Исследовательская работа "Математика - это торжество живого ума!" - победитель конкурса исследовательских краеведческих работ "Территория гравитации", посвящённого Году педагога и наставника (номинация) "Учителями славится Россия").
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Математика - это торжество логики и живого ума!" | 107.16 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Сузунского района
«Сузунская средняя общеобразовательная школа №301 им. В.А. Левина»
Конкурс исследовательских краеведческих работ
«Территория гравитации»,
посвящённый Году педагога и наставника
номинация – «Учителями славится Россия»
Тема
«Математика – это торжество логики
и живого ума!»
Автор – Муха Назар, 8 «Б» класс
Руководитель – Архипова Любовь Викторовна
2023
Оглавление:
1. Введение
Проблематика, цель, задачи, актуальность……………………………3-5
Краткий обзор литературных источников, место и сроки проведения исследования, их характеристика, методика исследования…………....6
Результаты исследований. Основная часть………………. …………..7
Анкетирование, выводы……………………………………………..…8-9
Учителя математики МКОУ «Сузунская СОШ №301 им. В.А.Левина» - участники инновационных процессов…………………………..……10-23
Выводы, заключение……………………………………………………24
Список источников и использованной литературы……………………25
Приложения
Введение
Проблематика
Едва ли возможно перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна есть профессия, без которой не могло и не может обойтись общество. Это УЧИТЕЛЬ. Он ведёт нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдаёт нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает нам найти свой путь в жизни. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живёт в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.
Особое место в нашей памяти занимают учителя математики. Ведь «математика - царица наук!». Математик П.Л. Чебышёв считал, что «науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность»[1].
Цель работы: воспитание чувства уважения и признательности к профессии учителя, сохранение памяти об учителях математики МКОУ «Сузунская СОШ №301 им. В.А. Левина», об их инновационной деятельности.
Задачи работы:
Актуальность
Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить считать, читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей дано не всем.
Учитель… Это слово входит в сознание каждого человека в раннем возрасте и остаётся там на всю жизнь. Родители дают нам жизнь, учитель наполняет её смыслом, даёт духовную опору, учит человечности. Профессия учителя требует и знания своего предмета, и огромного терпения. Умение воспитать у детей желание трудиться, мыслить, быть самостоятельными и ответственными – вот суть натуры учителя.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя[2].
Наш посёлок небольшой, в нём многие знают друг друга, и, наверное, профессия УЧИТЕЛЬ имеет здесь более весомый статус в социуме, нежели в городе. Учитель – носитель культуры, образованности, интеллигентности. Учителя всегда являются примером во всём.
Наша школа расположена в замечательном рабочем посёлке Сузун, который имеет богатую историю. «Сузунская СОШ №301 им. В.А. Левина» вносит также свой определённый вклад в развитие образования Сузунского района, в развитие района. В нашей образовательной организации есть замечательный Музей Боевой славы, а в 1986 году школе было присвоено имя героя Советского Союза В.А. Левина, мы свято чтим память об этом замечательном человеке, герое Великой Отечественной войны!
В 2006 году МКОУ «Сузунская СОШ №301 им. В.А. Левина» стала «Победителем Конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы». (Приложение №1) Заслуга в этом была всех педагогов, всего коллектива, но особую роль в этом сыграли учителя математики! Почему? В этом – то мы и попытаемся разобраться!
Нам бы хотелось рассказать об учителях математики, которые занимались инновационной деятельностью в этот период и их предшественниках, которые были их преемниками.
В этом и состоит актуальность нашей исследовательской работы.
Краткий обзор литературных источников. Характеристика района исследования
Своё знакомство с историей школы мы начали со школьного музея. Изучили имеющийся там материал. Особую роль в нашей работе имел сборник исследований о школе «Юбилейная книга» (отв. за выпуск Г.М. Железнова). Он помог нам сориентироваться в выборе темы исследования, в ней мы нашли информацию о педагогах. Изучив сборник «Слово об учителе» и альманах «Учителя Сузунского района, удостоенные звания «Отличник просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР» и «Почетный работник общего образования РФ» (отв. за выпуск Т.В. Камалетдинова, Е.Н. Ведерникова), мы дополнили новым материалом содержание нашей работы.
Беседы с педагогами, работавшими в МКОУ «Сузунская СОШ №301 им. В.А. Левина», с учениками, выпускниками, с работниками Сузунского краеведческого музея «Центр исторической информации», образовательные сайты нам помогли разобраться с новыми технологиями обучения (стратовой технологией), на сайте http://www.susun.ru/register нашли множество фотографий учителей и выпускников нашей школы.
