Проект по литературе:
«Лесковские места Орловщины»
Вложение | Размер |
---|---|
leskovskie_mesta_orlovshchiny.docx | 499.35 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кромского района Орловской области
"Кривчиковская средняя общеобразовательная школа"
303212, с.Кривчиково, Кромкой район, Орловская область
Проект по литературе:
«Лесковские места Орловщины»
Выполнила: Иванова Яна, обучающаяся 8 класса
Руководитель:
Головкова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ КР ОО «Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»
с.Кривчиково
Содержание
Список литературы
Центральная часть России! Летописные города её - Мценск, Орёл, Козельск и другие - помнят жаркие схватки с половцами, величественный звон колоколов Киевской Руси. Это они первыми принимали на себя бешеный пыл кочевников. Это об их крепостные валы разбивались и затихали в агонии орды завоевателей. И сколько холмов, долин и рек помнят славу русского оружия, гордый дух русского человека!
Исторически закономерно, что именно отсюда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым. Ф. Тютчев, Д. Писарев, Н. Лесков, М. Вовчок, Н. Успенский, И. Бунин, М. Пришвин - целое литературное гнездо, классики нашей литературы, гордость национальной культуры.
А сегодня я хочу вас познакомить с творчеством нашего орловского писателя - Николая Семёновича Лескова, жизнь и творчество которого связаны с Орловским краем.
Моя цель - как можно ближе познакомиться с местами Орловщины, с которыми связаны жизнь и творчество Н.С.Лескова.
Цель проекта: изучить места Орловщины, связанные с жизнью и творчеством писателя.
Задачи проекта:
Объекты исследования: места Орловщины, связанные с жизнью и творчеством Николая Семеновича.
Методы исследования:
Этапы проведения проекта:
Конечный продукт: путеводитель «Заочная экскурсия»
Ожидаемый результат: одноклассники заинтересуются творчеством писателя и захотят узнать о нем больше интересной информации.
С Орловщиной и самим губернским городом Орлом связано детство и юность Н. С. Лескова. Н С.Лесков родился в селе Старое Горохове, ныне Свердловского района Орловской области. А затем жил в хуторе Панин (Панино) Кромского уезда, с другой стороны реки Оки.
Гостомльская земля вскормила великого сына России, замечательного писателя, «чародея русского слова» — Н. С. Лескова. Недалеко от Гостомли располагался Панин хутор, где жили Лесковы.
В этом доме на хуторе Панино Лесковы жили с 1839 по 1863 гг. На хуторе была водяная мельница, толчея, сад, два двора крестьян, 40 десятин земли. Хозяйство в год давало 200-300 рублей. На это надо было жить родителям, воспитывать детей (их было 7 человек, самый старший - Николай). Здесь, в Панино, все просто, свободно, весело. Навсегда запомнились Лескову люди из народа, в близости с которыми прошли его годы на Панином хуторе: он встречался с крестьянскими ребятишками, ходил в ночное на кулигах пасти лошадей, удить гольцов и пескарей в маленькой, но чистой речке Гостомле. Его другом становится старый мельник, дедушка Илья, который рассказывает ему интересные сказки о жизни домовых, русалок, леших и строго-настрого наказывает: «Ты завсегда мужика больше всех почитай и люби слушать, но того, что от мужика 7 услышал, не всем сказывай». И Лесков умел слушать простого неграмотного русского мужика. Позже, став уже известным писателем, он с гордостью писал: «Я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного...да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек...среди русской природы, которую сразу не описать...»
Панин хутор был продан в 1863году. Лесков приезжал сюда последний раз за год до продажи. После Лесков рассказывал: «У нас в Гостомле летом бывает очень хорошо, особенно, когда сирень цветёт. У нас такое заведенье по хуторам, что сирень садят под самыми окнами...».
Хутор Панин. Дом Лесковых. Гравюра XIX века.
Орловска обл., Кромской район. Родник Лесковых у р. Гостомль.
им.Н.С.Лескова
Одной из достопримечательностей села Гостомли является народный музей писателя, созданный школьниками, учителями школы, носящей его имя, а также жителями Гостомли, с помощью сотрудников Орловского Дома- музея Н. С. Лескова.
В музее можно увидеть фотографии, книги, подлинные вещи Н. С. Лескова, его сына Андрея Николаевича, старинные холсты и рушники, крестьянскую одежду и нехитрые предметы домашнего обихода, подаренные нам гостомльскими жителями.
