина
Как мы уже убедились, в русских народных сказках цветовая лексика используется не часто. А основными цветами являются белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий, золотой. Все цвета используются в одном значении для создания определённого образа.
Сравним символику данных цветов в сказках А. С. Пушкина.
Писатель очень часто использует белый цвет. Для того , чтобы не ошибиться в значении цвета, мы обратились к словарю Ожегова и увидели, что эпитет «белый» используется в двух значениях 1 - Цвета снега или мела : «Правду молвить, молодица: Высока, стройна, бела И умом и всем взяла» «Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела Белолица , черноброва» «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее …» («Сказка о мёртвой царевне»)
«Глядь – поверх текущих вод Лебедь белая плывёт…» («Сказка о царе Салтане») Этот цвет Пушкин использует и при описании города Гвидона: «Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей…» И при описании терема в «Сказке о рыбаке и рыбке» « Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною, белёною трубою…» «Князь царевну обнимает, К белой груди прижимает…» («Сказка о царе Салтане»)
Второе значение слова «белый»- в противоположность тёмному. «Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи с белой зори до ночи» («Сказка о мёртвой царевне»)
Таким образом, А. С. Пушкин употребляет эпитет «белый» для обозначения цвета чистоты, снега. Белый цвет используется для создания образов положительных героев.
В отличие от русских народных сказок, чёрный цвет в сказках А. С. Пушкина имеет не только негативную окраску. В 12 веке прилагательное чёрный приобрело значение «государственный, не частновладельческий». Мы нашли два примера использования эпитета чёрный в данном значении: в «Сказке о рыбаке и рыбке» «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой», Чернавка из «Сказки о мёртвой царевны» .
В описании царевны «Белолица, черноброва , Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей» («Сказка о мёртвой царевне») чёрный цвет бровей является достоинством героини.
Чёрный, как олицетворения зла встречается в примерах «Видит, на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.» («Сказка о рыбаке и рыбке»), «Делать нечего. Она, чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку» («Сказка о мёртвой царевне»).
Так, автор обогащает символику чёрного цвета, использует его в новом значении, появившемся в 12 в. , подчёркивает красоту положительной героиниЗолотой цвет олицетворял счастье, богатство, чистоту, мощь и величие.. Золото, его красочное сияние связано с поклонением древних людей солнцу. Эпитет «золотой» в сказках имеет 2 значения 1- цвета золота, 2-сделано из золота (драгоценного металла). У Пушкина чаще находим примеры во втором значении: «И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя…»(«Сказке о царе Салтане»), «На знакомом острову Чудо видят наяву: Город новый, златоглавый . Пристань с крепкою заставой...» «Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, всё скорлупки золотые …»,«В колымагах золотых Пышный двор встречает их…» «Видит, весь сияя в злате , Царь Салтан сидит в палате…» («Сказке о царе Салтане»), « И к царевне наливное, Молодое, золотое Прямо яблочко летит…»«» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». «На руках золотые перстни1 На ногах красные сапожки…» («Сказка о рыбаке и рыбке». Золотой цвет - символ царственности, могущества, благосостояния.
В значении фантастического, нечеловеческого могущества, волшебства выступает золотой цвет, который относится к животным. «Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом! Будет вам новое корыто» Вспомним и старуху из « Сказки о рыбаке и рыбке», «Петушок мой золотой Будет верный сторож твой…»(«Сказка о золотом петушке»).
Одним из постоянных образов связанных с золотым цветом, является образ золотого яблочка».
Вывод: А С Пушкин в употреблении символики золотого цвета остаётся верен традициям русских народных сказок. «Золотой» – в первую очередь символ власти, богатства. Также автор использует традиционный образ золотого яблочка.
Зелёный цвет у Пушкина используется для создания образа природы, как и в русских народных сказках.: «Ты прекрасна, спору нет; Но живёт без всякой славы, Средь зелёныя дубравы, У семи богатырей Та, что всё ж тебя милей» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»), «Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле; Море синее кругом, Дуб зелёный над холмом.» («Сказка о царе Салтане»).
Красный цвет в сказках Пушкина встречается в традиционных постоянных эпитетах: «Не видал я девы красной », « Коли красная девица Будь нам милая сестрица…..»(«Сказка о мёртвой царевне»), «Здравствуй, красная девица,- Говорит он, - будь царица….» («Сказка о царе Салтане»).