Место и сроки проведения исследования – декабрь 2022 года – март 2023 года
Методика исследования
1.Работа с документальными материалами об истории МКОУ «Сузунская СОШ №301 им. В.А. Левина», об инновационной работе педагогов, о методах работы учителей математики.
2. Работа с семейными архивами.
3.Интервью с учителями, учениками, выпускниками школы.
4. Анкетирование, математическая и компьютерная обработка материала.
Результаты исследования
Основная часть
Пятого сентября 1961 года распахнула двери навстречу детям наша железнодорожная школа № 301[3]. Уже более 62 лет она даёт «путёвку в жизнь» многим выпускникам, у нашей школы особая атмосфера, потому что в ней работали и работают замечательные педагоги! Образовательная организация имеет множество наград. В 2006 году школа стала победителем Конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Что же конкретно инновационного было в нашей школе? Беседуя с учителями, мы услышали странное слово - «страты». А занимались этим учителя математики. Кто преподавал математику? На какой базе возникла в образовательной организации стратовая методика? Что для неё характерно и каких результатов добились педагоги, применяя её? Мы и попытаемся в этом разобраться.
О математике, «царице наук» много высказываний известных педагогов. «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели», считал доктор физико-математических наук А.И. Маркушевич[4]. А великий педагог К.Ю. Ушинский писал: «Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно». Константин Дмитриевич большое внимание уделял именно развитию у учащихся логики, а без этого обучение математике почти невозможно.
Мы заинтересовались, как же современные ученики нашей школы относятся к «царице наук»? И решили провести анкетирование. Опрошено было 80 человек (52 человека (5 – 8 классы); 28 (10-11 классы). Ребятам были заданы вопросы:
На первый вопрос учащиеся 5-8 классов ответили: «Да» - 26 человек, «нет» - 6, «равнодушен» - 20. Ребята 10-11 классов: «Да» -12 человек, всего – 38 человек. «Нет» - 8, «равнодушен» - 8.
На второй вопрос, «что больше всего нравится на уроках математики?», ребята отвечали: думать – 12 человек, считать – 30, решать задачи - 26, решать уравнения – 8, применять логику -4.
На третий вопрос («каким должен быть учитель математики?) школьники отвечали: умным (28), добрым (26 человек), терпеливым (8), спокойным (6), многократно повторять, объяснять непонятное (5), уметь заинтересовать (4), отзывчивым (3).
Данный опрос нам помог сделать выводы: интерес к математике у учащихся нашей школы не очень велик. Причин может быть много: возможно, увеличивается количество новых предметов, которые ребятам нравятся больше; причиной может быть и чрезмерное увлечение молодого поколения мессенджерами, компьютерными играми…отсюда и вообще угасание интереса к учёбе… Но все понимают, что без математики в жизни нам не прожить, поэтому больше всего школьники выбирают любимые занятия на уроках математики: «считать», «решать задачи», «думать»…Действительно, без развития этих навыков нам придётся трудно в жизни».
Учителя математики МКОУ «Сузунская СОШ №301 им. В.А. Левина» - участники инновационных процессов
В МКОУ ««Сузунская СОШ №301 им. В.А. Левина» работали и работают замечательные учителя математики. О них мы и расскажем в нашей работе.
Соснина Ангелина Ильинична. (Приложение №2)
Соснина Ангелина Ильинична родилась 19 декабря 1928 года в деревне Пасыл Тюменской области в семье ветерана Гражданской и Великой Отечественной войн Ильи Ивановича Крюкова. Семья была большая, 11 детей. Особенно трудно было в годы Великой Отечественной войны. Мужчины были на фронте, а все работы в деревне ложились на детские плечи. Мальчишки косили и гребли сено на лошадях наравне со взрослыми, а девочки метали стога, помогая взрослым женщинам.
В войну сеяли овес для корма лошадям, в конце мая и в июне школьники отправлялись на его прополку. Каждый получал свой участок, а затем на заработанные трудодни – свою долю овса. В годы войны это был важный продукт питания.
После войны, в 1949 году, Ангелина Ильинична поступила в Томский педагогический институт на физико-математический факультет.
В 1952 окончила его и была направлена на работу в с. Бокчар Томской области учителем математики, где проработала до 1966 года.
В 1966 году семья переехала в Сузун. Ангелина Ильинична начала работу учителем математики в школе № 301, где и проработала до 1982 года. Награждена медалью «Ветеран труда».
