Сочинение написано на основе краеведческого материала.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie._deti_v_godv_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx | 17.89 КБ |
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне
И пусть мы были маленькими очень.
Мы тоже победили в той войне.
Роберт Рождественский
Передо мной тетрадь из архива школьного музея. На обложке написано: «О войне 1941-1945 годов и жизни нашей деревни Великуша. Посвящаю потомкам своим. Читайте и вспоминайте Марию Никоноровну».
Я читала страницу за страницей и не могла оторваться. Мария Никоноровна Удалова-
учительница Пахтусихинской школы Ветлужского района обращалась к своим потомкам. А значит и ко мне. В этой тетради она писала о том, как пришла беда на нашу землю: началась Великая Отечественная война. Как люди узнали о начале войны, как провожали мужчин на фронт безутешные родители , жёны и дети. Кто постарше, уже понимали, что происходит, а маленькие плакали, потому что плакали все.
Пожилая учительница страницу за страницей описывала, как работали люди, как жили, как поддерживали друг друга, рассказывала о том непосильном труде, который лёг на плечи женщин, стариков, детей.
Даже девяти и десятилетние мальчики и девочки , даже ещё младше, тоже не сидели без дела. Они делали всё. Что говорила мать. Уходя на работу: полить в огороде, прополоть грядки, картошки натереть для «жимчиков» ( смешивая с мукой натёртый картофель пекли для замены хлеба). Корову на двор застать, дать её и телёнку накошенной травы, накормить поросёнка. Также маленькие дети выходили на прополку колхозной картошки и турнепса. «Ребятишкам работы хватало с утра до вечерней зари. С работы маму свою встречают со слезами, сильно уставали. Мать по головке их погладит и тоже сквозь слёзы скажет: «Сейчас поедите и отдохнёте, а у меня дел ещё много, - так пишет в своих воспоминаниях Мария Николаевна, которая тогда уже работа учителем начальных классов. – Поедят ребятишки и поскорее в постель, быстро от усталости засыпали». Так вот и жили в годы войны и взрослые, и малые дети: в работе, в заботе, в тревоге за своих отцов и братьев, которые были на фронте.
В 1941 году ещё у каждой семьи было своё хозяйство, это потом, в 1943 скотину было уже кормить нечем, крестьянские дворы почти опустели, без сильных мужских рук, лошадей, техники женщины и подростки не могли справиться с работой в колхозе и у себя.
О двенадцати тринадцатилетних и говорить нечего. Они работал почти наравне со взрослыми. Боронили на быках землю в поле, пахарю помогали лошадь за вожжи по борозде водить. В сенокос тоже не сидели дома, помогали сено к стогам подвозить, а зимой – в лесу дров напилить и к дому подвезти. А ещё заставляла мама лапти плести. «Улыбнётся мама и скажет: « Лапти сплети ,сынок, новенькие покрасивее, с подзоринками. А ещё попросит свои залатать. Берёт мальчуган лыко и принимается за работу», -так пишет об этом в своих воспоминаниях Мария Никоноровна.
Как же питались дети в годы войны? Утром мать сварит в печи чугунок картошки, поставит перед ребятишками, и они ели с удовольствием. У утра варилась в русской печке еда на целый день: овощной суп без мяса ( у нас его называют похлёбка) на обед, она же была и на ужин.
Дети собирали головки клевера, их сушили, а потом смешивая с небольшим количеством муки, выпекали вместо хлеба. А ещё собирали «песты» , парили их в печке и тоже ели. Они были сладковатые на вкус и нравились ребятишкам. Вместо сахара с чаем ели вяленую свёклу.
Конечно, не могла сельская учительница не написать про школу в годы войны.
Дети даже в военное время школу посещать не прекращали. Обутые в лапти, в чистых онучах, холщовых рубашках ежедневно были в школе. Учились без лени, с большим старанием. Учебники выдавали на двух-трёх человек, иногда два – на всю деревню. Но учебники были в полной сохранности. Берегли следующим классам. Бумаги для письма тоже не хватало, потому приходилось писать на картоне и на старых газетах( учитель разлинует в нужную линейку).Уроки готовили при тусклом свете лампы, так как керосина порой не было, а иногда просто с лучиной.
В школе детей кормили бесплатно горячим овощным супом.
Когда в семью у кого-то из учеников приходила похоронка, переживали все, это было общее горе.
В конце своих воспоминаний Мария Никоноровна написала: «Всё, что я здесь писала – правда, хотя вспоминать мне об этом тяжело, ручка от пережитого горя в руках дрожала, и немало было пролито слёз».
Дети войны. Сейчас в нашем селе их осталось немного. Многие болеют, почти не выходят из дома. А те, кому Бог даёт здоровья, не сидят без дела, видимо, сказывается трудовая военная закалка.
Дети военных лет. Разные люди, разные судьбы. Но всех их объединило одно - чёрная тень войны коснулась их судеб. Это время отпечаталось в их сердцах навсегда.
Именинный пирог
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Мост Леонардо
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Белый лист