Обладает красный цвет и символом величия. Сочетание Красно Солнышко взято из древней поэзии и означает «мудрое», «любимое». Недаром Красным Солнышком называли в Древней Руси князя Владимира. У Пушкина красно солнышко тоже играет роль мудрого советчика: «К красну солнцу, наконец Обратился молодец. Свет наш Солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь…»…..»(«Сказка о мёртвой царевне»).
Красный цвет может нести в себе и символ несчастья, смерти, когда он представлен цветом крови. «Бродят кони их средь луга, По притоптанной траве, По кровавой мураве…» («Сказка о золотом петушке») «Тот уж когти распустил, Клёв кровавый навострил…» («Сказка о царе Салтане»).
Синий цвет- символ простора, возвышенности, дали. Александр Сергеевич употребил этот цвет для обозначения безграничности неба и моря. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море …» («Сказка о мёртвой царевне») «Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит…» «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут…» («Сказка о царе Салтане»), в чём остался верен традиции народной сказке.
Таким образом, А. С. Пушкин, создавая свои сказки, остался верен традиции использования цветов радуги (белый, чёрны, золотой, зелёный, синий, красный), без полутонов. Сохранил символику красного, синего, красного, зелёного цвета, обогатил символику чёрного цвета.
На мой взгляд, А. С. Пушкин, сочинив новые сюжеты, остался верен символике цвета русских народных сказок, чтобы они не потеряли народный «русский дух». Цветопись помогает нам, интуитивно сопоставляя символику цвета народных сказок с пушкинскими делать вывод о характерах образов. Не случайно при изучении «Сказки о мёртвой царевне» у многих моих одноклассников Чернавка вызвала отрицательные эмоции, а как оказалось она так названа по социальному положению.
Цветопись является своеобразным ключом сюжетного действия сказок, придавая им разные оттенки – грусти, радости, тревоги, смятения, добра, волшебства.
Заключение
В настоящей работе была рассмотрена символика цвета в русских народных сказках в сопоставлении со сказками А.С. Пушкина. Цветопись - передача цвета, языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства герое, авторское отношение, создать художественные образы.
Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что символикой цвета занимаются не только лингвисты и литературоведы, а также историки, этнографы, психологи. Значение цвета сформировались в каждой стране в зависимости от культурных традиций, психологи выявили влияние цвета на настроение человека.
Мы ставили перед собой цель – вывить традиции и новаторство в использовании цветовых прилагательных в сказках А. С. Пушкина.
Цветовая лексика в русских народных сказках представлена основными цветами спектра (белый, черный, зелёный, золотой, синий, красный), так как цель сказок – создать точный зрительный образ, может быть достигнута, используя только конкретную лексику. Также русские народные сказки сформировали представление русского народа о символике цвета, закрепив их в постоянных эпитетах: «синее море», «красна девица», «тёмный лес».
А. С. Пушкин, создавая свои сказки остался верен традиции использования цветов радуги (белый, чёрны, золотой, зелёный, синий, красный), без полутонов. Сохранил символику красного, синего, красного, зелёного цвета, обогатил символику чёрного цвета.
Цветопись помогает нам, интуитивно сопоставляя символику цвета народных сказок с пушкинскими делать вывод о характерах образов.
Цветопись – литературный приём, который использовался писателями и поэтами разных эпох. Поэтому данное исследование является началом моей научной работы по данной теме.
Литература
2. Зубарева, Е.Е. Хрестоматия по детской лиетратуре.-М.: Просвещение, 1988.-462.
3.Куликова, О.А. Символика цвета в русской культуре/ О.А. Куликова//[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://portal.tpu.ru
4.Новичкова, С.Л. Колоративная лексика в русских народных сказках как предмет лингводидактических исследований/ С.Л. Новичкова//[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru
5.Обухов, Я.Л. Символика цвета//[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.videoton.ru
6. Ожегов, С.И.Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю. Шведовой.-М., Рус. яз., 1990.-921.
7.Пушкин, А. С. Избранные произведения / А. С. Пушкин. М.:Дет. лит., 1972.-366 с.
Извержение вулкана
Тупое - острое
Привередница
Снег своими руками
Нарисуем попугая цветными карандашами