В семье Сосниных родилось 3 сына. Все они учились в школе №301 и после ее окончания стали военными.
Ангелина Ильинична Соснина ушла из жизни 6 мая 2014 года.
Елена Шашкова (Земляницкая), выпускница 1980-го года, вспоминает о ней: «После окончания начальной школы, которая находилась в отдельном здании, школа средняя (мы называли ее «большой») казалась нам чужой. Кабинетная система, много учителей. А. И. Соснина как-то особенно почувствовала нашу растерянность и совсем по-семейному разговаривала с нами. Что больше нравилось - уроки математики или учительница – не скажу, мы это не разделяли.
Когда Ангелина Ильинична в 5 классе предложила вечерами посещать математический кружок, пошел почти весь класс. Занятия Ангелина Ильинична вела по книге «Вечера занимательной арифметики». Но зимними метельными вечерами ходить в школу, заниматься там - это ведь трудно, и постепенно кружковцев становилось все меньше. А мне очень нравились и математические фокусы, и приемы быстрого счета, и старинные задачи.
Когда отсеялся весь класс, Ангелина Ильинична сказала: «Я вижу, тебе это действительно интересно. На память о нашем кружке я дарю тебе эту книгу». Я не поверила своему счастью. Надо ли говорить, что книга была прочитана до последней строчки. Шарады, фокусы были опробованы на одноклассниках и родителях.
Мы расстались с Ангелиной Ильиничной после экзаменов в 8 классе, пришли другие учителя: Л.П. Щерба, К.И. Пчелинцева. Да и математика стала другой: тангенсы, синусоиды – все стало серьезней и строже. Ангелина Ильинична продолжала работать в школе. Мы с какой-то ностальгией видели на переменах ее, окруженную пяти- и шестиклассниками. «Вечера занимательной арифметики» надолго были задвинуты в книжный шкаф.
Прошли годы, моя дочка училась уже в 4 классе у Скоробогатовой Галины Дмитриевны. Книга вновь увидела свет, более того, она опять стала востребована…»
«Наша Ангелинишна!», так мы её называли!» Она с нами тетешкалась, как мама. Сначала – объяснение, как быстро определить, делится ли число без остатка на 2,3,5. Потом проверяем домашнее задание. Объяснение нового материала и… кого бы вызвать к доске? Мы сидим с Ирой Малышевой. Вижу, как моя подруга меееедленно сползает под парту. Видит это и Ангелинишна: «Ира, что ты так боишься? Прямо мышка, а не Ира. Да не спрошу я тебя, не прячься». «Мышка» прозвучало не обидно, а как-то по-семейному. Кличка приклеилась к Ире на все школьные годы, да она и не возражала. С Ириной мы дружим и сейчас. А я научилась быстро (без калькулятора) считать и анализировать, что очень пригодилось в жизни»[5].
Такие добрые слова от выпускников дороже официальных, сухих характеристик.
Ковынева Валентина Ивановна (Приложение № 3)
Ковынева Валентина Ивановна родилась в 1940 году. В 1967 году окончила Новосибирский государственный педагогический институт (физико – математический факультет). В средней школе №301 преподавала с сентября 1982 года. Учитель в своей работе активно использовала индуктивный, дедуктивный, репродуктивный методы, успешно создавала проблемные ситуации. Умела чётко организовать тематический контроль знаний учащихся. Индивидуальную работу по ликвидации пробелов в знаниях вела, в основном, после уроков. У неё не было неуспевающих, на «4» и «5» учились около одной третьей учащихся. Валентина Ивановна прививала интерес к предмету через внеклассную работу: кружки - 5 (класс), факультативы (8 класс), предметные декады. Тема её самообразования: «Тематический учёт знаний учащихся на уроках математики». По данной теме проводила открытые уроки, выступала с докладами на методических объединениях. Валентина Ивановна являлась руководителем методобъединения учителей математики. В школьном музее мы нашли её «Аттестационный лист» и «Удостоверение об аттестации». (Приложение №4) за подписью начальника отдела учебных заведений управления ж/д (В.Е. Сергиенко)! Комиссия сделала вывод: «Ковынева В.И. соответствует занимаемой должности!»
Судя по этим документам, можно сделать вывод, что к аттестации педагога подходили очень строго!
