Данная исследовательская работа по теме " Мифопоэтика лошади в творчестве М.Ю.Лермонтова" содержит материал от жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, анализирует архетип лошади на разных этапах творчества поэта, содержит элементы лингволитературоведческого анализа стихотворений и поэм М.Ю.Лермонтова
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_.docx | 139.3 КБ |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук «Искатель»
Секция: Русская литература
Отделение: Филология
Мифопоэтический образ лошади
в творчестве М. Ю. Лермонтова
Работу выполнила:
Юзвенко Дарина Анатольевна,
ученица муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель:
Антонюк Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа»
Красногвардейское, 2021
ТЕЗИСЫ
Мифопоэтический образ лошади в творчестве М. Ю. Лермонтова
Отделение: языкознание и литература
Секция: русская литература
Базовая дисциплина: русский язык и литература
Автор: Юзвенко Дарина Анатольевна, ученица 9 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Крым.
Научный руководитель: Антонюк Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа».
Михаил Юрьевич Лермонтов – признанный мастер слова, его произведения наполнены глубоким философским смыслом. Поэт уделяет внимание не только сюжету произведения, но и мифопоэтическому образу, с помощью которых раскрывает противоречивый характер героя, показывает единую связь человека и природы, гармонии, красоты, свободы и мечты.
Целью исследования является определить, какое место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает образ лошади, а также показать взаимосвязь данного образа с сюжетной линией произведений. Проведя анкетирование среди учеников школы и жителей села, а также, исследуя творчество поэта, я сделала вывод о том, что в произведениях М. Ю. Лермонтова данный мифопоэтический образ является одним из главных и занимает важное место в раскрытии сюжета художественных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………7
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ…………………………………………………………..11
РАЗДЕЛ 2 . МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЛОШАДИ В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА…………………………………………………………………12
2.1. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. ЛЕРМОНТОВ И ЛОШАДИ………………………………………………………………………...13
2.2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, БИБЛЕЙСКИЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА………………………………………………16
2.3. ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА ЛОШАДИ В ВОСТОЧНЫХ МОТИВАХ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА………………………………………………………….18
2.4. МОТИВ КРАСОТЫ И ПОЭТИЗАЦИЯ ОБРАЗА ЛОШАДИ…………….20
2.5. МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЛОШАДИ КАК ГЛАВНЫЙ МОТИВ СВОБОДЫ И ВОЛИ……………………………………………………………..23
2.6. МОТИВ СТРЕМЛЕНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С ОБРАЗОМ ЛОШАДИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Лошади не только сопровождали человека на протяжении истории, они вступали с ним в тесное общение. Вольный дух диких коней всегда манил человека, так как эти животные необыкновенные, красивые и умные.
С древних времён она неразлучна с человеком. Издавна на лошадях пахали, боронили, возили зерно и разные грузы. Почтовые лошади перевозили пассажиров и письма. Боевая конница была главной силой в военных сражениях. Верхом на лошади путешественники исследовали и осваивали неизведанные земли. Трудно даже представить, как бы развивалась наша история без верного друга – лошади. Верхом на ней человек превосходил своих врагов, успешнее охотился и быстрее сообщал новости. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне! Прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека. История сохранила клички коней Александра Македонского, Бонапарта и Фридриха Великого: Буцефал, Маренго, Конде. Тысячелетиями лошадь играла важную роль в жизни человека, что, конечно же, не могло не отразиться в литературе. С самого начала взаимоотношений человека и лошади ее образ был романтизирован различными сказочниками, певцами и писателями.
Лошади-священные животные. Они ассоциируются с плодородием и связаны с приметами, колдовством и языческими божествами. Многие люди черпали вдохновение во внешней красоте этих животных, но ощущали и нечто большее-стихию свободы, таящуюся под гривой.
