Исследовательская работа посвящена изучению двух культур.
В рамках исследовательской работы я решила самостоятельно изучить и сравнить особенности национальной культуры через призму языка сказки. (русских и удмуртских народных сказок).
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sopostavitelnyy_analiz_russkih_i_udmurskih_skazok.docx | 725.08 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Исследовательский проект на тему:
Автор: Яскина Устинья Сергеевна, 4 класс
Научный руководитель: Орлова Елена Геннадиевна,
учитель начальных классов
Подольск
Оглавление
Ведение.
У каждого человека есть свой дом. И где бы мы ни были, всегда с благодарностью вспоминаем о нем. Он притягивает нас своим теплом, там нас ждут близкие люди:
Моя Родина - Удмуртия. Я родилась в Глазове, северной столице Удмуртии. Я русская, мои мама и папа тоже русские, но я много лет прожила в Удмуртии, слышала удмуртскую речь. С самого раннего детства бабушка читала мне удмуртские и русские народные сказки. И я большим удовольствием слушала их. Я впитывала в себя сюжеты этих сказок. Все они запали мне в душу. Когда я подросла, начала читать сама и поняла, что удмурты пользуются тем же языком, что и русский народ. Меня заинтересовала удмуртская культура. Я решила больше узнать о ней и попробовать сравнить ее с русской культурой. Поэтому свой проект я решила посвятить сбору информации по русским и удмуртским сказкам. В рамках проекта я решила самостоятельно изучить и сравнить особенности национальной культуры через призму языка сказки. Мною была предпринята попытка провести исследование этой темы.
Целью моей исследовательской работы является изучение двух культур, особенности сказочного стиля русских и удмуртских народных сказок.
Поставленная в работе цель определила несколько исследовательских задач:
1.Показать особенности сказочного стиля: выявить и показать национально-специфические свойства языков русской и удмуртской народной сказки, обусловленные особенностями культурой этих народов.
2. Рассмотреть классификацию русских и удмуртских народных сказок.
3. Проанализировать своеобразие и особенности сказок Удмуртии и России, их
структуру.
4. Установить общие и отличительные черты русских и удмуртских народных
сказок.
В результате исследовательской работы мною были рассмотрены более 10 удмуртских и 10 русских народных сказок. В своей работе я использовала метод сравнения текстов сказок. Создана таблица результатов сравнительного анализа русских и удмуртских народных сказок.
Объект исследования - русские и удмуртские народные сказки.
Предмет исследования - их общие и отличительные черты.
В ходе работы я смогла применить знания, полученные на уроках литературного чтения в школе.
Моя работа была использована на уроках рисования, окружающего мира и литературного чтения в качестве наглядного пособия.
Изучив русские и удмуртские народные сказки, я решила исследовать исторические корни своей семьи.
Моя Родина - Удмуртия.
В начале моей работы я хотела познакомить не только с предметом моего изложения, но и с тем, с чем он связан, а именно с моей малой Родиной – Удмуртией.
До недавнего времени я не задумывалась, какая она, моя родина. Готовясь к проекту, я узнала много нового. Моя родина неповторима! Удмуртия – это красивейшее место. Не случайно испокон веков наши предки поклонялись духам природы, обожествляли деревья, реки и охраняли их. К примеру, известен такой обряд удмуртов: каждому богу они молились под определенным деревом: Инмару – под сосной, Кылдысину – под березой, Куазю – под елью. Особенно наши предки оберегали родники, которыми так богата Удмуртия. А вот как пишет о родниках удмуртский поэт Владислав Кириллов:
В нем вода прозрачней хрусталя:
В каждой капле солнышко искрится –
Столько сил дала ей мать-Земля, –
И глотка хватает, чтоб напиться.
Родина многое дает человеку, и нельзя жить, ничего не отдавая взамен. Надо обязательно знать историю родной земли, стремиться сделать свой родной край лучше, красивее, богаче.
УДМУРТИЯ (Удмуртская Республика) находится в России, расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Площадь 42,1 тыс.км2. Население 1,627 млн. человек. Столица Удмуртии - город Ижевск.
Когда спрашиваешь у непосвящённых, чем славится Удмуртия, то первое, что приходит всем в голову: Калашников, автомобили и мотоциклы. Действительно, создатель всемирно известного автомата АК-47, ижевский конструктор-оружейник Михаил Тимофеевич Калашников, несмотря на 80-летний возраст, до сих пор трудится на заводе «Ижмаш». Ижевское оружие и по сей день соответствует высоким мировым стандартам. А вот мотоциклы «Иж-Юпитер», как и магнитофоны «Иж» – это уже история.