Пчелинцева Клавдия Ивановна (Приложение№5)
Пчелинцева Клавдия Ивановна родилась 1 сентября 1932 года. Окончила Сузунскую СОШ №1 и поступила в Свердловский государственный педагогический институт. С 1952 года Клавдия Ивановна работала вожатой в Сузунской СОШ №301, в 1953 году перевелась на заочное отделение математического факультета НГПИ. С 1961 года начала трудовую деятельность учителем математики в Сузунской СОШ №301 имени Героя Советского Союза Левина В.А. Многие годы (с 1972 по 1989 год) работала директором.
Эта школа, её коллектив были для Клавдии Ивановны главным смыслом жизни. Начинала Клавдия Ивановна с должности завуча, и, с самого начала, с осени 1961 года, много работала с учителями, формировала коллектив единомышленников…
За добросовестный, творческий, многолетний труд была награждена знаком «Отличник народного просвещения»[6].
А вот что пишет о Клавдии Ивановне её внучка Мурзинцева Екатерина в исследовательской работе «Мне не хватает общения с моей бабушкой…»:
«…с 1951 года преподавала математику. Она всегда с большим уважением и благодарностью вспоминала свою наставницу – Руденко Валентину Николаевну, которая помогала ей, делилась с молодой коллегой опытом.
Из рассказов её учеников я знаю, что учителем она была прекрасным. Она так владела классом, так увлекала учеников, что на её уроках никто не отвлекался от темы. Учитель чётко и доступно объясняла материал и заставляла весь класс работать вместе с ней. Для многих её учеников математика стала любимым предметом, а Марина Смирнова даже связала жизнь с этой наукой, закончив факультет прикладной математики АГУ.
В силу своего неугомонного характера, а также в силу должностных инструкций, Клавдия Ивановна научила быть учителями многих из моих учителей. Вот что вспоминает о ней мой классный руководитель и учитель математики Баталова Тамара Александровна. «Я познакомилась с Клавдией Ивановной в сентябре 1981 года, когда пришла в железнодорожную школу устраиваться на работу. Проработала я с ней бок о бок 14 лет и запомнила её как знающего, строгого директора, умелого организатора, настоящего педагога и тонкого психолога...
Клавдия Ивановна была моим наставником и как учитель математики. Она помогла мне в работе над совершенствованием системы проведения урока, научила владеть классом, организовывать учащихся на работу. Она учила чётко определять цель урока и все этапы урока подчинять этой цели, объективно оценивать письменные и устные ответы учащихся и многому другому»[7].
Вот так преемственность в преподавании математики и происходила.
Баталова Тамара Александровна (Приложение №6)
Баталова Тамара Александровна родилась 27 июля 1959 года в деревне Нижний Сузун Сузунского района Новосибирской области. В феврале 1972 семья переехала в р.п. Сузун. Тамара Александровна училась в восьмилетней школе №1, а в 9-10 классах в средней школе №1. В 1976 году, успешно окончив среднюю школу, поступила в Новосибирский педагогический институт на физико – математический факультет по специальности «математика-физика». В 1981 году окончила данное учебное заведение, получив диплом учителя математики и физики. Была распределена в систему профтехобразования. Проработав 1 месяц в Сузунском СПТУ №1 преподавателем физики, перешла работать в железнодорожную школу №301 учителем математики (оказалась вакансия), где проработала учителем математики 38 лет, из них 3 года завучем (1990 - 1993гг). Ушла на пенсию в 2019 году.
Баталова Тамара Александровна имеет награды: «Почётная грамота Министерства образования РФ» (2002 год), «Почётная грамота Управления образования администрации Новосибирской области» (2000 год), Диплом «За участие в конкурсе «Урок года – 2002» в номинации «Ордината» (Управление образования Сузунского района), «Почётная грамота» от Сузунской общественной районной организации Профсоюза работников образования и науки РФ, (2014 год), Благодарственное письмо Управления образования Сузунского района (2006 год), Благодарность Управления образования (2022 год).
С первых лет работы Баталова Тамара Александровна интересовалась инновациями, изучала и применяла новые технологии в обучении. Она всегда считала, что обучение должно быть дифференцированным, поэтому применяла методы дифференцированного обучения (уровневую и профильную дифференциацию); работу в группах и парах (коллективное обучение; работу с опорными конспектами (по методу В.Ф. Шаталова); эффективные методы формирования вычислительных умений и навыков; углубление и изучение математики (7-9 класс), профильное изучение математики (10-11 класс).
Постоянно занималась внеклассной работой по предмету: декады математики; кружки, факультативы, элективные курсы, олимпиады.
