Исследовательская работа по направлению духовно - патриотичесое воспитание "История церкви села Ишим"Цель: изучение исторического прошлого и сегодняшний день церкви Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа
Задачи:
знать историю происхождения
1.Изучить архивные материалы взятые в сельском музее
2. Записать рассказы старо жителей односельчан , очевидцев об истории церкви
3. Пробудить интерес к познанию истории своего села
4. Формировать навыки исследовательской работы.
Гипотеза: Я считаю что, если затрону эту тему, многие дети станут более уважительно относиться к своему краю, к своей малой родине.
Актуальность проекта: самое основное в жизни человека - это родина. Ведь Родина- это то место, где родился и вырос человек . Родину как и родителей невозможно выбрать – она дается раз и навсегда при рождении
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_nauku.docx | 276.76 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ишимская основная общеобразовательная школа»
«История церкви в селе Ишим»
Исследовательная работа
Направление: духовно – патриотическое
Автор: Предатченко Екатерина
Обучающаяся 4 класса, МКОУ
«Ишимская ООШ»
С. Ишим, Яйского района,
Кемеровской области
Руководитель: Загаина Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов,
МКОУ «Ишимская ООШ»
Ишим
2019
Содержание
-Цель
- Задачи
- Актуальность
Новизна
-Жизнедеятельность проекта
-Ожидаемые результаты
-Привлекаемые участники
2. Этапы работы
- I этап разработка проектного задания
-II этап разработка проекта
-III этап основная часть
3. Заключение
Введение
Цель: изучение исторического прошлого и сегодняшний день церкви Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа
Задачи:
знать историю происхождения
1.Изучить архивные материалы взятые в сельском музее
2. Записать рассказы старо жителей односельчан , очевидцев об истории церкви
3. Пробудить интерес к познанию истории своего села
4. Формировать навыки исследовательской работы.
Гипотеза: Я считаю что, если затрону эту тему, многие дети станут более уважительно относиться к своему краю, к своей малой родине.
Актуальность проекта: самое основное в жизни человека - это родина. Ведь Родина- это то место, где родился и вырос человек . Родину как и родителей невозможно выбрать – она дается раз и навсегда при рождении
Новизна проекта: этот проект является новизной моей деятельности, тем самым я хочу многое узнать о своей малой Родине и истории связанной с ней и передать окружающим.
Методы исследования: анализ, сравнение, поисковый, сопоставление, обобщение.
Объект исследования: церковь Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа в селе Ишим, Яйского района, Кемеровской области
Предмет исследования: фотографии, архивы, устные воспоминания.
Этапы работы над проектом
I этап
Разработка проектного задания.
Задачи этапа - - определение темы, уточнение цели, выбор и распределение заданий, определение источников информации.
№п\п | Подпроект (задание) | Деятельность детей | Результат деятельности |
1 | Собрать материал к созданию проекта | Беседы с родителями, бабушками, односельчанами. Отобрать из сельского музея информацию о нашей церкви с начало ее существования и конец. | Отбор информации |
2 | Приготовить сообщение на тему «Моя малая Родина» | Беседа с сельским библиотекарем, односельчанами. | Выступление на классном часе |
3 | Найти пословицы и поговорки о Родине. | Работа с дополнительной литературой, интернетом. | Создан лэпбук с пословицами и поговорками о малой Родине с фотографиями |
4 | Сочинить стихотворение на тему «Гордость села» | Работа над стихотворением | Сочинила стихотворение |
II - этап Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации о церкви ее историю.
(опрос населения)
Помощь и корректировка информации учителем.
III этап. Основная часть.
Задача этапа – защита проекта.
Тема исследовательской работы «История церкви в селе Ишим»
Эта тема особенно актуальна, так как в прошлом, т.е. 2018 году нашей церкви исполнилось 215 лет. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живет. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Хочу начать защиту проекта со стихотворения, которое я сочинила:
Я снова иду к своей бабушке милой,
По нашей дороге иду, в выходной.
Когда прохожу мимо церкви разбитой,
Мне разные мысли приходят порой.
Я думаю, что если в этой церквушке
И вправду Цецурин припрятал свой клад?
Об этом твердят все наши старушки.
Вот где только спрятан? Об этом молчат!
А кто-то твердит, что клад где – то под елью!
Когда в церковь снова ворвались враги,
Бежал от врагов он подземным туннелем,
Та ель находилась у нашей реки.