Художественная традиция изображения лошади началась с древних времен. Исследователь Д. М. Урнов отмечает, что существует богатая эпическая литература, в которой лошадям посвящены стихотворения и художественная проза, увенчанная строками Гомера, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Блока, произведениями Сервантеса и Свифта, Толстого и Куприна, Голсуорси и Шервуда Андерсона [1]. Каждая историческая эпоха рассматривает данный мифопоэтический образ, так как между литературой и лошадьми установилась особенно глубокая связь. Более подробно в своей работе я остановлюсь на изображении мифопоэтического образа лошади в литературе первой половины XIX века, именно в данную эпоху романтизм открыл лошадь как объект искусства, увидел в ней часть дикой, свободной природы. Образ лошади отражал реальность общества романтической эпохи, воплощал дух, соединяя свободу и силу животного и всадника, образ которого возвышен, утончен через его связь с лошадью. Одновременно романтический подчеркивает тот факт, что лошадь – существо природы, которым, как и самой природой, невозможно обладать. В то же время этот образ, соединенный с человеком, неуловимый для него, обладающий силой, мощью, благородством и красотой закрепляет в себе саму философию эпохи романтизма.
В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать о мифопоэтическом образе лошади в творчестве М.Ю. Лермонтова, оказать помощь ребятам, изучающим литературу, глубже познать темы творчества поэта, вызвать интерес через изучение и исследование данного образа к русской литературе и культуре, задуматься о смысле жизни.
Цель исследования:
Определить, какое место в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает мифопоэтический образ лошади, а также влияние данного образа на развитие сюжета произведений.
Задачи:
1.Изучить и систематизировать материал о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова;
2.Исследовать поэтический строй и мифопоэтический образ лошади в произведениях поэта;
3.Продемонстрировать способы владения литературоведческим анализом поэтических текстов;
4.Раскрыть своеобразный мир поэта и привлечь внимание к его творчеству.
5.Проанализировать взаимоотношения человека и лошади и их отражение в художественных произведениях.
Актуальность исследования:
Важно изучать русскую литературу, чтобы иметь представление об особенностях, темах, образах художественных произведений, так как это развивает и формирует читательскую грамотность, знакомит школьников с творчеством М. Ю. Лермонтова, способствует не только «общению» с поэтом, но и формирует интерес и содействует процессу эстетического, нравственного и патриотического воспитания.
Формулировка гипотезы:
Если сделать анализ произведений М. Ю. Лермонтова, выделить основные символы и мифопоэтические образы, то, благодаря этому, мы сможем расширить наши представления о творчестве поэта, лучше понять самобытную культуру, народную мудрость.
Объект исследования: творчество М. Ю. Лермонтова
Предмет исследования: поэмы «Измаил-Бей», «Сашка», «Аул Бастунджи», «Хаджи-Мурат», стихотворения «Бой», «Морская царевна», «Бородино», «Три пальмы», «Узник».
Методы исследования:
– исследование, анализ,
- беседа, анкетирование.
Практическая направленность:
Материалы исследования можно использовать на уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий, способствующих нравственному воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах; представить на неделе литературы, готовый материал предоставить в сельскую и школьную библиотеки, выступить на вечере, посвящённому творчеству М. Ю. Лермонтова
Прежде чем приступить к своей исследовательской работе, я решила выяснить, знают ли учащиеся нашей школы творчество М. Ю. Лермонтова, провела анкетирование и предложила им ответить на несколько вопросов, связанных с темой моего исследования:
1. Знакомы ли вы с творчеством М. Ю. Лермонтова?
2. Какие известные произведения поэта вы можете назвать?
3.Знаете ли вы основные темы произведений М. Ю. Лермонтова?
4.Если знаете, то назовите их.
5.Какие поэтические образы встречаются в творчестве поэта?
6. Какие мифопоэтические образы встречаются часто?
7.Хотели ли бы вы побольше узнать о творчестве поэта, основных темах
и образах?
Каковы же результаты опроса? Вот что мне удалось выяснить.
Всего в опросе приняли участие 100 человек (с 4 по 11классы).
На первый вопрос (Знакомы ли вы с творчеством М. Ю. Лермонтова?)
ответили «да» - 73 человек, «нет» -27 (диаграмма 1.1)
Диаграмма 1.1. Результаты ответов на вопрос № 1
На второй вопрос (Если знакомы, то назовите известные вам произведения), мы получили следующие ответы:
«Герой нашего времени»-45%
«Бородино»-39%
«Родина»-16%
(диаграмма 1.2)
Диаграмма 1.2. Результаты ответов на вопрос № 2
Ответы на третий вопрос (Знаете ли вы основные темы произведений М. Ю. Лермонтова?)