Работая в школе, вела кружки по математике: «Занимательная математика», «Математика вокруг нас», проводила факультативы и элективные курсы: «Комплексные числа», «Учимся строить и читать графики» (9 класс), «Делимость чисел» (7-8 класс), «Решение практических задач» (10 класс), «Многогранники в задачах» (10 класс), «Задачи для всех» (11 класс), «Задачи повышенной сложности» (11 класс), «Уравнения и неравенства в заданиях ЕГЭ» (11 класс).
За годы работы в школе Тамара Александровна составила программы элективных курсов и апробировала их, выпустила профильный математический класс, (большинство учащихся этого класса получили после школы высшее техническое образование!), вела страту продвинутого уровня. Изучив возможности разных способов дифференцированного обучения, математики Сузунской школы №301 остановились именно на стратовой организации обучения.
Что же такое «СТРАТЫ»?
Термин “страта” был введен русским социологом и философом Питиримом Сорокиным и «обозначает группу людей, объединенных по способу и времени усвоения и переработки информации». Педагогическая цель стратового обучения: способствовать полноценному развитию каждого учащегося с учётом его интеллектуальных, личностных, эмоциональных, социальных, индивидуальных особенностей развития.[8]
Суть «стратового» обучения состоит в следующем: учащиеся одной параллели распределяются на несколько групп («страт») по данному предмету. При этом предмет преподаётся во всех стратах по единой программе, но с различной глубиной и скоростью усвоения материала.
Разделение на страты производится в интересах учащихся на основании индивидуальных свойств, способностей, интересов и их уровня подготовки, при этом учитываются желание учеников, их родителей, экспертные оценки педагогов, рекомендации психолога. Структура страт является гибкой – по истечении каждой учебной четверти возможен переход ученика от одной страты в другую в соответствии с его учебными достижениями и интересами.
Успешность нововведения в большой степени зависела от согласованности действий всех педагогов, занятых в стратовом обучении. Важно было правильно подобрать кадры. Работа в стратах низкого уровня требует высокого методического мастерства, умения работать с учащимися, имеющими трудности в обучении и несформированную учебную мотивацию, владения методами коррекционно-развивающего обучения. Работа в высшей страте требует от учителя более глубокого знания своего предмета и одновременно более широкой эрудиции, способности разрабатывать творческие задания. Важно было, чтобы все педагоги одинаково заинтересованно отнеслись к проблемам каждого ребенка параллели.
Баталова Тамара Александровна вспоминает об этой методике: «Стратовая дифференциация была апробирована учителями нашей школы в 2005 – 2007 годах. У меня была I страта (высокий уровень подготовки). Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в стратах высокого уровня:
- развитие пространственного воображения, мышления - качеств, необходимых для овладения математическими знаниями, для продуктивной жизни в обществе;
-формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- знакомство с математикой как частью общечеловеческой культуры, понимания её значимости в век информационных технологий.
Изучение нового материала проводилось на более высоком уровне: в полном объёме, с доказательствами, дополнительными фактами. После обработки обязательных заданий предлагались задания среднего и повышенного уровня».
С 2003 по 2007 годы Тамара Александровна участвовала не только в работе районной экспериментальной площадки «Стратовая дифференциация», но и принимала участие в экспериментальной работе по разработке авторских программ элективных курсов. Разработала свои программы для четырёх элективных курсов с 8 – 11 класс и апробировала их.
В этот же период совместно с коллегами – математиками участвовала в разработке КИМ по математике для 5-х классов.
Баталова Т.А. предоставила отчёт о результатах работы по данной технологии, приложив фрагмент документа: «В первой стратовой группе легко сочетались фронтальные формы обучения и индивидуальная работа на уроке, организация самостоятельной работы по изучению материала и работа с конспектом.
Анализируя качество знаний по результатам контрольных работ за текущий учебный год, делаю вывод, что качество знаний учащихся не растёт в прямо пропорциональной зависимости, а колеблется от 58% - 87%, что объясняется сложностью отдельных тем, недоработками учителя и субъективными причинами (пропуски уроков).
Стратовая дифференциация обеспечила движение учащихся первой группы к более высокому уровню знаний и развитию личности. Это выражается в следующем:
- Все учащиеся научились отвечать устно у доски, объяснять решение заданий на основе алгоритмов и изученной теории, говорить математическим языком, устанавливать осмысленно взаимосвязь между понятиями.
- Каждый ученик владеет практическими умениями и навыками на уровне стандарта и выше, что подтверждается результатами зачётов, контрольных работ, итогового тестирования.