Я в нашу церковь не раз заходила,
На миг закрывала свои я глаза,
И мне представлялась такая картина-
Как-будто была я здесь сто лет назад.
Я видела стены, в своей позолоте
И люстру в три яруса, свечи, алтарь,
Красивей икон вы нигде не найдете
Такие иконы писали лишь встарь.
Открою глаза и мне станет печаль,
Все стены разрушены, золота нет.
Чтоб церковь свою
Снова пышной увидеть,
Для этого нужно немало затрат!
Уж я постараюсь найти этот клад!
Кузбасс богат углем и лесом, рудой и кварцем, но самое главное богатство – это люди с их большой и открытой душой и интереснейшая история наших сел. В этом можно убедиться, побывав в нашем селе Ишим.
Много легенд и нерассказанных историй хранит это старинное, красивое село на берегу реки Яя. Гордостью села является церковь Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, построенная в 1803 году. В прошлом году т.е. в 2018 год нашей церкви исполнилось 215лет. (приложение №1)
В выходные дни я хожу к бабушке, путь к которой идет мимо церкви. Я часто задумываюсь о том: как же она появилась? Кем была создана? И почему сейчас имеет такой вид? Вот я и решила собрать материал о церкви.
Посоветовавши с классным руководителем первое, что мы решили посетить мини музей нашего села. Библиотекарь Торгашина Ольга Викторовна дала нам много информации из архивных данных, которые я представила в работе. Село Ишим раскинулось на правом возвышенном берегу реки Яи, вытянувшись вдоль главной улицы Трактовой (ныне ул Декабристов) Томско-Красноярского участка бывшего Московского тракта.
Основание села в 1726 году связано с переселением крестьян из Ишимской волости Тобольской губернии. Уже в 1798 году, судя по сохранившимся метрическим книгам и исповедальным росписям, в селе появляется свой приход. Вероятно, службы проводились в молитвенном доме, так как никаких упоминаний о церкви в дошедших до наших дней документах нет.
Соседство Московско-Сибирского тракта делало экономически выгодным положение села. Постоянно увеличивалось число жителей. Появляется необходимость в сооружении своего храма для большого числа прихожан. В 1803 году закладывается и начинается строиться кирпичная церковь. Из глины, песка изготовляются кирпичи, известку привозили из карьера за 60 км(ныне д. Лебедянка) в раствор для кладки кирпича клали белок яиц собранных с ближних сел. За неимением достаточных средств, сооружение ее растянулось на несколько десятилетий. Так, придел с левой стороны во имя свт. Николая построили и освятили еще в 1815 году, а центральный придел во имя Спаса Нерукотворного Образа сооружен был лишь в 1841 году. И все же храм в состоянии был вместить во время престольных праздников всех прихожан разрастающегося села, которое ко второй половине XIX века получает статус волостного. В 1852 году стараниями крестьянина села Ишимского каменщика Симеона Игнатьева Алькова, возведен третий – правый придел в честь свт. Иннокентия Иркутского. (приложение №2)
Пока на протяжении нескольких лет сооружались церковные приделы, основное здание с колокольней постепенно ветшало. В августе 1881 года указом Томской Консистории церковь запечатали из-за разрушений в главном Спасском приделе по причине просадки под тяжестью центрального купола, колокольни и крестов. Однако, по просьбе прихожан, в двух боковых приделах – Иннокентьевском и Николаевском разрешили проводить службы.
При церкви имелась библиотека с книгами и журналами богословского, нравоучительного и исторического содержания, которыми пользовались прихожане в составе.
За многолетнюю историю на службах в храме были многие выдающиеся исторические личности: и молодой Цесаревич Николай II во время своего возвращения из Японии в июле 1891 года и враги царского престола декабристы по пути в ссылку, и писатель А.П.Чехов по дороге на Сахалин.
Первая мировая война и революция потрясли всю Россию. Церковь в конце 20-х годов постигла учесть всех других храмов.(приложение№3) С ее разграблением исчезли планы застройки села и земельных угодий середина XIX века. Исчезли также книги, великолепные иконы и церковная утварь. Но при раскопках найдены некоторые предметы, так же со временем нашлась икона в семье Мещеряковых (приложение №4)
Побывав у них в гостях я узнала о ее появлении в их семье. Вот наш разговор:
- Любовь Михайловна, как к вам попала эта Икона?