(«да» -85 и «нет» -15) (диаграмма 1.3)
Диаграмма 1.3. Результаты ответов на вопрос № 3
Ответы на пятый и шестой вопросы (Какие поэтические образы встречаются в творчестве поэта? Какие мифопоэтические образы встречаются часто?) мы объединили, так как респонденты смогли дать небольшую характеристику, которая сводилась к следующему:
«У М. Ю. Лермонтова стихи очень добрые, искренние, хорошие» - 26 человек.
«Мне нравятся стихи о Родине» – 32 человека,
«Мифопоэтические образы лошади, оружия» – 12 человек.
Опрос также был проведен среди педагогического коллектива и жителей села, которым было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Знакомы ли вы с творчеством М. Ю. Лермонтова?
2.Назовите понравившиеся произведения, основные темы и образы стихотворений
В опросе участвовало 100 человек. Здесь картина была совсем другая.
Ответили так: «да»-81, «нет»-19 (диаграмма 1.4)
Диаграмма 1.4. Результаты ответов на вопрос о знакомстве с творчеством М.Ю. Лермонтова
Диаграмма 1.5. Результаты ответов на вопрос «Назовите понравившиеся произведения»
69 респондентов ответили положительно (диаграмма 1.5)
При опросе учителей и жителей села на вопрос (нравится ли им творчество М. Ю. Лермонтова), я слышала такие ответы:
«Его произведения настраивают читателя хранить в своих сердцах свет любви и добра», «хорошие стихи», «чувствуется, что для М. Ю. Лермонтова поэзия-состояние души», «Герой нашего времени-многогранное произведение», «в своих произведениях поэт описывает свою жизнь», « у М. Ю. Лермонтова много образов в его произведениях»
Исходя из этого, я решила исследовать творчество М. Ю. Лермонтова, рассмотреть один из мифопоэтических образов (образ лошади) и данный материал предложить учителям литературы для использования в своей работе, а также пополнить школьную и сельские библиотеки, выступить на вечере, посвящённому поэту.
РАЗДЕЛ 2. МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЛОШАДИ В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
2. 1. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. ЛЕРМОНТОВ И ЛОШАДИ.
Образ лошади в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова рассматривается как лейтмотив. В «Литературном энциклопедическом словаре» понятие «лейтмотив» определяется как образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведениях как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. [2, с. 247]
С одной стороны, литературные лошади Лермонтова разные – они выступают в качестве транспортного средства, друга человека или в качестве символа, при этом они заимствуются из фольклора. С другой стороны, если образы лошади рассматриваются на уровне творчества автора, то между ними проявляются яркие параллели и противопоставления. Литературовед Д. М. Урнов в одной из своих статей о М. Ю. Лермонтове пишет о том, что его стихи, рисунки, повесть «Бэла» говорят сами за себя, но говорят с волшебным колдовством описания. [1]
В детстве хрупкий, но все-таки резвый и бойкий, предпочитающий игры военного характера и наслаждающийся верховой ездой на маленькой лошадке с черкесским седлом, Михаил Юрьевич Лермонтов в 1832 году поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в лейб-гвардии Гусарского полка Его товарищ Е. Меринский вспоминает, что Лермонтов обладал духовной и физической силой, которую он не избежал выказывать-однажды после езды в манеже, будучи еще новичком, подстрекаемый старыми юнкерами, он, чтоб показать свое знание в езде, силу и смелость, сел на молодую лошадь, еще не выезженную. Подвиг закончился серьезной травмой – вертящемуся на необузданном животном Лермонтову одна из других лошадей, находящихся в манеже, расшибла ногу до кости, в результате он хромал на правую ногу. [3]
Лермонтов восхищался своими лошадьми. В одной из биографических статей о М. Ю. Лермонтове исследователь Э. Э. Найдич отмечает, что лошади поэта были чудесными, которыми все любовались, а сам Лермонтов очень этим гордился, его конь Парадер славился одним из лучших в лейб-гвардии гусарском полку [4].
