Научно-исследовательская работа по литературе.Болдинский период раскрыл Александра Сергеевича Пушкина в полной мере. Однако немногие замечают, что именно в Болдине происходит момент, когда поэт прощается с молодостью и былыми увлечениями. Это новый этап взросления, как и новый рубеж в его творчестве.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 52.57 КБ |
ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ
ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
Секция: Литературоведение
Тема: Болдинская осень А.С. Пушкина
Автор: Филатова Полина Максимовна
Научный руководитель Будаева Лариса Ешиевна
Место выполнения работы: ГБОУ СПО «Гусиноозёрский энергетический техникум» 1 курс, Гусиноозёрск
2022-2023г.
II.1 Слово о Пушкине………………………………………………………………………………….....4
II.2 Начало осени………………………………………………………………………………..…….…...5
II.3Повести Белкина………………………………………………………………………………..……...6
II.4 «Октябрь уж наступил…»………………………………………………………………….………...8
II.5 На болдинской земле………………………………………………………………………….…….10
Пояснительная записка
Актуальность темы гений Золотого века русской поэзии А.С.Пушкин, спустя два века остаётся одной из главной опорой нашей культуры. Удивительный талант, словно луч света, пробирается сквозь людские пороки, завораживает своей глубиной и богатством языка, освещая путь своим преемникам.
Правительство тогдашней России однозначно недооценивала творчество Пушкина, и всячески пытались остановить тот поток мыслей, что поэт так усердно стремился донести. Однако сейчас никто не смеет запрещать исследовать бесконечный мир его произведений, размышлять над прочитанным. Важно знать, что Александр Сергеевич писал не только лирические стихи, но и сказки, историческую прозу и произведение в поддержку революционеров - за вольнодумство поэта даже оправляли в ссылки. За два с небольшим десятилетия Пушкин совершил то, что в других знаменитейших и старейших литературах мира было достигнуто за много столетий: за этот короткий промежуток времени он возвел русскую литературу в один ранг с ними, придав ей одновременно истинно национальный и общечеловеческий характер. О нём писал такие строки «При имени Пушкина, - пишет Гоголь, - тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…». / 7, / Что уж говорить о его многочисленных трудах, за свои годы Александр Сергеевич написал около восьмисот стихотворений, пятнадцати прозаических произведений, двенадцати поэм и семи сказок. А еще исторические произведения, статьи и произведения, которые он не закончил.
Цель и задачи: расширить знания об Александре Сергеевиче Пушкине: показать его труды в самый плодотворный период, уникальность пушкинского дарования. Работа с книгами, журнальными и газетными материалами.
Объект: Болдинская осень и творчество А.С. Пушкина
Методы исследования: частично-поисковый, теоретический анализ литературных источников.
II. 1 Слово о А. С. Пушкине
Проходят годы, дни, « каждый час уносит частичку бытия», а мы не перестаем любить Пушкина и пророческими кажутся слова Тютчева, обращенные к поэту:
«Тебя как первую любовь
России сердце не забудет».
Все знают, какую роль в становлении людей, их нравственности, в воспитании « чувств добрых» играет поэзия. Она радует, успокаивает, потрясает, окрыляет. Она раскрывает такие понятия, как вечность, время, любовь, вера. Она главный источник нравственной силы. Она доступна всем.
Не зря вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: «При имени Пушкина, тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. /2./ В истинность этих слов несложно поверить, Пушкин сопровождает нас с самых малых лет. В детстве это сказки, помогающие избавиться от страха и погрузиться в мир чудес. В момент формирования наших идеалов, подростковые годы, и, конечно же, при выборе своего жизненного пути. Невозможно отделиться от этого, ведь в каждом из нас остаётся на долгие годы частичка творчества Александра Сергеевича.
