В процессе работы над индивидуальным проектом по русскому языку "Язык современных песен" ученицей школы была поставлена и реализована цель - проанализировать языковые средства выразительности в соответствии с лексическим ярусом языка в соотнесенности с современной песней.
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 62 КБ |
Исследовательский проект по русскому языку "Язык современных песен"
Автор: Тесленко Светлана
Руководитель: Степаницына Галина Ивановна
Учреждение: МКОУ «Яшалтинская СОШ им. В.А.Панченко» Республика Калмыкия
Оглавление
Введение
1. Изобразительные средства в тексте.
2. Нахождение изобразительных средств в современных песнях.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Музыка - древний вид искусства, развивающий в человеке чувство прекрасного. Музыкальные произведения - это поэзия со своими особенностями. Ее главная функция – воздействие, остается прежней на протяжении долгих лет. Но данный вид искусства во многом зависит от потребностей общества.
Социальный запрос, как важное явление, оказывает влияние на музыкальную сферу. Меняются вкусы , предпочтения людей, соответственно, альтернатива. В музыкальной индустрии это частое явление. Внешние события ; переживания, связанные с внутренним миром человека, должны находить отражение в особой музыке. В той, которая будет насыщена определенными средствами, фразами, используемыми в речи
Тема исследования: «Язык современных песен». Смысловая составляющая современных песен оказывает влияние на культурно-нравственное развитие детей. Проблематика песен, звучащих по радио и телевизору, их тематическое разнообразие – все это вызывает интерес у молодого поколения. Своеобразный язык, его ненормативность, экспрессивность легко запоминаются. Простые мелодии , примитивный ритм становится навязчивыми . Но не смотря на это , современные песни , их поэтика сподвигают молодежь на определенные действия, а значит, обладают сильным воздействием на эмоциональную сферу . В них прослеживается особая философия, дух , которому они стараются следовать. Какова их особенность, в чем главное назначение современных песен? Почему их с удовольствием слушает молодежь? Почему молодые люди отдают предпочтение современным песням, а не лирики прошлых лет?
Нас заинтересовала эта проблема, и мы решили провести исследование на основе десяти современных песен на русском языке.
Тема работы:«Язык современных песен»
Актуальность избранной темы определяется потребностью в исследовании текстов современных песен, нахождение языковых средств в современных песнях; выявление метафоричности языка.
Проблема исследования состоит в понимании и выявлении интереса к данной музыке; определении роли современной музыки для подрастающего поколения
Объект исследования: современная музыка (стиль: поп-музыка)
Предмет исследования: тексты десяти современных песен, работа с терминами
Цель исследования: проанализировать языковые средства выразительности в соответствии с лексическим ярусом языка в соотнесенности с современной песней
Перед собой мы поставили несколько конкретных задач:
Гипотеза: тексты современных песен содержат богатый лексический материал, который воздействует на эмоциональное состояние детей, на развитие их культурного уровня; обладают своеобразным языком и метафоричностью, которые они используют в речи;
Методы исследования:
Результаты работы: современные песни могут дать яркие образцы художественных средств, использование которых возможно на уроках литературы;
-тексты популярных песен тяготеют к активному использованию сравнений, олицетворений, близких к устойчивым эпитетам, что сближает их с народной поэзией, фольклором;
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в средней школе при изучении стихотворных текстов; при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Изобразительные средства в текст
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Мы более подробно остановимся на лексических средствах речевой выразительности.
Метафора - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.
Oлицeтвopeниe – этo изoбpaжeниe нeoдyшeвлeнныx пpeдмeтoв кaк oдyшeвлeнныx, пpи кoтopoм oни нaдeляютcя cвoйcтвaми живыx cyщecтв: дapoм peчи, cпocoбнocтью мыcлить и чyвcтвoвaть.
Эпитeт – этo xyдoжecтвeннo-oбpaзнoe oпpeдeлeниe, пoдчepкивaющee нaибoлee cyщecтвeнный в дaннoм кoнтeкcтe пpизнaк пpeдмeтa или явлeния; пpимeняeтcя для тoгo, чтoбы вызвaть y читaтeля зpимый oбpaз чeлoвeкa, вeщи, пpиpoды и т.п.