Как лейб-гвардии гусар, Лермонтов ежедневно занимался лошадьми, но с ними он был знаком и в других контекстах: на Кавказе поэт увидел, какую огромную роль играет конь в жизни горца, знал русский фольклор (былины и песни), традиции в изображении коня и всадника рыцарской западноевропейской народной и книжной словесности. Творчество Лермонтова изобилует образами лошадей. Нарисованы запряженные тройки, коляски, телеги, всадники-кавалеристы, мчащиеся на конях горцы. Художник стремится передать различные виды движения – от тихой езды до стремительной скачки, породу, норов каждой лошади, любуется их благородной статью, выразительно рисует положение ног, шеи, гривы, хвоста. Искусствоведы заметили, что мало кому из художников XIX века так удавалось передать движение, скачку, преследование. С лошадьми Лермонтов жил, о них писал, их рисовал, и ими, как утверждают, отмечена его смерть: «После гибели гениального поэта, любившая его без памяти бабушка раздала в память о Мишеньке табун лошадей крестьянам, отпущенным по его завещанию на волю» [5].
2. 2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, БИБЛЕЙСКИЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
В данной работе я проанализирую мотивы лирики М. Ю. Лермонтова, обогащенные вариациями образа этого животного, определю их взаимосвязи на основе самых ярких и интересных примеров отдельных произведений. По подсчетам исследователей в своих стихотворениях поэт упоминает коней, лошадей и скакунов 188 раз [6].
В нескольких произведениях Лермонтов обращался к фольклорным и библейским мотивам, большинство из них, прямо касающихся лошадей, можно найти в восточных стихотворениях поэта, которые рассматриваются в главе. Поэтика стихотворения «Бой» [7] опирается на церковнославянскую традицию. Крылатый Пегас связывался со светом и победителем тьмы архистратигом Михаилом. В стихотворении два крылатых коня и два всадника один – серебряной, обвешан бахромой, а другой – черный всадник на черном коне. Сам всадник-носитель зла. Кроме того, исследователи считают, что источником вдохновения для «Боя» послужила гроза. Таким образом, в стихотворении интересным образом сливаются церковнославянские и романтические традиции. В воздушном сражении коней и всадников изображена великолепная сила природы, а победа добра в самом финале возвышает стихотворение: «Но вихорь отступил перед громами, и пал на землю черный конь». [7, стр.115]
С фольклором М. Ю. Лермонтов познакомился в детстве; в Тарханах, как и в большинстве помещичьих усадеб начала 19 века, песни, предания, обрядовые празднества были частью деревенского быта. К фольклору он также обращается и в университете, когда его больше всего заинтересовал жанр лирической песни. Вершина его опытов «русской песни» – стихотворение «Воля» , написанное в 1831 году, которое является наиболее ярким воплощением народного идеала свободы. Мотив воли – постоянный мотив лирики Лермонтова, как и его героя. Неоднократно этот мотив в лирике Лермонтова связывается с образом лошади как с ее символом полного погружения в природу:
«Несусь ли я на коне, —
Степь отвечает мне;
Брожу ли позднею порой, -
Небо светит мне луной!
И вольность -для меня,
Как мир – необъятное!» [7, стр. 22-23]
В 1837 г. Лермонтов написал стихотворение «Бородино», в котором героем является народ в целом, темой – народная война 1812 года, а повествователем – безымянный ее участник, предстающий как часть целого народа. Впервые в этом стихотворении историческое событие увидено глазами простого человека, участвующего в сражении. Подчеркивается то, что люди сражались страстно и бесстрашно:
«Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…» [7, стр.78-79]
В мощных стихах как будто ощущается стихийная сила народа, достигшая высочайшего уровня единства в кульминационном моменте сражения.
Одно из последних стихотворений Лермонтова, баллада «Морская царевна» (1841), принадлежит кругу баллад о русалках. В стихотворении использован фольклорный мотив превращения. Сначала царевич видит прекрасную царскую дочь, затем красавица предстает отталкивающим чудовищем морским, а в трагическом конце царевич слишком поздно узнает в нем живое, по-человечески страдающее и гибнущее существо.