Труды творчества Пушкина неоценимы, это сокровище национальной русский литературы. Сколько всего будущих поэтов опираясь на его работы, все больше погружались в мир искусства, позже создавая свои работы, но все, же не отрекаясь от первоначального истока. Во все времена найдется тот человек, который поведет неразумные умы на вершину, освещая путь знаниями или умениями, но как, же простой человек может прославить свою имя на многие годы вперед, ведь время течет бурной рекой меняя до неузнаваемости все, что когда-то было таким привычным. Однако история знает не мало имен что буквально вошли в историю мира на века. Одним из таких людей является Александр Сергеевич Пушкин. Его произведения, что в те времена, что сейчас находят огромный отклик по всему миру. Гипнотизируя своим слогом, он прививает любовь к литературе, вдохновляет на поступки, воспитывает. Показывает, что даже если мир меняется, актуальность тех проблем общества, о которых он писал всегда, к сожалению, будет. Абсолютно все сферы жизни общества, так или иначе, затрагивают творчество Пашкина.
II.2 Начало осени
В конце лета 1830 года Пушкин Александр Сергеевич выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед тем как сесть в кибитку, он запечатал письмо другу и поэту П.А. Плетневу, в котором сообщает, что отправляется в Болдино.
Перед свадьбой отец выделил поэту небольшое имение в родовой вотчине. Предполагалось, что предстоящая женитьба должна была сделать его безгранично счастливым человеком. Однако чувства Пушкина были далеки от этого. По дороги ему вспоминаются слова Баратынского, и его утверждение о счастье в браке. Плетнев же в свою очередь пытался всячески успокоить поэта. Думалось Александру Сергеевичу и о покойном дяде, Василии Львовиче, и о похоронах которого пришлось хлопотать ему, племяннику. Пушкин навестил его, когда он был уже беспамятстве. Очнувшись, Василий Львовичу знал племянника, погоревал, потом сказал, помолчав: «Как скучны статьи Катенина!» - и более не произнес ни слова. Пораженный он так остался стоять, размышляя о том, что старый поэт, неуимчивый человек, он умер с мыслями о литературе. Их связывало многое, в том числе и то, что именно дядя привез его в Петербург для определения в лицей. Сейчас же возвращаясь спустя девятнадцать лет в нижегородское село Пушкину предстояло увидеть родную вотчину своими глазами. Все же, как бы ни одолевали мысли, но дорога делала свое дело, отвлекала и настраивала на стихи.
На третий день своего путешествия Пушкин впервые увидел Болдино: одноэтажный деревенский дом за мелким частоколом, рядом вотчинная контора, церковь и длинная деревня с избами, украшенными резьбой. Ничего подобного поэт не видел ни в Новгородской, ни в Псковской губерниях. В первые же дни поэту пришлось вникать в скучные деловые дела. Вскоре в барском доме появился вотчинный писарь Петр Киреев и занялся тем сочинительством, в котором он был искуснее даже самого Александра Сергеевича. Сочинения отсылалось в Сергачский уездный суд, но, как водится, адресовалось на «высочайшее имя». /3. /Еще с прошлой зимы Александр Сергеевич начал слагать стихи, но, видно не было случая или, же настроения, они оставались не законченными до этого момента. Спустя семь дней Пушкин закончил болдинское стихотворение «Бесы».
В «Бесах» строка за строкой кружила и неслась куда-то вьюга, занося дороги, плюя в очи снегом, сбивая с пути. Каждый русский знал это дорожное чувство тревоги и тоски, когда вьюга плачет и злится, а летучий снег уже не просто снег - он кажется чем-то неведомым и злым, толкающим в овраг коня…/1. /Далее прекраснейшее стихотворение «Элегия», которое было завершено восьмого сентября, а следующий день повесть «Гробовщик». Так проходит месяц в страхе за свою жизнь и пером в руке. Пока первого октября не пришло известие, что холера в Москве.
Пушкин проклял тот час, когда решил расстаться с невестой. Он приказал завершить дела своему помощнику, болдинскому писарю Петру Кирееву, быстро сложился и в тот же день выехал из села. Одолеваемый мрачными мыслями поэту оставалось лишь надеяться, что Наталья Гончарова уехала из Москвы. Бесконечные вопросы захлестывали разум Александра Сергеевича. Он медленно тащился по раскисшему тракту - в конце сентября в этой местности зачастили дожди. Дорога превращалась в ящик с грязью. Но путь длился не долго.
