Исследование влияния театральной деятельности на повышение интереса к чтению.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_nigreeva_a._2_a_klass.docx | 35.74 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 14 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самаркой области
XV региональная научно-исследовательская конференция учащихся
2-7 классов «Юный исследователь»
Номинация: «Литературоведение»
Исследовательская работа на тему:
«Театр. Читай и смотри»
Работу выполнили:
Нигреева Анастасия
ГБОУ СОШ № 14
2 А класс
Научный руководитель:
Картунова Анастасия Андреевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 14
Жигулевск, 2022г.
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Историческое значение театральной деятельности | 5 |
1.1.От древности к современности | 5 |
1.2. Влияние театрализованной деятельности на развитие ребёнка | 11 |
Глава 2. История зарождения и развития театрального кружка в школе | 9 |
2.1 Освоение актёрского мастерства в театральном кружке | 11 |
Дикция и артикуляция | |
Мимика и жесты | |
Пластика тела | |
2.2. Разработка анкеты и анализ полученных данных социологического исследования среди учащихся и родителей | 14 |
Заключение | 17 |
Список литературы | 20 |
Приложение | 21 |
Введение
Школьный театр – это школа добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием чего-то неизвестного. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать.
Основными источниками для написания работы послужили труды К. С. Станиславского, Н.И. Сац, Л. С. Выготского, З. В. Савковой, А. П. Немеровского.[11]
Цель исследования: изучить этапы становления театрального искусства от ритуального действия до спектакля и проследить влияние театра на развитие интереса к литературному чтению.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-познакомиться с литературой по данной теме;
- рассмотреть значение театральной деятельности в историко - культурном направление;
- найти подтверждения о влиянии театральной деятельности на развитие ребенка;
-разработать анкету и провести анкетирование среди родителей и учащихся;
В процессе исследования выдвинута гипотеза: рассматривать школьный театр как важную составную часть учебно-воспитательного процесса в школе.
База исследования: ГБОУ СОШ № 14 г. Жигулевск.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы данного исследования были использованы на занятиях литературного чтения, музыки, классных часах и родительских собраниях.
Глава 1.Историческое значение театральной деятельности
За 25 веков своего существования театр прошёл путь от ритуального действия до спектакля.
Истоки театра лежат в древних охотничьих игрищах и массовых народных обрядах. Охотничьи пляски, прежде всего, носили учебно-тренировочный характер и служили целям воспитания, сплочения коллектива на основе познания действительности.
У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха), покровителя виноделия. Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами-песнями, прославляющими Диониса. В 6 веке до нашей эры в эти праздники был введен сценарий. Так появились первые спектакли. Вскоре праздники были перенесены в специальные места-театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди сочинявшие пьесы для театра.
Театральное искусство постепенно приходило в упадок. Светские театры были закрыты; зрители объявлены заблудшими душами, актеры – детьми сатаны.
После Октябрьской революции, в 1919 г. Российский театр, как в античные времена, был признан делом государственным, профессиональные негосударственные театры были запрещены.
1.2 Влияние театрализованной деятельности в школе на развитие личности ребёнка, а так же на формирование интереса к чтению.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. А мы дети очень любим играть! Театральные игры развивают наши эмоции, учат дружить, быть добрыми, четными и смелыми.
Когда мы работаем на занятия в театральном кружке, каждый проигрывает своего героя, представляет его внешность, черты лица, голос, его движения. Творчество каждого участника проявляется в том насколько он точно изобразить своего героя. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства.
Новая роль, особенно если это диалог персонажей, улучшает речь, ее грамотность, мы начинаем активно пользоваться словарем и наш словарный запас начинает пополняться новыми словами.
Театр помогает нам фантазировать и воображать. Театр учит сопереживать происходящему, раскрепощает участника постановки, повышает уверенность в себе. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, мы - ученики учимся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными. Мы становимся добрее друг к другу, более собранными, стараемся помочь друг другу.
Наш педагог создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения мыслей и чувств, поощряет желание ребят быть непохожими на других, помогает раскрыть наши творческие способности.
Во время занятий в кружке мы очень много читаем детской литературы. Потом происходит процесс обсуждения прочитанного. Постепенно каждый из нас заметил, что процесс чтения стал доставлять радость. В процессе пересказа наша речь стала более грамотной и уверенной. Многие ребята, в том числе и я стали чаще участвовать в конкурсах чтецов разного уровня и у нас даже есть победы в окружных и областных конкурсах и фестивалях.