Конь в «Морской царевне» сильно беспокоится при самом голосе царевны, ярко ощущая странность этого существа.
Поведение лошади в самом начале стихотворения намекает, что что-то не так:
«В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.» [7, стр.11-13]
Таким образом, можно проследить, что в библейских и фольклорных мотивах в творчестве М. Ю. Лермонтова, образ лошади символизирует свободу, волю, победу добра над темными силами.
2. 3. ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА ЛОШАДИ В ВОСТОЧНЫХ МОТИВАХ ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Когда речь идет о фольклорных мотивах в творчестве М.Ю. Лермонтова, то образу лошади в его лирике, посвященной Кавказу, как источнику вдохновения, стоит посвятить отдельную главу. В первой половине 1830-х годов Лермонтов пишет поэмы «Измаил-Бей» (1832 г.), «Хаджи Абрек» (1833 г.) и «Аул Бастунджи» (1833-1834 г.), в которых ссылается на восточные фольклорные записи и предания с исторической основой.
Верный конь горца – незаменимая и наивысшая ценность. Только на своего коня можно действительно рассчитывать, только через коня можно освободить свой дикий дух. Превосходство лошади делается явным сквозь сопоставление с другой ценностью – женщиной. Об этом в «Измаил-Бее» поет певец в «Черкесской песне»:
«Кто жениться захотел,
Тот худой избрал удел,
С русским в бой он не поскачет; отчего? – жена заплачет!
Не женися, молодец, Слушайся меня: «На те деньги, молодец, ты купи коня!»
Не изменит добрый конь:
С ним – и в воду, и в огонь;
Он как вихрь в степи широкой,
С ним – все близко, что далеко.
Не женися, молодец, Слушайся меня: «На те деньги, молодец,
Ты купи коня!» [7, глава IX, стр. 9-24]
Тождественным является в поэме «Аул Бастунджи» предупреждение муллы Акбулату:
«Куда спешишь, мой сын!
Не лучше ли гулять в широком поле?
Черкес прямой – всегда, везде один, и служит только родине да воле!
Черкес земле и небу господин,
И чуждый враг ему не страшен боле;
Но, если б он послушался меня,
Жену бы кинул – а купил коня!» [7, глава XIX, стр. 23-24]
В поэме «Аул Бастунджи» герой с теплотой обращается к умирающему коню:
«Издохший конь недвижимо лежит,
На нем колеблясь блещет покрывало;
Черкесской пулей тонкий холст пробит:
Кровь запеклась на нем струею алой! -
К коню в смущенье Акбулат бежит;
Лицо надеждой снова заблистало"
Спасибо, друг, – не позабыл меня!" –
И гладит он издохшего коня [7, глава XXIV, стр.29]
Исследуя восточные мотивы поэта и мифопоэтический образ лошади, читатель может увидеть, что множество и разнообразие символов, с которыми в поэмах связывается данный образ раскрывают темы красоты, любви, верности, быстроты, силы, войны, рока.
ГЛАВА 2. 4. МОТИВ КРАСОТЫ И ПОЭТИЗАЦИЯ ОБРАЗА ЛОШАДИ
Образ лошади в поэзии Лермонтова неоднократно связан с красотой. Проиллюстрирую данный мотив на следующих примерах. Обратимся к балладе Лермонтова «Три пальмы» (1838 г.), в которой автор указывает на разрушительное стремление красоты. Первая строфа рисует прекрасную картину оазиса, но никто не ищет его прохлады и освежающей воды. Во второй строфе бытие рисуется поэтом как бесплодное и гибельное для самих пальм, и они ропщут на бога. Ответ они получают в виде постепенно приближающегося к оазису каравана. Градация действия начинается со смутного, колыхающегося ряда верблюдов в «дали голубой», на которых постепенно распознаются шатры, затем и «смуглые ручки», сверкающие черные очи и, наконец: «стан худощавый к луке, наклоня, араб горячил вороного коня..». А затем – взрыв действия, которому Лермонтов посвятил целую строфу:
«И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.» [7, стр. 31-33]
Вот яркая демонстрация жизненной радости и красоты, без практической цели, кроме радости игры, жизни и красоты.