В 1961 году решением Министерства просвещения Гостомльской школе присвоено имя Н. С. Лескова.
Музей дает многое для осознания истории нашего края. Именно наши земли были южной окраиной русского государства на пути крымских татар, рвущихся к Москве.
Ко дню 150-летия перед школой им. Н. С. Лескова был установлен бюст писателя.
4. Гимназия, в которой учился будущий писатель
Н.С.Лесков плохо учился в школе. Вернее, в Орловской гимназии, куда был отдан в 10 лет - в 1841 году. Коля учился неважно, хотя не был лишён одарённости. Несмотря на способности, он оказался в числе отстающих. В гимназии Лесков с грехом пополам проучился пять лет, а аттестат получил за окончание всего двух классов, так как не выдержал переводных экзаменов. Много и часто спорил он с преподавателями и говорил всем, что ненавидит зубрёжку. Писатель вспоминал о тех годах: «Так, в Орловской гимназии, где я учился, классные комнаты были до того тесны, что учителя затруднялись найти ученику, отвечающему урок, такое место, до которого бы не доходил подсказывающий шепот товарищей, духота всегда была страшная, и мы сидели решительно один на другом. Между тем наверху было несколько свободных комнат и прекрасная зала, в которую нас впускали раз в год, в день торжественного акта; остальные 364 дня в году двери залы были заставлены какими-то рогатками...»
Непростой характер и ужасная успеваемость вынудили его в 1846 году бросить гимназию, не доучившись, а дальнейшее обучение с аттестатом об окончании лишь двух классов было уже невозможно. Словом, науки он постигал в домашних условиях, что, впрочем, для того времени считалось делом обычным.
Орловская гимназия, 1841 год.
Современный вид здания.
5. Дом-музей в г.Орёл
Высокий берег реки Орлик в память о писателях-земляках Тургеневе и Лескове жители Орла называют “Дворянским гнездом” и “Бережком несмертельного Голована”.
Орёл. «Бережок Несмертельного Голована».
Неподалеку отсюда, в доме девять по улице Октябрьской (в старое время — Третьей Дворянской), 2 июля 1974 года был открыт единственный в стране, да и во всем мире литературно-мемориальный музей Николая Семёновича Лескова. Определить местонахождение дома своих деда и отца помог сын и биограф писателя Андрей Николаевич Лесков.
Было установлено, что земельный участок, на котором сейчас расположен Дом-музей, в 1832-1842 годах принадлежал «Дворянскому заседателю» орловской судебной палаты Семёну Дмитриевичу Лескову, отцу писателя. Дом был высокий, деревянный, на каменном фундаменте, за домом располагались службы, огород, цветник, “плодовитый сад”. В 1850 году во время одного из орловских пожаров дом сгорел. В середине 1870-х годов на его месте был построен дворянский особняк. 5 марта 1945 года — в 50-ю годовщину со дня смерти писателя — здесь была открыта первая мемориальная доска, посвящённая Лескову.
Литературно-мемориальная экспозиция «В мире Лескова» размещена в шести залах. Она раскрывает основные вехи жизненного и творческого пути писателя: здесь подлинные документы, портреты, картины, прижизненные издания лесковских произведений, записные книжки, сохранившаяся часть библиотеки, личные вещи, мебель Лескова и его сына. Кроме того, А.Н. Лесков оставил в дар музею собственный богатейший архив.
В Доме-музее широко представлены прижизненные издания произведений Лескова, многие — с автографами автора. Экспонируется один из немногих сохранившихся экземпляров запрещённого цензурой VI тома прижизненного Собрания сочинений Лескова.
Многие вещи семейства Лесковых были подарены орловскому музею правнучкой писателя Татьяной Юрьевной Лесковой, которая вот уже долгие годы живёт в Бразилии, в Рио-де-Жанейро. В прошлом — известная балерина (ее имя есть во всех латиноамериканских справочниках по балетному искусству), а ныне — владелица частной балетной школы в Рио, Т.Ю. Лескова дважды посещала Дом-музей своего великого прадеда. Вот такие пируэты преподносит человеческая судьба, соединяя русский коренной Орёл и бразильскую столицу общей памятью о классике нашей словесности.