Я пocлaл тeбe чepнyю poзy в бoкaлe
3oлoтoгo, кaк нeбo, Aи...
A.A.Блoк
Cpaвнeниe – этo изoбpaзитeльный пpиeм, ocнoвaнный нa coпocтaвлeнии явлeния или пoнятия (oбъeкт cpaвнeния) c дpyгим явлeниeм или пoнятиeм (cpeдcтвo cpaвнeния) я цeлью выдeлить кaкoй-либo ocoбo вaжный в xyдoжecтвeннoм oтнoшeнии пpизнaк oбъeктa cpaвнeния:
Пoлны дoбpa пepeд итoгoм гoдa,
Kaк яблoки aнтoнoвcкиe, дни.
A.T.Tвapдoвcкий
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ- (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) - устойчивые по составу словосочетания (выражения), смысл которых принципиально невыводим из значений составляющих их слов, например: набрать в рот воды - молчать, пятое колесо в телеге - лишний, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др. Для Ф. характерны: постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать собака наплакала), недопустимость включения в их структуру новых слов
Нахождение изобразительных средств в современных песнях
Исследовав научную литературу по данной теме, изучив опыт анализа поэтических текстов. Мы решили провести собственный научный эксперимент. Нами было выбрано десять современных песен, занимающих лидирующие позиции в чартах музыкальных каналов, ориентировались на чистоту скачивания песен с мобильного приложения iTunes . Стиль в музыке: поп-музыка. Тексты всех песен находятся в приложении [cм. приложение 1].
В тексте каждой песни мы попыталась определить и найти изобразительно-выразительные средства.
Метафоры современных песен легко растолковать. Большая часть построена на сближение одного предмета с другим. Первоначальный метафорический перенос может свободно воспринимается читателем и слушателем.
Молодой белорусский исполнитель Тима Белорусских в своих текстах создает простые цитаты. Большая их часть связана с несчастной любовью, быстрым расставанием.
Эксцентричный исполнитель из Новосибирска – Элджей создает эффект полета, беззаботности благодаря фразам:
Популярный представитель хип-хоп индустрии Леша Свик необычно показал рассвет и его назначение. Именно это фраза часто повторялась в песне для усиления эффекта романтики.
Малиновый свет искал нас долго. (Леша Свик «Малиновый свет»)
Запоминающаяся песня певца Matrang «Медуза» содержит метафору, связанную с философией восьмеричного пути. Пройдя нелегкий путь герой обретает свободу или ,наоборот, остается в своем мире без возможности измениться
Время - тихая вода, утекающая вон. Кто не видит в небе знак-потеряет восемь ног.
Метафоры, более приближенные к литературному тексту, мы нашли у Макса Барских. Напевность , лиричность практически приближают песни к любовным балладам.
«Раненое сердце не зашьёшь
Мы на рассвете мир потеряли
Я давно не видел свет В твоих глазах
Любовь всегда возможно спасти
(Макс Барских «Берега»)
Дуэт HammAli&Navai в песне « Девочка-война» используют неправильные речевые конструкции. Но данное языковое нарушение запоминается
Мы летаем мало. Долго падаем-падаем.
Ты огня прям комок
Весной пахнешь зимой
Научилась забирать меня снова?
Опять эти штормы между нами прошли.
Закружило нас волной.
Еще один дует Арти и Асти создает собственные по уже известным конструкциям
Мне сводит душу
Отпускаю нашу любовь
ты рассыпаешься в памяти
создают индивидуально-авторские метафоры. Скорее всего авторы хотели показать способ забыть прежнюю любовь.
Оттанцую всю свою боль
(Арти и Асти «Грустный Дэнс»)
Метафоры, показывающие влияние любви на человека. Светлое чувство, переполняющее сердце
«Только ты расплавишь мою сталь. Не давая медленно тонуть..» «Моя музыка полна тобой...» «Забери меня куда- то в даль. Подожди меня еще чуть-чуть».