Пальмы приветствуют путешественников, но они, утолив жажду, не останавливаются на этом:
«И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем» [7,стр.32]
...
«И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.» [7, стр.32]
В конце хочется указать и на косвенную связь «Трех пальм» с «Морской царевной». В этой балладе конь, беспокоящийся при голосе царевны, указывает незнающему царевичу о присутствии чего-то странного, предчувствуя, может быть, трагический исход столкновения их двух миров. Конь в «Трех пальмах», хотя он и представляет собой жизнерадостную картину, прыгает, «как барс, пораженный стрелой», а араб «горячит», с уверенностью можно сказать, что состояния его коня, это – его взволнованность.
Интересно стихотворению «Три пальмы» противопоставить другое стихотворение, более раннего периода, в котором герой красоту считает целью. В 1832 году автор пишет стихотворение «Гусар» и в нем критически, но не без сочувствия, оценивает своего героя:
«Гусар! ты весел и беспечен,
Надев свой красный доломан;
Но знай – покой души не вечен,
И счастье на земле – туман.
Когда ты, ментиком блистая,
Торопишь серого коня,
Не мыслит дева молодая
Он здесь проехал для меня». [7, стр.15]
....
«Ты не всегда был тем, что ныне,
Ты жил, ты слишком много жил. . .» [7,стр.16]
У лирического героя данного стихотворения было то, чего жаждали пальмы. Судя по первой строке, ему еще предстоит узнать то, из-за чего три пальмы «умерли»: сама по себе, красота – несущественна.
2. 5. МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЛОШАДИ КАК ГЛАВНЫЙ МОТИВ СВОБОДЫ И ВОЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Свобода и воля – центральные мотивы, определяющие мятежный пафос поэтического наследия Лермонтова. Ярким примером является стихотворение «Люблю я цепи синих гор». Вторая часть этого стихотворения свидетельствует о сильном стремлении героя слиться с природой, чтобы осуществить вольность, превосходящую рамки человеческого тела:
«Однажды при такой луне
Я мчался на лихом коне.
Я чувствовал, как конь дышал,
Как он, ударивши ногой,
Отбрасываем был землей,
И я в чудесном забытьи
Движенья сковывал свои,
И с ним себя желал я слить,
Чтоб этим бег наш ускорить.
И долго так мой конь летел...
И вкруг себя я поглядел:
Все та же степь, все та ж луна...
Казалось, упрекала в том,
Что человек с своим конем
Хотел владычество степей
В ту ночь оспаривать у ней!» [7, стр.41-42]
Еще одним ярким примером являются следующие строки поэмы «Сашка» (1835—1836г., 1839г.):
«Блажен, кто посреди нагих степей
Меж дикими воспитан табунами;
Кто приучен был на хребте коней,
Косматых, легких, вольных, как над нами
Златые облака, от ранних дней
Носиться; кто, главой припав на гриву,
Летал, подобно сумрачному Диву,
Через пустыню, чувствовал, считал,
Как мерно конь о землю ударял…» [7, глава XLV, стр.131]
Стихотворение Лермонтова «Узник» (1837 г.) тоже связано с темой свободы. Внимание здесь посвящено именно желаниям героя, мечте о воле. В «Узнике», воле и узничеству посвящено одинаковое внимание – вольность лошади прямо противопоставляется узничеству героя:
«Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив...
Одинок я - нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем…» [7, стр.113-114]
Конь – в зеленом поле, без узды, по воле; вокруг героя – голые стены. Очень интересны здесь паронимы: один-одинок, которые в этом контексте обладают противоположными значениями. Вершина вольности постигается героем именно тогда, когда он один. Одиночество оказывает обратное воздействие на душу. В «Узнике» это подчеркивается противопоставлением, закрепленным в каждом образе приведенных строках. Конь «скачет, весел и игрив», но для героя «нет отрады».
Хвост коня противопоставлен лучу в тюрьме: можно сказать, что в определенных обстоятельствах хвост коня и огонь становятся похожими друг на друга в смысле силуэта и движения, но в стихотворении хвост – по ветру распущен, в то время как огонь даже без ветра умирает. Таким образом, конь не только ценимое животное, в мечте героя позволяющее его в последний раз осуществить вольность. Он превращается в самый символ свободы, в нем герой видит все, чего он и его мир лишены – цвет, свет, волю, веселие, свободное движение.