Посетители музея могут увидеть портрет Лескова работы В.А. Серова (1894; подлинник картины находится в Третьяковской галерее). Андрей Лесков отмечал “безупречное, до жути острое сходство”.
«Место каждому будет указано роst mortem [после смерти]», — писал Лесков. Память о нём не умирает. С каждым годом растёт число читателей и почитателей удивительного таланта Лескова, посетителей его Дома-музея, оставляющих в «Книге впечатлений» слова благодарности и признательности. О них-то писатель сказал однажды: “Одна из прелестей литературной жизни — чувствовать вблизи себя, вдали, вокруг себя невидимую толпу неизвестных людей, верных вашему делу».
В музее проводятся ежегодные Лесковские чтения, научные межвузовские и международные конференции, посвященные исследованию творчества писателя, действуют лекторий, домашний театр.
Орёл - город детства и юности писателя - стал местом действия множества его произведений и таким образом прославился благодаря Лескову во всём цивилизованном читающем мире. Не без гордости автор «Соборян», «Очарованного странника», «Левши» и других шедевров русской словесности говорил о себе: «В литературе меня считают орловцем».
На всём протяжении литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были живым источником его сюжетов и художественных образов. Множество своих героев Лесков, «пронзивший», по слову М. Горького, «всю Русь», «расселил» именно на орловской земле, считая свою малую родину «микрокосмом всей земской России».
Есть и ещё одна немаловажная причина лесковской приверженности к «орловским сюжетам». Сам автор приоткрыл читателям двери в свою «творческую лабораторию»: «Я выдумываю тяжело и трудно, и поэтому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплотить их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие. Так почти написано всё...»
В то же время одно из главных качеств самобытной манеры писателя заключается в том, что внешняя достоверность наполняется глубоким внутренним содержанием: чем «документальнее» выглядит равсказ, тем сильнее его духовно-нравственное, идейно-эстетическое воздействие. «Самобытнейший писатель русский», сумевший постичь то, что зовется «душою народа», прежде всего, дорог нам тем, что в центре внимания его творчества всегда человек - со своими радостями и горестями, открытиями и ошибками, вечным поиском истины.
По названиям улиц, площадей, церквей, рек, дорог Орла, именам героев, связанных с событиями прошлого, с историей города, можно составить настоящую карту маршрута по местам произведений Лескова и совершить воображаемое путешествие: посетить дома, в которых жил и бывал писатель; побродить по улицам и дорогам, где он ходил; полюбоваться живописными видами, привлекшими его внимание, прикоснуться к живым источникам его сюжетов и образов.
Страстный патриот родных мест, Лесков нисколько не преувеличивал, когда говорил, что Орёл «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город». И в самом деле - именно с Орлом связаны биографии и творческие судьбы многих русских писателей, без которых невозможно представить себе полную картину развития всей отечественной и мировой культуры. Это сам Н.С. Лесков; И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, братья Жемчужниковы, придумавшие вместе с А.К. Толстым образ Козьмы Пруткова; собиратель фольклора П.И. Якушкин, историк Т.Н. Грановский, Марко Вовчок (М.А. Вшшнская), ставшая классиком украинской литературы; критик Д.И. Писарев, поэт А.Н. Апухтин, И.А. Бунин - первый из русских писателей, удостоенных Нобелевской премии, - за роман «Жизнь Арсеньева», созданный по «орловским» воспоминаниям; Л.Н. Андреев, Б.К. Зайцев, М.М. Пришвин, И.А. Новиков...
Памятник Н. С. Лескову.
Установленный в 1981 году на родине писателя, когда отмечалось 150- летие со дня его рождения, памятник вот уже более 30 лет не перестаёт восхищать орловцев и гостей города. Авторы - московские скульпторы Ю.Г. Орехов и Ю.Ю. Орехов, архитекторы В.А. Петербуржцев и А.В. Степанов - создали целый ансамбль.
В центре четырёхметровая фигура писателя, отлитая в бронзе; установлена на постаменте из полированного серого гранита. «Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою .сложной и причудливой, полной бунтующих страстей», - таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его и создатели памятника. Писатель всматривается вдаль и как бы мысленно произносит: «Я смело, может быть, даже дерзко думаю, что знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу».
А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.
Вот показывает свое мастерство «тупейный художник» (герой одноименного рассказа) - говоря современным языком: гримёр, парикмахер. Аркадий причёсывает перед спектаклем Любу - актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь «тупейного художника» к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба - насилия графа.