Сначала Пушкин наткнулся на заставу. Несколько вооруженных дубинами мужиков охраняли переправу через речку. Затем они стояли с повелением никого не пропускать, мужики хорошенько не понимали. Пушкин стал доказывать, что где-нибудь впереди наверняка учрежден карантин - не сегодня, так завтра он на него наедет. Мужики не соглашались. Пушкин предложил им серебряный рубль. Они колебались недолго. Перевезли на другую сторону и пожелали ему многие лета. Вскоре он и впрямь наехал на карантин. Там строгости были иные. Никакие резоны не действовали. Или сиди две недели, чтобы тебя пропустили до следующего карантина, или возвращайся, откуда пришел. Пушкин предпочел вернуться. /2/
II. 3 Повести Белкина
Повести Белкина- жемчужины болдинской осени 1830 года. /2. / В свет они вышли в октябре 1831 года под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Несколько ранее поэт попросил Плетнева, чтобы он поговорил с книгопродавцем и сказал ему, что Пушкин имеет отношение к этим повестям. Хотя до поры он и решил держать свое имя в полусекрете. В этом был свой расчет, поэт признался в этом Плетневу: «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется – и которые напечатаем…Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает. Конечно, Пушкин так пошутил. Булгарина он не боялся, и все же повести Белкина должны были появиться в свет так, словно их на самом дели, написал никому не известный Иван Петрович Белкин. Чем глубже поэт проникался сознанием значительности таких людей, как Белкин, тем больше ему открывался смысл жизни людей простых, нечиновных, небогатых. О жизнь таких людей надо писать не стихи, а прозой, все чаще задумывался Пушкин.
«Иные нужны мне картины»,- писал Александр Сергеевич в «Евгении Онегине» чуть перешагнув тридцатилетний рубеж. Пушкин знал, что подходит в своем творчестве к новому рубежу. Жестокие обстоятельства обернулись вдохновением, стихами и прозой.
В конце сентября похолодало, продолжительные дожди размывали дороги так, что люди буквально утопали в них. Наступило время подтапливать печь и кутаться, что Пушкин категорически не любил и даже в такое время сидел в одной рубашке, с открытой грудью. Не любил он также, когда его отвлекают и в доме об этом все знали. Писал поэт под треск свечи, которые сам и менял, это создавало какую-то свою атмосферу, строки, словно их кто-то заколдовался, писались сами собой. Это отвлекало его от переживаний о невесте, которая осталась в Москве, во времена холеры.
Первой была написана повесть «Гробовщик», она стала началом той литературы, которая поворачивает русскую прозу к прозе жизни. Повесть полностью исключала философичность, суть была не в ней, как могло бы показаться. Грубая житейская правда, с которой сталкивается человек в своей жизни вот она истинная суть. Мало чего общего имел его гробовщик Адриан со своими собратьями, которых изображали Вальтер Скотт и Шекспир. Никаких контрастов, нечего особо значительного, а тем более многозначительного. Его гробовщик угрюм и задумчив, тоже по-своему человечен в стремление наладить и сохранить домашний быт, в желание иметь хорошие отношение с соседями-ремесленниками. Таков, кажется, на самом дели сосед Гончаровых, которого Пушкин видел от силы раза два. Хотя предполагает, что он такой же, как и тот гробовщик, что хоронил его дядю. Так же норовит обойти конкурентов и предложить свои услуги родственникам покойного. Переживания клиентов Адриана обошли стороной. Впрочем, история, которую рассказывал Пушкин не была замысловатой.
Не осложняя текст лишними подробностями, поэт рассказывает так, что читатель хорошо все ведет, а кроме того, улавливает легкую, но колкую усмешку в адрес, не только гробовщика Адрияна и его новых знакомых, сапожника Шульца и будочника чухонца Юрко, но и в сторону сложившихся в литературе правил.
После повести «Гробовщик» вскоре Пушкин заканчивает «Станционного смотрителя». По мнению, сложившемуся в истории русской литературы, самая значительная среди повестей Белкина. Почему? Потому что в ней впервые зазвучала тема маленького человека, униженного и оскорбленного враждебными ему обстоятельствами жизни. /2/Ирония присутствует во всех повестях Белкина, но именно в «Станционном смотрителе» она более добрая и окрашена грустью и состраданием. Полностью отрицая свой стиль в написание, словно не Пушкин пишет, а какой-то другой человек, что кардинально отличается от повести «Гробовщик». Направление реализм показывает реальную простых людей незатуманенную не понятными терминами и лживыми языками. Поднимаются такие проблемы как: конфликт отцов и детей, одиночества и, конечно же «маленький человек». В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена точка зрения главных героев, суть их существования. На их примере можно вывести главную проблему нашего общества, а именно человек думает, что его жизнь — это веление судьбы и не хочет брать ее в свои руки, боясь невесть чего, вследствие опустошает себя, теряя контроль на своей жизнью.