Мало кто знает, что Удмуртия богата и студёными родниками, и ярко-жёлтыми италмасами – цветами, занесёнными в Красную Книгу России.
(далее см. приложение 1)
«Что за прелесть эти сказки!»
Все, что создано умом
Все, к чуму душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Ведь в каждом доме есть книги и среди них обязательно найдутся сказки. Сказка является одна из самых популярных жанров детской литературы. Читая или слушая сказку мы «путешествует» за тридевять земель, по далеким странам вместе с героями сказок, узнаем о жизни народов, о их думах и мечтах. Она развивает ум и фантазию. Ее меткий, точный, образный язык обогащает нашу речь. Чудеса и увлекательный сюжет занимают нашу фантазию, сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение. Мало того мы учимся мысленно действовать в воображаемых ситуациях. Сказка доносит до нас понятия морали: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочный мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою жизнь. Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Одна из главных мыслей сказки: не имей сто рублей, а имей сто друзей. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.
«…Сказки открывали передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и действовала какая-то свободная, бесстрашная сила»
М.Горький
Классификация сказок
Изучив удмуртский и русский сказочный репертуар сказок я сделала следующий вывод, что репертуар обоих народов богат и разнообразен.
И все прочитанные мною сказки я поделила бы на следующие группы:
Сказки о животных
Когда человек хочет понять, что его окружает, появляются сказки о животных. Так возникают сказки о том, почему медведь прячется на зиму в берлогу, почему у ржи колос не во весь стебель, почему горошина состоит из двух половинок и т. д.
В сказках о животных удмурт - охотник - сохранил и донес до наших дней наблюдения природного поведения зверей и животных. Он относился к ним, как к меньшим своим собратьям, хотя иногда в чем-то – в силе, ловкости, быстроте – и превосходящим человека. Наблюдая за удачами и неудачами в общении с животным миром, стал передавать свой опыт другим поколениям через сказки о животных.
На мой взгляд, сказками называется теперь то, что для первых слушателей было уроками охоты, природоведения, которые учили с уважением относиться к силе медведя, называя его «хозяином леса» и даже поклоняясь ему с целью задобрить, расположить к себе. Волк слабее медведя, но нахальнее и глупее. К тому же он вечно голоден, а вернее, ненасытен. Волк настолько глуп, что его могут перехитрить даже такие безобидные зверюшки, как заяц или козленок. Длиннохвостая лиса Васса в удмуртской сказке хитра, как и в русских народных сказках, льстива с сильными и высокомерна со слабыми, но она еще и глуповата. Петух, голубь, кот без особого труда одерживают над ней победу. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
Волшебные сказки
В волшебных сказках запечатлена мечта народа о всесильном, всемогущем человеке, живущем на земле и покоряющем время, пространство, огонь, воду. Это удавалось ему при помощи волшебных средств, доставшихся трудом и добросердечием.
Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Герой удмуртской волшебной сказки – не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего – просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. Что характерно и для русских народных сказок: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».
Итак, можно сказать, что в волшебной сказке главными и непременными моментами являются борьба, подвиги, добывание волшебных предметов или волшебное умение. Потому-то сказки и называются волшебными.
Бытовые сказки
Тематика бытовых сказок отличается разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдаре. Это непременно бедный, но сообразительный мужик, а русских народных сказках это Иван-дурак. Так, в большинстве и русских народных сказках варьируются темы женитьбы героя, судьбы, справедливости.
Очень много сказок и про реально жившего в Удмуртии Лопшо Педуня. Его проделки остались как память о прошлых временах, как пример юмора удмуртского народа. Этот герой настолько полюбился читателю, что стал собирательным, и устная молва, журналисты и писатели приписывают ему заслуги некоторых прежних Алдаров и Иванов, а также придумывают новые.
В бытовых сказках двух народов ловкие и хитрые герои, солдаты, работники, даже разбойники, одурачивают попов, купцов, вплоть до самого царя. Во всех них налицо противопоставление бедности и богатства, ума и самодовольной тупости, самоотверженной щедрости и алчной жадности. Бытовая сказка представляет собою обобщение жизненных явлений.
В своей работе я провожу сравнительный анализ русских и удмуртских сказок по строению, по сюжету, героям, использованию художественных средств. А так же пытаюсь проводить морфемный и морфологический анализ слов для установления сходства или различий удмуртских и русских народных сказок.