(Звонкий «Голоса»)
Эпитет. Распространенное изобразительное средство. В текстах современных исполнителей троп встречается редко, т.к. его можно отнести к разряду общеязыковых эпитетов. Большая часть эпитетов стали принятыми в разговорной речи. Встречаются оценочные эпитеты и описательные .
«…нелепой суеты..»
(Филипп Киркоров «Цвет настроения синий»)
«Танцевали до утра под неоновым дождём».
«И бездонные глаза — ты актриса моих снов».
( Matrang Медуза)
«Твои солёные губы…»
«Малиновый свет упал на окна»
(Леша Свик «Малиновый свет»)
«…пальмы в алом закате.»
(Элджей, Feduk « Розовое вино»
«…минорные треки»
« Под грустный дэнс…»
(Арти и Асти «Грустный Дэнс»)
«Одинокие звёзды..»
(Макс Барских «Берега»)
Олицетворение. Для придания выразительности часто использует этот троп. Современные авторы песен не стали исключением в словотворчестве, они попытались воссоздать олицетворение. Расширишь возможности в описании предметов, наделить предметы образностью. У некоторых авторов встречаются антропоморфизмы ( Тима Белорусских и дует Раса )
«Молчит экран и я вместе с ним..»
« Звонки без ответа…»
(Тима Белорусских «Мокрые кроссы»)
«Дождик не сможет потушить..»
(Тима Белорусских «Мокрые кроссы»)
«Музыка так орет
Скорость спать не дает..»
(Раса «Танцы под фонарем»)
И обычные лиричные олицетворения
«..сердце снова подскажет»
(Макс Барских «Берега»)
Сравнение. Немаловажный прием , основанный на сопоставлении предметов, явлений. Способ создания сравнения осуществляется с помощью сравнительных союзов.
«Ты далеко , но как за моим окном»
(Тима Белорусских «Незабудки»)
« ..мы словно на корабле..»
(Раса «Танцы под фонарем»)
Сопоставление без грамматических средств, сравнительной степени. Они основаны на уподоблении двух понятий.
Мы с тобою — звездопад (Matrang Медуза)
Время — тихая вода(Matrang Медуза)
Ты именно та, не подделка из Китая
Эти облака - фиолетовая вата.
Фразеологизм . Обратимся к устойчивым сочетаниям слов. Тексты, исследуемых песен, содержат закрепленные речевые обороты, среди можно обнаружить фразеологизмы.
«Можешь продолжить нести чушь..»
«Ноги еле плетутся ..»
« Не надо дуться ..»
(Тима Белорусских «Мокрые кроссы»)
« Дважды в одну реку не войдёшь»
«..Разрушив между нами мосты»
(Макс Барских «Берега»)
Заключение
Проверив песенные тексты и проведя их лексический анализ, мы пришли к выводу, что в современных песнях употребляются различного рода ошибок. Молодые люди, читая тексты песен, часто не могут определить их тему и основную мысль. Это говорит о том, что во время прослушивания современной песни человек порой не задумывается над её смыслом, его интересует форма - средства изобразительной выразительности, речитативы Анализ показал, что тексты современных песен в основной массе пишутся в соответствии с требованиями культуры речи.
Стоит отметить , что авторы песен, как поэты» нового времени» создали новые средства выразительности, которые обладают своей необычностью. Они становятся постоянными употребляются и повторяются в разных текстах. В текстах современных исполнителей много метафор (10 песен из 10) Некоторые художественные средства языка: эпитеты и сравнения – употребляются редко. Таким образом создается новый язык. Привычные средства выразительности приобретают новую форму. Они обладают эмоциональностью, яркой стилистической окрашенностью
В песнях наших дней рифма отходит на второй план: над ней доминирует мелодия.
Также хочется отметить, что, несмотря на все перечисленные факторы, современная песня продолжает оставаться популярной. Критики не берутся за разбор текстов современных произведений. А старшее поколение не принимает современные песни лишь из-за внешнего вида исполнителей и их публичной жизни, которая является предметом пристального внимания прессы.
Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.
Список литературы
Госпожа Метелица
Щелкунчик
Юрий Визбор. Милая моя
Весенняя сказка
Алые паруса