В третьей повести Белкина Пушкин делится впечатлением о таких вот уездных барышнях. В основе повести - традиционная для литературы тема любви. В контексте, которой появляются проблематика в плане моральной и социальной жизни. Любовь тема непростая и даже на пути взаимной любви могут стоять серьёзные преграды способные как укрепить чувства, так и разрушить в лучшем случае их. Идя против условностей, главный герой будет вознагражден.
Тема ценности жизни человека раскрыта в повести «Выстрел». Повесть включает в себя две главы, события которых происходят с разницей в несколько лет. Сама история рассказывается от лица человека, который и сам узнал ее от других людей. В которой неумение ценить свою жизнь приводит к печальным последствиям, но вовремя осознавая ее в некоторых случаях человек приходит к выводу о ценности жизни любого существа.
Последней из цикла является повесть «Метель», что в своем поднесение оказывается борьбой человека и природной стихии. Три главных героя, и все троя попадают в метель, но на каждого из них стихия сказывается по-разному, что приводит к разным концам. Человеку подготовленному, твердо идущим намеченным курсом такая метель не страшна, но если нет, то человеку не так уж просто отыскать свою дорогу. Здесь речь идет не столько о природной стихии, сколько об определенном жизненном кризисе. Герои сталкиваются с серьезными испытаниями, которые все расставят по местам.
В двадцатых числах Пушкин заканчивает поесть «Метель» и понимает, что это конец повестям Белкина. Нельзя было начать этот небольшой цикл с «Гробовщика», и со «Станционного смотрителя». Публика этого просто не поймет, ей подавай что-то привычное, позагадочнее. Так что конечный порядок всех пяти повестей поэт установил в конце их написания.
Пушкин был доволен. Перед ним лежала рукопись книги, небывалой дотоле в русской литературе. Это он хорошо понимал. Не случайно по возвращению из Болдино Пушкин сразу же стал хлопотать об издании этих повестей отдельной книгой. /2/
Публикацией повести Белкина Пушкин дал бой,- прежде всего канонам романтизма, которые были и в прозе, и в литературе. Бой за установление в русской прозе новых для нее реалистических принципов.
Хотя повести Белкина и были закончены, но Александр Сергеевич знал, что это лишь начало нового пути русской прозы. Эти повести открывали новые горизонты для будущих поколений.
II.4 «Октябрь уж наступил…»
По просьбе священника Пушкин произнес в церкви речь об эпидемии. «…Я бы хотел переслать тебе проповедь мою здешним мужикам о холере,- шутил он в письме к Плетневу,- ты бы со смеха умер, да не стоишь ты этого подарка» /2/Конечно смеху во всем этом было мало. До Болдино стали доходить слухи о мятежах. Для Пушкина Болдино стало превращаться в Горюхино. Все что окружало его вплоть до серых изб напоминало поэту повесть «История села Горюхино», которую он написал не так давно. Однако даже эти события не помешали Пушкину наслаждаться осенним временим года. По утрам походя к окну, он отмечал с отрадным чувством, что березка все еще не рассталась со своим размокшим желто-алым нарядом, словно говоря, чтобы поэт не унывал в эти безрадостные дни. Хотя радоваться было не чему. Дождь казалось, становился только сильнее. Изредка можно было увидеть, как кто-нибудь побежит через огромные лужи в церковь.
Все это Пушкин изобразил в стихах, адресованных «румяному критику». Все было списано с натуры. Он сам подивился тому, сколько скорбной силы, сколько ударяющей по сердцу печали заключалось в этом будничном для деревне эпизоде.
«-Что ж ты нахмурился? - обращался он к своему критику, нарисовав это.