- Наблюдается качественный рост уровня знаний отдельных учащихся»…
Учащиеся страт высокого уровня умели устанавливать логические связи, легче и быстрее усваивать научные понятия. Поэтому в стратах высокого уровня обучение шло в более быстром темпе, увеличивался объём и глубина изучаемого материала. Использовался дедуктивный метод обучения, проблемные методы. На уроках больше времени уделялось самостоятельной работе, самопознанию, использовались опорные конспекты, опорные знаки».
Математики района, директора школ неоднократно были на уроках Тамары Александровна Баталовой. Она всегда была требовательна к себе и ученикам.
Многие её выпускники с теплотой отзываются о ней. «Моя любимая учительница – это Баталова Тамара Александровна. У каждого учителя есть свой подход к ученикам, но у нее особый подход. Мне нравится, как она ведет геометрию, алгебру. Тамара Александровна хоть и строгая, но справедливая! Если мы что-то не понимаем, она объясняет ещё и ещё. Я немного завидую 8 классу, Тамара Александровна у них классный руководитель. Я учусь в школе последний год, и меня это огорчает. Я знаю, что буду скучать по школе, по учителям и особенно по Тамаре Александровне Баталовой», так писала в воспоминаниях ученица 11 класса Анна Чувашова[9].
Щерба Любовь Петровна
Щерба Любовь Петровна родилась 10 февраля 1945 года в городе Алейске. Там же пошла и в школу, проучилась 1 и 2 класс, затем семья переехала в Казахстан. Там жили до 1959 года, затем «вместе с Путьрем5» переехали в Сузун для строительства железной дороги. В Сузуне училась в школе с 8 по 10 класс. В 10 классе обучение проходила в школе рабочей молодёжи (и работала, и училась). Об этом периоде она вспоминает: «В посёлке строилась новая школа. Мне и моей подруге очень хотелось принять в этом строительстве участие. Нас многое там привлекало: и трудность дела, и комсомольский задор, и веселье молодых строителей. Но строительство велось, в основном, зимой, так как летом почва была топкой, поэтому для участия в строительстве надо было оставить учебу в школе. Что мы с подругой и сделали, несмотря на папины возражения. Прежде чем стать строителями, нам пришлось учиться и сдавать экзамен по специальности «штукатур». Экзамен мы сдавали в школьных мастерских. Это был наш первый объект. Когда закончилось строительство, наша школа считалась самой современной в районе. Она отапливалась из кочегарки, самого высокого здания на территории школы, а также имела внутренний туалет»[10].
В 1962 году Любовь Петровна успешно окончила школу и поступила в Барнаульский пединститут на физико – математический факультет по специальности «учитель математики». В 1966 году, после окончания института, была направлена учителем математики в Ребрихинский район, село Подстепное. Проработав там 1 год, приехала в Сузун, устроилась учителем математики в Сузунскую школу №301.
Несколько лет работала воспитателем группы продлённого дня. В школе отработала с 1967 – 2022 гг. Ушла на заслуженный отдых в июле 2022 года.
Щерба Любовь Петровна имеет награды: «Почётная грамота» Министерства образования и науки РФ (2005 год), Школьные грамоты и благодарности, Почётный знак к 85-летнему юбилею Сузунского района (2009 год).
Во время работы в школе Щерба Любовь Петровна применяла различные формы и методы работы, но особенно её интересовали вопросы причины неуспеваемости учащихся. Как построить урок, какие применить методы и приёмы, чтобы повысить качество обучения? Работала по темам самообразования: «Учебник в обучении математики», «Самостоятельная работа с книгой», «Вычислительные навыки на уроке», «Работа по проверке домашнего задания как основном способе закрепления изученного»…
Любовь Петровна вела кружки: «Различные вычислительные навыки», «Различные системы счисления», «Подготовка к математическим олимпиадам, решение задач повышенной трудности», «Различные способы доказательства теоремы Пифагора».
О стратовой методике Щерба Л.П вспоминает: «В 2004 году у меня были два пятых класса. 5а – более сильный, 5б – средний и ниже среднего. На секции учителей математики мы познакомились с формой обучения деления на страты, обсудили и решили попробовать. Обговорили все тонкости применения новой технологии с Серушковым Ю.П., директором школы. Два класса разделили на группы».
I страта –высокий уровень знаний математики (учитель – Баталова Т.А.)
II страта – средний уровень знаний. Ребята старательные, но у них не всё получалось из-за разной подготовки в одном классе. (учитель Серушкова Г.В.).