- Муж говорил, что Икона досталась нам от бабушки, которая спрятала ее когда церковь уничтожали . В то время многие церковные вещи были под запретом, поэтому жители прятали их и в тайне молились. А в 60- 70 -х годы икона попала в наш в дом. .
Некогда величественно возвышающая над селом церковь с декоративно-пластическими приемами «сибирского барокко» остается в руинах, хотя и поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры, а обновленная жилая застройка подошла вплотную к южному и западному ее фасадам.
Тех людей которые разрушали церковь постигла страшная учесть об этом нам рассказала …старожитель села Жирякова Анна Михайловна в возрасте 91 год.
- б. Нюся, расскажите нам, что вы знаете о церкви?
- Подробностей я не знаю, но то что говорили наши родители расскажу. Раствор для кирпичей делали из яиц, которые собирали с жителей села и ближних деревень, даже привозили из Колыона.
- Что вы знаете о тех людях которые разрушали нашу гордость?
- Был такой человек убежденный коммунист, который участвовал в снятии колокола Попов Иннокентий, во время работы он ударился ногой об колокол, нога начала болеть, сначала ему отняли ногу, но гангрена не остановилась, через две недели он умер.
- Распространённое выражение «божья кара» дошла и до семьи Альковых. Степанида Иннокентьевна собирала народ для уничтожения для уничтожения икон. Она первая переступила порог храма, через год она сошла с ума.
В годы Великой Отечественной войны церковь не действовала, а была оборудована как зернохранилище.
В 1994 году московским архитектором А.Г.Афанасьевым подготовлен «Проект зон охраны и генеральная схема развития экомузея Ишим», одним из главных объектов которого станет каменный храм, реставрация которого намечена по проекту В.Н.Усольцева.
Из рассказов старожилов я узнала страшные подробности, но в современном мире церковь имеет чудодейственную силу, о которой нам поведал житель города Кемерово Мишенко Сергей Николаевич
…
- В моей жизни было тяжелое финансовое положение, сократили с работы, нужно было платить за кредиты, а денег в семье не было, даже не чем было платить за коммунальные услуги. Приехав в гости в Ишим , рано утром встав пошел к церкви, помолился и взял кусочек кирпича, и проложил в карман, как талисман. Хотите верьте, хотите нет, но через 3 дня мне предложили работу. И со сих пор в семье стабильное финансовое положение.
Восстановление храмов по России – это первый этап в восстановлении православных традиций. Но без духовного выздоровления общества, без осознания людьми важности Церкви в жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности общества. Чтобы узнать нужен ли селу храм? Стоит ли его восстанавливать? Для этого я провела опрос среди жителей села. В опросе участвовало 200 человек По опросу сделала диаграмму.
- ответили «Нужно восстанавливать храм»
- ответили «Затрудняюсь ответить»
- ответили «Не нужно восстанавливать храм»
Время движется вперед, открывает новые горизонты, сменяются понятия и представления о жизни. Нельзя двигаться вперед, нельзя представить будущее, не зная прошлого, не понимая до конца всей важности и значимости тех событий, которые произошли.
История деревень – неотъемлемая часть истории народа, поэтому мы отнеслись к заданию очень серьёзно.
Надо понимать правильно, невозможно полностью охватить историю. И эта работа – маленькая часть нашего труда. Каждое сведение, каждый факт для нас очень дорог, мы трудились над ними долго и усердно.
В ходе исследования мы пользовались разными методами.
Например: многие сведения из истории церкви взяты из архивных источников, из публикаций печати, литературных источников, рассказов старожилов.
И в конце я объединила собранные данные и сведения, сопоставила, проанализировала, сравнила - в итоге появилась эта работа.
Узнав историю нашей церкви, я еще больше привязалась к своей малой родине, проследила интенсивное развитие своего края на протяжении многих лет. Исследование прошлого и настоящего Широкой побуждает к непосредственному участию в его преобразовании, поскольку родной край – «живая, деятельная частица великого мира» . Я с гордостью могу сказать: «Я - патриот своей страны и своей малой родины!»
В результате проведенной работы, я подтвердила свою гипотезу ,согласно которой многие дети станут более уважительно относиться к своему краю ,своей малой родине. Собранный материал может быть интересен не только детям и жителям села, но и другим людям, так как они являются частью истории и культуры.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по изучению прошлого моего села. И, надеюсь дополнить свою летопись новыми фактами, пока мне неизвестными.
Почта
Военная хитрость
Рисуем осенние листья
Мост Леонардо
Простые новогодние шары из бумаги