Сравнительная характеристика сказок представлена мною в таблице, что позволяет сделать наглядный вывод.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РУССКИХ И УДМУРТСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
| РУССКИЕ | УДМУРТСКИЕ |
Зачин | «В некотором царстве, в некотором государстве». «Жили - были». «Жил - был» | «По рассказам древних стариков», «В седую незапамятную старину», «В очень давние времена», «В древности», «Давным - давно», «Рассказывают…», «Это было давным - давно», «Жили - были», «Жили себе поживали», «Жили себе не тужили», «Как-то в стародавние времена», «В давней древности», «Давно дело было», «Как-то, давным - давно», «Старые люди рассказывают…», «В давние - предавние годы…» |
Сюжет | Сказки о животных – одни из самых первых. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
Бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. | Сказки о животных - самый древний вид сказки. Удмурт – охотник. Животные наделены чертами характера человека. Лиса Васса всегда хитрая, волк глуп и жаден, конь резвый, главный помощник героя, огромный злой медведь. Присутствуют и мышь, воробей, тетерев, голубь и др. Бытовые сказки - герои этих сказок - мужик, солдат, - живут в реальном мире и борются обычно с царем, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском волшебных предметов, для победы над злом. |
Концовка | «Стали они жить - поживать и добра наживать». «Устроили они пир на весь мир». «Я там был мед, пиво пил…» | «Сказка назад, а я вперед», «Стали они с тех пор жить да поживать, горя не знать, не плакать, а смеяться, да петь, да плясать», «Пел, а голоса своего не слышал; плясал - хоть ноги и не шевелились; ел мясо - вкуса не почувствовал; пил мед - по губам текло, а в рот не попало», «И я на том пиру был, обо всем узнал и вам рассказал», «Басня на воротах, сказка на столбе», «Сказка на дубе, сам на липе…», «Сказка с загадкой, о лжи ни слова» |
Герои сказок | Любимый герой русских сказок – Иван - царевич, Иван - дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка, Василиса, Снегурочка | Царь-государь, Иван-Батыр, Иван-солдат, Лапшо Педунь, Гуньдыр, поп, мужик. В качестве имен главных героев используются языческие имена божеств, например: Инмар, Куазь, Кылдысин, Алдар. |
Живот ные | Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив, медведь неуклюжий, мудрый кот, глупый, добрый петух | Лиса Васса всегда хитрая, глупый, жалкий волк, смелый медведь, конь резвый, голубь, |
Воплоще ние зла | Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля. | Воплощением зла в удмуртских сказках чаще всего выступают: Вумурт (водяной), Нюлэсмурт (леший), Каркакузё (домовой), Пери (злой дух) |
Цифры в сказках | 3, 9,10 «За тридевять(3-9) земель, в тридесятом(3-10) государстве» «чтоб туда добраться, надо 9 лет идти да назад 9» «прежде 3 пары башмаков железных истопчешь, 3 посоха чугунных изломаешь, 3 просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня!»
| 2, 3, 7, 10, 11, 12, 40 «3 дня и 3 ночи», «3 дня пьют - едят, все 3 бочки до дна выпили», «ястреб 3 пера выдернул», «3 дня угощать сам буду», « в утке - 3 яйца», «и открывает 3-угольную дверь3-угольного дома», «объехали 3 раза двор», «трижды обошел стол «идет 10 дней» «прикатили на тройках с бубенцами 11 волков»«обернулись 11 молодцов» «12 рядов волков, 12 рядов тигров», «и влетели 12 голубей», «12 сарафанов на ней», «12 тысяч предлагают», «и отдал 12 ключей», «дали ему 12 кринок молока», «12 амбарных дверей» «зазвенит - запоет на 77 голосов», «мчался за семью морями, за 7 чугунными горами, 77 полями», «7 дней и 7 ночей», «в приданое 7 лошадей, 7 коров», «7-саженный чугунный забор», «40 пуль», «убей и принеси мне 40 разных птиц», «даю тебе 40 дней» |
Указание места и времени | «За тридевять земель, в тридесятом государстве», «долго ли, коротко ли», «близко ли, далеко ли», «скоро ли, коротко ли», «далеко отсюда», «в далекую страну», «перешел гору, перешел другую», «из восточной страны в западную», «по долам, по горам, по зеленым лугам», «едут месяц, другой, третий», «чтоб туда добраться, надо девять лет идти да назад девять — итого восемнадцать лет», или говорят молодой девушке так: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом государстве», «Поди, туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» | «Шли, долго ли, коротко ли», «много ли мало ли времени прошло», «какой-нибудь час продолжалась битва», «посреди моря - океана», «царство - государство». |
Чудесные предметы | Дубинка - самобойка, скатерть - самобранка, гусли - самоигры. | Карку- Невидимка, Волшебный перстень, Шапка-пери, Ковер- самолет |