III страта – низкий уровень знаний. У ребят этой группы не было ни интереса, ни желания заниматься предметом. Эту страту взяла я, так как индивидуальное обучение и работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению, была моя тема самообразования.
Программа у всех страт была одна и та же, только с учётом особенностей детей».
«На доказательства я обращала меньше внимания, - делится воспоминанием Любовь Петровна, - а больше внимания уделяла правилам и формулировкам, практическому применению знаний. Так как дети были одинаковой подготовки, то они не боялись выходить к доске, были активными. Если кто – то добивался лучших результатов, то мог перейти во вторую страту, из второй в первую.
Результаты увидела не сразу. Вначале были двойки, но к концу году ребята выровнялись, показали хорошие результаты. Конечно, пятёрок не было, так как они выполняли задания из ОРО. Но такая работа была залогом на перспективу. Мне пришлось полтора года поработать в Сузунском ПТУ, где мои ученики успешно справились с ЕГЭ. По работе в стратах мы проводили открытые уроки, математические викторины. Прекратили заниматься в стратах из-за отсутствия финансирования»
«Страты – это хорошая форма обучения, - делает вывод Любовь Петровна, - но нужно исходить из возможностей школы. Учителей математики должно быть не менее трёх!»
Из бесед с педагогами мы пришли к выводам, что ведущим методом работы при стартовом обучении на уроке является проблемный, который обеспечивает максимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся по овладению способами познания науки. Исследовательские задачи помогают вести поэтапное обучение умению осуществлять поисковую работу. Проблемные методы срабатывают эффективнее, если на уроке сотрудничество, личностно - ориентированные отношения.
Серушкова Галина Васильевна
Серушкова Галина Васильевна родилась в 1956 году, в р.п. Сузун. С 1972 – 1976 гг. училась в Новосибирском государственном педагогическом институте, на физико – математическом факультете (специальность – математика). В СОШ №301 проработала 38 лет и 5 месяцев: почти 36 лет – учителем математики и 3 года – воспитателем группы продлённого дня. Ушла на пенсию в 2015 году.
Галина Васильевна имеет грамоты поселкового и районного уровня и Почётную грамоту Главы Новосибирской области.
В своей работе использовала уровневую дифференциацию и стратовую дифференциацию, преобладающие формы работы с учащимися: фронтальные, групповые, индивидуальные, работу в гомогенных парах (одинаковых по развитию) и в парах «учитель – ученик».
Вела кружок «Занимательная математика», факультатив «Решение задач повышенной сложности».
Серушкова Г.В. вспоминает о стратовом обучении: «Им мы занимались с 2003 по 2007 уч. год. В это время функционировала районная экспериментальная площадка «Стратовая дифференциация». Почему мы решили в нашей школе использовать проведение этого эксперимента? Такая организация учебного процесса позволяет развивать учащихся с высоким темпом обучения, предупреждать отставание учащихся с высоким темпом обучения, предупреждать отставание школьников с низким темпом и прочнее усваивать материал учащимся со средним темпом обучения.
Считаю, что минусом может только служить составление расписания уроков и оплата труда учителя, которая будет зависеть от количества классов одной параллели».
В рамках представления данной технологии педагоги школы: Баталова Т.А., Серушкова Г.В., Щерба Л.П. давали открытые уроки для директоров школ района; представляли стратовую методику на заседаниях районного методического объединения учителей математики; участвовали в создании методического фильма «Стратовая дифференциация», который стал Дипломантом 7-го Регионального конкурса образовательных видеофильмов в 2006 году. Его проводило выставочное общество «Сибирская ярмарка».
Галина Васильевна с теплотой вспоминает данную инновационную деятельность и советует молодым педагогам продолжить это начинание!
В школьном музее собрано много отзывов выпускников школы об учителях, многие с теплотой вспоминают годы учёбы в школе.
Наталья Гринько (когда была студенткой 4 курса НГТУ), вспоминала об увлечении математикой: «Моя любовь к математике началась с первой олимпиады в 4 классе. Именно тогда я поняла, что эта наука гораздо красивее и интереснее, чем кажется на первый взгляд. Помогла мне это понять Галина Дмитриевна Скоробогатова. Уже и не помню, когда я нашла в шкафу книгу «Вечера занимательной арифметики», но помню, что прочла ее быстро, на одном дыхании. Даже задачки подобрала, чтобы классный час провести, но класс мои старания не оценил.