Не принесла любовь счастья и другой известной лесковской героине. Рядом с фигурками крепостных страдальцев Аркадия и Любы видим Катерину Измайлову - «Леди Макбет Мценского уезда». В ней писатель угадал характер шекспировского масштаба. Опустив глаза и прикусив губы, окаменев, стоит мценская «леди Макбет» в арестантском халате у позорного столба перед отправкой на каторгу. Четыре убийства совершила купеческая жена ради своей безоглядной, безбожной страсти к молодому приказчику. Самоубийство подводит итог невиданной трагедии, разыгравшейся в жизни мценской купчихи «леди Макбет».
А вот вьётся в огненном танце цыганка Грушенька – героиня повести «Очарованный странник». Памятник выполнен из бронзы, но так изящно и тонко, что кажется, если дунет посильнее ветер, складки и кружева Грушенькиного платья вот-вот разлетятся. Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку «типический русский богатырь» Иван Северьянович Флягин - воплощение богатырских духовно-нравственных и физических сил нашего народа. Одно из «очарований» этого странника земли русской - способность восхититься красотой и талантом: «Что Груша раз ни споет, то я ей за то лебедя, и уж не считаю, сколько их выпустил... И многое она пела, песня от песни могучее... Ох, тоже плясунья была! Я видал, как пляшут актёрки в театрах, да что всё это, тьфу... Эта же краля как пошла, так, как фараон плывёт-не колыхнётся <...> а станет, повыгнется, плечом ведёт и бровь с носком ножки на одну линию строит... Картина! Просто от этого видения на её танец все словно свой ум потеряли: рвутся к ней без ума, без памяти...»
Рядом «колдует» над наковальней с молоточком в левой руке безымянный тульский оружейник «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученьи выдраны». Мы замечаем миниатюрные тисочки - рабочий инструмент левши, самовар - символ города Тулы. А сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел подковать удивительную заводную блоху из «аглицкой воронёной стали, сработанной в Лондоне». Колонна, на которую поднят левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: лесковский левша - олицетворение талантливости русского народа, на нём «почивала надежда нации».
В лесковском «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» тульские умельцы прежде, чем совершить чудо своей «безотдышной работы», должны были заручиться Божьим благословением, и им покровительствовала святыня орловской земли: «Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесеченная» икона св. Николая, приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше. Икона эта вида «грозного и престрашного»~ святитель Мир-Ликшскш изображён на ней «в
рост», весь одеян сребропозлащенной одеждой, а лицом тёмен, и на одной руке держит храм, а в другой меч- «военное одоление». Вот в этом «одолении» и заключался и смысл вещий: св. Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» в особенности, и ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой «нощию» и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать».
Безымянного левшу смело можно причислить к «иконостасу святых и праведных» земли русской. Даже умирая, безвестный герой, забытый и отвергнутый родиной, не перестаёт беспокоиться о её судьбе и славе: «- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».
Лесков был глубоко убеждён в том, что «без трёх праведных несть граду стояния», то есть ни один русский город не может существовать, не выстоит, если в нём не будет хотя бы трёх праведников. «Я пошёл я искать праведных...»- такова была творческая установка писателя. Эти поиски увенчались успехом: праведников отыскал Лесков в самых разных социальных кругах и сословиях русской нации, в том числе и в среде духовенства.
Три праведника, три героя романа-хроники «Соборяне», три бронзовые фигуры, в основании которых уже не одна (как у других скульптурных групп вокруг фигуры Лескова), а три колонны - три столба, вернее — «три столпа», без которых «несть граду стояния».
Когда видишь памятник, где Лесков сидит, повернув лицо в сторону гимназии, которую он не закончил, испытываешь чувство горечи за него. Но потом обращаешь внимание, что сидит он в окружении своих, таких своеобразных персонажей, и понимаешь, что лучшим учителем для него в то время была сама Жизнь.
Я глубоко убежден, Орлу повезло, что его с такой любовью запечатлел великий писатель. Но и Лескову повезло, что он родился в таком необыкновенном краю, как Орловский. То, что Лескову подарила Орловщина, с лихвой хватило ему на всю его жизнь.
Список использованной литературы
'
Извержение вулкана
Как нарисовать зайчика
Весенние чудеса
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Ветер и Солнце