Поэма «Мертвые души» у многих ассоциируется с мистикой, и не спроста. Гоголь был первым русским писателем, объединившим сверхъестественное с реальностью. Второй том «Мертвых душ», о причинах сожжения которого по сей день ведутся споры, стал синонимом нереализованного замысла. Первый том – пособие по жизни русского дворянства 1830-х годов, энциклопедия помещичьих и чиновничьих грехов. Запоминающиеся образы, наполненные глубокими размышлениями лирические отступления, тонкая сатира – все это вкупе с художественным талантом автора не только помогает понять специфические особенности эпохи, но и приносит истинное читательское наслаждение.
Вложение | Размер |
---|---|
te_samye_dushi.pptx | 342.41 КБ |
Слайд 1
Выполнила ученица 9 класса МКОУ «СОШ №15»: Ибакова Алият Преподаватель: Василенко Ольга Олеговна Герои, история создания, интересные фактыСлайд 2
Мертвые души «Мёртвые ду́ши » — произведение Николая Васильевича Гоголя , жанр которого сам автор обозначил как поэма . Писать книгу Гоголь начал в 1835 году как трёхтомник. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был утерян, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том не был начат, о нём остались только отдельные сведения, которые были опубликованы вскоре после смерти автора в 1852 году.
Слайд 3
История создания Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Кстати, в те времена эта история была не единственной. О героях вроде Чичикова говорилось постоянно, поэтому можно сказать, что в своём произведении Гоголь отразил реальность. Гоголь считал Пушкина своим наставникам в вопросах писательства, поэтому первые главы произведения читал ему, ожидая, что фабула вызовет у Пушкина смех. Однако великий поэт был мрачнее тучи – слишком безнадёжна была Россия.
Слайд 4
История создания Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых , главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!..
Слайд 5
Смысл названия Название произведения вызывает противоречивые толкования. Использованный приём оксюморона рождает многочисленные вопросы, на которые хочется поскорее получить ответы. Заголовок символичен и многозначен, поэтому «тайна» открывается не каждому. В прямом значении, «мертвые души» — это представители простого народа, ушедшие в мир иной, но ещё числящиеся за своими хозяевами. Постепенно происходит переосмысление понятия.
Слайд 6
Смысл названия «Форма» как бы «оживает»: реальные крепостные, со своими привычками и недостатками, предстают перед читательским взором. С метафорической точки зрения, «галерея» портретов правящего класса отличается мертвенностью собственных чувств и мыслей, подавляющих всё цветущее. «Хозяева жизни» просто «коптят землю», ведь человеческое естество немыслимо без истинных духовных движений. Потому их души истинно мертвы, а вот крепостные обладают созидательной, живой силой, способной изменить страну к лучшему.
Слайд 8
Характеристика главных героев Чичиков (удачливый аферист, мужчина средних лет. ) Павел Иванович – принципиально новый образ в русской литературе, представитель зарождающегося класса предпринимателей и «ловкачей». Коллежский советник в отставке, он зарабатывает себе на жизнь авантюрными махинациями, водя за нос доверчивых обывателей. Тщательно следит за своим внешним видом: модно одевается, всегда чист, опрятен. Отличается многоликой, переменчивой натурой и способностью моментально подстраиваться под обстоятельства.
Слайд 9
Характеристика главных героев Манилов (п омещик, мужчина средних лет.) Собирательный образ помещичьего класса, для которого характерны бесплотные фантазии, сентиментальность и отсутствие деятельности. Это добрый, скромный и приятный человек, который излишне любезен с окружающими людьми. Он молчалив, мечтателен, доверчив. В жизненных ситуациях Манилов теряется и конфузится. Предпочитает витать в облаках, нежели заниматься ведением хозяйства. Стремится сделать свою жизнь похожей на сентиментальный роман, идиллию, в которой нет места суровой реальности.