Опреде ления | Повторяющиеся: Добрый конь, добрый молодец, серый волк, красная девица Усеченные и краткие формы прилагательных и глаголов: красно солнце; буйну голову повесил; красна девица;«хвать» вместо «схватил», «подь, поди» вместо «пойди». Слова, которые создают особую напевность: «Сыновья мои милые», «солнце красное», «красавица писаная…» | Повторяющиеся: Красавец- конь, писаная красавица, добрый человек, добрый молодец Усеченные и краткие формы глаголов: «знамо, биться» Слова, которые создают особую напевность: «Люди добрые», «девушка невиданной красоты», « сын человеческий», «молодец в богатом наряде» |
Сочетания слов | «Пир на весь мир», «идти, куда глаза глядят», «буйну голову повесил», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «долго ли, коротко ли…»
| «Авось - небось», «земля слухом полнится», «царь-обманщик», «молодец-удалец», «царевна-беглянка», «стежки-дорожки», «дуб-великан», «день-деньской», «на посошок», «ясный сокол» «долго ли, коротко ли…», «подобру-поздорову », «сказано - сделано», «комната - светлица», « нет ни проезду, ни проходу», «шли - шли» |
Суффик сы Частицы | Уменьшительно – ласкательное значение: Иван- ушк-а, мал-еньк –ий, брат-ец, чер- те- нок, петуш-ок, солн-ышк-о… Все это делает изложение текста плавным, напевным, эмоциональным. Усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, - ка «Вот чудо-то!» «Пойду-ка я направо». «Что за чудо!» | Уменьшительно – ласкательное значение: старичок, мал-еньк –ий, бревн-ышко, козл-ик, сказ- очк- а. Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Усилительно-выделительные частицы : то, что за .., - ка, «Гнездо-то», «Мне-то», «Чем мне его угостить- то?», «Что за чудеса!», «Погоди-ка », «Давай-ка сядем!», «Счастье-то какое!», «Я - то на вас надеюсь». |
Выводы
Так же на примере двух сказок я провела сравнительный анализ, взяв для этого русскую народную сказку «Дрозд и лиса» и удмуртскую народную сказку «Филин и лиса» ( см. приложения 2)
Проанализировав эти произведения сделала следующие выводы:
В процессе анализа я убедилась, что культуры этих двух народов очень близки. Невозможно представить себе русских и удмуртов независимыми друг от друга.
Заключение.
Данный анализ позволяет прийти к заключению, что сходство в сюжетах, героях, использованию художественных средств говорит о близости двух культур и их совместном историческом развитии.
Итогом моей работы является полученный сравнительный анализ русских и удмуртских народных сказок.
В рамках этой исследовательской работы, исследовав русские и удмуртские сказки, я сделала вывод, что эти народы, живущие в тесной близости обогатили культуры друг друга. Они имеют одни и те же нравственные ценности:
И ещё одним выводом моей работы является ответ на вопрос:
«Почему же мы любим сказки?»
Использованная литература:
Приложение 1
Удмуртия на карте
Государственный символы Удмуртской Республики
Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой. В центре белой полосы изображен восьмиконечный солярный знак красного цвета, вписывающийся в квадрат. В Государственном флаге Удмуртской Республики:
- чёрный цвет является символом земли и стабильности;
- красный — цветом солнца и символом жизни;
- белый — символом космоса и чистоты нравственных устоев;
- Восьмиконечный солярный знак — знак-оберег — по преданию оберегает человека от несчастий.
Автором флага является — Юрий Лобанов.
Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-черного цвета.
УДМУРТЫ - коренное население. Удмуртский язык относится к финно-угорской языковой группе. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы. Большинство верующих удмуртов – православные, но живущие среди татар и башкир поддерживают ислам.
Традиционным занятием удмуртов было земледелие и животноводство. Охота, рыболовство, пчеловодство носили подсобный характер. Удмуртские деревни располагались по берегам рек и были невелики - несколько десятков дворов. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей.
Глазовский краеведческий музей «Иднакар»
Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины. В одежде выделялись два варианта - северный и южный. Обувью были плетёные лапти, башмаки или валенки. В традиционный состав женского костюма южных удмурток входит белая льняная рубаха туникообразного покроя, украшенная вышивкой. Отверстие для головы имеет форму овала или треугольника, которое закрывается съемным вышитым нагрудником. В качестве верхней одежды служит распашной халат. Характерной чертой женского удмуртского костюма является фартук, отделанный по подолу атласными лентами, вышивкой и мишурой.