Стихотворение «Узник» тематически связано со стихотворением «Пленный рыцарь» (1840 г.), но отношение к свободе в последнем стихотворении приобретает совсем другой оттенок.
Хотя свобода остается ценностью, здесь она не то, чего герой жаждет. Неволя в «Пленном рыцаре» необратима. Однако образ лошади и в нем играет центральную роль. Конь, являвшийся реалией свободной жизни рыцаря, - в тюрьме, вместе с рыцарем, но он превращается в символ, усиливая трагическое ощущение необратимости ситуации:
«В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит…
Быстрое время – мой конь неизменный,
Шлема забрало – решетка бойницы, Каменный панцирь – высокие стены,
Щит мой – чугунные двери темницы.» [7, стр.119-120]
2. 6. МОТИВ СТЕМЛЕНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С ОБРАЗОМ ЛОШАДИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА
Проанализировав мотив свободы и воли, можно утверждать, что стремление является всеобъемлющим мотивом творчества Лермонтова. Оно синонимично с романтическим бунтом и поиском эстетических идеалов, имеющего особенную важность для понимания лермонтовского творчества.
В своей исследовательской работе я уже коснулась этих вопросов. Теперь анализ данного мотива в творчестве поэта сосредоточится на примере стихотворения «Видение» (1831 г.).
Данное произведение вдохновлено стихотворением Байрона «Сон», которое Лермонтов собирался перевести. В стихотворении он увидел совпадения с собственной биографией, связанной с увлечением Н. Ф. Ивановой. Стихи разделяют общий эмоциональный и романтический тон, совпадают определенные сюжетные и композиционные элементы. Но для данного анализа более интересными являются их различия, касающиеся в них использованного образа лошади. Байроновское стихотворение начинается с видения автором прекрасной девушки и юноши, смертельно влюбленного в нее. Но она не разделяет его чувств:
«Он смутно понял то, когда другого
Она вдруг полюбила, и сейчас
Она любила, и с холма смотрела - Быть может, на коне послушном мчась,
Спешит возлюбленный к ней на свиданье» [8, стр. 44-48]
Коня Байрон в стихотворении упоминает еще два раза:
«Внезапно изменилось сновиденье.
Увидел я усадьбу и коня
Оседланного пред старинным домом
В часовне старой, бледен и один,
Тот самый юноша шагал в волненье» [8, стр.41-45]
Юноша, полон страдания, делает выбор:
«Он руку выпустил ее и молча
Покинул зал, не попрощавшись с ней. Они расстались, улыбаясь оба.
И медленно он вышел из ворот,
И вспрыгнул на коня, и ускакал,
И больше в старый дом не возвращался» [8, стр. 47]
Лермонтовский герой, наоборот, скачет к дому возлюбленной, поняв, что страх быть отвергнутым единственное, что может помешать ему осуществить желания. Эти точные причины его страстной скачки открываются читателю только в конце. В начале все, что читатель знает о юноше, – это его сильное стремление к чему-то потерянному, и его решимость достичь этого:
«Я видел юношу: он был верхом
На серой борзой лошади - и мчался
Вдоль берега крутого Клязьмы.
Но юный всадник не боялся, видно,
Ни ночи, ни росы холодной».
[7, стр.157]
Чем ближе всадник месту назначения, тем ярче чувствуется его страсть и тем яснее открываются его мотивы:
«И всадник примечает огонек,
Трепещущий на берегу противном,
И различил окно и дом, но мост
Изломан... и несется быстро Клязьма».
....
Он вздрогнул, натянул бразды, толкнул
Коня - и шумные плеснули воды,
И с пеною раздвинулись они;
Плывет могучий конь - и ближе…»
[7, стр.158-159]
Конь усиливает чувство целенаправленности, позволяя герою преодолеть обстоятельства и двигаться прямо вперед. Но в доме нет его любимой, и прямолинейность его скачки заменяется отчаянием:
«Он вышел мрачно, твердо,
Прыгнул в седло и поскакал стремглав,
Как будто бы гналося вслед за ним
Раскаянье... И долго он скакал,
До самого рассвета, без дороги,
Без всяких опасений - наконец
Он был терпеть не в силах... и заплакал.»