Зато вскоре Галина Васильевна Серушкова порекомендовала меня в школу одаренных детей, которая проходила в лагере «Патриот». Впервые я увидела своих ровесников не только из Сузунского, но и Маслянинского, Черепановского районов, столь же увлеченных математикой. Мы взахлеб решали задачки, сражались в математических боях, спорили… У всех горели глаза!
Математика – это торжество логики и живого ума, карта сокровищ и букет сухоцветов… такая же загадочная, красивая и вечная!»[11]
Выводы (Приложение №7)
Занимаясь данной исследовательской работой, мы поняли, что перед нами предстали образы настоящих мастеров педагогического труда. Нам интересны были их судьбы, в которых отражалась история нашей страны, нашего посёлка. Мы убедились в том, какие это энергичные люди, большие профессионалы, влюбленные в своё дело. Учителя с большой буквы! Чуткое отношение к каждому ребёнку, желание изменить подход к предмету, чтобы улучшить успеваемость и качество знаний учащихся, каждодневные хлопоты о своих питомцах – из всего этого состояла и состоит жизнь наших педагогов.
Я горжусь, что в нашей школе работали такие талантливые педагоги! Их труд - в их учениках!
Конечно, о некоторых учителях материал собран не полностью, но мы надеемся продолжить работу в этом направлении.
Мы рады, что нам посчастливилось пообщаться с самими учителями, а также с людьми, которые их знают.
А ещё мы узнали подробности Стратовой системы обучения.
Реализация данной инновации получила хороший результат – все выпускники 2007 года успешно сдали государственный экзамен! Может быть, стоит продолжить применение данной методики и в наше время?
Заключение
Благодарим ветеранов педагогического труда: Щерба Л.П, Серушкову Г.В., Баталову Т.А., которые рассказали нам о себе, о реализации стратовой дифференциации; работников школы: Лукьянову С.В., руководителя школьного Музея– за предоставленный материал о педагогах; Кравченко И.Г., Гиривую И.В. – за воспоминания о работе те времена; работников краеведческого музея «Центр исторической информации» Железнову Г.М. и Прошунину И.А., которые работали в годы, представленные в работе; семью Максутовых за помощь в сборе материалов о Сосниной А.И.
Список источников и использованной литературы
[2] https://edu.gov.ru/
[3] Юбилейная книга: Сборник исследований, сочинений и очерков о любимой школе № 301, об её учителях и выпускниках. Т.1: [Текст]/ ред. Ю.П. Серушков; отв. за вып. Г.М. Железнова – Сузун: МОУ «СОШ № 301», 2011. –
с. 60: ил.
[5] Юбилейная книга: Сборник исследований, сочинений и очерков о любимой школе № 301, об её учителях и выпускниках. Т.1: [Текст]/ ред. Ю.П. Серушков; отв. за вып. Г.М. Железнова – Сузун: МОУ «СОШ № 301», 2011. –
с. 60: ил.
[6] Альбом «Учителя Сузунского района, удостоенные звания «Отличник просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР» и «Почетный работник общего образования РФ» создан в 2015 году /ред. Л.В. Архипова; отв. за выпуск Т.В. Камалетдинова, Е.Н. Ведерникова.- Сузун: ММС.
[7] Слово об учителе: Сборник стихов, сочинений и очерков об учителях Сузунского района.[Текст ]/ ред.С.Н.Архипов; составитель – Н.Ю.Железнова; отв.за вып.Е.Н.Ведерникова.- Сузун: ИИО, 2010.-48 с.: ил..
[9] Слово об учителе: Сборник стихов, сочинений и очерков об учителях Сузунского района.[Текст ]/ ред.С.Н.Архипов; составитель – Н.Ю.Железнова; отв.за вып.Е.Н.Ведерникова.- Сузун: ИИО, 2010.-48 с.: ил..
[10] Юбилейная книга: Сборник исследований, сочинений и очерков о любимой школе № 301, об её учителях и выпускниках. Т.1: [Текст]/ ред. Ю.П. Серушков; отв. за вып. Г.М. Железнова – Сузун: МОУ «СОШ № 301», 2011. –
с. 60: ил.
[11] Юбилейная книга: Сборник исследований, сочинений и очерков о любимой школе № 301, об её учителях и выпускниках. Т.1: [Текст]/ ред. Ю.П. Серушков; отв. за вып. Г.М. Железнова – Сузун: МОУ «СОШ № 301», 2011. –
с. 60: ил.
Фильм "Золушка"
Весёлая кукушка
Рисуем белые грибы пастелью
Глупый мальчишка
Заколдованная буква