-Нельзя ли блажь оставить! - возражал тот,- ему, конечно, не по натуре оказались все эти деревенские новости; ему хотелось другого: - И песенькою нас веселой позабавить?» /1/
Но вот только Пушкин считал, что людям надо чаще показывать горькую правду. Пусть знают, что есть на свете такая вот безрадостная осень, и вся эта неприглядная жизнь.
И вот десятого октября 1830 года Пушкин закончил стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый…». Само стихотворение построено на диалоге автора и его собеседником, по-видимому, упрекавшим поэта за чересчур правдивое воспроизведение деревенской жизни.
Неожиданно Пушкин заканчивает еще одно стихотворение «Паж, или пятнадцатый год». Легкомысленность и влюбленность юноше казалось, забавляло поэта. Однако при прочтение хотелось искренне в этому высказыванию юных чувств. Это стихотворение является данью юности. Прогуливаясь по окрестности Болдино, Пушкин невольно вспоминал себя и своих друзей-лицеистов. Задумываясь, как персонаж этого стихотворения похож на них в годы легкомысленной юности.
С окрестностями Болдино связано много событий. Болдинцы ходили в рощу за грибами. Поначалу, когда простой люд встречал барина, которому захотелось там прогуляется, они пугались роща-то барская, а и грибы не на оброк, а себе, но со временем привыкли, молодой барин, кажется гнать их не собирался. Часто, когда туда ходили молодые девушки из рощи доносились звонкие песни.
В той роще он повстречал Февронью Вилянову дочь бывшего крепостного Ивана Степановича Вилянова. Девушка была грамотна и настолько красива, что затмила всех болдинских девушек, но удивила она поэта после того как назвала читанных ею авторов. Среди которых был всеми позабытый Эмин, сочинения которого пользовались популярностью в прошлом веке. В разговоре о прочитанном она проявляла забавляющую Пушкина рассудительность.
Хотя по началу Иван Степанович на сына Сергея Львовича поглядывал косо. Но Пушкин сумел внушить ему доверие. С дочерью он виделся всегда при нем да и разговаривал с ней мало. Больше- с ним. Вилянову это льстило. Сам он был уже не молод и любил всякий свободный час уединятся на пасеке. Вот туда-то и заглядывал Пушкин. Старый крестьянин угощал его медом, рассказывал о всяких случаях из своей жизни.
«Воспоминания о прожитых годах, неотступные, как прибой, преследовали Пушкина.
«Безумных лет угасшее веселье...» «Печаль минувших дней…»
В октябре Пушкин воскресил один из этих, близких ему в недавнем прошлом, образов.
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминания.» /.1/
Это было прощание с годами молодости.
«Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
За последними двумя строками оживала болью встреча с Вильгельмом Кюхельбекером…» /1/
Находясь на станции Зализы, Пушкин ожидал лошадей, когда во двор завернула телега с арестантами. В одном из них поэт узнал Кюхлю….
«Мой брат родной по музе, по судьбе» Такие строки написал о нем осенью 1825 Пушкин в день лицейской годовщины.
Было безмерно событий, произошедших в болдинском период. Одним из таких событий является законченная работа под романом в стихах «Евгений Онегин». Кому, как не Пушкину понять те порывы сердца его героя, в ту болдинскую осень.
Как было сказано ранее Пушкин не раз еще бывал в Болдино, и в одном из таких визитах, а именно в 1833 году он пишет стихотворение «Осень». Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки и рассказ о вдохновение. Перечитывая его поэт остался доволен. Он смог передать то чувство что ощущал, когда прибывал в имение отца.
II.5 На болдинской земле
Однозначно Пушкин Александр Сергеевич внес большой вклад не только в русскую литературу ну и в культуру русского человека. Сейчас, как и тогда люди, понимающие насколько это важно для будущего поколения, стараются сохранить его творчество и научить понимать.
Прошло много времени с того момента, когда Пушкин последний раз был в Болдино. Конечно в те времена все было иное, и от того времени осталось не так много. Но от тех, старых, времен сохранили многие придорожные дома, и затейливые наличники, и всякую иную резьбу по фасадам. Подобной резьбой, когда-то мог любоваться Пушкин.