Глава 2. История зарождения и развития театрального кружка
Всё началось в 2017 году, когда наш классный руководитель решила создать театральный кружок в школе. Мы тогда еще ходили в детский сад, и наша будущая учительница со своими учениками приходили к нам в детский сад и показывали спектакли. Тогда мне и захотелось попасть именно к этому учителю и в этот театральный кружок. В 2021 году я поступила в 1 класс к Анастасие Андреевне. Занятия в кружке начались со 2 четверти 1 класса. Анастасия Андреевна Картунова хотела, чтобы на занятиях царили любовь и взаимопонимание, как в настоящей семье, но при этом, чтобы каждый ребёнок смог проявить себя, а также она хотела привить нам интерес к чтению художественной литературы, тем самым повысить интерес к чтению.
За долгие годы работы с детьми, у классного руководителя сформировалось четкое представление о том, что театр вырабатывает чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающими. Дети учатся общению в процессе театрализованной деятельности, обретают веру в свои силы и возможности.
В театральный кружок принимаются все желающие, но наш класс в полном составе посещает кружок. Несмотря на то, что нас много, ролей хватает на всех.
Выбор спектакля всегда проходил при бурном обсуждении.
Для учащихся нашей школы, учителей, родителей проходят спектакли, утренники, сказки. Наш театральный кружок частый гость в детском саду «Радуга».
Ребята понимают, что актёр - это не только цветы и аплодисменты, которые еще нужно заслужить, но прежде всего тяжелая работа, и огромная ответственность перед зрителем. Ничего нельзя сделать хорошего, не потратив собственных сил. У педагогов часто не хватает терпения позволить детям "разыграться", "натворить что-нибудь". Анастасия Андреевна видя "ошибку", не стремиться ее устранить своим «гениальным" подсказом. Она позволяет ученику быть творцом, а не исполнителем чужих идей и замыслов. Главное снять с учеников страх перед ошибкой. Во время занятий в кружке используется индивидуальный подход, поскольку ребята имеют разный уровень подготовки.
2.1 Освоение актёрского мастерства в театральном кружке .
Дикция и артикуляция
Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Выбрана пьеса, распределены роли по желанию. Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым. Далее юные артисты учатся выразительно читать предлагаемый текст, заучивают наизусть стихотворные строчки и прозу. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием дикции и артикуляции.
Прежде всего, мы должны развить своё дыхание. (Приложение № 1) Основными правилами при работе над дыханием являются:
- Не перебирать дыхания, так как при переборе трудно организовать верную атаку звука и плавное голосоведение;
- Не начинать звука без достаточной дыхательной поддержки;
-Дыхание во фразе надо распределять так, чтобы и в конце фразы его было бы достаточно.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Для этого мы делаем артикуляционную гимнастику, куда включаются упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка (Приложение № 2).
После разогрева артикуляционного аппарата мы уделяем внимание работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т. п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на упражнениях, и скороговорках (Приложение № 3).
Зеркало — большой помощник в работе над артикуляцией и дикцией. Нужно научиться контролировать себя с помощью зеркала. Лицо должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения.
2.2. Разработка анкеты и анализ полученных данных социологического исследования среди учащихся и родителей.
Что знают современные школьники и родители о театре? Часто ли они посещают этот храм искусства? Чтобы получить ответы на наши вопросы, мы решили опросить обучающихся начальных классов ГБОУ СОШ № 14 г. Жигулевск и их родителей. В своих анкетах мы интересовались, актуальны ли походы в театр, если да, как часто вы бываете в театре; хотели бы вы играть в театре; что лично вам даёт театр? (Приложение 4)
В анкетировании приняли участие:
родители - 55 человек;
учащиеся школы - 150 человек, и среди них дети, которые играют в школьном театре.
Ответы родителей были следующие:
1.Актуальны ли походы в театр?
«да» - 37 %
«нет» - 63%
2.Как часто вы бываете в театре?
«раз в месяц» - 19%
«раз в год» - 33%
«никогда» - 48%
3. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался в театральном кружке?
«да» - 39%
«нет» - 26%
«не знаю» - 35%
4. Что лично вам даёт театр?
«что – то новое, интересное» - 32%
«положительные эмоции» - 56%
«ничего» - 12%
По результатам анкетирования мы выявили причины, по которым родители не посещают театр:
Результаты и анализ анкетирования учащихся таковы:
1. Актуальны ли походы в театр?
«Да» - 28 %
«Нет» - 72%
2. Как часто вы бываете в театре?
«раз в месяц» - 39%
«раз в год» - 30%
«никогда» - 31%
3.Хотели бы вы играть в театре?
«да» - 34%
«нет» - 31%
«не знаю» - 35%
4. Что лично вам даёт театр?
«что – то новое, интересное» - 26%
«положительные эмоции» - 67%
«ничего» - 7%
Результаты анкетирования учащихся позволили сделать следующие выводы: походы в театр не актуальны, так как дети предпочитают играть в компьютер или общаться в социальных сетях. Однако в театр ребята идут с удовольствием. Особенно интересны ответы ребят, которые занимаются в театральном кружке в школе.