Слайд 10
Характеристика главных героев Коробочка (п омещица, болезненная старуха. ) Настасья Петровна – мелкая помещица, одинокая вдова, живущая в небольшой деревушке. Это аккуратная и рачительная хозяйка, которая содержит своё поместье в полном порядке. Коробочка не стремится развиваться духовно, её ничего не интересует, кроме собственного хозяйства; во всём подозревает обман и желание её надуть. В каждом человеке видит лишь потенциального покупателя, который может принести ей прибыль. Несмотря на стабильное финансовое положение, в разговоре любит прибедняться и жаловаться на жизнь.
Слайд 11
Характеристика главных героев Ноздрев (п омещик, азартный игрок, 35 лет. ) Молодой мужчина, свежий и румяный на вид. Это лихой прожигатель жизни, любитель вкусно поесть и отменно выпить. Обладая деятельной натурой, он не может усидеть дома более одного дня. Однако всю свою неуёмную энергию направляет не на благо, а на поиск новых удовольствий, развлечений, скандалов. Вдовец, отец двоих детей, воспитанием которых совершенно не интересуется. Его также мало занимает судьба поместья и живущих в нём крестьян. Способен с лёгкостью проиграть крупную сумму денег в карты, совершенно не заботясь о том, на какие средства придётся жить.
Слайд 12
Характеристика главных героев Собакевич (п омещик, физически сильный мужчина средних лет. ) Михаил Семёнович – зажиточный помещик средних лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый, неуклюжий человек. Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надёжность и практичность. Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек, знающий свою выгоду.
Слайд 13
Характеристика главных героев Плюшкин (п омещик, худой старик лет 60. ) Невероятно скупой старик, который отличается удивительной жадностью не только по отношению к зависимым от него крестьянам, но, прежде всего, к самому себе. Он ходит в обносках, недоедает, не выбрасывает, а наоборот, собирает даже самый обветшалый хлам. Однако чрезмерная экономия, подозрительность, болезненное накопительство разрушили его личность, лишили семьи и сделали “прорехой на человечестве”.
Слайд 14
ДЕГРОДАЦИЯ ПОМЕЕКОВ
Слайд 15
Интересные факты «Мертвые души» автор писал 17 лет из тех 23, которые он посвятил литературе. Гоголь начал писать произведение без конкретного плана, ожидая, что «родившаяся во мне сама охота смеяться создаст само собою множество смешных явлений» . Но постоянно прерывался вопросами «зачем», «к чему это», «что должен сказать собою характер», «что должно выразить это явление» . И далее он старался придерживаться подготовленного плана, который в первую очередь объяснял самому писателю «цель сочинения своего».
Слайд 16
Интересные факты По жанру «Мертвые души» первоначально напоминали плутовской роман, хорошо известный европейской литературе . Он был познавательным и развлекательным и не ставил перед собой цели отвечать на главные жизненные вопросы. Гоголь же хотел «привлечь взгляд всякого наблюдательного современника, ищущего в былом, прошедшем живых уроков для настоящего» . Поэтому поиски жанра еще долго продолжались, пока не был найден окончательный - поэма в прозе. «Мертвые души » замышлялись по образцу дантовской «Божественной комедии» - в трех частях: Ад, Чистилище, Рай. По этим ступеням Гоголь хотел провести некоторых своих героев в их земной жизни. Но закончен был лишь первый том - российский Ад. Уже на втором томе - Чистилище - Гоголь надломился и в итоге его сжег (даже не один раз). А к третьему - Раю - так и не приступил.
Слайд 17
Интересные факты Только завершая первый том, Гоголь отвечает на вопрос «что такое был Чичиков» . При этом он воспользовался нетрадиционным принципом композиционного перевертыша: биография главного героя обычно дается в экспозиции и предшествует раскрытию его характера в фабуле. Гоголь же, завершая фабульную историю героя, наконец рассказывает его предысторию. Те, кому посчастливилось услышать чтения Гоголем второго тома до его сожжения, вспоминают это так: «Первый том совершенно побледнел перед вторым: здесь юмор возведен был в высшую степень художественности и соединялся с пафосом, от которого захватывало дух». Во втором томе происходит борьба за душу Чичикова между силами добра и зла. В третьем же томе, по замыслу Гоголя, главный герой должен был, испытав раскаяние, обратиться к деланию добрых дел.
Сорняки
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Три загадки Солнца
Кто самый сильный?