Работа ученицы 11 АА класса МОУ СОШ № 2 г. Лыткарино Кабешовой Анны - 1 место (победитель) в муниципальном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»в 2023 г., участник регионального отборочного этапа в Московской области ( 7 место)
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kabeshovoy_anny_11_a_klass.docx | 18.65 КБ |
«Поэзия должна быть странной,
Шальной, бессмысленной, туманной
И вместе ясной, как стекло,
И всем понятной, как тепло».
Давид Самойлов
Чем я отличаюсь от других таких же «творческих» людей? Есть ли у меня какая-то деталь, изюминка, «сумасшедшинка», по которой бы меня запомнила аудитория? Да и нужна ли она вообще? А поймут ли меня люди? А может это вовсе и не так важно?
Такие вопросы, словно рой пчёл тревожат мысли любого думающего человека, который пытается заниматься творчеством и хочет нести его в массы. Ими терзаюсь и я – юная журналистка, пытающаяся найти себя, выделиться на фоне других авторов и создавать свой уникальный продукт, постоянно борясь с конкурентами за место под солнцем. А это я ещё только в начале пути - впереди меня ждут ещё более серьёзные размышления и кропотливая работа над созданием личного бренда и экранного образа. Страшно даже подумать… Но как однако вовремя судьба подкидывает нужное топливо для рассуждений в виде случайно прочитанных книг, увиденных фильмов и услышанных стихотворений, которые неожиданно ярко откликаются внутри и точно отвечают на волнующие вопросы. Так передо мной оказалось произведение Е. Евтушенко «Непонятным поэтам». Первое моё впечатление – вот оно, размышление о тяжёлой судьбе творца, о поиске формы и содержания, с легким налетом щекочущего сумасшествия и экспрессивными эмоциями. Именно то, что мне сейчас хотелось бы услышать, понять и пропустить через себя. Чем я сейчас и займусь – проанализирую стихотворение и попытаюсь найти для себя что-то ценное и отвечающее на мои внутренние вопросы.
Вообще, тема поэта и поэзии нередко звучит в произведениях отечественных и зарубежных поэтов. «Пророки» Пушкина и Лермонтова, многочисленные вариации «Памятника», «Поэт и гражданин» Некрасова - список можно продолжать ещё долго. Однако в 20 веке к привычным размышлениям о предназначении творца добавляется исторический контекст борьбы с формализмом и революционные взгляды футуристов на поэзию. Так, по- видимому, на фоне постоянных баталий литераторов родилось стихотворение Е. Евтушенко «Непонятным поэтам», в котором автор задаётся проблемным для себя вопросом: нужна ли индивидуальность формы в творчестве или важнее быть понятым?
В стремлении найти истину лирический герой произведения ведёт активную борьбу одновременно и с поэтами-новаторами, и с самим собой. Так, он то признаётся, что «формалистов обожал» и «над сумасшедшинкою бился», то говорит о «здравом смысле» и, описывая творчество, по-видимому, футуристов, использует разговорную лексику с иронической окраской: глаголы «отчубучил», «недоборщил» и набор звуков «дыр… бул… щир…», имитирующий фонетику произведений новаторов. Интересно, что мысль о том, какой путь в творчестве стоит выбрать, настолько захватывает лирическое «я», что в тексте появляется мотив сумасшествия. В поиске ответа, в первую очередь для себя, герой впадает в бесконечную рефлексию о прошедшем. Эта «помешанность» лирического «я» на анализе своего поведения и творчества проявляется и в стилистических фигурах, использованных в стихотворении. Так, в произведении встречается анафора «Я»: «Я так завидовал всегда», «Я формалистов обожал», «Я лез из кожи вон», «Я с трудом над сумасшедшинкою бился», «Я - из понятнейших червей». Через повторы лирический герой делает акцент на рассказ о своей личной истории творческих исканий. Что касается образного ряда стихотворения, здесь кроме лирического «я», очевидно сотканного из переживаний самого Е. Евтушенко, выделяются те самые «творцы счастливых непонятиц». Они свободны от предрассудков, поэтому уверено идут своей дорогой: «Ничья узда вам не страшна». А их творчество заметно выделяется на фоне творческих поисков современников: «чьи стихи, как полупятна / из полудыма-полульда». Стоит отметить, что образ футуристов в стихотворении представлен через призму восприятия лирического «я», поэтому несколько идеализирован: “Единственнейшие предметы / белейшей зависти моей…”. Благодаря использованным сравнениям «как полупятна», многочисленным метафорам «творцы блаженных непонятиц» и прямым заявлениям «Я формалистов обожал», становится ясно, что лирический герой стремится создавать нечто подобное тому, что выходит из-под пера поэтов-новаторов. Однако перестроиться и выйти за рамки литературных традиций оказывается трудно. Эта двойственность и противоречие между привычными формами и желанием попробовать новое проявляется и в общей организации стихотворения. Так, Е. Евтушенко использует в произведении привычную опоясывающую рифмовку и классический стихотворный размер - ямб. Однако при этом, в стихотворении можно разглядеть строфику, похожую на лесенку Маяковского - одного из самых известных футуристов 20 века, а также аллитерацию, ярко проявлявшуюся в словах «абракадабр», «тарабарщин», «непонятиц», «засупонил», которая свидетельствуют об уникальной фонике произведения.
Тем не менее, вопреки всем противоречиям, поиски лирического героя ответа на проблемный вопрос завершаются удачно и формулируются в главную идею стихотворения. Он приходит к тому, что в обоих случаях поэты редко добиваются понимания от аудитории. Возможно, проблема вовсе не в сложности формы произведений, а, быть может, в публике? Так, о судьбе «творцов блаженных непонятиц» лирический герой отзывается с восторженной надеждой: «Живите, верой наполняясь, / что вас когда-нибудь поймут». А затем точно подмечает не менее печальное положение поэтов, которые следуют исключительно литературным традициям: «Страшно, между тем, / быть понятым, но так превратно,/ всю жизнь писать совсем понятно, / уйдя непонятым совсем…». Так, погоня за признанием публики и желание до неё достучаться оказываются бессмысленными для лирического героя, а свобода в творческих экспериментах и самовыражении встаёт на первое место.
С этой мыслью я полностью согласна. Я уверена, что гораздо важнее выражать в работах свой уникальный взгляд и творить именно так, как ты это видишь, чем пытаться подчинить произведение форме, которую смогут понять и оценить большее количество людей или же слепо следовать новым тенденциям. Чтобы создать нечто поистине ценное и самобытное, следует перестать беспокоиться о мнении других людей, отказаться от рамок и любых предрассудков. Твоя аудитория, понимающая идеи и смыслы, вложенные в произведения, найдётся сама.
Огонь фламенко
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Снежный всадник
Сказка "Узнай-зеркала"
Ветер и Солнце