На вопрос «Что лично вам даёт театр?» были получены следующие ответы:
- стали увереннее чувствовать себя на уроке, на сцене;
-исчезли страх и скованность;
- развилась речь;
- обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические;
- исчезла закомплексованность в индивидуальном поведении и общении;
- стал выигрывать конкурсы чтецов;
- стал больше читать книг.
Опрос показал, что искусство театра в настоящее время популярно среди детей, но есть свои причины, по которым они не всегда могут принять участие в школьных постановках:
Заключение
За время существования школьного театра было представлено много постановок: новогодние спектакль «Курочка Ряба и Новый год», «В поисках цепи златой» по сказке Пушкина, спектакль по правилам дорожного движения «По дорогам сказок», в преддверии народного праздника Масленица мы с ребятами поставили спектакль «Как Иванушка Масленицу спасал», накануне Пасхи был подготовлен и реализован спектакль «Пасхальная сказка». В течение 1-2 класса мы принимали активное участие в окружных и областных конкурсах чтецов, где занимали призовые места и становились лауреатами.
Цель исследования достигнута.
В заключение работы, можно сделать следующие выводы, что:
1.Уроки театра в школе благоприятно влияют на формирование интереса к чтению, а так же повышают уровень читательских умений.
2.Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
3.Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, действительно: школьный театр создает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала личности ребёнка и формирования интереса к чтению.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
2.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., "Флинта", 1997.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
4.Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности М.: просвещение 1998.
5.Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1998 .
6. «Записки актера Щепкина. М.: Искусство, 1988
7.Михалева О.И. Школьный театр в эстетическом пространстве школы М.: Искусство в школе, 2001.
8.Немеровский А. П. Пластическая выразительность актёра М.: Просвещение 1979
9.Поль Л. Сопер Основы искусства речи. «Яхтсмен» 1995.
10. Савкова З. В. Техника звучащего слова: Методическое пособие М.: «Владос» 1998
11. К. С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» 1978
12. К. С. Станиславский «Работа актёра над собой» 1953
13.http://www.dissercat.com/content/shkolnaya-teatralnaya-pedagogika-kak-sotsialno-kulturnyi-fenomen
14.http:// ( mkhk/teatr-srednevekovja)
15.http://dramateshka.ru/
Приложение №1
Упражнения для тренировки речевого дыхания
1. Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук БМММ, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа
2. Стоя или сидя, вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его заполнение). Выдохнуть через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются. Повторить 5—6 раз.
3. Сделать несколько брюшно-носовых выдыханий: а) стоя быстро втянуть мышцы живота и одновременно резко выдохнуть через нос, вдох обычный (повторить 4—6 раз); б) то же самое сидя и во время ходьбы.
4. Грузинский хор
Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.
6.«Дровокол»
Стоя, ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.
7.«Регулировщик»
Стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить «Р-р-р-р». Темп средний. Повторить 5-6 раз
Приложение № 2
Артикуляционная гимнастика
1. Активизация мышц губ.
2. Активизация языка.
3. Активизация мышц нижней челюсти.
4. Активизация гортани.
5. Закрепление активизации мышц артикуляционного аппарата.
Произношение основной таблицы гласных звуков: И-Э-А-О-У-Ы.
Приложение № 3
Упражнения для дикции.
1.«Мою окно»
ПРИ-ПРЭ-ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ
2.«Мою полы»
ТРИ-ТРЭ-ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
3.«Жонглирую»
БИППИ - БЭППЭ-БАППА-БОППО-БУППУ-БЫППЫ
4.«Серсо»
СИ-СЭ- СА-СО-СУ-СЫ
5.«Игра в теннисный мяч»
ТИ-ТЭ-ТА-ТО-ТУ-ТЫ
6.«Завожу машину»
ЗИС – ЗЭС-ЗАС-ЗОС-ЗУС-ЗЫС
Скороговорки
***
Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
***
Вез корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
***
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
***
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
***
Мышки сушек насушили, Мышки кошек пригласили.
Приложение №4
Анкета для родителей и учащихся
Уважаемые учащиеся и родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо письменно ответить на вопросы. Ваши искренние ответы нам необходимы для написания исследовательского проекта.
«да»
«нет»
«раз в месяц»
«раз в год»
«никогда»
3.Хотели бы вы играть в театре? Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок играл в театре?
«да»
«нет»
«не знаю»
4. Что лично вам даёт театр?
«что – то новое»
«хорошее настроение»
«ничего»
«свой вариант»
_______________________________________________________
Большое спасибо!
Ласточка
Прекрасная химия
Плавает ли канцелярская скрепка?
Почему Уран и Нептун разного цвета
Ручей и камень