Дорога в город Горького, который во времена Пушкина именовавшийся Нижним Новгородом, ведет мимо Владимира к Волге. Сердцевина лесостепного края, в котором затерялась Большое Болдино. Впрочем, это раньше можно было сказать «затерялось». Все изменила революция.
«В 1918 году болдинцы постановили:
«И на месте сим желательно увеличить память великого поэта А.С. Пушкина (а также равно день великой нашей русской революции), по обнаружению чего единогласно постановили: данную усадьбу, на ней постройки, сад и при ней полевую землю взять на предохранительный учет…»» /1/
К 150-летию со дня рождения поэта в Болдино открылся пушкинский музей. Сначала он был размещен в доме вотчинной конторы. Спустя почти четверть века, музеем стало главное здание усадьбы. В нем всеми силами воссоздавалась обстановка, которая могла бы быть при Александре Сергеевиче. К сожалению, в Болдино не сохранилось предметов быта и мебели, принадлежащих семье Пушкина. Люди тянутся к Пушкинской поэзии во все времена и естественно все хотя бы раз хотелось бы побывать в местах, где когда-то побывал и любимый поэт.
Круглый год едут и едут на встречу с Пушкиным люди. К нему не зарастет народная тропа. /1/
Самыми насыщенными днями в году в Болдино являются начало июня. Под березами заповедной рощи, где не раз прогуливался Пушкин, сейчас там собираются тысячи людей не только из Болдино, но и из самых отдаленных уголков нашей страны. Люди, посетившие Болдино не раз утверждали, что чувствовали, как им казалось, единение с этим местом. Словно не где прежде они не чувствовали такого прилива душевных сил. Та атмосфера, что царит там долго еще не затмевалась в умах обычных граждан. Многие приезжали в город Горького не только для того чтобы посетить рощу и музей, но и прогуляться по местным пейзажам, которые когда-то вдохновляли всем известного поэта.
III. Заключение
Болдинский период раскрыл Александра Сергеевича Пушкина в полной мере. Однако не многие замечают, что именно в Болдине происходит момент, когда поэт прощается с молодостью и былыми увлечениями. Это новый этап взросления, как и новый рубеж в его творчестве. Перед ним открываются раннее не известный край его работ. Но стоит помнить, сколько всего принесла болдинская осень и не важно в какие года. Каждый раз, когда он приезжал туда на свет появлялось что-то совершенно новое. Что поражало не только умы взрослого человека, но и детей. Творчество Пушкина в этот период имело свои особые черты, по которым их можно было бы отличить. Болдинская осень 1830 года отличается чувством тревоги, сердечных метаний и чем-то ностальгически грустным. Слова о плодотворности этой осени будут излишне, ведь каждый знает об этом. Сам Пушкин писал к Плетневу такие строки: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все (весьма секретное). Написал я прозою 5 повестей («Повести Белкина». - Н.С.)….»/6/
Именно в этот период Пушкин написал около 30 стихотворений, Среди и любовные элегии, и произведения философского и политического характера и разнообразные подражания, и жанровые картины и описания природы и эпиграммы. Отличительной чертой многих болдинских стихотворений Пушкина является не только оригинальность содержания, но и композиционное своеобразие.
Александр Сергеевич Пушкин оказал влияние не только на творчество многих поэтов и писателей своего времени, но продолжает оказывать и сегодня, потому что его творчество - глубокое, философское осмысление - продолжается до сих пор. И он истинно русский поэт. Он всегда будет современен. Лучше, чем Н.В. Гоголь, не скажешь, который еще при жизни Александра Сергеевича, в 1832 году, сказал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Поэтическому дару Пушкина одинаково были подвластны мир лирических чувств и героический гражданский пафос, образцы русского эпоса и народной сказки, истории и современности. Лично на меня творчество Пушкина оказало огромное влияние. Особенно мне понравились следующие его высказывания, цитаты и афоризмы: «Чтение - вот лучшее учение!» и «Мечтам и годам нет возраста».
Поэзия и проза Пушкина болдинской осени поднимается до небывалых высот философских обобщений и художественного совершенства. Трудно назвать другого поэта, произведения которого была бы столь насыщена философскими раздумьями, как произведения Пушкина.
Библиография
Зимовье зверей
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Как нарисовать китайскую розу
Новый снимок Юпитера
О путнике