[7, стр.159]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотов стремления в творчестве М. Ю. Лермонтова неразрывно связан с мифопоэтическим образом лошади.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решая задачу моего исследования, я проанализировала произведения М. Ю. Лермонтова и монографические исследования литературоведов по данной тематике.
В процессе исследования я пришла к выводу, что образу лошади в творчестве М. Ю. Лермонтова уделяется большая роль, которая действует на подсознание читателя и превосходит рамки категорий персонажей, рассказчиков и хронологии произведений. Он указывает на присутствие самого автора, так как данный образ охватывает многие произведения творчества писателя и говорит о чувствах свободы, красоты, любви, природы, гармонии, верности и мужества.
Темы природы, Родины, любви к свободе являются главными, глубоко волнующими, наполненными любовью к красоте родной земли, проникнуты искренностью, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа. Творчество М. Ю. Лермонтова пробуждает в нас лучшие человеческие чувства:
-передают нам чистую, возвышенную любовь к Родине, свою необыкновенную искренность и человечность;
-пейзажные зарисовки проникнуты глубокой и нежной любовью к природе;
-восхищают нас своей красотой, поселяют в душе гармонию и покой.
Поэт одушевляет, очеловечивает природу и ее мифопоэтический образ, используя такие художественные приёмы, как эпитет, метафору, олицетворение, сравнение, метонимию. Образ лошади воспринимается М.Ю. Лермонтовым, как одухотворённый, свободный, прекрасный, сильный, способный сочувствовать и сопереживать человеку в его радостях и печалях, сливаться с его чувствами и переживаниями, живя с ним в единстве, поэтому он наделён своей душой и судьбой. Лошадь и человек в его творчестве тесно слиты воедино: человек глядит в природу и познаёт свои законы и возможности, вечные тайны жизни. Этим чувством проникнуты многие произведения автора.
Творчество М. Ю. Лермонтова наводит на глубокие нравственно-философские размышления, дает возможность вглядеться в своё настоящее, вникнуть в то, что происходит вокруг, задуматься о предназначении человека в этом мире, никого не оставляет равнодушным.
Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я познакомилась с творчеством и биографией М. Ю. Лермонтова, исследовала один из значимых образов, о котором до этого, к сожалению, не знала, как и мои сверстники.
Свою исследовательскую работу я хочу завершить словами нашего президента В. В. Путина: «…А вообще из того, что люблю, у меня на столе лежит постоянно Лермонтов для того, чтоб подумать о чем-то, отвлечься и вообще попасть в другой мир- полезный, красивый, интересный» [13]
ВЫВОДЫ
Исследуя и систематизируя наследие М. Ю. Лермонтова, я пришла к общим выводам:
-в творчестве М. Ю. Лермонтова образ лошади является одним из главных и занимает важное место в развитии сюжетных линий произведения;
-в основе раскрытия данного образа в творчестве поэта лежат следующие мотивы:
1) мотив боевого коня и воина;
2) мотив пути и дороги (жизненного искания);
3) мотив восхваления и восхищения коня;
4) мотив библейский, мифопоэтический и фольклорный;
5) мотив свободы;
-любовь к образу лошади увековечена на страницах художественной литературы;
-знакомство школьников с творчеством М. Ю. Лермонтова способствует не только «общению» с поэтом, но и формирует интерес и содействует процессу эстетического, нравственного и патриотического воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
11.Ранчин А. М. «Мифопоэтические образы в творчестве М. Ю. Лермонтова». – [электронный ресурс]. - http://lit.1september.ru/article.php?ID=20030350.
12. Нольман Л. М. «Конь же лихой не имеет цены» .- [электронный ресурс].-http://-web.ru/feb/lermont/critics/nay/nay-199-.htm?cmd=p
13 Путин В.В. «Учитель года-2016». – [электронный ресурс]. -www/Interfax.ru
Дымковский петушок
Муравьиная кухня
Иван Васильевич меняет профессию
Пока бьют часы
Нарисуем попугая цветными карандашами