Пояс тканный с богато орнаментированными лопастями на концах, заканчивающийся в виде кистей или бахромы. Головной убор состоит из двух платков: небольшого красного и белого с яркими цветами, а также головного полотенца, которое повязывали на голову под платок так, что один конец его опускался на грудь, а другой - на спину. Красивый женский костюм дополнялся металлическими украшениями.
Глазовский краеведческий музей «Иднакар»
Приложение 2
Русская народная сказка «Дрозд и лиса».
Дрозд на дереве гнездышко свил, яички снес и вывел детенышей. Узнала про это лисица. Прибежала и — тук-тук хвостом по дереву.
— Дерево хвостом подсеку, тебя, дрозда, съем и детей твоих съем!
Дрозд испугался и стал просить, стал лису молить:
— Лисанька-матушка, дерева не руби, детушек моих не губи! Я тебя пирогами да медом накормлю. Вот пойдем со мной на большую дорогу.
И отправились лиса и дрозд на большую дорогу: дрозд летит, лиса вслед бежит.
Увидел дрозд, что идет старуха со внучкой, несут корзину пирогов и кувшин меду.
Лисица спряталась, а дрозд сел на дорогу и побежал, будто лететь не может: взлетит от земли да и сядет, взлетит да и сядет.
Внучка говорит бабушке:
— Давай поймаем эту птичку!
— Да где нам с тобой поймать!
— Как-нибудь поймаем. У ней, видать, крыло подбито. Уж больно красивая птичка!
Старуха с внучкой поставили корзину да кувшин на землю и побежали за дроздом.
Отвел их дрозд от пирогов да от меду. А лисица не зевала: вволю пирогов да меду наелась и в запас припрятала.
Улетел дрозд в свое гнездо. Лисица опять тут как тут — тук-тук хвостом по дереву:
— Дрозд, а дрозд, накормил ты меня?
— Накормил!
— Теперь рассмеши меня, а то дерево хвостом подсеку, тебя, дрозда, съем и детей твоих съем!
Повел дрозд лису в деревню. Видит — старуха корову доит, а рядом старик лапти плетет. Дрозд сел старухе на плечо. Старик и говорит:
— Старуха, ну-ка не шевелись, я убью дрозда! — И ударил старуху по плечу, а в дрозда не попал.
Старуха упала, подойник с молоком опрокинула.
Вскочила старуха и давай старика ругать.
Долго лисица смеялась над глупым стариком.
Улетел дрозд в свое гнездо. Не успел детей накормить, лисица опять хвостом по дереву: тук-тук-тук!
— Дрозд, а дрозд, накормил ты меня?
— Накормил!
— Рассмешил ты меня?
— Рассмешил!
— Теперь напугай меня!
Рассердился дрозд и говорит:
— Закрой глаза, беги за мной!
Полетел дрозд, летит-покрикивает, а лисица бежит за ним — глаз не открывает.
Привел дрозд лису прямо на охотников.
— Ну, теперь, лиса, пугайся!
Лиса открыла глаза, увидела собак — и наутек. А собаки — за ней. Едва добралась до своей норы.
Удмуртская народная сказка «Филин и лиса».
В древние времена в одном лесу была невиданно высокая сосна. На верхушке филин свил гнездо и вывел птенцов. Гуляя по лесу, лиса увидела гнездо. Облизываясь, стала смотреть на него, не отходя от сосны. Вертелась, вертелась и говорит:
- Сейчас как заберусь, съем тебя и твоих детей!
Заплакал горько-горько филин: кому своих деток не жалко?
А лиса продолжает:
-Ты накорми меня, а я тебя в покое и оставлю!
Видит филин жена мужу понесла лапшу в поле, бросился ей под ноги, с пути сбивает, идти мешает. Женщина поставила горшок с лапшой на землю, а сама филина прогоняет .Далеко увел ее филин, а лиса тем временем лапшу съела.
Подходит опять лиса к сосне и говорит:
- Сумел ты меня накормить, сумей и повеселить!
Подошли они к мужу с женой. Филин сел на телегу. Муж как ударит по нему, да по жене и попал. Жена от удара с телеги упала, а филин улетел. Увидела это лиса, со смеху покатывается.
Снова подходит лиса к сосне и говорит:
- Накормить ты меня сумел и рассмешил тоже. Теперь напугать сумей.
Вот идет человек. Лиса издали его увидела. Около него собака бежала. Филин подлетел и сел перед собакой. Та побежала, а филин на другое место перелетел. Так привел собаку к лисе. Увидела собака лису и, оставив филина, погнался за ней. Еле – еле спаслась лиса.
Ручей и камень
Сказка "12 месяцев". История и современность
Усатый нянь
Большое - маленькое
Цветение вишни в лунную ночь